Русский язык 9 класс. Тема "Сложное преждложение"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Изучение нового материала

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложное предложение

Слайд 2

Цели работы: 1.Изучить теоретический материал по данной теме. 2. Суметь создать теоретические блоки по каждому виду С.П. 3. Применять данный материал в практической деятельности при изучении С.П.

Слайд 3

Сложные предложения бессоюзные союзные сложносочинённые сложноподчинённые с соединительными союзами с разделительными союзами с противительными союзами с придаточными изъяснительными (дополнительными) с придаточными определительными с придаточными обстоятельственнными

Слайд 4

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или более частей, связанных между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей, но без союзов. Знаки препинания (: ; , -) 1.Скрипят клесты, звенят синицы. 2.Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. 3. Печален я : со мною друга нет. 4.Лето припасает- зима поедает.

Слайд 5

Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности.

Слайд 6

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. с соединительными союзами с разделительными союзами с противительными союзами

Слайд 7

НИ СОЛНЦА МНЕ НЕ ВИДЕН СВЕТ, НИ ДЛЯ КОРНЕЙ МОИХ ПРОСТОРУ НЕТ. Соединительные ( перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим). И, да (=и), ни-ни, тоже, также

Слайд 8

Разделительные союзы ( указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких). Или (иль), либо, то-то, не то - не то, то ли – то ли. То светило солнце, то шёл дождь.

Слайд 9

Противительные союзы ( одно явление противопоставляется другому). А, но, да(=но),однако, зато, же. Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.

Слайд 10

Сложноподчинённое предложе́ние (СПП) — это вид сложного предложения , для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обусловливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли

Слайд 11

В И Д Ы С П П Изъясни - тельные Определи - тельные Обстоятель - ственные Присоедини - тельные Какой? Чей? Который? ?? Косвенных падежей ?? Обстоятельств [ сущ. ] , ( с.сл. ) [ ] , ( с.сл., союз ) [ ] , ( с.сл., союз ) [ ], ( с.сл. ) ?

Слайд 12

Придаточные определительные 1.Над долиной, где мы ехали, спустились тучи. [ сущ…, (где …),… ] . 2. Мы ночевали в гостинице, в которой остановились [ … сущ. ] ,( в которой…).

Слайд 13

Придаточные изъяснительные 1. Ты говорил, что придешь ко мне. [… гл ] ,( что…). 2. Я рад, что вы успешно закончили свою работу. [… кр. прил. ] ,( что…).

Слайд 14

Придаточные обстоятельственные Виды обстоятельственных придаточных придаточные образа действия и степени придаточные места придаточные времени придаточные причины придаточные следствия придаточные цели придаточные сравнения придаточные условия придаточные уступки придаточные присоединительные

Слайд 15

Вопросы Союзные слова Где Куда Откуда Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт.

Слайд 16

Вопросы Союзы Когда Едва Лишь Только Пока С тех пор как Лишь только Как только В то время как По мере того как Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся.

Слайд 17

Вопрос Союзы Если Если бы Если…то Раз Когда (= если) Коли Когда бы Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.

Слайд 18

Вопросы Союзы Потому что Так как Ибо Оттого что Вследствие того что Благодаря тому что Тем более что В связи с тем Что Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.

Слайд 19

Вопросы Союзы Чтобы Для того чтобы Дабы С тем чтобы Затем чтобы Только бы Лишь бы Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

Слайд 20

Вопрос Союзы Как Словно Точно Будто Как будто Подобно тому Подобно тому как Мы спешили изо всех сил, как будто за нами кто-то гнался.

Слайд 21

Вопросы Союзы Как Как будто Точно Чтобы Ученик всё сделал так, как требовал мастер.

Слайд 22

Вопросы Союзы, союзные слова Так + (наречие) Что Как Сколько Насколько Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил.

Слайд 23

Вопрос Союзы, союзные слова Хотя Несмотря на то что Пусть Пускай Как ни Что ни Куда ни Кто ни Где ни Сколько ни Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

Слайд 24

Вопрос Союз Так что Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

Слайд 25

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными основные виды предложений с последовательным подчинением придаточных с параллельным подчинением придаточных с однородным подчинением придаточных (соподчинение) 1. Она сказала ему, что , если он болен, надо лечиться. [ … гл ] ,( что,(если…)…). 2.Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня. (Когда…), [ … сущ ] ,( которых…). 3. Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце. [ … ] , (когда…), (…).

Слайд 26

Сложные предложения с различными видами связи Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону все выше и выше; казалось, что конца не будет подъему. [ … ] ; […] , (что…) Сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью По сумрачному небу носились туманы, и, хотя шел только третий час дня, было темно. [ … ] , и, (хотя…), [ … ] .

Слайд 27

Выводы: Таким образом, сложные предложения в первую очередь нужны для отображения различных семантических отношений между компонентами. Кроме того, данные предложения позволяют сделать речь более информативной и выразительной. Функция стилевой дифференциации также играет важную роль. Сложные предложения характерны для книжных стилей и письменной речи.



Предварительный просмотр:

Тема:   Сложноподчиненные предложения с                                  придаточными изъяснительными. Подчинительные союзы и их правописание.

Цель:   углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить находить придаточные изъяснительные, повторить правописание подчинительных союзов; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать культуру речи, любовь к чтению и художественной литературе.

Ход урока

I. Объявление темы и цели урока

II. Мотивация учебной деятельности школьников

Чтение эпиграфа и работа с ним.

III. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Проверка домашнего задания.

(Учащиеся читают толкование слов «изъяснить», «изъяснительный».)

   2. Беседа с учащимися.

1) Что такое сложное предложение?

2) Какие существуют виды сложных предложений?

3) Какие виды придаточных предложений вы знаете?

4) На какие вопросы придаточные определительные?

   3. Лингвистическое моделирование.

Замените прямую речь косвенной. Начертите схемы полученных предложений.

  1. «Где вы были?» - спросил отец.
  2. «Мы были в магазине», - ответили мы.

IV. Изучение нового материала

  1. Слово учителя.

    Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства. Это чаще всего глаголы говорения и мысли ( сказал, ответил, спросил, подумал, вспомнил, решил, гордился,обрадовался, почувствовал и др.), реже – другие части речи: прилагательные, наречия, существительные ( рад, известно, ясно; разговор, сообщение и др.).

  1. Мы знаем ( что знаем?), что они выполнят обещание.
  2. Говорили ( о чем говорили? ), будто его видели в городе.
  3. Я рад ( чему рад? ), что вы успешно закончили работу.
  4. Она дала слово ( в чем? ), что выполнил все точно и аккуратно.

Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами:

  1. при помощи союзов что, как, будто,чтобы;
  2. при помощи союзных слов, относительных местоимений;
  3. при помощи частицы ли, употребленной в значении союза.

В главном предложении при поясняемых словах может быть указательное слово то, которое служит для выделения содержания придаточного предложения. С р а в н и т е :

1) Ему было трудно признаться, что он совершил этот поступок.

2) Ему было трнудно признаться в том, что он совершил этот поступок.

Придаточное изъяснительные используются для передачи косвенной речи. С помощью союзов что, как, будто выражают косвенные сообщения, с помощью союза чтобы – косвенные побуждения, с помощью союзных слов и частицы ли – косвенные вопросы ( после косвенного вопроса вопросительный знак не ставится).

V. Закрепление изученного материала

1. Анализ языковых явлений.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания; укажите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными; составте схемы 2 и 4 предложений; особое внимание обратите на правописание союзов.


  1. Я полюбил эту маленькую окраину и был уверен что она самая живописная в мире.
  2. Ей снится буд(то)(бы) она идет по снеговой поляне.
  3. Что(бы) не говорили а я выполню эту работу.
  4. Я всегда удивлялся как успевал этот уже старый человек делать сразу несколько дел.
  5. Берись за(то) к чему ты сроден коль хочеш что(б) в делах успешный был конец.
  6. Ты рада что ты дома?
  7. С кем поведешься (от)того и наберешься.
  8. Вы не должны судить меня (по)тому что я делаю.
  9. (По)этому берегу идти лучше (по)тому что здесь больше тени.

2. Лингвистическое конструирование.

Преобразуйте простые предложения в сложные, заменяя выделенные слова придаточными изъяснительными или придаточными определительными; запишите сложноподчиненные предложения, расставляя знаки препинания; выделите грамматические основы.

О б р а з е ц: 1) Участвующие в спектакле ушли на репетицию.- Те, кто участвует в спектакле, ушли на репетицию.2) Мы читали о путешествиях Пржевальского.- Мы читали о том, как путешествовал Пржевальский.

1)Приезжающие в Киев любуются прекрасными памятниками (древне)русской литературы и иску..тва.

2)Он рассказывал о поездке по Днепру.

3)Прибывшие на к..нференцию были размещены в городской гостинице.

4)Мы внимательно следили за игрой нашей сборной.

5)Он попросил помощи у друзей.

6)Все были рады наступлению долгожда(н/нн)ой весны.


3. Лингвистическое моделирование.

Составте сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, используя слова в рамках; выделите грамматические основы.

Показалось, будто…

Приказал,чтобы…

Узнайте, кто…

Непонятно,что…

Интерестно, чем…

Трудно понять, почему…

VI. Подведение итогов урока

     Беседа с учащимися.

  1. Что такое сложное предложение?
  2. Какие существуют виды сложных предложений?
  3. Какие виды придаточных предложений вы знаете?
  4. На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
  5. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
  6. При помощи чего придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняему слову?
  7. Какое место по отношению к главному занимают придаточные изъяснительные?
  8. На что надо обращать внимание при написании союзов?

VII. Домашнее задание

           Выучить и повторить теоретический материал.



Предварительный просмотр:

Тестовые задания по теме «Сложноподчиненные предложения»

I вариант

1.        Какие из следующих утверждений верны?

A.        Сложные предложения могут быть союзными, сложносочинёнными, сложно
подчинёнными.

Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.

B.        Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации
(без союзов и союзных слов).

2.        Союз, связывающий части сложного предложения: «Был уже весенний месяц
март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре», является...

A.        Подчинительным.
Б. Соединительным.

B.        Разделительным.
Г. Противительным.

3.        Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в кото
ром указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух
или нескольких?

A.        Тоже, и, да (в значении И), ни-ни.
Б. Или (иль), либо, то-то, не то.

B.        Однако, а, но, да (в значении НО), зато, же.

4.        Определите вид предложения: «Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг дру
га, летели жёлтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга».

A.        Простое.

Б. Сложносочиненное.

B.        Сложноподчиненное.
Г. Бессоюзное.

5.        Найдите среди данных предложений сложносочинённое.

A.        Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бес
смысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чём не хотелось думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

B.        Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее
шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

6.        Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

A.        Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выраже
ние глаз изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

B.        Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

  1. В предложение: «Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов» вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
  2. Прочитайте предложение: «Выпал снег и ...», продолжите его дважды, добавив:

а) однородное сказуемое; б) простое предложение.

9.        Запишите предложение: «Надвинулась туча, и подул сильный ветер», вставив
обособленный оборот после союза И.

10.        Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом И.
Запишите полученное предложение.

Приближается теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег

11. Укажите предложение (знаки препинания в них не расставлены), структура ко
торого соответствует схеме:

[безличное], и [двусоставное].

A.        На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

B.        На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.


12.        Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

A.        Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выеха
ли за ворота крепости.

Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.

B.        Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопре
деленный звук похожий на чей-то голос.

Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени милые моему сердцу.

13.        Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует
схемам.

A.        [двусоставное ], и [безличное].

Б. [безличное], и [однако... двусоставное].

B.        [безличное], и [безличное].

14.        Дополните предложение: «Мой рассказ слушали равнодушно, и потому...»,
указывая на следствие.

II вариант

1.        Какие из следующих утверждений верны?

A.        Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интона
ционной законченностью.

Б. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.

B.        Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчи
ненными.

2.        Прочитайте предложение: «Голова болела, сознание же было ясное, отчетли
вое». Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи:

A.        подчинительного союза;
Б. союзного слова;

B.        сочинительного союза;
Г. интонации.

3.        Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в кото
ром одно явление противопоставляется другому?

A.        Тоже, и, да (в значении И), ни-ни.
Б. Или (иль), либо, то-то, не то - не то.

B.        Однако, а, но, да (в значении но), зато, же.

4.        Определите вид предложения:  «Стиснутая черными чащами и освещенная
впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель».

A.        Простое.

Б. Сложносочиненное.

B.        Сложноподчиненное.
Г. Бессоюзное.

5.        Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

A.        Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как
говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.

B.        Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться
на них.

          6.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней. Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

7.        В предложении «Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок»   опустите общий
второстепенный член и запишите полученное предложение.

8.        Прочитайте предложение: «Отец заправил бензином машину и ...». Продолжите
его дважды, добавив:

а) однородное сказуемое; б) простое предложение.

9.        Укажите предложение (знаки препинания не расставлены), структура которого
ответствует схеме: [безличное], и [безличное].

A.        Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б.
Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

B.        Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

10.        Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

A.        Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова вы
полняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.
Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

B.        Уже вечерело и народ возвращался с полей.
Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.

  1. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза И: «К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной».
  2. Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом И. Запишите полученное предложение.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.

13.        Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схеме.

A.        [безличное], [зато ... двусоставное].

Б. [двусоставное], [также ... двусоставное].

B.        [неопределенно-личное], и [двусоставное].

14.        Дополните предложение: «Тучи закрыли небо, и от этого...», указывая на
следствие.

Контрольные карточки по теме «Сложноподчиненные предложения»

К-1. Выпишите сложноподчиненные предложения с союзами кто, какой, расставляя знаки препинания.

I.        1. Кто б смел искать девчонки нежной в сей величавой в сей небрежной законода
тельнице зал? 2. О взгляни приветно в час разлуки на того кто с гордою душой (не)боится ни
людей ни муки кто умрет за честь страны родной. 3. Кто живет без печали и гнева тот не лю
бит Отчизны своей. 4. Тот кто вид_л хоть однажды этот край и эту гладь тот почти березк_
каждой ножку рад поцеловать. 5. Кто на лавочке сидел кто на улицу гляд_л Толя пел Борис
молчал Николай ногой к_чал.

II.        1. Такая чудесная погода какая бывает ре_ко в апреле. И вороны кричат
(по)весеннему упорно и страс_но. Забормотал тетерев и кто(то) в деревн_ запел на всю ок
ругу. 2. Какая (не)обыкновенная картина предстала нашим очам.

К-2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и указывая средства связи между частями (союзы или союзные слова).

Читайте побольше сер_езных книг где язык строже и дисц_плинированней чем в беллетристике.

Взор охв_тил лишь ширь земную Где тесно лишь для пустоты. И в чащу он проник лесную Где (н_)где прятаться в кусты.

И вдруг в лучах утре_него солнца я увид_л бронзовую скульптуру Ярославны: она стояч ла на уступе откуда открывались подернутые дымкой путивльские дали. В те дни когда мне были новы Все впечатленья бытия Тогда какой(то) злобный гений Стал тайно посещать меня. Я смотрел в сторону откуда могли ко мне прийти.

Не хотелось возвращаться из того райского уголка земли куда волею судьбы мы попали совершенно (не)ожиданно.

.К-3. Спишите предложения, вставляя слово который в нужном падеже. Рас-| ставьте знаки препинания. Укажите тип придаточного и средства связи между частям ми. Составьте схемы сложноподчиненных предложени


           Вполне естестве_но чу_ство грусти у каждого человека вынужде_ного ра_таваться о
любимым делом        посв_тил свою жизнь.

Нельзя забывать того первого человека        стал нуждаться в тебе.

Любовь к людям это ведь и есть крылья        человек поднимается выше всего.

Многие из людей        я был едва знаком поддерживали меня в трудную минуту.        |

Ты не можеш_ даже и думать о чем(нибудь) и мечтаеш_ только о том что(бы) пришл|
твоя собака единстве_ное (по)видимому существо        ты привязан.

Ланской вышел имея как всегда неизменно «надменную фигуру»        впрочем содерж

лось довольно доброе сердце.

          К-4. Исправьте ошибки в сложноподчиненных предложениях. Укажите союзы или] союзные слова. Составьте схемы сложноподчиненных предложений и определите] типы придаточных.

1. Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах. 2. Сто ло жаркое лето на подоконнике, когда расцвели кактусы. 3. Когда распустились листья, hi деревьях в траве застрекотали кузнечики. 4. У меня был инструмент для выпиливания npi помощи, которого решалась задача. 5. Я не выучил правило на основании которого реша лась задача. 6. Мы издалека увидели наш дом на крыше которого вертелся флюгер. 7. Мм ходили на экскурсию в течение, которой я много узнал.

К-5. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите предложение, в котором заклю] чена основная мысль. Соедините простые предложения в сложноподчиненные. Спя шите, расставляя знаки препинания. Укажите способ соединения частей предложение (союзы или союзные слова). Постройте схемы сложноподчиненных предложени Укажите типы придаточных предложений.

Не реже двух раз в год книги в домашней б_блиотеке надо чистить щ_ткой или тряпк Пыль и сырость враги книги. Если в книжных "шкафах п_явилась сырость книги следует п тереть сухой тряпкой. Шкафы нужно оставлять открытыми. Тогда они хорошо проветри ются.

К-6. Прочитайте текст. Соедините, где возможно, простые предложения в ел
ноподчиненные. Запишите, расставляя знаки препинания. Укажите способ связи
м
ду частями сложного предложения (союзы или союзные слова). Составьте схемы
лучившихся сложноподчиненных предложений. Определите тип придаточных пр
ложений.^
        \_^

Московский ун_веР6итет основан по иниц_ативе М. В. Ломоносова - великого русск уч_ного. Он всегда являлся центром русской науки и проевщения. В университете имее 23 факультета. В систему учреждений МГУ входят четыре научно(исследовательских) ститута,   учебно(научные)   станц_и,   астр_номическя   обс_рватория,   ботанический библ_отеки, издательство и типография.

К-7. Прочитайте статью. Озаглавьте ее. Вставьте знаки препинания. При спис вании объедините, где возможно, простые предложения в сложноподчиненные. ! связаны части сложноподчиненных предложений (союзами или союзными словам

Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Запишите одним предложением,что такое конспект.

В тексте всегда есть основная мысль. Но живет она там не одна. Если бы в книгах была только основная мысль то наверное они состояли бы только из одних заголовков. Можно сравнить книгу с машиной. В машине основная деталь мотор. Но если не будет остального колес руля тормозов машины все(таки) не будет. Так(же) и в тексте кроме основной есть еще и другие важные мысли проблемы «подтемы». Если их найти и пересказать то получится краткий пересказ а если записать конспект.

К-8. Прочитайте текст и запишите его основную мысль. Перестройте, где возможно, простые предложения, объединив их в сложные. Запишите, расставляя знаки препинания. Укажите способ связи между частями сложного предложения (союзы или союзные слова). Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Укажите типы придаточных предложений.

Пам_ть бывает разная. Есть память чу_ств. В ней хр_нятся радости и п_чали. Есть пам_ть ума. Она сохр_няет обдума_ное, понятное. Можно помнить вкус дыни которую вы ели месяц назад потому что у вас есть пам_ть на вкусовые ощущения. А есть еще пам_ть на зап_хи.

Людям во всем помогают разные виды пам_ти. Но что(бы) они (по)настоящему выручали о них надо заботиться тр_нировать и разв_вать

К-9. Прочитайте текст. Запишите его основную мысль. При списывании соедините, где возможно, простые предложения в сложноподчиненные. Расставьте знаки препинания. Укажите способ связи между частями сложного предложения (союзы или союзные слова). Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Укажите тип придаточного.

Сахарный сок у клена (в)первые обнаружили л_нивые женщины. Так гл__сит старая л_генда (североамериканских индейц_в ирокезов. Такие хозяйки что(бы) не идти к отд_лен_ому роднику за чистой водой надрезали кору ближнего рослого клена и наб_рали полные горшки сока. Эти женщины соверше_но (не)ожида_но прославились как искус_ные поварихи. Все их кушанья были вкусными и сла_кими.

Больше всего сахара содержится в соке сахарного клена. Его еще называют сахарным деревом. Содержание сахара в сок_ такого клена достигает 3%.

К-10. Прочитайте предложенный текст и его основную мысль, сформулированную ниже. Верна ли она? Если нет, исправьте ее и дополните. Соедините, где возможно, простые предложения в сложноподчиненные. При записывании расставьте знаки препинания. Определите средства связи между частями сложного предложения (союзы или союзные слова). Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Определите тип придаточных предложений.

Трудно предпол_жить что такая простая и (не)обходимая процедура как умывание лица имеет свою курьезную историю. В XVIII веке например (не)обходимо было спец_альное предписание врача. С его помощью можно было заставить францу_кого короля Людовика XV умыться. Во Франци_ в те времена сч_талось что после умывания водой лицо становится чу_ствительным к холоду грубее и летом сильно заг_рает.

Нужно исполнять предписания врача.

К-11. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков союзы или союзные слова.

1. После обеда в больш_м зале        поставили рядами стулья с большими спинками

стали соб_раться на собрание        должен был проповедовать приезжий Кизиветер. 2. Пра
сковья Федоровна Михель была самая пр_влекательная умная бл_стящая девушка того

кружка        вращался Иван Ильич. 3. То переб_рая впеч_тления прошедшего ср_жения то

радос_но вообр_жая впечатления        он производит известием о победе вспоминая проводы главнокомандующего и товарищей князь Андрей ск_кал в почтовой бричке испытывая чу_ство человека долго ждавшего и (на)конец достигшего начала желаемого счастья.     4.Князь Андрей не только после своего пут_шествия но и после своего похода во время

был лиш_н всех удо_ств чистоты и изящества испытывал приятное чу_ство отдыха среди
тех р_скошных условий жизни        он пр_вык с детства.

К-12. Отредактируйте текст, устранив ошибочное повторение союзного слова. Расставьте знаки препинания.

Только нужный примет который используется в практик_ получает наим_нование. Грибники дают название только тем грибам которые они соб_рают у (не)с_едобных(же) которые (н_)кто (не)б_рет далеко не всегда есть название. Перевод гриба который ранее не употреблялся в пищу в класс с_едобных связан с тем что он пр_обретает имя. Слово как(будто) прор_стает с позн_ваемым пр_дметом.

К-13. Отредактируйте текст, устраняя неоправданное повторение союзного слова. Расставьте знаки препинания.

ДОЛГОЛЕТИЕ ЦВЕТОВ

Что вы знаете о продолжительност_ жизн_ цветов которые р_стут (во)круг наших домов в наших садах и парках?

Куст пиона на одном месте может прожить 16-20 лет. Десятки лет живут кусты с_рени и жасмина. Известен сорт ириса который был выв_ден более ста лет назад. Он размножался все эти годы и жизнь его (не)пр_кратилась до нынешнего времени.

О (не)обычном долголетии_ розовых кустов которые кажутся такими хрупкими и (не)долговечными можно ра_казывать легенды. В Ясной Полян_ сохр_нились кусты роз которые цвели еще при жизн_ Л. Н. Толстого. В Германии_ известен куст розы которая живет 500 лет.

К-14. Спишите, исправляя ошибки в расстановке знаков препинания. Укажите тип придаточного предложения.

1. Искусство художника р_стет вместе с народом который, он изображает. 2. Только творя мы можем получить все то, счастье которое дает свободный труд. 3. Бывает храбрость которую, опасность сама пор_ждает. 4. Опасность - всегда существует для тех, кто ее боится. 5. Самый счастливый человек, тот который дает счастье наибольшему числу людей. 6. В ком нет любви к стране родной, те сердцем, нищие калеки. 7. Лживое лицо скроет все что, задумало коварное сердце. 8. Не в количестве знаний заключается образование но в полном понимании и искус_ном признании, всего того что знаешь.

К-15. Спишите, расставляя знаки препинания и согласовывая союзные слова.

1. Я угнездился под деревом у котор_ сучья начинались ни_ко над землей и следовательно могли защитить меня от дождя и полюбовавшись окрес_ным видом заснул себе бе_мятежным сном котор_ знаком одним охотникам. 2. Муромский как образованный европеец под_ехал к своему противнику и учтиво его пр_ветствовал. Берестов отвечал с та-ким(же) усердием с каков_ цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого.

К-16. Из каждой пары простых предложений составьте сложноподчиненное с придаточным определительным. Определите, где это можно, число, род и падеж союзного слова. Подчеркните в главном предложении слово, которое ж придаточном предложении заменено союзным.

Древним грекам хорошо было известно масло. Его они употребляли не столько как продукт питания сколько в качестве крема для кожи и волос.

В некоторые сорта зеленого чая в Китае добавляют лепестки жасмина. Они придают напитку особый вкус и аромат.

Чай для тибетцев (не)напиток а еда что(то) (в)роде супа. Он варится в котлах и подается в плоских чашках с солью маслом и молоком.

Некоторые жители Аляски из племени квакиутль любят есть снег. Его взбивают до «густых сливок» смешивают с рыбьим жиром ч__рной патокой и сырыми ягодам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...