Обобщение и систематизация знаний по теме: " Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Закрепляются материалы:определение им. прилаг., степени сравнения, синтаксическая роль имен прилаг-х и проч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_i_sistematizaciya_znaniy_po_tem_6_klass.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

« Имя прилагательное».

                                                                                                                                        6 класс

Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи.

Знать: морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных, правила правописания имен прилагательных.

Уметь находить прилагательное, определять его роль в тексте

Оборудование:

\этимологический словарь;

- интерактивная доска;

- материалы к уроку.

                                                           Ход урока

1.Оргмомент.

Вступительное слово учителя. После записи числа и темы  учитель спрашивает:

-  Ребята, как  вы понимаете тему урока?  

Ответы учащихся.

- Дайте определение имени прилагательному.

-Обратимся  к этимологии слова. Прилагательное ( лат.) – « нечто  прибавленное», «приложенное».

Эпитет (греч.) – «приложение». Художественное,  образное определение.

 Прилагательное…

Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему – то « прилагаться », присоединяться.

Заглянем в глубь  истории.

Многие грамматические термины имеют  корни в латыни. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод названия « прилагательное » с греческого означает     означает  эпитет. Да и в латыни этот термин звучит похоже (перевод «нечто приложенное» , «прибавленное.»

Греческое слово эпитет (образное определение)  у нас тоже применяется в литературе. Давайте обратимся к отрывку М. Ю. Лермонтова из стихотворения « Смерть поэта».

 (Текст подается на интерактивную доску)

                                             Убит!.. к чему теперь  рыданья,

                                            Пустых похвал ненужный хор

                                            И жалкий лепет оправданья?

                                            Судьбы свершился приговор!

Найдите эпитеты («пустых», « ненужный», « жалкий»).  Какая роль отведена им  в тексте?

( Эпитеты  придают выразительность речи, создают живое представление о предмете, помогают увидеть авторское отношение  к окружающему миру. )

Диктант с взаимопроверкой.

1. Приморская тайга -  удивительный нерукотворный сад. 2. Весной он поражает необыкновенной красотой. 3. Небольшие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом.4.  Это цветут уссурийские груши. 5 Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть не приметные. 6. Рядом с ними расцветают сибирские яблони. 7. Люди часто пренебрегают их некрупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими . 8. У подножия сопок стоят невзрачные кусты в бледно – розовых воздушных косынках. 9.Это дикие вишни.

Объясняем лексическое значение слов: нерукотворный, такой, который не может быть создан трудом  человеческим ; пренебречь - отнестись к кому - ,чему – либо с презрением, высокомерно, без уважения; невзрачный  - непривлекательный, некрасивый на вид.

1 ряд - выписывает слова, в которых приставка не - срослась с частью корня («нерукотворный», «невзрачные»),

2 ряд – слова,  к которым можно подобрать синонимы без приставки не ( необыкновенный – особенный; небольшие, некрупные  – маленькие)

3 ряд - выписывает слова с частицей не (ничуть не приметные)

-Какой частью речи является слово « пышными » в третьем предложении?

Докажите.

«Пышными» –  это имя прилагательное:

 во – первых, обозначает признак предмета: с кронами  (какими?) пышными;

 во – вторых, имеет постоянный морфологический признак  -  качественное прилагательное.  Употреблено в полной форме.

Имеет непостоянные морфологические  признаки: употреблено в творительном  падеже, множественном числе.

 В – третьих, в  предложении  является определением.

Образуйте,  если возможно, степени сравнения  этого слова. Пышнее - простая сравнительная степень, в предложении  будет являться сказуемым.  Более пышной  – составная сравнительная степень, в предложении может быть как определением, так  и сказуемым.  Пышнейший  –  простая  форма превосходной  степени.   Самый (наиболее)  пышный  –  составная форма превосходной степени. Прилагательные в форме превосходной степени в предложении чаще всего бывают  определениями.

- Каким способом оно образовано?  (суффиксальным)

-Запишите в тетрадь домашнее задание. К данным  схемам составить предложения, подчеркнуть грамматические ос новы и указать, какими частями речи они выражены .

 На интерактивной доске

1-ая схема - определение, подлежащее, краткое прилагательное, союз и краткое прилагательное.

2-ая  схема - определение, подлежащее в именительном падеже, сказуемое, предлог, обстоятельство.

3 – я схема – предлог, обстоятельство времени, сказуемое, два определения,  подлежащее.

                                                            ТЕСТ

1.Найдите прилагательное в прилагательное в простой превосходной степени.

 А. самый легкий

 В. глубочайший

  Г. тоньше
Д. более  широкий

2.Укажите притяжательное прилагательное.

 А. городской житель

 Б. мудрый старик

 В. папино изобретение

  Г. деревянный ящик

3.Найдите прилагательное, которое соответствует схеме

 А безветренный

  Б. ураганный

   В. крупнейший

    Г. туманна

 4.В каком из указанных случаев не- - приставка?

А. небрежная запись

 Б. нелюдимый человек

  Г.  недоступная территория

 Д. не веселый, а грустный

5.Найдите прилагательное, в котором пишется две буквы  - нн - .

А. серебря…ый

Б. беше …ый

В.оловя..ый

Г.ветре…ый

6.Укажите прилагательное с суффиксом - ов - .

А. груш..вый

Б. ключ..вой

В. ситц…вый

Г. торц…вый

7.Найдите прилагательное, которое пишется через дефис.

А. древне (русский)

Б. туго (плавкий)

В. общественно (политический)

Г. двух( комнатный)

8.В каком слове допущена ошибка?

А. Стричь

Б. рощ

В. дремучь

Г.молодежь

Итог урока.

-Так что же обозначают прилагательные и для чего они нужны в речи? ( Прилагательные обозначают признаки предметов, их качества, и нужны для того, чтобы наша речь была яркой, выразительной, красивой.)

- Какие навыки вы еще плохо усвоили?

Я проверю ваши работы к следующему уроку.

 Используемая литература:

  1. Бабайцева В. В. , Л. Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.  Учебник для общеобразовательных учреждений рекомендован Министерством образования и науки РФ. 17 издание. М. , « Дрофа » .2008г.
  2. Лидман – Орловой Т. К. Русский язык. Практика. 6кл. Учебник для общеобразовательных учреждений рекомендован Министерством образования и науки РФ. 17 издание, стереотипное. М., « Дрофа ». 2010г.
  3. Поурочное планирование к учебному комплексу « Русский язык». Теория. Практика. Русская речь М. « Дрофа». 2009г. 2-е издание, стереотипное.
  4. Словари.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация знаний по теме: " Имя прилагательное"

Закрепляются материалы:определение им. прилаг., степени сравнения, синтаксическая роль имен прилаг-х и проч....

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»"

Урок разработан с учетом  обобщения и систематизации знаний учащихся об имени прилагательном в 6 классе...

Презентация к уроку «Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное в 6 классе»

Тема урока «Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное»2 урока по данной теме  в 6 классе.Данная презентация поможет педагогу в интересной игровой форме провести обобщение и сис...

Урок по русскому языку в 6 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное".

Тип урока: обобщение На данном уроке учитель может обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном. Поработать над развитием мышления, памяти, связной речи учащихся, навыков сам...

Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное». (Урок по русскому языку в 6 классе.)

На данном уроке учитель может обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном.Поработать над развитием мышления, памяти, связной речи учащихся, навыков самостоятельной деятельност...

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме Имя прилагательное"

Тема:Обобщение изученного по теме: «Имя прилагательное». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели:- обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных учащимися при и...

Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация  знаний по теме "Имя прилагательное"...