Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глуховская школа-интернат № 2»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Журавлева О. С.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
6 класс
Цели урока:
1. Обобщить и закрепить знания по теме «Имя прилагательное»; проверить уровень знаний по теме и умение применять полученные знания на практике;
2. Способствовать интеллектуальному и общему развитию учащихся: развивать мышление, умение анализировать, сравнивать и строить аналогии; объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;
3. Развивать творческие способности учащихся, прививать любовь к родному краю и русской природе.
Метод: частично-поисковый.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: раздаточный материал, сигнальные карточки, иллюстративный материал.
Ход урока.
- Организация внимания.
Учитель читает стихотворение:
Художника нашего знает весь свет.
Раскрасит художник всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие.
Какой? Какая? Какое? Какие?
- Ребята, о какой части речи говорится в этом четверостишии?
- Я приглашаю вас отправиться в сказочный замок, в котором царствует Имя прилагательное. Путь к этому замку будет тернистым. Попасть в этот замок мы сможем, если правильно справимся со всеми заданиями. Каждая ступенька к замку – это определенное задание.
— Итак, в путь!
— Цель нашего сегодняшнего урока-путешествия — повторение изученного об имени прилагательном, отработка умений и навыков по их правописанию и употреблению в речи.
2. Фронтальный опрос «Ромашка».
(Учитель предлагает отрывать лепестки у ромашки и отвечать на вопросы об имени прилагательном, которые написаны на обратной стороне лепестков).
1) Что такое имя прилагательное?
2) Что обозначает имя прилагательное?
3) На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
4) С какой частью речи употребляется имя прилагательное?
5) Как изменяется имя прилагательное?
6) Чем является в предложении имя прилагательное?
7) Для чего используются в нашей речи имена прилагательные?
3. Первая ступень к замку: «Синтаксическая».
Стихотворение И. Бунина «Оттепель».
(Учитель выразительно читает стихотворение.
На доске записан отрывок из стихотворения)
Еще и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо яс(?)ным взглядом.
И молодеет божий мир.
Прозрачно(бледный), как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Л_жится отблеск голубой.
- Понравились строчки этого стихотворения?
- О каком времени года идет речь?
- С помощью каких средств создается выразительность этого стихотворения? (Эпитеты, олицетворение).
- Приведите примеры. («Небо смотрит», «слезится снег», «молодеет мир» – олицетворение; «ясным взглядом», «отблеск голубой», «прозрачно-бледный» снег – эпитеты).
- Вставить пропущенные буквы в слова, объяснить их правописание.
-Найти в стихотворении сложные прилагательные и объяснить их правописание.
- Выполнить синтаксический разбор первого предложения, расставить в нем знаки препинания.
Историческая справка.
Название месяца “февраль” - латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу.
Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля - “лютый”. Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.
С 24 февраля начнутся так называемые Власьевские морозы – последние, завершающие зиму.
- Какие вы ещё знаете названия у февраля? (лютень, снежень, бокогрей, вьюговей.)
4. Вторая ступень к замку: «Отрицательная».
- Объяснить (устно) правописание частицы не и приставки не-, записать словосочетания в тетрадь, выделить частицу не и приставку не- (раздаточный материал у каждого ученика на парте).
(Не) обыкновенная красота сказочного леса; (не) настная погода, совсем (не) пасмурный день, (не) хмурое, а ясное утро; (не) крепкие морозы, (не) обычный лес, (не) высокие ели.
5. Третья ступень к замку: «Кто быстрее?»
Учитель называет имена прилагательные, а ученики определяют, н или нн пишется в суффиксах прилагательных (работа по карточкам)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
нн | н | нн | н | нн | нн | н | н | нн | н | нн |
- торжестве…ый
- ледя…ой
- тума…ый
- ветре…ый
- зако…ый
- организацио…ый
- лебеди…ый
- кожа…ый
- стекля…ый
- соколи…ый
- безветре…ый
6. Четвертая ступень: физминутка «Снежки».
(Повторить правописание о и е после шипящих)
(Ученик ловит мячик, который бросает ему учитель, и объясняет правописание о или е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных).
Пунцовые щеки, ежовые следы, плюшевые шубки, к большому деревцу, в дремучем лесу, парчовая накидка, хорошего настроения, на свежем воздухе, свинцовые облака, образцовая тишина.
7. Пятая ступень: «Орфографическая».
(Записать под диктовку предложения, объяснить правописание сложных прилагательных (устно)).
Над моей головой было синее-пресинее небо.
Сегодня с самого утра дул северо-восточный ветер.
Трудолюбивые белочки запаслись к зиме ягодами и грибами.
На опушке леса под снежным одеялом стояли широколапые ели.
Гладкоствольные березки поражали своей красотой.
Лесо-парковая зона располагалась недалеко от нашей школы.
8. Шестая ступень: «Творческая».
- Ребята, хотите побыть в роли художника? Рисовать вы будете весьма необычным способом!
- Как можно создать картину без красок, карандаша? Правильно, при помощи слова.
- Какая часть речи поможет нам в этом?
(На доску вывешиваются репродукции картин Игоря Эммануиловича Грабаря “Февральская лазурь”и Георгия Григорьевича Нисского “Февраль. Подмосковье”, иллюстрации).
Что изображено на картине? Какие цвета использовали авторы?
Какие чувства у вас вызывают эти картины?
Художники не могли описать свои чувства словами, поэтому описывали их с помощью кисти, а мы с вами попробуем написать мини-сочинение на тему «Зимний лес».
Ученикам предлагается описать красоту и величие зимнего леса.
- Какая часть речи нам поможет красочно и ярко это сделать?
(Слабым ученикам предлагается написать сочинение по шаблону).
Сочинение – клише
Пришла ______ зима. Стоят ______ морозы. Земля покрылась ______ снегом. Стоит ______ лес. Деревья в нем украшены _______ узорами инея. В ______ снег спрятались ______ ёлочки. ______ Мороз сковал воду на реке. _______ жители давно приготовились к зиме.
(Несколько работ зачитываются в конце урока).
9. Седьмая ступень: «Итоговая».
Вы, ребята, успешно справились со всеми заданиями и попали в замок Имени Прилагательного.
Что дал вам сегодняшний урок?
Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?
На чём необходимо заострить внимание при подготовке к контрольной работе?
10. Выставление оценок.
11. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку в 7 классе "Имя прилагательное.Повторение"
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное. Повторение"Составлен с использованием блочного метода , опорного конспекта по теме, с опорой на фраменты текста из книги "Каникулы в...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Имена прилагательные в тексте"
Данный конспект урока является обобщением материала по разделу "Имена прилагательные". Конспект урока запланирован на два часа обучения по данной теме, поэтому каждый педагог сможет найти какие-либо п...
конспект урока по русскому языку 6 класс словообразование имен прилагательных
урок усвоения новых знаний...
Конспект урока по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных"
Данный материал содержит конспект урока по русскому языку, на котором происходит обобщение знаний об имени прилагательном как части речи и изобразительно-выразительной роли прилагательного в речи...
Конспект урока по русскому языку "Полные и краткие имена прилагательные"
Конспект урока разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Урок предполагает формирование лингвистической и коммуникативной компете...
Конспект урока по русскому языку: "Правописание НЕ с именами прилагательными".
Конспект урока по русскому языку, 6 класс...
Конспект урока по русскому языку 6 класс " Склонение имен прилагательных женского рода. Знакомство со словарным словом – "Ярмарка."
Конспект урока содержит интересные приемы работы со словарным словом....