Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Журавлева Оксана Сергеевна

Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация  знаний по теме "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глуховская школа-интернат № 2»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Журавлева О. С.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».

6 класс

Цели урока:
1.
Обобщить и закрепить знания по теме «Имя прилагательное»; проверить уровень знаний по теме и умение применять полученные знания на практике;
2.
Способствовать интеллектуальному и общему развитию учащихся: развивать мышление, умение анализировать, сравнивать и строить аналогии; объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;
3.
Развивать творческие способности учащихся, прививать любовь к родному краю и русской природе.
Метод: частично-поисковый. 
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование:  раздаточный материал, сигнальные карточки, иллюстративный материал.

Ход урока.

  1. Организация внимания.

Учитель читает стихотворение:

Художника нашего знает весь свет.

Раскрасит художник всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие.

Какой? Какая? Какое? Какие?

- Ребята, о какой части речи  говорится в этом четверостишии?

- Я приглашаю вас отправиться в сказочный замок, в котором царствует Имя прилагательное. Путь к этому замку будет тернистым. Попасть в этот замок мы сможем, если правильно справимся со всеми заданиями. Каждая ступенька к замку – это определенное задание.
— Итак, в путь! 
— Цель нашего сегодняшнего урока-путешествия — повторение изученного об имени прилагательном, отработка умений и навыков по их правописанию и употреблению в речи.  

2. Фронтальный опрос «Ромашка».

(Учитель предлагает отрывать лепестки у ромашки и отвечать на вопросы об имени прилагательном, которые написаны на обратной стороне лепестков).

1) Что такое имя прилагательное?

2) Что обозначает имя прилагательное?

3) На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

4) С какой частью речи употребляется имя прилагательное?

5) Как изменяется имя прилагательное?

6) Чем является в предложении имя прилагательное?

7) Для чего используются в нашей речи имена прилагательные?

3. Первая ступень к замку: «Синтаксическая».

Стихотворение И. Бунина «Оттепель».

(Учитель выразительно читает стихотворение.

 На доске записан отрывок из стихотворения)

Еще и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом 
Уж смотрит небо яс(?)ным взглядом.

И молодеет божий мир.
Прозрачно(бледный), как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Л_жится отблеск голубой.

- Понравились строчки этого стихотворения?

- О каком времени года идет речь?
- С помощью каких средств создается выразительность этого стихотворения? (
Эпитеты, олицетворение).

- Приведите примеры. («Небо смотрит», «слезится снег», «молодеет мир» – олицетворение; «ясным взглядом», «отблеск голубой», «прозрачно-бледный» снег – эпитеты).

- Вставить пропущенные буквы в слова, объяснить их правописание.

-Найти в стихотворении сложные прилагательные и объяснить их правописание.

- Выполнить синтаксический разбор первого предложения, расставить в нем знаки препинания.

Историческая справка.

Название месяца “февраль” - латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу.

Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля - “лютый”. Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

С 24 февраля начнутся так называемые Власьевские морозы – последние, завершающие зиму.

- Какие вы ещё знаете названия у февраля? (лютень, снежень, бокогрей, вьюговей.)

4. Вторая ступень к замку: «Отрицательная».

- Объяснить (устно) правописание частицы не и приставки не-, записать словосочетания в тетрадь, выделить частицу не и приставку не- (раздаточный материал у каждого ученика на парте).

(Не) обыкновенная красота сказочного леса; (не) настная погода,   совсем (не) пасмурный день, (не) хмурое, а ясное утро; (не) крепкие морозы, (не) обычный лес, (не) высокие ели.

5. Третья ступень к замку: «Кто быстрее?»

Учитель называет имена прилагательные, а ученики определяют, н или нн пишется в суффиксах прилагательных (работа по карточкам)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

нн

н

нн

н

нн

нн

н

н

нн

н

нн

  1. торжестве…ый
  2. ледя…ой
  3. тума…ый
  4. ветре…ый
  5. зако…ый
  6. организацио…ый
  7. лебеди…ый
  8. кожа…ый
  9. стекля…ый
  10. соколи…ый
  11. безветре…ый

6. Четвертая ступень: физминутка «Снежки».

 (Повторить правописание о и е после шипящих)

 
(
Ученик ловит мячик, который бросает ему учитель, и объясняет правописание о или е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных).

Пунцовые щеки,  ежовые следы, плюшевые шубки, к большому деревцу, в дремучем лесу, парчовая накидка, хорошего настроения, на свежем воздухе, свинцовые облака, образцовая тишина.

7. Пятая ступень: «Орфографическая».

(Записать под диктовку предложения, объяснить правописание сложных прилагательных (устно)).

Над моей головой было синее-пресинее небо.

Сегодня с самого утра дул северо-восточный ветер.

Трудолюбивые белочки запаслись к зиме ягодами и грибами.

 На опушке леса под снежным одеялом стояли широколапые ели.

 Гладкоствольные березки поражали своей красотой.

Лесо-парковая зона располагалась недалеко от нашей школы.

8. Шестая ступень: «Творческая».

- Ребята, хотите побыть в роли художника? Рисовать вы будете весьма необычным способом!

- Как можно создать картину без красок, карандаша? Правильно, при помощи слова.

- Какая часть речи поможет нам в этом?

(На доску вывешиваются репродукции картин Игоря Эммануиловича Грабаря “Февральская лазурь”и Георгия Григорьевича Нисского “Февраль. Подмосковье”, иллюстрации).

Что изображено на картине? Какие цвета использовали авторы?

Какие чувства у вас вызывают эти картины?

Художники не могли описать свои чувства словами, поэтому описывали их с помощью кисти, а мы с вами попробуем написать мини-сочинение на тему «Зимний лес».

Ученикам предлагается описать красоту и величие зимнего леса.

- Какая часть речи нам поможет красочно и ярко это сделать?

(Слабым ученикам предлагается написать сочинение по шаблону).

Сочинение – клише

Пришла ______ зима. Стоят ______ морозы. Земля покрылась ______ снегом. Стоит ______ лес. Деревья в нем украшены _______ узорами инея. В ______ снег спрятались ______ ёлочки. ______ Мороз сковал воду на реке. _______ жители давно приготовились к зиме.

(Несколько работ зачитываются в конце урока).

9. Седьмая ступень: «Итоговая».

Вы, ребята, успешно справились со всеми заданиями и попали в замок Имени Прилагательного.

Что дал вам сегодняшний урок?

Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?

На чём необходимо заострить внимание при подготовке к контрольной работе?

 10. Выставление оценок.

 11. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку в 7 классе "Имя прилагательное.Повторение"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное. Повторение"Составлен  с использованием блочного метода , опорного конспекта по теме, с опорой на фраменты текста из книги "Каникулы в...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Имена прилагательные в тексте"

Данный конспект урока является обобщением материала по разделу "Имена прилагательные". Конспект урока запланирован на два часа обучения по данной теме, поэтому каждый педагог сможет найти какие-либо п...

Конспект урока по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку, на котором происходит обобщение знаний об имени прилагательном как части речи и изобразительно-выразительной роли прилагательного в речи...

Конспект урока по русскому языку "Полные и краткие имена прилагательные"

Конспект урока разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Урок предполагает формирование лингвистической и коммуникативной компете...