Конспект урока русского языка в 5 классе " О-Ё после шипящих в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гладкая Наталья Александровна

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o-yo_posle_shipyashchih_v_korne_slova.docx46.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Буквы О-Ё после шипящих в корне (5 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие

Метод: частично-поисковый.

Цель урока:. формирование навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. 
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и  умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения  работы в парах.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в  парах: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • информационный лист.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошел вам, и тогда

Будем грамотны всегда.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь     (Слайд 1) (мордашка)

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

Запишите число, классная работа                                                             (Слайд 2)

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране «Орфографии». И познакомимся с новым орфографическим правилом.

Подъезжаем к 1-й станции «Проверяйка»                                                (слайд №3)

- Давайте вспомним, какое правило вы изучили на прошлом уроке? Ответы детей.           - Правильно: Давайте его вспомним.                                                                              Паровозик остановился, выглянуло солнышко, но посмотрите, солнышко какое-то неправильное.                                                                                                                                         -Чего в них не хватает?                                                                                                                           -Лучиков.                                                                                                                                        I  вариант -раст-, -ращ-, а для 2-го варианта -рос-. (работа с сигнальными карточкам)                                                                                                                                     Росли, расти, растение, вросли, выращена, росток, подросли, подрастать, Ростов, проросли, вырастить, выращенный, заросла, зарасти.

. (работа с перфокартами для ослабленных учеников).

Раз, два, три – начали.

Молодцы, все очень хорошо постарались. Скорее в поезд!

 Станция «Объясняйка».                                                                                      (слайд №4)

-Какая морфема изображена? О чём сегодня на уроке будет идти речь?

- Какие буквы живут на станции?        (слайд №5)

- А теперь посмотрите на слова, какие буквы выделены?        

-Попробуйте сформулировать тему урока.        (слайд 6)

- цель нашего урока

Запись учащимися числа, «Классная работа»

Дети рассказывают правило,

работа с сигнальными карточкам

Отвечают на поставленные вопросы

Формулируют и записывают тему урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

   

Физ. минутка (пауза релаксации)

Станция «Запоминайка»         

1. Работа с таблицей                                                                                          (слайд 7)

Буквы ё и о после шипящих в корне

Шелк – шелковистая

шов

Щеки – щека

капюшон

–Посмотрите на таблицу. Давайте зачитаем данные в ней слова.

– Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О.)

– А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения)

Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет)

А что же за слова с правой стороны?)

– Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих?

–Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику.

- Существует правило: «Правописание гласных после шипящих».

2.Работа с правилом в ШУ (закономерность написания)                   (слайд 8)

. Слова-исключения.

– Ребята, мы говорили, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет однокоренных пар в нашем языке, поэтому в них пишется о. А чтобы их легче было запомнить, послушайте стихотворение:                                                  (слайд 9)

Наш “о” сегодня разозлен,

Шов в капюшоне сделал он.

Накинув вышитый наряд,

Полез за ягодами в сад,

Но шов цеплялся за крыжовник,

И шорох услыхал садовник.

Станция «Закрепляйка»        (слайд 10)

1.Работа с упражнением        

Упражнение № 442 выполнить по «цепочке»

Вывод по упражнению.

2. Работа с предложением.

Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает.(синтаксический разбор)

-Найдите слово с новой орфограммой.

        (слайд 11)

Коллективная работа

(запись в тетрадях)

Озвучивают правило

Записывают в тетрадь

у доски

2 ученика у доски, остальные на местах

Физкульт-минутка

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с предложениями).

Закрепление изученного материала

  1. 1.Отгадайте загадки, запишите отгадки (один человек у доски, остальные в тетрадях) и объясните их написание (выделите орфограмму).

К одежде за воротничок

Пришили этот колпачок.  (капюшон)

Очень эта речь тиха,

Прямо скажем, чуть слышна.  (шёпот)

На ветке – конфетки

С начинкой медовой,

А кожа на ветке –

Породы ежовой.(крыжовник)

Вновь упала на глаза

Не корова, не коза,

Не сосна, не ёлка,

А моя же… (чёлка)

Я у деда был в саду.

Дед мне дал орех в меду.

- Видишь, ульи там и тут?

Новосёлы в них живут!

А пронзают, будто ток,

Сделав на руке ожог.

- Кто же эти новосёлы?

Дедушка ответил:   (пчёлы).

Это платье не из ситца –

Модницам в него рядиться!

Что за ткань, возьми ты в толк,

Щеголихи любят  (шёлк)

На поляне дуб могуч.

Ветви достают до туч,

Летом разрастётся он –

Тень лежит со всех сторон.

Дуб велик, плод мал, как ноготь.

Называется он   … (жёлудь).

2. Тренировочное упражнение на карточках (задание по вариантам)       (слайд 12)

-Найдите слова, в которых допущена ошибка, исправьте её, обозначая орфограмму. Время выполнения – 2 минуты, затем поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания у соседа (взаимопроверка с помощью слайда 13).

ВАРИАНТ 1                          ВАРИАНТ 2

шёв                                         шопот

чёрточка                                 шёрты

щолкнуть                               жёрдочка

шёк                                         капюшён

шорстка                                  трущёба

3 Подберите такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих.

Образец: пчелиный – пчёлы

Причесаться

Учебный

Шерстяной

Шелковистый

Желтеть

Чернеть

Черта

Дешевле

Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.  (слайд14)

Пора ехать домой, но сначала повторим те правила, которые мы сегодня изучили.

один человек у доски, остальные в тетрадях

Работа в парах

По цепочке

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

Тесты.                                                                                                 (слайд 15)

          Вариант №1                                                           Вариант №2  

А., В каком слове пишется «О»:                       А. В каком слове пишется «О»:

1. реш…тка                                                       1. ж…лтый

2. ш…в                                                               2. ч…рный

3. ш…пот                                                         3. ш...рох

4. щ…лочь.                                                       4. ж…лудь.

Б.В каком слове пишется буква «З»            Б.В каком слове пишется буква«С» 

1. …гиб                                                           1. бе…жалостный

2. ра…писание                                              2. ра…гадать

3. ра…чётный                                              3. …жать

4. бе…граничный.                                        4. ра…бежаться.

В. В каком слове пишется буква «О»:       В.В каком слове пишется буква«О»:

1. пол…гать                                                 1. отр…сль

2. р… сток                                                  2. изл…гать

3.выр…щивать.                                         3. пол…жение

4. р…сти.                                                  4. выр…сти.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Понравился урок?

Выставление оценок

Самостоятельная работа

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

        (слайд 16)

  • 1)   Составить словарный диктант (20 слов) на изученную орфограмму
  • 2)  Упр. 422 
  • 3 ) Составить 1 предложение со словами на изученную орфограмму. 

Запись учащимися задания в дневники.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс

Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "

урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...

Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения...

Конспект урока русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: формирование умения писать буквы безударных гласных в корне слова Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с безударными гласными в корне слова;2. научить учащихся проверять ...

Карточки по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корне слова"

Данный материал предназначен лоя индивидуальной работы учащихся в урочное время по теме "Буквы о-ё после шипящих в корне слова"...

Разработка урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"

Данный урок составлен по ФГОС с учетом возрастных особеннойтей пятиклассников....