Технологическая карта к уроку по теме "Научный стиль. Написание свободного изложения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Богатова Оксана Павловна

Материал для проведения урока по теме "Научный стиль. написание свободного изложения" в 6 классе по учебнику А.Д. Шмелева . Материал состоит из технологической карты, конспекта и презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В одиночку не одолеешь и кочку.

Слайд 3

Это самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя. Антон Павлович Чехов

Слайд 4

НАУКА

Слайд 5

Расшифруй фразу: 219112108 47635 А- 1 С – 4 Ы - 10 И – 6 Т- 7 Ь - 5 Й – 8 У - 9 Л – 3 Ч - 11 Н- 2

Слайд 6

Тема урока : «Научный стиль. Подготовка к написанию свободного изложения»

Слайд 7

Сформулируйте задачи урока, сопоставив цели с результатом деятельности 1. Изучить Особенности научного стиля 2. Вспомнить по алгоритму написания СВОБОДНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ 3. Учиться работать причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы 4. Применять типы речи 5. Устанавливать СЛОВА- ТЕРМИНЫ , необходимые для раскрытия идеи текста 6. Учиться подбирать ключевые слова, выражения для написания свободного изложения

Слайд 8

Задачи урока 1. Изучить 2. Вспомнить 3. Учиться работать 4. Применять 5. Устанавливать 6. Учиться подбирать Особенности научного стиля Типы речи по алгоритму написания СВОБОДНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ СЛОВА- ТЕРМИНЫ , необходимые для раскрытия идеи текста причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы ключевые слова , выражения для написания свободного изложения

Слайд 9

Сравните два текста: Жила –была белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не беспокоилась ни о ком, только о себе. Прошло время. У неё появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. * ** Белка обыкновенная – типично древесное животное . Она отлично лазает по ветвям, ловко перепрыгивая с дерева на дерево. Свой длинный пушистый хвост она использует в качестве руля при прыжке.

Слайд 10

С ходство и различие этих двух текстов. Текст № 1 Текст № 2 Тема Основная мысль Лексика Стиль Тип речи О белке О белке Показать, как жила белка до рождения бельчат Рассказать о белке, как древесном животном Слова с эмоциональной окрашенностью Конкретные слова, книжные и нейтральные Научный Художественный Повествование с элементами описания Описание

Слайд 11

Работа с учебником: прочитайте статью учебника на стр. 9 и отметьте основные черты научного стиля

Слайд 12

Логичность Точность Отвлеченность Обобщенность Объективность Основные особенности научного стиля Последовательность

Слайд 13

Жанры Лекция, тезисы, научный доклад , сообщение, научная статья, монография

Слайд 14

Лексика Нейтральная , книжная, специальная

Слайд 15

Динамическая пауза

Слайд 17

Работа в группах с учебником, стр. 10, упр. 2

Слайд 19

Текст № 1 Текст «№ 2 Тема Тип речи Микротемы Лексика. Общеупот-ребительная нейтральная Специальная Ключевые слова и словосочетания О бризе ,как о береговом ветре О бризе , как несильном ветре на побережье. Описание Описание Бриз – это береговой ветер. Бриз меняет направление два раза в сутки Бриз – несильный ветер. 2. Различают дневной и ночной бриз . 3. Откуда дует ветер. Общеупотребительная, нейтральная Специальная, общеупотребительная на морском берегу, на озерах, водохранилищах, меняет два раза направление, дует на воду, в знойный день, остывает быстрее в 4 баллов по шкале Бофорта, горизонтальный градиент, в течение суток, в сторону более теплой суши, утром до полудня, вечером

Слайд 20

Домашнее задание упр. 2, задание 3.

Слайд 21

21 Свободное изложение – словесное изложение исходного текста в определенном стиле .

Слайд 22

22 Алгоритм написания свободного изложения Чтение текста и составление плана Что вы хотите изменить в исходном тексе Внести изменения в план в соответствии со своим замыслом Определение типа речи, стиля речи

Слайд 23

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ 1. Укажите слово, которое относится к научному стилю: А)озеро; Б) ветер; В) градиент; Г) охлажденный . 2. Укажите жанр научного стиля: А) роман; Б) монография; В) очерк; Г) сказка. 3. В научном стиле используется лексика: А) специальная , книжная, нейтральная. Б) книжная, разговорная, специальная . 23

Слайд 24

Посчитайте «+» за следующие задания и оцените работу группы Задания № 1 , 2, 3, 4, 5 по одному 1 баллу за правильный ответ «5» - 25- 24 баллов «4» – 23- 22 баллов «3» – 21 – 18 баллов

Слайд 25

Рефлексия Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… У меня получилось…

Слайд 26

Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке ! ? - - Мне всё понятно, я всё усвоил - У меня есть вопросы - Мне надо ещё раз всё повторить

Слайд 27

Спасибо за урок ! 27



Предварительный просмотр:

Рабочий план –карта   ученика________________________________________

  1. _______________- это самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя. ( А.П.Чехов) ( 1 балл)
  2. Расшифруй фразу: ( 1 балл)

219112108

47635

А-  1               С – 4             Ы - 10

И – 6              Т- 7                Ь - 5    

Й – 8              У - 9

Л – 3               Ч - 11

Н- 2

Тема урока_____________________________________________________________

Цели  и задачи урока  (соедините стрелками)

1. Изучить

2. Вспомнить  

3. Учиться работать

4. Применять  

5. Устанавливать

6. Учиться подбирать

Особенности научного стиля

по алгоритму написания  СВОБОДНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

причинно-следственные связи,  приводя доказательства и делая выводы

 типы речи

 СЛОВА -  ТЕРМИНЫ, необходимые для раскрытия идеи текста

 ключевые слова, выражения для написания  свободного изложения

  1. Работа с текстами (10 баллов)

Назовите сходство и различие  этих двух текстов.

 

Текст  № 1

 Текст № 2

Тема

Основная мысль

Лексика

Стиль  

 

Тип речи

  1. Работа с учебником ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (озаглавьте графы таблицы)

( 3 балла)

Особенности

Жанры

Лексика

  1. Работа с учебником упр. 2 ( 10 баллов)

Текст № 1

Текст «№ 2

Тема

Тип речи

Микротемы

 Лексика

 Ключевые слова

Работа с приложением   Памятка «Подготовка к свободному изложению»

 

Рефлексия. Посчитайте «+» за следующие задания и оцените работу группы

Работу нашей группы оцениваем на ______________________________________

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • У меня получилось…



Предварительный просмотр:

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема урока: Научный стиль речи. Написание свободного изложения.

Цель урока: Знакомство с научным стилем речи.

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитывать культуры речи обучающихся.

Обучающая: формировать представление о научном стиле речи, его целях, особенностях и сферах употребления.

Развивающая: развивать связную и письменную речь учащихся.

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Ход урока

Этапы, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Оргмомент

 (2 минуты)

(Сигнал презентации: знак щелчка - Слайд *) 

 Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь.  

 - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место: все ли готово к уроку?

На  предыдущем уроке вы все были поделены на группы,  все согласны с теми ролями в группе, которые вам выпали?

 Обратите внимание:  я раздала вам файлы с рабочими материалами для урока.

Приветствуют учителя и друг друга.  

Проверяют готовность к уроку.

Личностные, регулятивные:

- умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности»;

-  установление целевых приоритетов;

-  самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

2. Введение в тему, целеполагание и мотивация.

Актуализация

(фронтальная и индивидуальная

работа, частично-поисковый метод обучения).

(5 минут)

- Внимание, первый Слайд  2 .  

А.П.Чехов сказал об этой реалии жизни так: «Это самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.»

- Что же имел ввиду А.П.Чехов, можете вы сделать предположения?

Слайд3

- Посмотрите на иллюстрации,  догадались ли вы, какое слово объединяет их с высказыванием А.П.Чехова?

- А почему это слово нас интересует, вам поможет догадаться зашифрованная  фраза Слайд 4

-  О чем же мы сегодня с Вами, ребята, будем говорить. Сформулируйте, пожалуйста,  тему урока и запишите её в план-карту урока Слайд

 

Формулирование темы и задач урока.

 Запись числа и темы.

Личностные, регулятивные:

-  установление целевых приоритетов;

-  самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-  формулирование проблемы.

Коммуникативные: 

-  умение обосновывать и доказывать собственное мнение;

 -  слушать и вступать в диалог;

-  участвовать в обсуждении проблем;

-  содействовать тем, от кого зависит достижение целей.

3. Углубление знаний,

 Сравнение двух текстов,  работа с учебником и  работа с таблицей (фронтальная работа, работа в парах, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый  методы обучения).

(7 минут)

 Слайд 

- Сравните два текста:

Жила – была белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не беспокоилась ни о ком, только о себе. Прошло время. У неё появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила.

Белка обыкновенная – типично древесное животное . Она отлично лазает по ветвям, ловко перепрыгивая с дерева на дерево. Свой длинный пушистый хвост она использует в качестве руля при прыжке.

- Назовите сходство и различие  этих двух текстов.

-  

Текст  № 1

 Текст № 2

Тема

О белке

О белке

 Идея

Показать, как жила

Белка до рождения бельчат

Рассказать о белке, как древесном животном

Лексика

стиль

Художественный

 научный

Как вы догадались, что второй текст научного стиля?

-  Работа с учебником: прочитать статью учебника на стр. 9 и составить таблицу, озаглавит

   Прочитать тексты,

Найти сходства и различия

Личностно-регулятивные:

-  готовность к самообразованию;

-  определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные:

-  умение структурировать текст;

-  выбор  вида чтения в зависимости от поставленной цели;

-  определение  основной и второстепенной информации;

- уяснение сущности исследовательской работы  как показателя успешности учебной деятельности.

5.  Физминутка 

Технология Здоровьесбережения

(1 минута)

- Для того чтобы настроиться на плодотворную работу, надо зарядиться положительной энергией – в этом поможет нам физминутка.

Выполняют движения под музыку на слайдах

6. Применение

знаний и умений проверка

уровня их усвоения (групповая работа работа)

(20 минут= 10 мин. (групповая работа) + 10мин. (отчет о работе в групах))

Слайд* изображение бриза (звуки музыки)

Ребята Вам знакомы эти звуки?

-  это звук берегового ветра?

А вы знаете, как он называется?

Сейчас мы узнаем об этом явлении более подробно на страницах учебника,

Практическая часть: Работа в группах (динамические пары (из 4 учащихся), работающие на двух соседних партах):  работа с учебником (упражнение 2 стр. 10)

- Прочитаем  тексты в предложенном упражнении.  

Задания для групп (заполняют общую сравнительную таблицу_:

1 и 2 динамические пары:

1. Определяют тему и основную мысль.

 3 и 4 динамические пары  сравнивают  информацию, определяют текст в котором информация изложена точно

5 и 6 динамические пары –  Выписывают слова  научного стиля

Слайд* Установка:

 

Отчет о работе в группах

 .

Работают в группах по предложенным заданиям, используя  памятку «Подготовка к свободному изложению?».

От каждой группы   ответственный  читает  получившуюся часть  

Личностно-регулятивные:

- умение составлять алгоритмы решения практической задачи;

- закрепление навыков работы по алгоритмам;

- формирование умений редактировать текст ответа;

-  умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать  их. Коммуникативные:

- установление рабочих отношений, эффективного сотрудничества;

- интеграция в группу (пару) сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым в условиях решения предметной задачи.

7.Информация

о домашнем задании

(5 минут)

-   Дома напишите свободное изложение на тему «Что такое бриз?» в форме ответа на уроке географии.

Если Вам будет трудно это задание выполните его в удобном Вам варианте (Сообщение, доклад, ) Давайте с вами вспомним алгоритм написания свободного изложения. Вы можете найти его на страницах приложения  на стр. 45

Уточняют и записывают домашнее задание.

Личностно-регулятивные:

- умение самостоятельного контролировать свое время и управлять им;

- формирование умения самоанализа результатов и самооценки готовности к выполнению заданий разного уровня сложности

Познавательные:

Создавать и преобразовывать модели, схемы, алгоритмы, рекомендации для решения предметной задачи (написания  свободного изложения, составления плана, оформления результатов исследования по типу речи рассуждение).

Коммуникативные:

В процессе коммуникации точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

8. Рефлексия

(5 минут)

 Слайд* Заполнение карт-самооценки.

Слайд* Подведение итогов.

 Итак:

-

Каждая группа заполняет карты-самооценки.  Отвечают на вопросы. Сигналят  

Личностно-регулятивные:

Формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знаниях и способах деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по подготовке к написанию сжатого изложения (ГИА)

Материалы презентации помогут в реализации материалов, опубликованных как разработка урока по развитию речи (написание сжатого изложения в ГИА)...

Технологическая карта открытого урока искусства в 8 классе "Стиль барокко"

Технологическая карта открытого урока искусства в 8 классе по теме "Стиль барокко" в рамках проведения профориентационной работы и исследовательской проектной деятельности учащихся....

Технологическая карта к уроку «Изложение рассказа «Из детских лет В.П.Чкалова» с изменением лица. 8 класс." (Изложение с грамматическим заданием).

Данная технологическая карта  к уроку "Изложение рассказа "Из детских лет В.П.Чкалова" с изменением лица в 8 классе коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья помо...

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе по теме "Типы и стили речи"

Этот материал учитель -словесник может использовать при изучении темы "Стили и типы речи". Особенность данного материала заключается в том, что содержание его основано полностью на творческих работах ...

Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения".

Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения"....

технологическая карта интегрированного урока "Анализ текста научно-популярного стиля"

Данное занятие является как факультативом, так и уроком по ФГОС. Интегрированное занятие по русскому языку и биологии, анализ текста....

№03 Технологическая карта к уроку Как я провожу свободное время

Технологическая карта к уроку Как я провожу свободное время...