Технологическая карта к уроку по теме "Научный стиль. Написание свободного изложения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Материал для проведения урока по теме "Научный стиль. написание свободного изложения" в 6 классе по учебнику А.Д. Шмелева . Материал состоит из технологической карты, конспекта и презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
научный стиль. свободное изложение | 2.59 МБ |
карта работы для учеников | 21.34 КБ |
технологическая карта | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В одиночку не одолеешь и кочку.
Это самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя. Антон Павлович Чехов
НАУКА
Расшифруй фразу: 219112108 47635 А- 1 С – 4 Ы - 10 И – 6 Т- 7 Ь - 5 Й – 8 У - 9 Л – 3 Ч - 11 Н- 2
Тема урока : «Научный стиль. Подготовка к написанию свободного изложения»
Сформулируйте задачи урока, сопоставив цели с результатом деятельности 1. Изучить Особенности научного стиля 2. Вспомнить по алгоритму написания СВОБОДНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ 3. Учиться работать причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы 4. Применять типы речи 5. Устанавливать СЛОВА- ТЕРМИНЫ , необходимые для раскрытия идеи текста 6. Учиться подбирать ключевые слова, выражения для написания свободного изложения
Задачи урока 1. Изучить 2. Вспомнить 3. Учиться работать 4. Применять 5. Устанавливать 6. Учиться подбирать Особенности научного стиля Типы речи по алгоритму написания СВОБОДНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ СЛОВА- ТЕРМИНЫ , необходимые для раскрытия идеи текста причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы ключевые слова , выражения для написания свободного изложения
Сравните два текста: Жила –была белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не беспокоилась ни о ком, только о себе. Прошло время. У неё появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. * ** Белка обыкновенная – типично древесное животное . Она отлично лазает по ветвям, ловко перепрыгивая с дерева на дерево. Свой длинный пушистый хвост она использует в качестве руля при прыжке.
С ходство и различие этих двух текстов. Текст № 1 Текст № 2 Тема Основная мысль Лексика Стиль Тип речи О белке О белке Показать, как жила белка до рождения бельчат Рассказать о белке, как древесном животном Слова с эмоциональной окрашенностью Конкретные слова, книжные и нейтральные Научный Художественный Повествование с элементами описания Описание
Работа с учебником: прочитайте статью учебника на стр. 9 и отметьте основные черты научного стиля
Логичность Точность Отвлеченность Обобщенность Объективность Основные особенности научного стиля Последовательность
Жанры Лекция, тезисы, научный доклад , сообщение, научная статья, монография
Лексика Нейтральная , книжная, специальная
Динамическая пауза
Работа в группах с учебником, стр. 10, упр. 2
Текст № 1 Текст «№ 2 Тема Тип речи Микротемы Лексика. Общеупот-ребительная нейтральная Специальная Ключевые слова и словосочетания О бризе ,как о береговом ветре О бризе , как несильном ветре на побережье. Описание Описание Бриз – это береговой ветер. Бриз меняет направление два раза в сутки Бриз – несильный ветер. 2. Различают дневной и ночной бриз . 3. Откуда дует ветер. Общеупотребительная, нейтральная Специальная, общеупотребительная на морском берегу, на озерах, водохранилищах, меняет два раза направление, дует на воду, в знойный день, остывает быстрее в 4 баллов по шкале Бофорта, горизонтальный градиент, в течение суток, в сторону более теплой суши, утром до полудня, вечером
Домашнее задание упр. 2, задание 3.
21 Свободное изложение – словесное изложение исходного текста в определенном стиле .
22 Алгоритм написания свободного изложения Чтение текста и составление плана Что вы хотите изменить в исходном тексе Внести изменения в план в соответствии со своим замыслом Определение типа речи, стиля речи
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ 1. Укажите слово, которое относится к научному стилю: А)озеро; Б) ветер; В) градиент; Г) охлажденный . 2. Укажите жанр научного стиля: А) роман; Б) монография; В) очерк; Г) сказка. 3. В научном стиле используется лексика: А) специальная , книжная, нейтральная. Б) книжная, разговорная, специальная . 23
Посчитайте «+» за следующие задания и оцените работу группы Задания № 1 , 2, 3, 4, 5 по одному 1 баллу за правильный ответ «5» - 25- 24 баллов «4» – 23- 22 баллов «3» – 21 – 18 баллов
Рефлексия Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… У меня получилось…
Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке ! ? - - Мне всё понятно, я всё усвоил - У меня есть вопросы - Мне надо ещё раз всё повторить
Спасибо за урок ! 27
Предварительный просмотр:
Рабочий план –карта ученика________________________________________
- _______________- это самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя. ( А.П.Чехов) ( 1 балл)
- Расшифруй фразу: ( 1 балл)
219112108 47635 | А- 1 С – 4 Ы - 10 И – 6 Т- 7 Ь - 5 Й – 8 У - 9 Л – 3 Ч - 11 Н- 2 | |
Тема урока_____________________________________________________________
Цели и задачи урока (соедините стрелками)
- Работа с текстами (10 баллов)
Назовите сходство и различие этих двух текстов.
Текст № 1 | Текст № 2 | |
Тема | ||
Основная мысль | ||
Лексика | ||
Стиль |
| |
Тип речи |
- Работа с учебником ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (озаглавьте графы таблицы)
( 3 балла)
Особенности | Жанры | Лексика |
- Работа с учебником упр. 2 ( 10 баллов)
Текст № 1 | Текст «№ 2 | |
Тема | ||
Тип речи | ||
Микротемы | ||
Лексика | ||
Ключевые слова |
Работа с приложением Памятка «Подготовка к свободному изложению»
Рефлексия. Посчитайте «+» за следующие задания и оцените работу группы
Работу нашей группы оцениваем на ______________________________________
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема урока: Научный стиль речи. Написание свободного изложения.
Цель урока: Знакомство с научным стилем речи.
Задачи урока:
Воспитывающая: воспитывать культуры речи обучающихся.
Обучающая: формировать представление о научном стиле речи, его целях, особенностях и сферах употребления.
Развивающая: развивать связную и письменную речь учащихся.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока*
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Ход урока
Этапы, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||||||||||||
1.Оргмомент (2 минуты) | (Сигнал презентации: знак щелчка - Слайд *) Организационный момент: - Здравствуйте, ребята! - Садитесь. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место: все ли готово к уроку? На предыдущем уроке вы все были поделены на группы, все согласны с теми ролями в группе, которые вам выпали? Обратите внимание: я раздала вам файлы с рабочими материалами для урока. | Приветствуют учителя и друг друга. Проверяют готовность к уроку. | Личностные, регулятивные: - умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности»; - установление целевых приоритетов; - самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | |||||||||||||||
2. Введение в тему, целеполагание и мотивация. Актуализация (фронтальная и индивидуальная работа, частично-поисковый метод обучения). (5 минут) | - Внимание, первый Слайд 2 . А.П.Чехов сказал об этой реалии жизни так: «Это самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.» - Что же имел ввиду А.П.Чехов, можете вы сделать предположения? Слайд3 - Посмотрите на иллюстрации, догадались ли вы, какое слово объединяет их с высказыванием А.П.Чехова? - А почему это слово нас интересует, вам поможет догадаться зашифрованная фраза Слайд 4 - О чем же мы сегодня с Вами, ребята, будем говорить. Сформулируйте, пожалуйста, тему урока и запишите её в план-карту урока Слайд
| Формулирование темы и задач урока. Запись числа и темы. |
| |||||||||||||||
3. Углубление знаний, Сравнение двух текстов, работа с учебником и работа с таблицей (фронтальная работа, работа в парах, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы обучения). (7 минут) | Слайд - Сравните два текста: Жила – была белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не беспокоилась ни о ком, только о себе. Прошло время. У неё появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. Белка обыкновенная – типично древесное животное . Она отлично лазает по ветвям, ловко перепрыгивая с дерева на дерево. Свой длинный пушистый хвост она использует в качестве руля при прыжке. - Назовите сходство и различие этих двух текстов. -
Как вы догадались, что второй текст научного стиля? - Работа с учебником: прочитать статью учебника на стр. 9 и составить таблицу, озаглавит | Прочитать тексты, Найти сходства и различия | Личностно-регулятивные: - готовность к самообразованию; - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные: - умение структурировать текст; - выбор вида чтения в зависимости от поставленной цели; - определение основной и второстепенной информации; - уяснение сущности исследовательской работы как показателя успешности учебной деятельности. | |||||||||||||||
5. Физминутка Технология Здоровьесбережения (1 минута) | - Для того чтобы настроиться на плодотворную работу, надо зарядиться положительной энергией – в этом поможет нам физминутка. | Выполняют движения под музыку на слайдах | ||||||||||||||||
6. Применение знаний и умений проверка уровня их усвоения (групповая работа работа) (20 минут= 10 мин. (групповая работа) + 10мин. (отчет о работе в групах)) | Слайд* изображение бриза (звуки музыки) Ребята Вам знакомы эти звуки? - это звук берегового ветра? А вы знаете, как он называется? Сейчас мы узнаем об этом явлении более подробно на страницах учебника, Практическая часть: Работа в группах (динамические пары (из 4 учащихся), работающие на двух соседних партах): работа с учебником (упражнение 2 стр. 10) - Прочитаем тексты в предложенном упражнении. Задания для групп (заполняют общую сравнительную таблицу_: 1 и 2 динамические пары: 1. Определяют тему и основную мысль. 3 и 4 динамические пары сравнивают информацию, определяют текст в котором информация изложена точно 5 и 6 динамические пары – Выписывают слова научного стиля Слайд* Установка:
Отчет о работе в группах . | Работают в группах по предложенным заданиям, используя памятку «Подготовка к свободному изложению?». От каждой группы ответственный читает получившуюся часть | Личностно-регулятивные: - умение составлять алгоритмы решения практической задачи; - закрепление навыков работы по алгоритмам; - формирование умений редактировать текст ответа; - умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их. Коммуникативные: - установление рабочих отношений, эффективного сотрудничества; - интеграция в группу (пару) сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым в условиях решения предметной задачи. | |||||||||||||||
7.Информация о домашнем задании (5 минут) | - Дома напишите свободное изложение на тему «Что такое бриз?» в форме ответа на уроке географии. Если Вам будет трудно это задание выполните его в удобном Вам варианте (Сообщение, доклад, ) Давайте с вами вспомним алгоритм написания свободного изложения. Вы можете найти его на страницах приложения на стр. 45 | Уточняют и записывают домашнее задание. | Личностно-регулятивные: - умение самостоятельного контролировать свое время и управлять им; - формирование умения самоанализа результатов и самооценки готовности к выполнению заданий разного уровня сложности
| |||||||||||||||
8. Рефлексия (5 минут) | Слайд* Заполнение карт-самооценки. Слайд* Подведение итогов. - | Каждая группа заполняет карты-самооценки. Отвечают на вопросы. Сигналят | Личностно-регулятивные: Формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знаниях и способах деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по подготовке к написанию сжатого изложения (ГИА)
Материалы презентации помогут в реализации материалов, опубликованных как разработка урока по развитию речи (написание сжатого изложения в ГИА)...
Технологическая карта открытого урока искусства в 8 классе "Стиль барокко"
Технологическая карта открытого урока искусства в 8 классе по теме "Стиль барокко" в рамках проведения профориентационной работы и исследовательской проектной деятельности учащихся....
Технологическая карта к уроку «Изложение рассказа «Из детских лет В.П.Чкалова» с изменением лица. 8 класс." (Изложение с грамматическим заданием).
Данная технологическая карта к уроку "Изложение рассказа "Из детских лет В.П.Чкалова" с изменением лица в 8 классе коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья помо...
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе по теме "Типы и стили речи"
Этот материал учитель -словесник может использовать при изучении темы "Стили и типы речи". Особенность данного материала заключается в том, что содержание его основано полностью на творческих работах ...
Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения".
Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения"....
технологическая карта интегрированного урока "Анализ текста научно-популярного стиля"
Данное занятие является как факультативом, так и уроком по ФГОС. Интегрированное занятие по русскому языку и биологии, анализ текста....
№03 Технологическая карта к уроку Как я провожу свободное время
Технологическая карта к уроку Как я провожу свободное время...