Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты
Предметные | Планируемые результаты
УУД |
1.Орг. момент. Цель : создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей к предстоящей деятельности по теме. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | Стимулирую деятельность учащихся: -читаю эпиграф к уроку-отрывок из стихотворения выпускницы МОУ СОШ 5 Кисиной Екатерины «Ты — мой любимый город»; -сообщаю тему урока. | Приветствие учителя;
- сообщение ассистентов- консультантов о готовности класса к работе;
-запись темы в тетрадь | Сегодня у нас урок развития речи «Биробиджан — мой любимый город» Все тексты, к которым мы будем обращаться, -это творческие работы наших учащихся или сочинения ребят, которые окончили нашу школу недавно. Наша задача - научиться «узнавать» тексты разных стилей по их особенностям, целям и сфере употребления. Итак, задача ясна, и мы приступаем. … Ты не Хабаровск, не Москва, Ты не Нью-Йорк, Варшава. И не имел ты никогда Такой огромной славы. Забудь про все хотя б на миг: Не зря ты на Земле возник! Я повторю:»Ты лучше всех, Ты — мой любимый город!»
Оформим день. Дата. Тема. Эпиграф. Звучит еврейская мелодия.
|
| Личностные: Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;
Помочь учащимся целостно представить работу по развитию речи в рамках темы. |
2.Экскурсия по родному городу. На экране слайды «Путешествие по Биробиджану» Цель: актуализация опорных знаний учащихся, умение использовать их на практике при анализе текста. |
Для достижения цели использую: -игровую деятельность, -нестандартную ситуацию при проверке выполнения заданий (ученик- ученик), самостоятельность учащихся за контролем знаний, -дифференцированная помощь. | Проводит экскурсию (1чел.)
Выполняет задания с классом (1чел.) Отвечают у доски. Указывают признаки текста, стили, типы речи | - Экскурсовод 1. Я приглашаю вас на экскурсию по Биробиджану.
На экране текст. Город Биробиджан. Мой родной и любимый город!Тишина. Ночь прошла. Тени удлиняются, все окутывается нежным туманом... наступает новый день. Когда солнце освещает сопки и реку Биру, город преображается. Небо приобретает необыкновенную голубизну. Город улыбается новому дню, расцветает и начинает благоухать. Биробиджан встречает новый день — день добра, мира и красоты. Приступаем к выполнению заданий. Беседа с учащимися. - Докажите, что это текст.
- Определите тему, идею, стиль, тип текста.
3. Поставьте цели, чтобы урок был полноценным.
| Признаки текста, тема, идея, стили речи, типы речи | Помочь осознать значение изучаемой темы, -совместной деятельности, -развивать умения классифицировать познавательные объекты, - развивать монологическую и диалогическую речь. |
3.Экскурсия №2 и задания по ней. Цель: организация деятельности по закреплению использования алгоритма в определении признаков текста, правил орфографии, продолжить работу по воспитанию организованности, ответственности, развитию речи, алгоритмического мышления, грамотного письма. | . Использую, кроме игры, следующее: - аргументированный ответ; -самостоятельную работу в сочетании с беседой; -участие учащихся в оценке качества знаний; -выборочно- распределительное письмо (анализ) | Знакомятся с экскурсией.
Записывают текст. Вставляют пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограмм. Контролируют друг друга и проводят коррекцию знаний. | - «Экскурсовод»2 (Слайды) К доске –«учитель».
Приступаем к выполнению заданий. Вставить пропущенные буквы, графически выделить орфограммы Предлагается текст из сочинения Горевой Виктории, ученицы 6 класса МБОУ СОШ №5 Люблю свой горо.... Если сравнивать наш молодой город с другими, имеющими многовековую историю, то возр...ст, конечно, просто младенческий, но для нас — молодых- почтенный, и я хочу, чтобы вы посм...трели на него моими глазами... Очередное зимн...е утро. Я иду в школу. Город будто окутан белой дымкой, и кажется, что он (не)обычен и удивительно сказочен. Сегодня очень м...розно. Мимо бегут люди. Они не замечают (ни)_чего вокруг: ни потрясающе красивых, покрытых снегом и ин...ем веток деревьев, ни нежного, почти музыкального, хруста снега под ногами, ни мелких ажурных снежинок, р...ящихся в свете фонарей. Я люблю свой город зимой: он напоминает мне сказку своими белоснежными дворами и дорогами, а после (не)давнего снегопада , идя по узеньким тропинкам, я представляю, что вот-вот увижу дом Морозко или избу бабы Яги... Задание 1. Докажите, что это текст. - Указать наличие грамматической связи между предложениями (цепной, параллельной).
- Определите стиль и тип речи
| -Повторить орфограммы : безударные гласные в корне слова, сомнительные согласные, чередующиеся гласные; - алгоритм применения на практике. | Регулятивные УУД – принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей;Развивать умения правильно применять теоретический материал в выполнении практического задания, –закреплять понятия текста, стиля
|
4.Экскурсия №3 и задания по ней. Цель: обеспечение развития умения ставить цель к новому заданию, планировать свою деятельность, обеспечить применение учащимися знаний при анализе текста.
| Продолжают работать, используя те же методы. Даем словесную оценку деятельности «экскурсоводов» и «учителей» от класса. | Знакомятся с экскурсией. Указывают функции , цели, признаки стилей. | - «Экскурсовод» 3 (Слайды)
Монологическая речь. - Указать основную функцию, цель, общие признаки (любого на выбор) определенного стиля.
- Назвать типы речи, отличительные черты каждого из них.
- По какой композиционной схеме строится повествование? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка) .
- А рассуждение? (Тезис-доказательство вывод).
| Композиционные схемы повествования, рассуждения, описания | -Развивать умения структуировать информацию, -умение классифицировать познавательный объект, -осознавать практическую значимость материала. |
5.Экскурсия №4 . Цель: организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях, обеспечение развития умения планировать свою деятельность. | Проверяю готовность выполнить задание - по активности каждого, -эмоциональному климату в классе; - учитываю возможные затруднения и способы их ликвидации ; -провожу инструктаж и фронтальный опрос с учетом индивидуальных особенностей по планированию выполнения работы. | Знакомятся с экскурсией. Работают с толковыми словарями. Знакомятся с этимологией слов.Слушают инструктаж. Планируют деятельность по домашнему заданию. Отвечают на вопросы учителя. | - «Экскурсовод» 4 (Слайды).
По страницам словаря. Экспозиция — вступительная часть литературного или музыкального произведения, содеожащие мотивы, которые развиваются в дальнейшем. Экспрессия — выражение чувств, переживаний, выразительность. Эмоции — душевное переживание, чувство Стандартизировать — устанавливать стандарты, придавать однообразие, стандартные формы. На экране текст из сочинения Горевой Виктории А любите ли вы мой город? Я дружу с ним с самого рождения. Здесь живут все мои самые близкие и дорогие люди. Здесь очень много мест, с которыми у меня связаны самые близкие и дорогие люди. Здесь у меня появилось много друзей. Здесь я учусь быть хорошим человеком. Разве можно не любить этот удивительный город?! Ведь он такой красивый, зеленый, спокойный и главное — родной. Остановитесь на минутку, когда идете утром на работу. Послушайте знакомые с детства звуки, почувствуйте знакомые с детства ароматы, вспомните, сколько хорошего случилось с вами в этом городе, сколько дорогих сердцу людей здесь живет. Ведь если вы не научитесь любить свой город, вы никогда не будете в нем счастливы. Задание. 1.Доказать, что это рассуждение (риторические вопросы, налицо аргументы-доказательства, подтверждающие любовь автора к родному городу, вывод) 2.Найти изобразительно-выразительные средства в тексте (Эпитеты: близкие, дорогие люди; красивый, спокойный, родной город; многолюдный, перспективный). Метафоры и олицетворения (дружу с городом; город рос; учусь быть человеком); инверсия (любите ли вы; люди близкие живут) анафора (первые предложения) синтаксический параллелизм ; градация (большой, многолюдный, перспективный). |
- Лексическое значение слов , необходимых для понимания текста; изобразительно-выразительные средства, | -развивать умения организации деятельности, умения формулировать проблему и предлагать пути решения; - умения осуществлять самоконтроль, самокоррекцию. Коммуникативные: уметь формулировать ответы на вопросы в вариативной форме. |
6.Написание сочинения-миниатюры.Цель: развивать речь учащихся, контролировать формирование умения ясно излагать свои мысли, усвоения норм литературного языка, способность композиционно -логически, грамматически правильно строить свою письменную речь. | Использую фронтальную беседу по вопросам урока. Далее проверяю знания, используя сочинения, написанные учащимися |
| - Сочинение-миниатюра по теме «Моя малая родина» (повествование с элементами описания)
| Уметь различать типы речи: описание от повествования, повествование от рассуждения | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения ЗАДАНИЯ.Интеллектуальные: уметь логически последовательно ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ, определять границы каждой части. |
7.РАбота с толковым словарем Ожегова |
|
| - По страницам словаря
Рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ | Лексическое значение используемых слов | Познавательные УУД – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей |
8.ПРОСЛУШИВАНИЕ ОТРЫВКА СОЧИНЕНИЯ «ПРОПЕЛА СКРИПКА МНЕ СТИХИ» ПОД АККОМПАНЕМЕНТ ГИТАРЫ |
|
| - Чтение отрывка Коноваловой Алины из творческой работы выпускника МОУ СОШ №5 Панова Андрея «Пропела скрипка мне стихи» под аккомпанемет гитары (играет ученик этого же класс Ляшенко Филлип)
|
| Коммуникативные УУД – умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций |
9.Итог урока. Цель: проверка сформированности общеучебных умений и навыков, самооценка результатов деятельности, создать условия развития у школьников умения работать во времени, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. | Показываю на экране критерии оценивания для самооценки. Выставляю оценки за урок, обсуждая их с учениками. | Слушают инструктаж. Планируют деятельность по домашнему заданию. Отвечают на вопросы учителя. | - (Далее говорит преподаватель). Подведем итог нашей сегодняшней работы. Рефлексия.
- Что повторили?
- Что узнали нового?
- Что хотелось бы узнать еще?
- Что показалось трудным?
Выразить свое отношение к городу (выбрать шар определенного цвета): Красный - «Я люблю свой город»; Синий - «мне безразлична его судьба» Урок окончен. Спасибо за работу!
Д/з Сочинение рассуждение по теме «За что я лблю свой город» | -Все термины,которые повторялись на уроке | - помочь осознанию значимости изучаемого материала; -ценности совместной умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций деятельности; -умения адекватной самооценки |