технологическая карта интегрированного урока "Анализ текста научно-популярного стиля"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Данное занятие является как факультативом, так и уроком по ФГОС. Интегрированное занятие по русскому языку и биологии, анализ текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока по ФГОС | 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта факультативного занятия
- Рабион Татьяна Михайловна, учитель русского языка МБОУ МАЛ
Шабакаева Татьяна Александровна, учитель биологии и географии, МБОУ МАЛ
- Интегрированное факультативное занятие в 6 классе, русский язык-биология
- Тема занятия: «Анализ текста научно – популярного стиля»
- Тип занятия: занятие формирования навыков работы с тестом, овладение предметными умениями
Дидактическая структура занятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов | Планируемые предметные результаты | Планируемые результаты: УУД |
1. Организационный момент Мотивация | 1. Создание проблемной ситуации, позволяющей детям в дальнейшем выйти на формулировку темы, целей и задач занятия. Учитель: «Ребята, посмотрите на слайд, как вы думаете, о каком цветке сегодня пойдёт речь?» - предположения учеников 2. Вопросы, работа с народной этимологией: «Как вы поняли, что это названия одуванчика?» Вы правы, ребята. Так в старину люди называли этот цветок, заметив его уникальные качества. В. Даль «Собиратель народных изречений В.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» проследил происхождение названия слова одуванчик». 1.«Восстановите словообразовательную цепочку. Прокомментируйте. Почему в народе закрепилось название одуванчик?» 2. «Говоря об одуванчике как о части речи, мы рассматривали его этимологию и словообразование. Какая наука изучает слово как часть речи? Докажите, что перед нами имя сущ. «одуванчик» | 1.Речь пойдёт об одуванчике 2. Ответы: «Когда одуванчик созревает, он становится пушистым, поэтому - пушица», «одуванчик, ярко-жётлый, поэтому - светик», «когда одуванчик облетает, он становится лысым, голым, как плешь», «семена одуванчика разлетаются как солдаты с парашютами» и пр. 1.Ответ: пропущено слово одуван. Сущ. одуванчик образовано суффиксальным способом при помощи уменьшительно – ласкательного суффикса –чик-, что выражает ласковое отношение народа к данному цветку. 2.Ответ: морфологические признаки существительного одуванчик: неодуш., нарицател., 2 скл., м.р.,ед.ч., И.п. | 1. Выделение признаков растения. 2.Метапред- метные связи (на уровне личного жизненного опыта) Отработка навыка работы с научной литературой | Саморегуляция, Самоопределение, смыслоопределение (регулятивные) Познавательные: подведение под понятие, анализ, поиск информации, построение высказывания. Регулятивные: формулировка темы. |
2. Тема занятия и целеполагание | 1.Помочь с формулировкой темы. «О чём сегодня пойдет речь на занятии? Какова его тема?» 2.Помочь с формулировкой цели. Вопрос «Ребята, как вы думаете, почему сегодняшнее занятие ведут два учителя?» «Как вы думаете, какова цель нашего занятия?» 3.Помочь ученикам с постановкой задач. Выход на определение и формулировку задач: «Откуда мы берём информацию?» ... | 1.Формулируют сами тему урока с помощью учителя. Тема: «Этот Необычный одуванчик» 2. Ставят цель работы Ответы: «будем рассматривать одуванчик с точки зрения разных наук», «будем говорить об одуванчике как о растении, и как о слове» и т.п. Цель: «Получить представление об одуванчике с точки зрения разных наук» (крепить на доску):
3. Ставят задачи (крепить на доску): - совершенствовать умение анализировать текст - определить значение одуванчика в природе и жизни человека | Планируемые результаты по смысловому чтению: -находить в тексте необходимую информацию (в соответствии с целями своей деятельности) | Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование |
3. Актуализация знаний. Первичное восприятие и усвоение нового. | 1.Работа с классом над научным текстом (технология смыслового чтения): координация деятельности учащихся, помощь в постановке вопросов. Чтение текста сопровождается слайдами презентации (Приложение №2) 2. Ребята, в начале урока вы затронули тему морфологии в руском языке. Но есть целое биологическое направление – морфология растений. Чем занимается эта наука? Работа над составлением морфологической характеристики вида, проверка результатов работы (сопровождается презентацией) (Приложение №2) | 1.Смысловое чтение - поэтапное чтение, постановка вопросов к прочитанной информации, высказывание предположений, формулирование ответов, поиск подтверждений (информация о виде Одуванчик лекарственный) (Приложение №1)
2.Ответы: «изучает строение растений» На основе прочитанного текста составляют морфологическую характеристику вида Одуванчик лекарственный (Приложение №3) | 1.Работа с научным текстом 2.Работа с морфологической характеристикой одуванчика | 1. Познавательные: поиск информации, построение высказывания, смысловое чтение. 2.Знаково – символические: создание морфологической характеристики,формулы цветка 3. Коммуникатив-ные: сотрудничество, коррекция, владение речью |
4. Физкультминутка | Разминка. | |||
5.Применение теории на практике Анализ текста 6.Изучение нового на основе старых знаний | 1.Итак, вы познакомились с научным описанием цветка, но прежде, чем дочитать текст до конца, выполним задание №1. Элементы технологии «Смысловое чтение», задание «Верно - не верно» 2.Прочитайте текст до конца, сравните свои предположения с информацией в тексте. Сделайте выводы 1.Отработка понятия «Заголовок текста»(задание №2) 2.Работа с языковыми элементами научного и художественного стилей (таблица№3) 3. Выход на понятие «научно – популярный стиль», его цель, особенности. 4. Работа с термином. 5. Лингвистический эксперимент. | 1.Ученики комментируют утверждения, соглашаются с ними или опровергают, выдвигают свои гипотезы. 2.Читают текст. Сравнивают информацию, отмечают новое. Делают выводы. (см.приложение) 1.Ответ: заголовок «Необычный одуванчик», так как он отражает тему и идею текста. Остальные варианты ошибочны, неточны. 2.Работа с таблицей «Стили языка». В научном стиле находят термины, латинские названия, сложные предложения, цифры, научные понятия. В художественном стиле находят метафоры, сравнения, эпитеты, оценочную лексику, восклицательные предложения. 3. Формулируют цели употребления научного и художественного текстов. 4. Знакомство с научно – популярным стилем статьи ученого. | 1.Формирование читательского мастерства 2.Жизненные наблюдения, опыт. 3. Извлечение новой информации. 4.Умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному. 5.Понимать текст 6.Находить в тексте требуемую информацию 1.Знание стилей языка, их особенностей и функций. 2.Овладение навыками лингвистического анализа текста. 3.Работа с понятиями «метафора», «эпитет» и тд. 4. Умение строить суждение. 5.Выдвигать гипотезу, проводить анализ, делать вывод в результате наблюдений. | 1.Познавательные: смысловое чтение, построение высказывания. 2.Коммуникативные. Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция. Познавательные: смысловое чтение, поиск, анализ, построение высказывания. Коммуникативные: сотрудничество, оценка, умение выражать свои мысли. |
7.Связь работы на занятии с жизнью. Рефлексия. | Учитель знакомит детей практической стороной изучения данной темы (таблица№6), применение знаний об одуванчике в жизни (медицина, промышленность) и в творчестве словесном (стихи, сочинение). Работаем с фразами «Рефлексия» | Заполняют таблицу №6 примерами из текста. Выбирают фразу ,проговаривают: «Я узнал…» «Я научился…» «Мне понравилось…» «Применю в жизни…» «Я похвалил бы себя…» ДЗ: оформить буклет «Зелёная аптека» с помощью полученной научной и художественной информации. | Метапредметные связи урока: биология, медицина, химия, литература, связь с практической стороной жизни. | Умение осуществлять рефлексию |
Приложение №1. Прочтите текст, выполните задания.
Условные обозначения:
В – вопрос (задать вопрос к тексту) О – ответ (дать ответ на поставленный вопрос)
П – проверить себя (сравнить свой ответ с текстом) З – заглянуть в будущее (предположить, предугадать ответ)
Если задать вопрос флористу, какое растение самое распространённое в нашей стране, он ответит, что таковым является одуванчик лекарственный. Одуванчик лекарственный, а его научное название Taraxacum officinale - относится к самому крупному семейству цветковых растений – Сложноцветным (лат. Compósitae), или Астровым (лат. Asteráceae). В П Главный отличительный признак этого семейства состоит в том, что у него, как показывает само название, цветы — сложные, то есть то, что в обиходе называется цветком, представляет на самом деле целое соцветие из мелких цветков – корзинку. Корзинка – это простое соцветие, в котором мелкие сидячие цветки располагаются на ложе плотно друг к другу. Поэтому мы часто воспринимаем корзинку за одиночный цветок с большим числом лепестков. В О З Такое соцветие имеют, например, василёк луговой, бодяк полевой, подсолнечник масличный. Цветок одуванчика золотисто-жёлтого цвета, язычковый, асимметричный (неправильный), обоеполый, чашечка отсутствует. Венчик одуванчика имеет пять сросшихся в трубку лепестков, пять тычинок, пыльники которых соединены в тычиночную трубку, расположенную вокруг столбика пестика. В О Одуванчик лекарственный - многолетнее травянистое растение высотой до 30 см, с коротким разветвлённым корневищем и стержневым корнем. Полые округлые цветочные стебли заканчиваются одиночными корзинками. Листья простые с сетчатым жилкованием, перисто-раздельные, удлинённые, с зубчатыми краями, мутовчатые, сидят в прикорневой розетке и направлены вверх. В О Плоды одуванчика – семянки с зазубринами и хохолком из простых волосков (иначе его называют парашют, паппус). При порывах ветра они отделяются от цветоложа и могут переноситься на довольно большие расстояния. В О
Одуванчик неприхотлив и замечательно приживается повсюду (если касаться огородных грядок, то там он злостный сорняк!). Он может сам себя поливать. Листья растения имеют прогибы, желобки, по которым к корню стекает влага, а сам корень мощный, идёт глубоко, добираясь до воды. Поэтому бесстрашно растет он на сухих утоптанных местах. Учитывая большую способность растения поглощать вредные вещества и тяжёлые металлы, одуванчик можно выращивать для очистки почвы. Исследования учёных показали ошеломляющие результаты: вездесущий одуванчик, золотым ковром покрывающий землю весной, оказался одним из лидеров по поглощению тяжелых химических элементов из почвы. В США и Германии его используют с этой целью, тем более что он очень вынослив, быстро растёт, легко размножается. Одуванчик – кладезь витаминов!
Одуванчик, как золотые часы: желтый циферблат четко подчиняется биологическому ритму. Это ясно прослеживается в распускании соцветий: ровно в 6 часов утра желтые корзинки разворачиваются и ровно в 3 часа дня закрываются. Но золотым одуванчик бывает недолго, при цветении он становится лунным, серебряным. Как легок он и полупрозрачен! Издали в утреннем свете он кажется хрустальным, но на поверку хрупок и воздушен. И вспомнишь радость детства: обдуть одуванчик, пустить его по ветру! Летите, парашютики - пушинки в небо!
Этот веселый и милый цветок очень любим в народе!
Приложение №2. Презентация Microsoft PowerPoint, 16 слайдов (отдельным файлом)
Приложение №3. Морфологическая характеристика вида
1. Название вида, семейство (русское и латинское)__________________________
2. Общая характеристика растения:
2.1. Жизненная форма растения (дерево, кустарник, травянистое растение)________
2.2.Продолжительность жизни: однолетнее, многолетнее _______________
2.3. Высота растения (в см) ________________________________________
3. Корневая система (стержневая, мочковатая) ________________________
4. Стебель:
4.1. Направление роста (прямостоячий, лежачий, ползучий, вьющийся)___________
4.2. Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое) ________________
4. Видоизменения побегов: корневища, клубни ______________________
5. Лист:
5.1. Тип листа (простой или сложный, сидячий или черешковый)________________
5.2. Жилкование листа (дуговое, параллельное,сетчатое)________________
5.3. Форма листовой пластинки (округлая, удлиннённая), форма края (зубчатый, пильчатый, цельный), степень рассеченности (цельная, лопастная, раздельная)_________
6. Цветок и соцветие:
6.1. Цветки одиночные или собраны в соцветия (тип соцветия)____________
6.2. Окраска чашечки и венчика______________________________________
6.2. Формула цветка ________________________________________________
7. Плоды и семена:
7.1. Тип плода (простой или сложный, вид околоплодника – сочный или сухой, одно- или многосемянный)____________________________________
Приложение №4. Лист для работы. Выполните задания.
№1. В таблице даны предположения. Прокомментируйте, верными или неверными они являются. Сравните свои знания до чтения текста с информацией, полученной после чтения.
Предположение | До чтения текста | После чтения текста |
| ||
| ||
|
№2. Какой из предложенных вариантов будет являться заглавием текста, объясните свой выбор. Что отражает заглавие?
- Строение одуванчика
- Одуванчик лекарственный
- Об этом необыкновенном одуванчике
- Многолетнее травянистое растение
№3. Выпишите из текста языковые доказательства его научности и художественности.
Почему этот текст опубликован в журнале «Наука и жизнь»?
Научный стиль Цель: | Художественный стиль Цель: |
Цель: ? |
№4. Исправьте ошибку в формулировке понятия «фиторемедиация». В какой части текста необходимо этот термин употребить?
Схема строения термина: сущ (ЧТО?) - сущ (ЧТО?), какой предмет?
Фиторемедиация – это когда используют растения для очистки почвы от вредных веществ.
№5. Лингвистический эксперимент:
Вставьте на месте пропусков в предложение №1 «парашютики - пушинки», а в предложение №2 - «паппус».
- Плоды одуванчика, ……., разносятся ветром на большие расстояния, у одуванчика около 200 ….. .
- Выбрав разные маршруты, улетают ………………… . Над зелёными лесами, над весёлыми лугами. Улетают семена. А когда придёт весна, зажелтеет там и тут одуванчик - …….
№6. Опишите образ одуванчика в науке и в художественном тексте. В каких жизненных ситуациях нам необходимы знания об одуванчике, взятые из науки и литературы? Почему он Необычный?
Образ одуванчика в науке | Художественный образ одуванчика |
Какой? | Какой? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный урок в 7 классе на тему "План чтения. Как читать книгу. Литература художественная и научно-популярная"
Урок разработан по технологии критического мышления: 1. Вызов. Опыт -задание по формулярам учащихся. Вывод. Проблема:Зачем мы вообще читаем и как узнать, какие книги надо читать. 2. Реализация смыс...
Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"
Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....
«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»
лексика в английском языке....
Использование научно-популярной литературы для подготовки к урокам физической культуры.
Выступление для конференции...
7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия».
7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия»....
О работе по обучению переводу научно-популярных и технических текстов в системе среднего профессионального образования
Данная статья является попыткой обобщить некоторые особенности работы с немецкой научно-технической литературой в системе среднего профессионального образования, дать некоторые методические рекомендац...
Комплект методических разработок для уроков русского языка, направленных на формирование навыков восприятия и анализа научно-популярных текстов в 5-6 классах
Предлагаемая серия разработок текстов с заданиями по восприятию и пониманию текста способствует формированию у учащихся навыков выделения главной информации, отслеживания логических связей между микро...