Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сценарий урока по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_antonimy.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Антонимы ( 5 класс)

Цель деятельности учителя

Повторить и систематизировать понятия «лексическое значение слова», «синонимы»; познакомить обучающихся со словами, противоположными по значению; ввести понятие «антонимы» ; научить подбирать антонимы к словам.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  понятие «антонимы», роль использования антонимов в речи; уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам, используя  «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и в коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net 

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info http://festival.

 1 september.ru/subjects

 http://www.intergu.ru 

http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Антонимы, синонимы, лексическое значение слова

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала

Вступительное слово

- Ребята, закройте глаза и представьте: море, волны плещут.(слайд)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

фрон

тальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные:

Планируют необходимые действия Коммуникативные: работают в парах

Устные

ответы

2.Актуализация и пробное учебное действие

Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Откройте глаза. Посмотрите:  у нашего корабля необычное название. Как называется корабль? (Лексика)

Поэтому плыть только с помощью ветра он не может. Нужно ему помочь. Как вы думаете, какая сила может завести кораблик? Конечно, ваши знания.

Корабль начнёт свой путь только тогда, когда вы выполнить задание по  разделу «Лексика».

Создаёт проблемную ситуацию, в которой  учащиеся  обнаруживают  недостаток знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)

Давайте проведём игру: “Угадай слово”. Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.

  1. Группа специалистов, оценивающая выступление или присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.
  2. Совокупность графических знаков буквенной системы письма.
  3. Фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста.
  4. Красная строка, отступ вправо в начале строки.
  5. Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных станциях.
  6. Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.
  7. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
  8. Слова, противоположные по значению.

Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, абзац, вокзал, цитата, синоним.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, показывают знакомство с лингвистическими терминами.

Фронтальная.

индивидуальная

Познавательные:

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения

Устные ответы, письменные работы

3.Выявление места и причины затруднения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

-Ребята, было ли задание, которое не смогли выполнить? Почему?

Обдумывают результаты проделанной работы и осознают, что знаний недостаточно для выполнения задания №8.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: осознают свои трудности:  и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке  своих действий, поступков

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Устные ответы

4. Целеполагание и  построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов  учебной и умственной деятельности учащихся

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

- Посмотрите: к нам в гости пришли два ученика из старших классов.  Давайте посмотрим на их рост. Один – высокий, а другой…

А теперь давайте посмотрим на слайд:

Мальчик- весёлый, а девочка -…

Можно ли эти слова назвать словами с противоположным значением?

Дополняет ответы.

- Как вы думаете, ребята, каковы цели  нашего урока сегодня?

Формулируют тему и цели учебной деятельности под руководством учителя, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Делают выводы.

Индивидуальная, групповая

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Устные ответы

5. Творческая практическая деятельность по реализации  построенного проекта

Подбор слов-примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, словесно-иллюстративный рассказ.

-Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.

Запишите тему сегодняшнего урока: “Антонимы”.

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.

Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д.

 Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи

При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).

Смотрят презентацию, осваивают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

фронтальная

Регулятивные:

Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия операции, действуют по плану

Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Записи в тетрадях

Физкультминутка

Учитель называет пары слов. Если называет синонимы, учащиеся приседают, антонимы - бег на месте.

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

5. Первичное закрепление с комментированием.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

- Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию и закончите начатые предложения. Подчеркните антонимы. Определите, какой частью речи они являются.

Игра с мячом

Учитель бросает мяч ученику и называет слово, а ученик должен подобрать антоним.

Горе  –  радость ;
Большой – маленький;
Низкий – высокий;
Белый – черный;
Друг – враг;
Хороший – плохой;
Сложный – простой;
Синоним – антоним;
Мальчик – девочка;
Хорошо – плохо;
Зима – лето.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника

Устные ответы, письменные работы

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника, обсуждение результатов, работа в группах

-Выпишите из упражнения антонимы, обозначающие: 1. Время, 2. Цвет,3. Размер, 4. Температуру, 5. Место.

ранний –поздний;

широкий – узкий:

белый – чёрный:

 тогда-теперь;

яркий - тусклый;

короткий – длинный;

утро - вечер;

высокий – низкий;

жара - холод;

близко – далеко;

горячий – холодный;

подземный – надземный;

бледный – румяный;

вверх – вниз;

нагреть – остудить.

- Выполните упражнение 370 учебника. Спишите пословицы и подчеркните  в них антонимы.

Работа в группах

1 группа

– К одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением, если это слово многозначное. Какие слова называют многозначными?

Свежий хлеб – черствый хлеб
Свежий журнал – старый журнал
Свежий ветер – теплый ветер
Легкий труд – тяжелый труд
Легкий путь – трудный путь
Легкий ветер – сильный ветер.

2 группа

ТЕСТ

1.        Найти неверно составленную пару антонимов:

Трудолюбивый – ленивый

Молодость – старость

Справа – слева

Низкий – высоко

Весёлый – грустно

Вперёд – назад

Светлый – тёмный

Худой – толстый

2.        Найти однокоренные антонимы:

Правда – ложь

Друг – враг

Счастье – несчастье

Верх – низ

Война – мир

Правда – неправда

Дело – безделье

Молодость – старость

3.Найти слово, которое не имеет антонима:

- вход

- рука

- неприятель

- толстый

- молчать

- друг

- худой

- глиняный

4. Вставь подходящий по смыслу антоним:

- Не было бы счастья, да … помогло.

- Хороша верёвка длинная, а речь… .

- Подальше положишь, … возьмёшь.

- Не радуйся чужой беде, … на гряде.

Регулятивные:

контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля, и успешно используют его в решении учебных задач

Коммуникативные:

осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

7.Включение в систему знаний и повторение

Игра “Наоборот”.

А теперь пришел черед

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово высоко
А ты ответишь: … (низко).
Скажу я слово 
далеко
Ты возразишь мне: … (близко).
Скажу я слово : 
потерял
А ты кричи скорей:… (нашел).
Скажу тебе с укором: 
трус
Ты гордо скажешь: я - … (храбрец).
Теперь 
начало я скажу, 
А ты ответишь: нет, … (конец).

Принимают участие в обучающей игре. Выполняют задание

Индивидуальная, групповая работа

Познавательные: используют знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки

Оценивание работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...