Урок в 5 классе «Как пополняется запас слов русского языка»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Авторская разработка модели урока. Использованы авторские тексты для создания проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4_sposoby_popolneniya_leksikona.docx | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 4 «как пополняется запас слов русского языка»
Постановка проблемной ситуации
Текст 1 (заимоствования)
Салют, аудиторы. Как коуч информирую вас о сегодняшнем месседже. Какой будет хедлайнер вы поймете чуть позже. А пока вербализуем паттерн. Дедлайн близко, нужно спешить.Наш креативный коворкинг носит форму интерактива и инфографики. Драйвером служат интенции к познанию и амбиции быть лучшими. Энтертеймента(развлечение) и дольче виты на сегодня не выйдет.Записываем концептуальный нарратив сегодняшнего урока…
Что? Ничего не понятно? Как так, я же говорила на русском языке. Ну ладно. Давайте попробуем по-другому.
Текст 2 (историзмы)
Гой-еси добры молодцы и красны девицы, бурсы и школяры. Все в нашей горнице-светлице я очами вижу собрались, ажно (так что) баять пора. Балакать (говорить) будет о басе (красоте) языка. Вестимо выдюжить вам будет не трудно, ибо не горазды вы лытать (уклоняться) от дела. Привыкли вы уже хранить паче зеницы ока язык свой, дабы вотще (напрасно) он не пропал и фортеции в учении достичь.
Что и так не понятно? Что же такое происходит? Может, вы мне скажете, почему не поняли меня ни первый раз, ни второй?
Схема – диаграмма: ядро языка и периферия языка (неологизмы и заимствования)
Язык – подвижная система, одни слова уходят – другие приходят.
Как пополняется язык? Как бы мы говорили, если бы он не изменялся?
Вы знаете, что такое дедлайн, камбэк, бокс-офис, айдентика? Вы уверены, что знаете все значения слов кластер, спойлер, тримминг?
Из греческого языка: лампада, ангел, демон, клирос , география, математика, философия, анапест, комедия, хорей.
Из латинского языка: революция, конституция, эволюция, вертикаль, диктатура, пленум, манифест, президент.
Из тюркских языков: кафтан, тулуп, сарафан, деньги, арбуз, базар.
Из скандинавских языков : якорь, сельдь, пуд, Олег, Игорь, Рюрик.
Из немецкого языка: гауптвахта, лагерь, фрахт, вексель, галстук
Из голландского языка: гавань, лоцман, флаг, флот, дюйм, рейд, зонтик.
Из английского языка: брифинг, футбол, шоп, ваучер.
Из французского языка: браслет, медальон, пальто, сюртук, режиссер, афиша, дирижер.
Из итальянского языка: ария, соната, карнавал, либретто, тенор.
Из испанского языка: гитара, серенада, мантилья, карамель.
Из английского:адвертайзинг, бэкграунд, камбэк, афтершок, маржа, премия — бонус, бутик, маркетинг, риелтер, рецепция, слоган, экстрим, блэеклист, спикер, Скайдайвер(парашютист)
тикеты [билеты], дольче виты сладкая жизнь,интер-фейс, фасад, ресайклинг (переработка)
мультфора – файл, копипаст, айдентика (логотипы), маржа (прибыль)
на схеме показать способы пополнения языка:
новое словообразование (-инг, анти-, нео-), заимоствования (неологизмы, старославянизмы, *архаизмы, историзмы)
работа по учебнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 9 класс по теме "Берегите чистоту русского языка, как святыню!"
Урок русского языка в 9 классеТема: «Берегите чистоту русского языка, как святыню!»Цель: формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущн...
Методическое пособие. Применяется технология педагогических мастерских. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100» Тема: Происхождение слов русского языка.
Цель урока:- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять ...
Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских.
Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
"Как пополняется словарный состав русского языка"
Урок русского языка в 5 классе по учебнику М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., под ред.Разумовской М.М., П.А.Лексанта. «Русский язык» 5 класс – М., Дрофа, 2015. ФГОС...
Урок родного русского языка в 5 классе по теме "Живое слово русского фольколора"
Технологическая карта урока родного русского языка в 5 классе.Задачи:• углубить представление о фольклоре, гуманной направленности устного народного творчества;• форм...