Урок родного русского языка в 5 классе по теме "Живое слово русского фольколора"
методическая разработка (5 класс)
Технологическая карта урока родного русского языка в 5 классе.Задачи:
• углубить представление о фольклоре, гуманной направленности устного народного творчества;
• формировать интерес к выявлению глубинных философских смыслов произведений устного народного творчества;
• выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы;
• раскрыть своеобразие фольклорного мира;
• совершенствовать умения чтения, пересказа, целенаправленной работы с информацией, исследовательской деятельности;
• воспитывать любовь к художественному слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/node/add/book-s | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 15
Разработала учитель родного языка
Антонива Наталья Ивановна
г. Лиски
2022 г.
Урок родного русского языка в 5 классе. № 7.
Тема: Живое слово русского фольклора | Тип: интегрированный урок родного русского языка, литературы, музыки | |||
Задачи: • углубить представление о фольклоре, гуманной направленности устного народного творчества; • формировать интерес к выявлению глубинных философских смыслов произведений устного народного творчества; • выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы; • раскрыть своеобразие фольклорного мира; • совершенствовать умения чтения, пересказа, целенаправленной работы с информацией, исследовательской деятельности; • воспитывать любовь к художественному слову. | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные: • знать, различать произведения разных жанров фольклора, использовать их многообразие в устной и письменной речи; • совершенствовать навыки пересказа; • уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного; • выбирать из учебника текст для чтения в зависимости от поставленной цели | Метапредметные: регулятивные: • составлять план преодоления недочётов: • выполнять учебные действия; • использовать речь для регуляции своих действий; • работать с различной информацией; коммуникативные: • строить монологические высказывания; • овладевать умениями диалогической речи | Личностные: • формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • совершенствовать собственную речь посредством включения в свой словарный запас народной мудрости | ||
Межпредметные связи: литература (жанры фольклора, понятия «диалог-монолог», изобразительно-выразительные средства фольклора); музыка (звучание народных песен) | ||||
Ресурсы урока: учебник «Русский родной язык. 5 класс» с. 50—59; листы белые А4; аудиозаписи народных песен; рабочая тетрадь к учебнику «Русский родной язык. 5 класс» , фонохрестоматия | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
• Проводит фронтальный опрос (учитель родного русского языка и литературы):
• Предлагает растолковать тему урока, определить её содержание и границы. • Организует прослушивание (читает сам или использует фонохрестоматию) фрагментов произведений фольклора (упражнение 49) | • Отвечают на вопросы:
• Дают толкование темы, определяют её содержание и границы в форме кратких связных ответов. • Слушают, делятся впечатлениями, определяют жанры фольклорных произведений: сказка, былина. | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
• Организует выполнение упражнение 50 (знакомство с историей слова «фольклор»). •Побуждает к размышлению о глубоком философском смысле фольклора. • Подводит учащихся к формулированию проблемного вопроса урока и всей темы | • Озаглавливают текст («Фольклор», «Народная мудрость», «Сила народной мудрости»). Формулируют главную мысль текста («Фольклор — это отражение коллективного опыта народа в легендах, былинах, песнях, сказках, пословицах и поговорках. В них раскрывается образ жизни народа, его история, его представления о мире»). Отвечают на вопрос 2: (Какие особенности устного народного творчества отмечены в тексте?) Слово в фольклоре весомо и зримо, ярко и метко отражает действительность и вместе с тем рисует народные идеалы. Несмотря на живую, изустную передачу, в сказках, былинах, песнях или пословицах разных народов сохраняются постоянные сюжетные мотивы, одни и те же формульные фразы и эпитеты. Традиционность фольклора ярко отражается в устойчивости многих так называемых общих мест — неоднократно повторяющихся в разных произведениях устного народного творчества речевых оборотов и сочетаний слов. • Продолжают ряды устойчивых выражений (общих мест). (Что они означают? Какую роль выполняют в сказках?) 1. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… 2. Стали жить-поживать да добра наживать… 3. И я там был, мед-пиво пил… 4. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! (Зачин, концовка) • Формулируют проблемные вопросы урока и всей темы: Как в фольклоре раскрывается душа народа? Что является народным идеалом? | |||
Организация познавательной деятельности | ||||
• Организует и направляет чтение упражнения 50 на с. 51 учебника, помогает осуществлять маркирование текста. • Предлагает составить план статьи или пересказать её. • Обращает внимание на рубрику учебника «Лингвистические заметки» (с. 54), предлагает выполнить задания упражнения 52 по группам. | • Читают упражнение 50 про себя, осуществляют маркирование текста (ЗНАЮ (З), НОВОЕ (Н), ХОЧУ ДОПОЛНИТЬ, ВОЗРАЗИТЬ (ХД, В). Задают вопросы товарищам и учителю. Выделяют название новых для них фольклорных жанров и актуализируют (толкуют) их значение. • Составляют план статьи или пересказывают её. дополняют своими примерами, презентуют работу группы.
| |||
•Организует прослушивание народных песен (учитель музыки). • Организует изучение русской народной песни. - Безмолвными кажутся наши печальные поля, особенно зимнюю пору. Чем же согреться человеку в волнистых туманах печальных полей? Вот тут и родилась народная песня, которая согревала и сердце, и душу. А разве тусклая даль этих равнин не будила воображения, без которого никакая песня и не родится, не плела легенд и не обвивала ими русскую песню? Но все грустно на бесконечных российских полях. Много там и птиц прилетает, и ярче светит солнышко весною, и сильнее чувствуется радость весны. А если это так, то как же не прокатиться на тройке и не запеть: - Эх, вдоль по Питерской!.. «От природы, от быта русская песня и от любви», - так пишет о русской народной песне Федор Иванович Шаляпин. Сегодня мы прощаемся с русской народной песней, надеюсь, так полюбившейся вам за время изучения. • Обращает внимание на слова Михаила Васильевича Ломоносова о русской песне, написанные на доске: «Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают». • Побуждает подобрать синонимы к этому определению (учитель русского языка и литературы). • Организует повторение знаний о народной песне на интеллект-карте (учитель музыки). • Организует выполнение упражнений 56,58 на с. 56-57 учебника (групповая работа) (учитель родного русского языка и литературы) | • Подбирают синонимы: сладостные – милые сердцу, приятные, родные; родимой – родной, близкой сердцу; высокие – патриотические. • 1 тысячелетие нашей эры – восторженные записи иностранных историков (греческих, римских, арабских) о славянских песнях. • Заполняют интеллект-карту видами песен (обрядовые – необрядовые: календарно-обрядовые – семейно-обрядовые – лирические). •Выполняют задание «Назовите особенности лирических протяжных песен» (парами): большое дыхание, большие музыкальные фразы, распевность, мелодичность, импровизация мелодии и ритма, широта, смена красок – мажор, минор. • Отвечают на вопрос: Каким образом дошли до нас русские народные песни? (Многие писатели и композиторы собирали и записывали народные песни. Писатели и поэты видели в них музыкальное богатство. Многие русские народные песни легли в основу художественных произведений). • Читают фрагменты из русских народных песен. С помощью каких языковых средств передаётся в них нежное, сердечное отношение к тому, о чём идёт речь, создаётся особая напевность текста? суффиксов, которые передают положительное отношение (одобрение, ласку) к тому, о чём говорится. Сравнение — один из тропов художественной речи — представляет собой образное выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета или явления с другим предметом или явлением по какому-либо общему признаку. С помощью сравнения описание предмета или явления становится более точным и одновременно образным. | |||
Подведение итогов | ||||
• Обращает внимание на символы, которые встречаются в песнях (учитель музыки). Побуждает найти в отрывках песен упражнения 56 символы (учитель родного языка). Прослушивает с детьми аудиоотрывки. • Организует, направляет и стимулирует рефлексию, даёт задание подобрать материал для связного ответа о структуре народной песни, сравнивая отрывки из упражнений 56 и 58. • Предлагает сделать выводы о значимости фольклора в отечественной культуре (учитель родного русского языка) | • Находят символы: дороженька, березонька – символ родины. Сравните музыкальные образы в этих песнях. Что их объединяет? (Эти песни объединяет спокойный характер мелодии, по своему выражению все музыкальные образы одинаковы: грустные, печальные, задумчивые. В этих песнях присутствуют образы природы. Музыка рассказывает нам, что это образы мягкие, нежные, лирические, это своеобразный рассказ о прекрасной нашей родине). • Читают отрывки в упражнении 58 и делают вывод, что в русских народных песнях может быть один герой, тогда это песня-монолог, а может быть два и более героев. Это песня-диалог. (Читают на слайде: «Диалог - (от греческого «диалогос» - беседа) – разговор двух или нескольких лиц» - Как в музыке называется «диалог»? (Дуэт) Читают на слайде: «Дуэт – музыкальное произведение для двух исполнителей с самостоятельными партиями для каждого». Как называются песни с одним исполнителем? (Песни-монологи. Монолог – (от греч. «монос» - один и «логос» - речь) – речь одного лица). Что можно определить по музыкальной интонации в дуэтах и песнях-монологах? (По интонации мы можем определить, между кем происходит диалог или кто рассказывает слушателю о своих переживаниях, каков характер этих героев, их состояние в данный момент). Делают вывод, отвечая на вопрос: «В чем сила, красота, обаяние русской народной песни?» (Народная песня богата тропами: сравнениями, эпитетами, символами. Народная песня богата мелодическим строением: широкий диапазон, тембр и звонкость исполнения. Русская песня передает чувства и мысли исполнителя, душу народа, поэтому слушатели сильно сопереживают герою, плачут и смеются вместе с ним). • Говорят о вариативной природе фольклора, об особенности народного сознания, преображающего действительность в духе народных идеалов; о единстве музыкального и поэтического языка, делающего эти идеалы ярче, образнее, выразительнее. | |||
Дополнительный материал: сборники, включающие народные песни, загадки, заклички, потешки. | ||||
Диагностика достижения планируемых результатов: заполнение интеллект-карты «Русская народная песня». | ||||
Дополнительные творческие задания: Написать небольшое сочинение «Так и рвется душа из груди молодой» или «Что пробуждает в душе человека народная мудрость?» Д/з: По группам готовить конкурс загадок, потешек, скороговорок (выигрывает тот, кто больше знает и может прокомментировать) или выполнить упражнение 60. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»
В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...
Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»
В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...
Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"
Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"...
Конспект к уроку родного русского языка для 7 класса "Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы."
Расширить знания учащихся по лексике современного русского языка,определять историзмы, уметь различать понятия «историзмы» и «архаизмы», «устаревшие и новые слова»....
Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"
Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"...