Урок родного русского языка в 5 классе по теме "Живое слово русского фольколора"
методическая разработка (5 класс)

Антонива Наталья Ивановна

Технологическая карта урока родного русского языка в 5 классе.Задачи:

•  углубить представление о фольклоре,  гуманной направленности устного  народного творчества;

•  формировать интерес к выявлению глубинных философских смыслов произведений устного народного творчества;

•  выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы;

•  раскрыть своеобразие фольклорного мира;

•  совершенствовать умения чтения,  пересказа,  целенаправленной работы с информацией,  исследовательской деятельности;

•  воспитывать любовь к художественному слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-s26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 15

        Разработала учитель родного языка

Антонива Наталья Ивановна

г. Лиски

2022 г.

Урок родного русского языка в 5 классе. №   7.

Тема: Живое слово русского фольклора

Тип: интегрированный урок родного русского языка,  литературы, музыки

Задачи:

•  углубить представление о фольклоре,  гуманной направленности устного  народного творчества;

•  формировать интерес к выявлению глубинных философских смыслов произведений устного народного творчества;

•  выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы;

•  раскрыть своеобразие фольклорного мира;

•  совершенствовать умения чтения,  пересказа,  целенаправленной работы с информацией,  исследовательской деятельности;

•  воспитывать любовь к художественному слову.

Планируемые результаты

Предметные:

•  знать,  различать  произведения  разных  жанров фольклора,  использовать  их  многообразие  в  устной и  письменной речи;

•  совершенствовать навыки пересказа;

•  уметь  осмысленно  читать  и  объяснять  значение прочитанного;

•  выбирать  из  учебника текст для  чтения  в  зависимости  от поставленной цели

Метапредметные:

регулятивные:

•  составлять план преодоления недочётов:

•  выполнять учебные действия;

•  использовать речь для регуляции своих действий;

•  работать с различной информацией;

коммуникативные:

•  строить монологические  высказывания;

•  овладевать умениями диалогической речи

Личностные:

•  формировать  целостный,  социально  ориентированный  взгляд на мир  в  единстве  и разнообразии  природы,  народов,  культур  и религий;

•  совершенствовать  собственную  речь  посредством включения  в  свой  словарный  запас  народной  мудрости

Межпредметные связи: литература  (жанры фольклора, понятия «диалог-монолог», изобразительно-выразительные средства фольклора);  музыка (звучание  народных песен)

Ресурсы урока: учебник «Русский родной язык. 5 класс»  с.  50—59; листы белые А4;  аудиозаписи народных песен; рабочая тетрадь к учебнику  «Русский родной язык. 5 класс» , фонохрестоматия

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Проводит фронтальный опрос (учитель родного  русского языка и литературы):

  1. Каким видел мир первобытный человек?
  2. В каких произведениях отразилось такое понимание мира?
  3. Как одним словом можно назвать эти произведения?
  4. Что это такое?

•  Предлагает растолковать тему урока,  определить её  содержание  и границы.

• Организует  прослушивание  (читает  сам  или  использует  фонохрестоматию)  фрагментов произведений фольклора (упражнение 49)

• Отвечают на вопросы:

  1. Первобытный человек не понимал этот мир. Все его в мире удивляло или пугало. Поэтому человек придумывал себе богов, объясняя мир как исполнение их воли.
  2. В сказках, легендах, загадках, мифах.
  3. Фольклор.
  4. Устное народное творчество.

• Дают толкование темы, определяют её содержание и границы в форме кратких связных ответов.

• Слушают,  делятся  впечатлениями,  определяют  жанры  фольклорных  произведений:  сказка,  былина.

Мотивация познавательной деятельности

•  Организует выполнение упражнение 50 (знакомство с историей слова «фольклор»).

•Побуждает  к размышлению  о  глубоком  философском смысле  фольклора.

• Подводит  учащихся  к  формулированию  проблемного  вопроса  урока  и  всей темы

• Озаглавливают текст («Фольклор», «Народная мудрость»,  «Сила народной мудрости»). Формулируют главную мысль текста («Фольклор  — это отражение коллективного опыта народа в легендах, былинах, песнях, сказках, пословицах и поговорках.  В  них раскрывается образ жизни народа, его история, его представления о мире»).  Отвечают на вопрос 2:

(Какие особенности устного народного творчества отмечены в тексте?) Слово в фольклоре весомо и зримо, ярко и метко отражает действительность и вместе с тем рисует народные идеалы.

Несмотря на живую, изустную передачу, в сказках, былинах, песнях или пословицах разных народов сохраняются постоянные сюжетные мотивы, одни и те же формульные фразы и эпитеты. Традиционность фольклора ярко отражается в устойчивости многих так называемых общих мест — неоднократно повторяющихся в разных произведениях устного народного творчества речевых оборотов и сочетаний слов.

• Продолжают  ряды устойчивых выражений (общих мест). (Что они означают? Какую роль выполняют в сказках?)

1. В некотором царстве, в некотором государстве жил да

был…

2.  Стали жить-поживать да добра наживать…

3. И я там был, мед-пиво пил…

4. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!  (Зачин, концовка)

•  Формулируют проблемные  вопросы урока и всей темы:  Как в фольклоре раскрывается душа народа? Что является народным идеалом?

Организация познавательной деятельности

•  Организует и направляет чтение  упражнения 50 на с.  51  учебника,  помогает осуществлять маркирование текста.

•  Предлагает составить план статьи или пересказать её.

•  Обращает внимание на рубрику учебника «Лингвистические заметки» (с.  54), предлагает выполнить задания упражнения 52 по  группам.

•  Читают упражнение 50  про себя,  осуществляют маркирование текста (ЗНАЮ (З),  НОВОЕ  (Н),  ХОЧУ ДОПОЛНИТЬ, ВОЗРАЗИТЬ  (ХД,  В).  Задают  вопросы  товарищам и  учителю.  Выделяют название  новых для них фольклорных жанров и актуализируют (толкуют)  их значение.

•  Составляют план статьи или пересказывают её.
•  В  группах выполняют задания  упражнения 52   (с.  54-55),

дополняют своими примерами,  презентуют работу группы.

 

•Организует прослушивание народных песен  (учитель музыки).

• Организует изучение русской народной песни.

- Безмолвными кажутся наши печальные поля, особенно  зимнюю пору. Чем же согреться человеку в волнистых туманах печальных полей? Вот тут и родилась народная песня, которая согревала и сердце, и душу. А разве тусклая даль этих равнин не будила воображения, без которого никакая песня и не родится, не плела легенд и не обвивала ими русскую песню? Но все грустно на бесконечных российских полях. Много там и птиц прилетает, и ярче светит солнышко весною, и сильнее чувствуется радость весны. А если это так, то как же не прокатиться на тройке и не запеть:

- Эх, вдоль по Питерской!..

«От природы, от быта русская песня и от любви», - так пишет о русской народной песне Федор Иванович Шаляпин. Сегодня мы прощаемся с русской народной песней, надеюсь, так полюбившейся вам за время изучения.

• Обращает внимание на слова Михаила Васильевича Ломоносова о русской песне, написанные на доске: «Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают».

• Побуждает подобрать синонимы к этому определению (учитель русского языка и литературы).

• Организует повторение знаний о народной песне на интеллект-карте  (учитель музыки).

• Организует выполнение  упражнений 56,58  на с.  56-57   учебника (групповая работа) (учитель родного русского языка и литературы)

• Подбирают синонимы: сладостные – милые сердцу, приятные, родные; родимой – родной, близкой сердцу; высокие – патриотические.

• 1 тысячелетие нашей эры – восторженные записи иностранных историков (греческих, римских, арабских) о славянских песнях.

• Заполняют интеллект-карту видами песен (обрядовые – необрядовые: календарно-обрядовые – семейно-обрядовые – лирические).

•Выполняют задание «Назовите особенности лирических протяжных песен» (парами): большое дыхание, большие музыкальные фразы, распевность, мелодичность, импровизация мелодии и ритма, широта, смена красок – мажор, минор.

• Отвечают на вопрос: Каким образом дошли до нас русские народные песни? (Многие писатели и композиторы собирали и записывали народные песни. Писатели и поэты видели в них музыкальное богатство. Многие русские народные песни легли в основу художественных произведений).

• Читают фрагменты из русских народных песен. С  помощью каких языковых средств передаётся в них нежное, сердечное отношение к тому, о чём идёт речь, создаётся особая напевность текста?
(Характерной чертой языка русского фольклора является употребление слов, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных

суффиксов, которые передают положительное отношение (одобрение, ласку) к тому, о чём говорится. Сравнение  — один из тропов художественной речи  — представляет собой образное выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета или явления с другим предметом или явлением по какому-либо общему признаку. С помощью сравнения описание предмета или явления становится более точным и одновременно образным.

Подведение  итогов

• Обращает внимание на символы, которые встречаются в песнях (учитель музыки). Побуждает найти в отрывках песен упражнения 56 символы (учитель родного языка). Прослушивает с детьми аудиоотрывки.

•  Организует, направляет и стимулирует рефлексию, даёт задание подобрать материал для связного ответа о  структуре народной песни, сравнивая отрывки из упражнений 56 и 58.

•  Предлагает сделать выводы о значимости фольклора в отечественной культуре  (учитель родного русского языка)

• Находят символы: дороженька, березонька – символ родины. Сравните музыкальные образы в этих песнях. Что их объединяет? (Эти песни объединяет спокойный характер мелодии, по своему выражению все музыкальные образы одинаковы: грустные, печальные, задумчивые. В этих песнях присутствуют образы природы. Музыка рассказывает нам, что это образы мягкие, нежные, лирические, это своеобразный рассказ о прекрасной нашей родине).

• Читают отрывки в упражнении 58 и делают вывод, что в русских народных песнях может быть один герой, тогда это песня-монолог, а может быть два  и более героев. Это песня-диалог. (Читают на слайде: «Диалог - (от греческого «диалогос» - беседа) – разговор двух или нескольких лиц» - Как в музыке называется «диалог»? (Дуэт) Читают на слайде: «Дуэт – музыкальное произведение для двух исполнителей с  самостоятельными партиями для каждого».  Как называются песни с одним исполнителем? (Песни-монологи. Монолог – (от греч. «монос» - один и «логос» - речь) – речь одного лица). Что можно определить по музыкальной интонации в дуэтах и песнях-монологах?  (По интонации мы можем определить, между кем происходит диалог или кто рассказывает слушателю о своих переживаниях, каков характер этих героев, их состояние в данный момент).

Делают вывод, отвечая на вопрос: «В чем сила, красота, обаяние русской народной песни?» (Народная песня богата тропами: сравнениями, эпитетами, символами. Народная песня богата мелодическим строением: широкий диапазон, тембр и звонкость исполнения. Русская песня передает чувства и мысли исполнителя, душу народа, поэтому слушатели сильно сопереживают герою, плачут и смеются вместе с ним).

• Говорят о  вариативной природе  фольклора,  об особенности народного  сознания,  преображающего действительность в духе  народных идеалов;  о  единстве музыкального и поэтического языка, делающего эти идеалы ярче, образнее, выразительнее.

Дополнительный  материал:  сборники,  включающие  народные  песни,  загадки,  заклички,  потешки.  

Диагностика достижения  планируемых  результатов:  заполнение  интеллект-карты  «Русская народная песня».

Дополнительные творческие задания:  Написать небольшое сочинение «Так и рвется душа из груди молодой» или  «Что пробуждает в душе  человека народная мудрость?»

Д/з:  По группам готовить конкурс  загадок,  потешек,  скороговорок (выигрывает тот,  кто больше знает и может прокомментировать)  или выполнить упражнение 60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"

Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"...

Конспект к уроку родного русского языка для 7 класса "Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы."

Расширить знания учащихся по лексике современного русского языка,определять историзмы, уметь различать понятия «историзмы» и «архаизмы», «устаревшие и новые слова»....

Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"

Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"...