Тема | Союзы и омонимичные формы
|
Цели
| – научить правильно писать производные союзы, отличать производные союзы от омонимичной формы; – отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов; – развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи. – развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных; – воспитывать коммуникативность, самостоятельность.воспитывать желание учиться и делать открытия; (личностные УУД) – умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; (регулятивные УУД); – умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; умение в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологического и диалогического высказывания; умение работать в паре с партнёром, ,учитывать разные мнения ,умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя. (коммуникативные УУД); –уметь читать с полным пониманием содержания и отвечать на вопросы; уметь высказываться по заданной проблеме (познавательные УУД).
|
Основные понятия | Союз, омоним, |
Метапредметные связи | Биология, литература |
Ресурсы: – основные
– дополнительные |
Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева. Русский язык, 7 класс
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. Москва «просвещение»2003 М.В.Фёдорова. Уроки русского языка в 7 классе. Москва. «Просвещение» 2000 Русский язык. Орфография.Рабочая тетрадь.2006 Русский язык в таблицах. Наглядный теоретический материал. Москва. «Издат-школа»1997 Н.М.Грибова. Тесты русский язык. Дидактические материалы 7 класс. Москва «Айрис-пресс» 2007 КИМы русский язык 7 класс. Москва «Вако» 2012
|
Организация пространства | Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная. |
Этапы урока | Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
предметные | личностные, метапредметные |
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.). Цели: – создание психологической комфортности – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Цели: - активизация знакомой лексики - определение о чем пойдет речь на уроке
|
|
Приветствие детей.
Сообщение о необычном уроке
Эпиграф к уроку «Союз – в грамматике служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения». С .И. Ожегов О чем пойдет речь сегодня на уроке? -
Фронтальный опрос. Вставить слова вместо многоточий ТЕСТ 1. В русском языке есть самостоятельные и ………… части речи. 2. Служебные части речи это……… 3. Союз – это…………………….. 4. Союзы, состоящие из одного слова, называются………… 5. Союзы не являются……………………… 6. Союзы связывают…………………………………. 7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются………………. 8. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....
|
Отвечают на приветствие
О союзах
Вставляют слова
1. служебные 2.Предлоги, союзы, частицы. 3. союз- это служебная часть речи, которая служит для связи слов и предложений. 4. …простыми 5….не являются членами предложения.
6. …однородные члены и простые предложения.
7. …сочинительными.
8. подчинительными |
Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной дечтельности. На данном этапе организуется мотивирование к учебной деятельности, а именно: а) актуализирутся требования к нему со стороны учебной деятельности («надо») б) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») |
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. (личностные УУД )
Обнаруживать и формулировать учебную тему совместно с учителем; (регулятивные УУД).
Актуализировать лексику по теме «Союз»
|
2.Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия | Прием «Отсроченная отгадка»
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ | 1.Кто изображён на иллюстрации? (если затрудняются ответить на 1 вопрос) 2.Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?
– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?
Прочитайте предложения, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны. 1. Что(бы) хорошо учиться, нужно много заниматься. 2. Я спросил, что(бы) мне почитать об этом. 3. Оля так(же) решила задачу, как и все остальные. 4. Его товарищи учатся хорошо, он так(же) не отстаёт от них. 5. Я то(же) это прочитал. 6. Серёжа выполнил то(же) задание, что и я. 7. Это нелегко, за(то) интересно. 8. Я спрятался за(то) дерево.
| Отгадывают животное, изображённое на иллюстрации. Хамелеон.
Читают предложения (слайд 7)
|
| Ориентироваться в своей системе знаний Формировать умения проводить классификацию по заданным критериям, под руководствам учителя; (познавательные УУД).
|
3.Выявление места и причины затруднения Цель: выявление места и причины затруднения |
| Итак, возвращаемся к вопросу. Вы помните поставленный вопрос? 1.Смогли ли вы найти слова-хамелеоны? Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы. 2.Так чем же похожи хамелеоны и омонимы? Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды. – Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить? – Какие задачи мы можем перед собой поставить? – Итак, тема нашего урока – «Союзы и омонимичные формы».
Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании союзов и омонимичных частей речи? |
Определяют тему
Ставят задачи: отличать производные союзы от омонимичной формы; отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов; правильно писать производные союзы иомонимичные части речи
(Определить часть речи...)
|
|
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).
|
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: устранение возникшего затруднения
|
| Научиться отличать союзы от омонимичных форм. - Как это затруднение преодолеть? Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать. Я предлагаю самостоятельно поработать с учебником.
| Работа в парах и по рядам, определяют часть речи.
Самостоятельная работа с п.53 стр. 226-227 (работа в парах) | Извлекать информацию, строить логические цепочки
| Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД). Умение работать в паре с партнёром, учитывать разные мнения, умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя. (коммуникативные УУД).
|
5. Реализация построенного проекта Цели: решение исходной задачи, вызвавшеё затруднение – активизировать навык монологической речи
|
| Реализация построенного проекта.
Составление алгоритма определения написания омонимичных слов. – Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи? – Как определить часть речи внешне сходных слов? (По контексту.) Вернемся к предложениям. |
Слитное написание союзов | Раздельное написание омонимичных частей речи | Чтобы=для того чтобы | Что бы =мест.+ частица | Также, тоже} = и | Так же = нареч.+же – частица То же = мест.+же - частица | Зато=но | За то =за - предлог, то – мест. | Союз - слитно | Бы, же, за - раздельно |
Осуществляют в парах поиск необходимой информации, выстраивают ее в логической последовательности
Алгоритм: Определяю, можно ли к слову подобрать синоним, если да–то это союз- пишу слитно, если нет – это омонимичные формы – пишу раздельно | Осуществлять осознанное построение речевого высказывания
| Умение формулировать собственное мнение и выражать в устной форме. (коммуникативные УУД).
|
6. Первичное закрепление с проговариванием Цель: решение типовых заданий на новый способ действий
| Запись предложений с проговариванием алгоритма | Запишите предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи. Графически объясните орфограмму – контакт и орфограмму – пробел. | Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух. Записывают предложения и объясняют правописание 1.Что(бы) сократить путь, мы пошли к речке напрямик. 2.Что(бы) ни случилось, я буду рядом. 3. Ночью ветер дул так(же) сильно, как и днём. 4.Он то(же) готов был идти искать заблудившихся ребят. 5.Я спрятался за(то) дерево, что росло у дороги. 6.Морозило сильнее, за(то) было тихо.
|
|
Умения в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия. (регулятивные УУД).
|
7. Самостоятель ная работа по эталону с самопроверкой цель: самостоятельно выполнять задания нового типа и осуществлять их самопроверку, сравнивая с эталоном
| Составить предложения | Самостоятельная творческая работа | Каждый ряд составляет по 2 предложения: 1 ряд : Чтобы – Что бы 2 ряд: Также - так же; Тоже – то же 3 ряд: Зато - За то | Осуществлять осознанное построение речевого высказывания | Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний (регулятивные УУД). |
8.Физминутка. Цель: – снять напряжение и усталость
| Выполняют упражнения |
|
|
| Умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. (регулятивные УУД). |
9. Включение в систему знаний и повторение Цель: самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий | Экспресс-тест. Самодиагностика | По горизонтали поставьте цифры от 1-10. Под цифрами ставить знаки плюс- слитное написание, минус раздельное написание. (+) - слитное написание, союз (-) раздельное написание, не союз
Критерии оценивания • 0 – 1 «5» • 2 «4» • 3-4 «3» • 5 и более «2»
Проверьте, как вы справились с заданием? Ключ (слайд 12)
| Решают тест (слайд ) 1. Я люблю делать то(же), что и брат. 2.Мой брат так(же) учится в музыкальной школе. 3.Через полчаса ветер затих так(же) внезапно, как и появился. 4.Корень учения горек,за(то) плод сладок. 5.Что(бы) ещё придумать? 6.Молчание то(же) ответ. 7Мал золотник, за(то) дорог. 8. То(же) слово, да не так бы молвить. 9.Что(бы) писать грамотно, надо знать и теорию. 10. Все очень устали, за(то) цели достигли.
Сверяют свои ответы Выполняют самопроверку, исправляют ошибки.
|
| Умение корректировать свои ошибки. (регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД).
|
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель:: – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. |
Синквейн. | 1 1.Какое открытие сделали сегодня на уроке? 2.Какие затруднения были? 3.Что получилось лучше сегодня на уроке? 4.Оцените свою деятельность на уроке. 5.Пригодятся ли полученные знания в жизни? (при наличии времени) Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк Правила написания: • В первой строчке тема называется одним словом(существительное)
• Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных)
• Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола)
• Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
• Пятая строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы.
|
|
| Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). |
11. Домашнее задание Цель: – организовать выполнение д/з. |
| упр.381. стр. 227.нужно определить часть речи и обозначить графически слитное и раздельное написание. | Записывают задание в дневник |
|
|