Как много в мире разных слов (повторение раздела "Лексикология")
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Суханова Екатерина Николаевна

Урок для 6 класса по лексикологии. Учащиеся вспоминают основные понятия этого раздела, а также работают с различными словарями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksikologiya_6_klass.docx247.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Как много в мире разных слов»

 

ХОД  УРОКА:

I. Организационный момент.

Приветствие. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок русского языка буду проводить у вас я, зовут меня Екатерина Николаевна. И жду от вас помощи. Я уверена, что вы быстро вспомните тему, которую мы будем сегодня повторять,  будите хорошо и активно работать и получите много хороших оценок!

II. Объяснение материала  (с презентацией)

Учитель: 

Посмотрите, пожалуйста, у вас на партах лежат рабочие листы. Именно в них мы будем работать. Также в рабочих листах у вас есть колонка для баллов. За каждый правильный ответ вы можете выставлять себе по 1 баллу. За задания, которые будем выполнять, баллы также будут начисляться. И в конце урока мы посмотрим, кому удалось их набрать больше. Кто удостоится звания «Знаток русского языка»! Ну что ж, начнем? Запишите  дату. Сегодня  у нас Восемнадцатое сентября. Слова «Классная работа»  в рабочих листах уже есть.

А вот тему урока поможете сформулировать мне вы. Посмотрите, у меня на экране, изображены 2 планеты.

- Наверняка, как называется одна из них, вы мне сразу сможете сказать? (Земля)

- Молодцы, а вторая планета называется Лексикология, а она вам знакома? Что означает термин лексикология?  

- Не знаем (тогда сейчас мы познакомимся с этим термином).

-Да, мы знаем, что это, это … (если ответят неправильно – переход к п.1, если правильно, то похвалить и продолжить).

В нашем языке множество слов, которые по отдельности изучает лексика. А вот все слова вместе и связи между ними изучает лексикология.

Это можно показать на примере строения Земли. (схема: лексикология – лексика - слова).

- Что находится в центре нашей планеты? (ядро)

-Правильно, а в центре планеты Лексикология – слова – именно они и есть ядро этой планеты!

- А как называется  следующий слой земли ? (мантия)

- Какие вы молодцы, а мантия планеты лексикология – лексика, которое охватывает  слова.

- Ребята, а попробуйте назвать мне приблизительное количество слов в мире?

- Предположения уч-ся.

- Замечательно. Если обобщить все ваши ответы, то мы можем сказать, что слов в мире… МНОГО! Так и звучит тема нашего сегодняшнего урока: «Как много в мире разных слов». Запишите её.

- На самом деле, слов в мире настолько много, что их даже никто не решился подсчитать. К примеру, в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля их более 200 000!

- Сегодня мы вспомним только некоторые группы слов и в процессе урока наполним нашу планету Лексикологию (которая будет периодически появляться у меня на слайде, а у вас она есть в рабочих листах)  содержанием, и, таким образом, к концу занятия у нас получится наглядная схема того, какие группы существуют внутри лексики.

Давайте познакомимся с первой из них. Для этого посмотрите на картинки, представленные на слайде.

ZEM_K B435 

- Скажите, каким одним словом можно назвать всё то, что вы видите?

- И вы заметили, что у всех этих значений слова «земля» есть нечто общее?

- Таким образом, получается, что у слова ЗЕМЛЯ не одно значение, а много.

Как называются такие слова? (многозначными). Давайте нанесём этот термин на карту планеты Лексикологии.

- А как вы думаете, какое слово в русском языке имеет больше всего значений?

- Предположения уч-ся (идти - 30).

- Лошадь идет шагом. Как вы думаете, какое ЗДЕСЬ значение у глагола «идти»? (двигаться, передвигаться, ступая ногами).

- Снег, дождь идёт (падать, лить - об осадках). 

- Товар хорошо идет (находить сбыт, спрос).

- Слово «идти» во всех трёх предложениях выглядит одинаково, но везде ли у него один и тот же смысл?

- Нет.

- В зависимости от чего многозначное слово меняет своё значение?

- В зависимости от ситуации, в которой оно употреблено.

- Ну, хорошо, молодцы, вспомнили, что такое многозначные слова.

- Продолжим наше сегодняшнее знакомство с лексикой. Для этого посмотрите на предложенные картинки. Что мы видим на первой? А что на второй?

C:\Users\User\Desktop\Рисунок1.png                                                                    C:\Users\User\Desktop\Рисунок6.png

- И там, и там изображён лук (на слайде слово «лук» выплывает под обеими картинками).

- Это слово в обоих случаях пишется одинаково? А произносится одинаково? А значение у него одинаковое?

- Значит, слово «лук» пишется и произносится одинаково, но обозначает разные вещи. Тогда это ещё одно многозначное слово?

- Да.

- НЕТ! Дело в том, что в русском языке есть группа слов, похожих на многозначные. Эти слова тоже пишутся и произносятся одинаково, при этом обозначают разные вещи, но это не многозначные слова, а ОМОНИМЫ,

- Может, кто-нибудь знает, как отличить омоним от многозначного слова?

- Вспомните: когда мы разбирали многозначное слово «земля», то обратили внимание на общий элемент у всех значений этого слова. А есть ли такой общий элемент у слова «лук» в значении «овощ» и в значении «оружие»?

- И в этом основная разница между омонимами и многозначными словами: между разными значениями омонимов нет ничего общего, а между разными значениями многозначного слова нечто общее всегда есть.

- Но чтобы быть точно уверенным в том, что перед вами именно омоним, а не многозначное слово, мы можем обратиться к нашим верным помощникам – толковым словарям.

- Словарная статья на слайде (омоним/многозначное слов «идти»).

1. Лук  - съедобные трубчатые листья или луковицы этого растения. Зелёный л. Репчатый л. Нарезать лука. Посыпать луком. 


2. Лук - ручное оружие для метания стрел, изготовленное из гибкого, упругого стержня (обычно деревянного), стянутого в дугу тетивой. Стрелять из лука.

- На этом слайде одновременно представлены словарные статьи для омонима «лук» и для многозначного слова «идти». Какую разницу при оформлении представленных словарных статей вы заметили?

У омонимов разные статьи для разных значений, у многозначных все значения даны в одной статье.

- Так всё-таки: омонимы и многозначные слова будут в одной группе  или в разных на нашей планете Лексикологии?

- В таком случае дополним нашу схему.

- Прошла уже половина урока. Вы, молодцы, ребята, хорошо работаете, давайте немного отдохнем.  (физкультминутка –встаём, я вам сейчас буду говорить слова и показывать соответствующие движения, а ваша задача за мной повторять.  Шествовать – идти – шагать – бежать – а может даже мчаться).

- А вы не обратили внимание на значение тех слов, которыми мы обозначали движения? Давайте обратимся к ним еще раз. Что их объединяет? Какой общий смысл?

- Правильно. Может быть, кто-то помнит, как называются такие слова?

- Синонимы – слова, близкие по значению. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы их знаете. Для этого выполним такое задание: соедините попарно синонимы на ваших рабочих листах (проверка на слайде).

кавалерия

конница

рынок

базар

высокий

долговязый

красный

алый

друг

приятель

огромный

гигантский

несчастье

горе

мокрый

влажный

смелый

храбрый

стужа

мороз

- Сейчас вы выполняли это задание, полагаясь только на собственные силы, но вашим помощником мог бы стать словарь синонимов. Например, словарь под редакцией Юрия Апресяна.

- Мы вспомнили синонимы – слова, близкие по значению. А как называются слова, противоположные по смыслу, например, добрый - злой? (антонимы).

- Теперь вы  приведите мне  свои примеры антонимов. Кто готов?                (уч-ся приводят свои примеры)

- Давайте обратимся к нашей схеме планеты Лексикология. Смотрите, первые 2 группы слов, которые мы записали (многозначные слова и омонимы), похожи между собой. А что вы можете сказать про антонимы и синонимы, эти 2 группы также похожи? (противопоставлены)

Сейчас мы закончим схему, включив в неё группы синонимов и антонимов, которые друг другу противопоставлены.

- Теперь, когда наша схема заполнена полностью, мы можем перейти к самой сложной части нашего урока.

Планета Земля - далеко не твердое тело. Ее поверхность, подобно океану, испытывает отливы и приливы под воздействием Солнца и Луны. Различные участки земного шара находятся в движении: поднимаются, опускаются и даже «путешествуют» в горизонтальном направлении. Наша земля уникальна и неповторима. Это наш дом, поэтому каждый человек должен заботиться об окружающей среде и не надеяться на другого.

- Найти синонимы, антонимы, спросить про Солнце и Луну (контекстуальные).

- Кто сможет найти и прочитать предложение, которое содержит в себе главную мысль текста?

- Верно. В начале урока мы говорили о двух планетах. Как вам кажется: заботиться нужно только о Земле, или планета Слов тоже требует нашего внимания?

- Хорошо. Ребята, а благодаря чему возможна жизнь на Земле? (кислороду)

- А что является главным источником кислорода? (деревья)

- Что бы случилось, если бы все они исчезли? (Человечество бы перестало существовать)

- Значит, нам нужно о них заботиться? (Конечно, ведь от этого зависит наша жизнь)

- А теперь представьте, что каждое дерево на Земле соответствует одному слову на планете Лексикология.

Земля бы погибла, если бы с неё исчезли все деревья. И так же планета Лексикология может погибнуть, если с неё исчезнут все слова.

А  благополучие и Земли, и планеты Слов зависит от каждого из нас.

И сегодня мы с вами познакомились с группами слов, которые способствуют пополнению словарного запаса.

А чтобы проверить, насколько вы запомнили все то, о чем мы сегодня на уроке говорили, я предлагаю вам решить… нет, не тест, а кроссворд! Но попробуйте решить его без помощи сегодняшних записей, надеясь только на собственную память. Единственно подсказкой при решении кроссворда будет слайд с опорной схемой нашего урока. Переверните свои рабочие листы и приступайте к кроссворду. А через 2 минуты проведём проверку.

Слайд с кроссвордом.

По горизонтали:

  1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по написанию.
  2. Наука, которая изучает слова.
  3. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению.
  4. Основная единица языка.
  5. Слова, противоположные по лексическому значению.
  6. Автор «Словаря синонимов» Юрий …
  7. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

Какое слово получилось из выделенных клеточек в ваших кроссвордах?

- Словарь.

- Как вы думаете, почему именно это слово звучит в конце нашего урока? Что важного в словарях?

- Благодаря словарям мы открываем для себя новые слова, их значение, а также можем определить, сколько значений имеет уже известное нам слово. Итак, ребята, СЛОВАРИ – наши друзья и помощники. В ваших рабочих листах есть памятка, в которой перечислены основные из них. Прибегайте к помощи словарей чаще, и они откроют вам удивительный мир слов!

Рефлексия.

- Вы все сегодня на славу потрудились! Активно работали, многое повторили, а что-то и новое узнали. Молодцы! А теперь я бы попросила вас оценить собственную работу на уроке. Если для вас что-то осталось непонятным, поднимите карточку с грустным смайликом. Если  вам было трудно, но вы справились – поднимите нейтральный смайлик. А если на уроке у вас всё получалось, поднимите весёлый смайлик.

Спасибо за урок  и  до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест - презентация Состав слова. Повторение.

Тест составлен в форме презентации для 7 класса по теме «Состав слова»Цель данной разработки – в игровой форме закрепить знания учеников о составе слова, умение разбирать слова по составу.Задани...

План-конспект урока русского языка (6 классVIIIвида) Тема: «Состав слова. Повторение»

Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление...

Рабочая программа внутрипредметного модуля по русскому языку «Такие разные слова» 5 «А» класс, (3 четверть)

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Чем больше мы осознаем богатство и величие...

проект "Такие разные слова"

Проект направлен на обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста...

проект "Такие разне слова"

Проект направлен на расширение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста....

Викторина по профориентации "Профессий много в мире есть"

Виктрина по профориентации для обучающихся 7-8 классов "Профессий много в мире есть."Цель: способствовать расширению представлений обучающихся по основам выбора профессии; поддерживать интер...