Морфология и орфография. Морфологический разбор слова» (повторение в начале учебного года 7 класс).
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему
Для обучающихся 7 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Морфология и орфография. Морфологический разбор слова» (повторение в начале учебного года 7 класс).
Цели урока
Повторение морфологических признаков частей речи | Отработка навыка морфологического разбора | Повторение правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, чередующихся гласных в корне слова. |
I. Организационный момент.
-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.
-Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю Вам работать дружно, повторить то, что вы уже знаете и, конечно же, открыть что-то новое.
II. Синтаксическая пятиминутка.
Нужно выполнить синтаксический разбор предложения.
Старые деревья давно облетели, и только молодые берёзки сохраняют свои печальные листья.
III. Работа по орфографии. Карточки раздаются каждому ученику, один из них работает у доски.
Задание:
-Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Карточка № 1
Деревенский огород ст_р_жил старенький дядя Вася. Он был ст_рожилом нашей днревни. В молодости он сост_ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв_тил своей машине. Разв_вался сам и разв_вал её возможности. Зато на его тракторе всегда разв_вался флажок ударника. Так люди просл_вляли героя труда.
Карточка № 2
Теперь дядя Ваня состарился и сост_вляет вместе с другими старичками и старушками отряд пенсионеров. Но он не только не прим_рился со старостью, а однажды вечером вдруг стал прим_рять теплый ватник и зар_жать ружьё потом посв_тил себе фонариком и ушёл в ст_рожку.
Карточка № 3
Уже успел пос_деть а без работы с_деть не научился. Каждый день то грядку вскопает то всходы моркови или свёклы прор_дит. Вся деревня бл_госл_вляет дядю Васю и желает ему долгих лет жизни.
IV. Повторение изученного ранее о частях речи.
- Что изучает морфология?
- Назовите самостоятельные и служебные части речи.
- Какая форма является начальной для имени существительного, прилагательного, глагола?
- По каким признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (по значению и грамматическим признакам).
- Можно ли правильно разобрать по составу слово стекло, не определив предварительно, какая это часть речи? (Нет. Если это имя существительное, то –о – окончание, -стекл- - корень. Если стекло - глагол, то –о – окончание, указывает на средний род ед. ч; с- - приставка; -тек- - корень; - л- - суффикс, указывающий, что глагол стоит в прошедшем времени).
- Приведите примеры, когда достаточно определить принадлежность слова к части речи или его морфологические признаки, чтобы верно выбрать орфограмму. (Например, не был – глагол, не пишется раздельно (кроме исключений), полетел – глагол, по- - приставка – у глаголов не бывает предлогов, резкий (качественное прилагательное, пишется суффикс -к-), киргизский (относительное прилагательное, пишется суффикс -ск-), шалаш (существительное 2-го склонения, не пишется ь), дочь (существительное 3-ого склонения), думаешь (окончание –ешь, I спряжение) и т.д.).
- Сделайте вывод. Важно ли умение определять части речи? Нужно ли знать морфологические признаки частей речи? Аргументируйте ответы.
-Работа по морфологическому разбору слов.
- Учащиеся выполняют морфологический разбор указанных слов из текста про дядю Ваню, который был разобран в начале урока.
- Вся работа ведется у доски.
V. Объяснительный диктант «Проверь себя».
З_ря разг_ралась. Лучи солнца к_снулись верхушек деревьев, позолотили бл_стящую поверхность озера проникли в спальню к ребятишкам. Высоко над домом разв_вается и г_рит ярким пламенем красный флаг. Скоро под_ём. По звуку горна ю_ые спортсмены быстро поднимаются и, заст_лив а_уратно постели, выбегают на зарядку. В комнате остаются ребятишки младшего возр_ста. Они не умеют ещё самостоятельно заст_лать свои постельки и делают это под наблюдением вожатой Люси.
На спортивной площадке ребята построились по росту. Через минуту в воздухе мелькают заг_релые руки, и стриженные наголо ребятишки накл_няются, к_саются земли кончиками пальцев. После зарядки они бегут к озеру и огл_шают его берега звонким голосом.
VI. Итог урока.
-С какими орфограммами мы сегодня поработали?
-Какой вид разбора повторяли?
VII. Домашнее задание
Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Произведите морфологический разбор подчеркнутых слов.
Прибл_жается зима. Заметно сокр_тился день. Воздух плохо прогр_вается и не сохр_няет тепла. Ночи ст_новятся долгими и темными и часто заст_вляют др_жать от хол_да. Уже не расп_хнёшь окно и не насл_дишься вечерней свежестью и зап_хом цветов.
Отпылали солнечные восходы и закаты. Весь день низко в_сят т_жёлые тучи и гр_зят дождём или мокрым снегом. Они погл_щают солнечные учи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. Отд_лённые предметы то т_ряются в тумане то проп_дают за сеткой дождя.
Список литературы.
- Рыбченкова Л.М., Добротина Л.Г. Поурочные разработки (пособие для учителя). 7 класс.-М.: «Просвещение», 2012.
- Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе.-М.: «Просвещение», 2015.
- Интернет-ресурсы http://images.yandex.ru/ http://school-assistant.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морфология. Морфологический разбор слова
Урок 10 - 7 класс...
Морфология. Орфография. Повторение в конце учебного года.
В презентации к уроку повторяются части речи, признаки их деления. Орфографический материал представлен темами: "Дефисное-слитное написание имен прилагательных" и "Ь после шипящих на конце слов" УМК "...
конспект урока русского языка в 7 классе «Морфология и орфография. Морфологический разбор слова»
конспект урока по русскому языку в 7 классе повторение в начале года, интересные занимательные упражнения...
Материал для повторения в начале учебного года в 10 классе
Очень хороший материал для повторения п всего курса алгебры основной школы...
Урок в 7 классе. «Морфология и орфография. Морфологический разбор слова»
Урок построен с учётом требований ФГОС...
презентация к уроку повторения в начале учебного года по теме "Глагол. Личные окончания глаголов" в 5 классе
В презентации представлен алгоритм работы по определению безударного окончания глаголов, поэтапная система отработки данной орфограммы. ...
Методическая разработка. Повторение изученного. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
Методическая разработка поможет повторить изученное по темам "Морфология и Орфография. Морфологический разбор слова"....