Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс. УМК: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

68 часов в год, 2 часа в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №53 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

Заместитель директора по НМР

Директор МБОУ СОШ  №53  г.о. Самара

____________________И. А. Липенская

____________________В. М. Кильдюшкин

«26 » августа 2015 г.

Приказ №256-од от « 01 » сентября 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование предмета

Русский язык

Класс

10-11 класс

Учитель

Плетнева Мария Сергеевна

Количество часов по учебному плану

  • в неделю
  • в год

10

11

2 ч

2 ч

68 ч

68 ч

Выходные данные

А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. Программа по русскому зыку для 10-11 классов. М.: Просвещение, 2011 г.

Учебники, учебные пособия

Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб.для общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 383с.

«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического объединения гуманитарного цикла

Председатель МО ________________Грунина Л.В.

Протокол №1 от «25 »августа 2015 г.

Самара

2015/2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Русский язык. 10-11 класс» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы для среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков// М.: Просвещение, 2011 г.

Рабочая программа рассчитана на изучение дисциплины в количестве 2 часов в неделю, в год - 68 часов в соответствии с учебным планом, целями и задачами МБОУ СОШ №53 г. о. Самара. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных стандартов, а также накопленный опыт преподавания предмета в школе. Данная программа является расширенной.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.
  2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11

классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011г.

  1. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Методические рекомендации к учебнику

«Русский язык. Грамматика. Стили речи. 10-11 класс. М., Просвещение, 2011г.

  1. Власенков А. И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: грамматика, текст, стили речи». 10–11 классы / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М. : Просвещение, 2007.
  2. Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс / И. Г. Добротина. – М. : Просвещение, 2009.
  3. Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 11 класс / И. Г. Добротина. – М. : Просвещение, 2009.

Целью рабочей программы является обеспечение выполнения требований Стандарта: повысить речевую культуру старшеклассников и развить их коммуникативные умения в разных сферах функционирования языка.

Задачи изучения  курса:

  1. закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике,

лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

  1. совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  2. закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
  3. дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом

содержания среднего (полного) общего образования;

  1. обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с

одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  1. обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
  2. способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный (общеобразовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка:

 в 10 классе на базовом уровне 34 часа (1 час в неделю). В связи с необходимостью качественной подготовки к ЕГЭ, курс расширен до 68 часов в год (2 часа в неделю);

в 11 классе на базовом уровне 34 часа (1 час в неделю). В связи с необходимостью качественной подготовки к ЕГЭ, курс расширен до 68 часов в год (2 часа в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Результаты обучения

В результате изучения русского языка ученик должен

знать:

 функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

 системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

 понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

 компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

 основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

 проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

 разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

 проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

В результате изучения русского языка ученик должен овладеть навыками:

аудирование и чтение:

 использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

 извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

 владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо:

 создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

 применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

 применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

 соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Предметные результаты обучения

10 класс

Тема урока

Знания и умения

Общие сведения о языке

Знать некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация.

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка

Русский язык как система средств разных уровней

Знать языковые единицы.

Уметь производить разноуровневый анализ текста

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Знать основные орфограммы, изученные ранее.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, соблюдая в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор

Лексика и фразеология

Знать сферы употребления русской лексики, понятие фразеологизмы

Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, определять фразеологизмы (идиомы) – устойчивые сочетания слов

Морфемика и словообразование

Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания, запомнив при этом следующее: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных

Морфология и орфография

Знать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, части речи, их морфологические признаки.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, различать части речи, их морфологические признаки.

Синтаксис и  пунктуация.

Знать виды и типы простых и сложных предложений, принципы русской пунктуации.

Уметь  определять виды и типы предложений, составлять предложения разных видов, правильно расставлять знаки препинания в предложении

Речь, функциональные стили речи. Научный стиль.

Знать понятия «язык» и «речь», основные требования к речи, особенности устной и письменной речи, типы речи, стили речи, языковые признаки научного стиля, понятие текст, признаки текста.

Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, находить и исправлять речевые ошибки в собственных текстах и предложенных для анализа, составлять тексты разных типов, определять языковые признаки научного стиля речи.

11 класс

Тема урока

Знания и умения

Синтаксис простого предложения. Пунктуация.

Знать синтаксис и пунктуацию простого предложения, способы выражения главных членов предложения; виды предложений  по наличию главных членов, предложения с обособленными второстепенными членами, обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и постановку знаков препинания в них.

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами, различать предложения с однородными членами и ССП

Публицистический стиль

Знать сферу употребления публицистического стиля, задачи

речи, языковые средства, характерные

для публицистического стиля, основные жанры.

Уметь различать публицистический стиль речи, определять его жанры, находить СРВ, составлять самостоятельно тексты публицистического стиля

Художественный стиль

Знать сферу употребления, задачи речи, языковые средства, характерные

для художественного стиля, основные жанры.

Уметь различать художественный стиль речи, определять его жанры, находить СРВ, составлять самостоятельно тексты художественного стиля.

Сложное предложение

Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений.

Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы

Разговорный стиль  

Знать сферу употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного стиля.

Уметь определять элементы разговорного стиля

Повторение

Знать орфоэпические, орфографические, морфологические, словообразовательные нормы.

Уметь соблюдать нормы русского литературного языка

Содержание учебного предмета

10 класс

  1. Общие сведения о языке

 Роль языка в обществе. История развития русского языка. Периоды в истории развития русского язык. Место и назначение русского языка в современном мире. Стилистические функции устаревших форм слова

  1. Русский язык как система средств разных уровней

Единицы языка. Их взаимосвязь. Фонема, морфема, слово, часть речи, словосочетание, предложение, текст.

  1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Принципы русской орфографии. Фонетический разбор.

  1. Лексика и фразеология

 Сферы употребления русской лексики. Исконно русская и заимствованная лексика. Русская фразеология. Словари русского языка.

  1. Морфемика и словообразование

 Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства.

  1. Морфология и орфография

Трудные вопросы правописания н  и  нн  в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. Правописание не и ни с разными частями речи. Различение частиц не и ни. Правописание наречий. Мягкий знак на конце слов после шипящих. Правописание глаголов. Правописание причастий. Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания.

  1. Синтаксис и пунктуация

 Принципы и функции русской пунктуации. Прямая и косвенная речь. Авторская пунктуация.

  1. Речь, функциональные стили речи

Речеведческий анализ текста. Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки). Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности.

11 класс

  1. Синтаксис простого предложения. Пунктуация

Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. Именительный и творительный падежи в сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым. Управление при словах, близких по значению. Однородные члены предложения и пунктуация при них. Знаки препинания при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Обособленные определения. Синонимика простых предложений  с обособленными определениями с придаточными определительными

Приложения и их обособление. Обособление обстоятельств. Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения. Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.

Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. Порядок слов в предложении.

  1. Публицистический стиль

Особенности публицистического стиля. Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Дискуссия на тему «Патриотизм: знак вопроса». Изложение публицистического стиля с элементами сочинения.

  1. Художественный стиль

Общая характеристика художественного стиля. Виды тропов и стилистических фигур. Урок-практикум. Анализ лирического произведения. Изложение по тексту художественного стиля.

  1. Сложное предложение

Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП. Пунктуация в ССП.

Пунктуация в предложениях с союзом и. Основные группы СПП. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и СПП.

  1. Разговорный стиль 

Повторение. Практика. Урок – семинар. Разговорный стиль речи.

  1. Повторение 

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Повторение. Морфология и орфография. Повторение. Словообразование и орфография.

Обобщение пройденного.

Тематическое планирование с определением знаний и умений

10 класс (2 часа в неделю, 68 часов в год)

Наименование разделов и тем

Знания и умения

Общие сведения о языке (7 часов)

1

Роль языка в обществе

Знать некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация.

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка

2

«Язык каждого народа создан самим народом».

(К. Д. Ушинский)

Знать общие сведения об  истории языка в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления

3

История развития русского языка

Знать общие сведения

об истории развития  языка в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.

Иметь представление

о происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками

4

Периоды

в истории развития русского языка

Знать общие сведения

о периодах в истории развития  языка в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.

Иметь представление

о происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками

5

Место и назначение русского языка в современном мире

Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.

Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом

6

Стилистические функции устаревших форм слова

Знать общеупотребительные, устаревшие слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии

Уметь находить в тексте слова различных лексических групп, объяснять их лексическое значение

7

Р.р. Изложение лингвистического текста

Знать общеупотребительные, устаревшие слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии

Уметь находить в тексте слова различных лексических групп, объяснять их лексическое значение

Русский язык как система средств разных уровней (1 час)

8

Единицы языка. Их взаимосвязь

Знать языковые единицы.

Уметь производить разноуровневый анализ текста

Фонетика. Орфоэпия. Орфография (5 часов)

9

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

Знать основные орфограммы, изученные ранее.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, соблюдая в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор

10

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, в практике речевого общения – основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка

11

Принципы русской орфографии

Знать основные орфограммы, изученные ранее.

Уметь соблюдать

в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разбор

12

Фонетический разбор

Знать основные орфограммы, изученные ранее.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разбор слова

13

Тематический контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

Знать основные орфограммы, изученные ранее.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разбор слова

Лексика и фразеология (8 часов)

14

Повторение по теме «Лексика»

Знать смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения.

Уметь осуществлять речевой самоконтроль

15

Сферы употребления русской лексики

Знать сферы употребления русской лексики.

Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой

16

Исконно русская и заимствованная лексика

Знать понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь.

Уметь определять заимствованные слова

в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи

17

Русская фразеология

Знать понятие фразеологизмы.

Уметь определять фразеологизмы (идиомы) – устойчивые сочетания слов

18

Словари русского языка

Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой. Лексические и фразеологические словари

19

Самостоятельная работа

Знать сферы употребления русской лексики.

Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой

20

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

21

Анализ контрольной работы

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Морфемика и словообразование (4 часа)

22

Повторение. Морфемика   и словообразование

Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания, запомнив при этом следующее: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных

23

Способы словообразования

Знать виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь производить морфемный и словообразовательный анализ слов

24-25

Выразительные словообразовательные средства

Знать основные выразительные средства словообразования.

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

Морфология и орфография (14 часов)

26

Обобщение по теме «Части речи»

Знать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, части речи, их морфологические признаки.

Уметь соблюдать

в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, различать части речи, их морфологические признаки.

27

Трудные вопросы правописания н  и  нн  в суффиксах существительных, прилагательных и наречий

Знать основные типы орфограмм, изученных

в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор

28

Правописание н и нн

в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи

Знать основные типы орфограмм, изученных

в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор

29

Правописание не и ни

с разными частями

речи

Знать основные типы орфограмм, изученных

в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор

30

Различение частиц не и ни

Знать основные типы орфограмм, изученных

в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор

31-32

Правописание наречий

Знать основные типы орфограмм, изученных

в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор

33

Мягкий знак на конце слов после шипящих

Знать основные типы орфограмм, изученных

в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор

34

Правописание глаголов

Знать основные типы орфограмм, изученных

в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор

35

Правописание причастий

Знать основные типы орфограмм, изученных

в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор

36

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания

Знать основные типы орфограмм, изученных

в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор

37

Контрольная работа «Морфология и орфография».

Знать основные типы орфограмм, изученных

в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор

38

Анализ контрольной работы

Знать основные типы орфограмм, изученных

в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор

Синтаксис и пунктуация (12 часов)

39

Принцип русской пунктуации

Знать принципы русской пунктуации.

Уметь правильно расставлять знаки препинания в предложении

40

Типы и виды словосочетаний

Знать типы и виды словосочетаний.

Уметь находить словосочетания в предложении, определять их тип и вид

41-42

Простое предложение

Знать понятие «простое предложение», особенности его строения.

Уметь выделять грамматическую основу в простом предложении

43-44

Осложненное предложение

Знать понятие «осложненное предложение», способы осложнения простого предложения, особенности расстановки знаков препинания в осложненном предложении.

Уметь расставлять знаки препинания в осложненном предложении, определять, чем осложнено предложение

45-46

Сложное предложение

Знать понятие «сложное предложение», особенности пунктуации в сложных предложениях, классификацию сложных предложений.

Уметь выделять грамматические основы в сложном предложении, определять вид связи предикативных частей сложного предложения, правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении

47

Прямая и косвенная речь

Знать понятия «прямая» и  «косвенная речь», особенности пунктуации в данных предложениях.

Уметь переводить прямую речь в косвенную и наоборот, пунктуационно правильно оформлять предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с косвенной речью

48

Авторская пунктуация

Знать понятие «авторская пунктуация».

Уметь объяснить пунктуационный выбор автора

49

Контрольная работа по теме «Пунктуация»

Знать принципы русской пунктуации.

Уметь правильно расставлять знаки препинания в предложении

50

Анализ контрольной работы

Знать принципы русской пунктуации.

Уметь правильно расставлять знаки препинания в предложении, разрабатывать индивидуальный план работы по предупреждению пунктуационных ошибок

Речь, функциональные стили речи (17 часов)

51

Язык и речь. Основные требования к речи

Знать понятия «язык» и «речь», основные требования к речи, особенности устной и письменной речи.

Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, находить и исправлять речевые ошибки в собственных текстах и предложенных для анализа

52

Что такое текст? Способы и средства связи между частями текста

Знать признаки текста и его функционально- смысловых типов.

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Знать способы и средства связи между частями текста.

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты        

53

Абзац

 Знать понятия «абзац», «тема текста», «микротемы»; роль абзаца в выражении авторской мысли

Уметь членить текст на абзацы, формулировать микротемы текста, тему текста

54

Типы речи. Повествование

Знать основные типы речи, их признаки.

Уметь осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

55

Описание

Знать основные типы речи, их признаки.

Уметь осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

56

Рассуждение

Знать основные типы речи, их признаки.

Уметь осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

57

Речеведческий анализ текста

Знать план речеведческого анализа текста.

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

58

Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки)

Знать виды сокращений текста.

Уметь выделять основную мысль, находить в тексте на поставленный вопрос, составлять план текста, делать выписки, формулировать тезисы

59

Конспект. Тематический конспект

Знать вид сокращения текста – конспект, его разновидность – тематический конспект.

Уметь конспектировать предложенный текст

60, 61,

62

Реферат. Аннотация. Рецензия

Знать понятия «реферат», «аннотация», «рецензия»

Уметь реферировать научную статью, писать аннотацию к прочитанному тексту, рецензировать работу одноклассника

63

Функциональные стили речи

Знать стили речи, их лингвистические особенности.

Уметь по лингвистическим признакам определять стиль речи текста

64

Научный стиль. Научно-популярный подстиль Научные стиль и его лексические особенности

Знать лингвистические признаки научного стиля.

Уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст

65

Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности

Знать лингвистические признаки научного стиля.

Уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст

66

Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи.

Знать план речеведческого анализа текста.

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

67-68

Итоговая контрольная работа.  

Анализ контрольной работы

Знать план речеведческого анализа текста.

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11 класс (2 часа в неделю, 68 часов в год)

Тема урока

Знания и умения

Синтаксис простого предложения. Пунктуация (30 часов)

1-2

Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения.

Знать знаки препинания завершения, тип предложения по интонации.

Уметь правильно отбирать знаки завершения с учетом интонации.

3 - 4

Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

Знать случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

Уметь согласовывать в числе сказуемое и подлежащее

5

Именительный и творительный падежи в сказуемом.

Знать способы выражения сказуемого.

Уметь выделять сказуемое в предложении.

6 - 7

Тире между подлежащим и сказуемым.

Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемом.

Уметь ставить тире между подлежащим и сказуемом.

8

Управление при словах, близких по значению.

Знать тип связи слов в словосочетании «управление».

Уметь делать правильный выбор падежей в трудных случаях, избегать грамматических ошибок

9 - 10

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения»

Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь выделять грамматическую основу, определять случай постановки тире между подлежащим и сказуемым.

11

Однородные члены предложения и пунктуация при них.

Знать что такое «однородные члены предложения», правила пунктуации в предложениях с однородными членами.

Уметь обнаруживать в предложении однородные члены, различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения с бессоюзной или сочинительной связью

12 - 13

Знаки препинания при однородных членах предложения

Знать что такое «однородные члены предложения», правила пунктуации в предложениях с однородными членами.

Уметь обнаруживать в предложении однородные члены, различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения с бессоюзной или сочинительной связью

14 - 15

Однородные и неоднородные определения

Знать понятия «определение», «однородные и неоднородные определения».

Уметь определять однородные и неоднородные определения, составлять предложения с однородными и неоднородными определениями, использовать в нужных случаях знаки препинания при однородных определениях

16-17

Проверочная работа по теме «Простые предложения с однородными членами. Пунктуация»

Знать что такое «однородные члены предложения», правила пунктуации в предложениях с однородными членами.

Уметь обнаруживать в предложении однородные члены, составлять предложения с однородными членами, различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения с бессоюзной или сочинительной связью

18-19

Обособленные определения

Знать понятия «обособленные члены предложения», «обособленные определения», случаи обособления и не обособления определений.

Уметь составлять предложения с обособленными определениями, обнаруживать в тексте предложения с обособленными определениями, ставить необходимые знаки препинания в предложениях с обособленными определениями

20

Синонимика простых предложений  с обособленными определениями с придаточными определительными

Знать понятия: «синтаксическая синонимия», «СПП», «главное предложение», «придаточная часть», типы придаточных.

Уметь заменять простые предложения с обособленным определением предложением с придаточным определительным, различать предложения СПП с придаточным определительным и простые предложения с обособленными определениями

21

Приложения и их обособление

Знать синтаксис и пунктуацию простого предложения, способы выражения главных членов предложения; виды предложений  по наличию главных членов, предложения с обособленными второстепенными членами, обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и постановку знаков препинания в них.

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами, различать предложения с однородными членами и ССП

22

Обособление обстоятельств.

23

Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения.

24-25

Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.

26-27

Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи.

28

Порядок слов в предложении.

29-30

Итоговая контрольная работа по теме «Простые предложения с обособленными членами предложения. Пунктуация»

Публицистический стиль (9 часов)

31

Особенности публицистического стиля.

Знать сферу употребления, задачи

речи, языковые средства, характерные

для публицистического стиля, основные жанры.

Уметь различать публицистический стиль речи, определять его жанры, находить СРВ, составлять самостоятельно тексты публицистического стиля.

32

Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности.

33-34

Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк

35

Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

Знать особенности устного выступления, правила составления доклада, правила ведения дискуссии на предложенную тему.

Уметь составлять доклад, вести дискуссию в соответствии с правилами

36-37

Дискуссия на тему «Что такое патриотизм?»

Знать особенности устного выступления, правила составления доклада, правила ведения дискуссии на предложенную тему.

Уметь составлять доклад, вести дискуссию в соответствии с правилами

38-39

Изложение публицистического стиля с элементами сочинения. Работа над ошибками.

Знать языковые особенности публицистического стиля.

Уметь излагать по памяти предложенный текст, сохраняя стилистические особенности первоначального текста, применять орфографические и пунктуационные правила

Художественный стиль ( 7 часов)

40

 Общая характеристика художественного стиля

Знать сферу употребления, задачи речи, языковые средства, характерные

для художественного стиля, основные жанры.

Уметь различать художественный стиль речи, определять его жанры, находить СРВ, составлять самостоятельно тексты художественного стиля.

41-42

Виды тропов и стилистических фигур

43-44

Урок-практикум. Анализ лирического произведения.

45-46

Изложение по тексту художественного стиля.

Сложное предложение (14 часов)

47

Повторение. Виды сложных предложений. БСП и знаки препинания в БСП.

Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений.

Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы, составлять БСП и обнаруживать их в тексте

48

Пунктуация в ССП.

Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений.

Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы, составлять ССП и обнаруживать их в тексте

49

Пунктуация в предложениях с союзом и.

Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений.

Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы

50-51

Проверочная работа по теме «ССП и знаки препинания в них». Анализ проверочной работы.

Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений.

Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы

52

Основные группы СПП.

Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений.

Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы

53

СПП с придаточными изъяснительными.

Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений.

Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы

54

СПП с придаточными определительными.

Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений.

Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы

55

СПП с придаточными обстоятельственными.

Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений.

Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы

56

Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений.

Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы

57

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений.

Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы

58

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и СПП.

Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений.

Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы

59-60

Контрольный диктант и его анализ по теме «Виды сложных предложений и знаки препинания в них».

Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений.

Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы

Разговорный стиль  (2 часа)

61-62

Урок – семинар. Разговорный стиль речи.

Знать сферу употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного стиля.

Уметь определять элементы разговорного стиля

Повторение  (6 часов)

63

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Знать фонетические законы русского языка, орфоэпические нормы, о расхождении написания и произношения слов в русском языке.

Уметь проводить фонетический разбор, транскрибировать слова и предложения, восстанавливать по транскрипции орфографически верное написание слов.

64

Повторение. Морфология и орфография.

Знать части речи, их морфологические признаки, морфологический принцип орфографии.

Уметь определять части речи, применять на письме орфографические правила

65

Повторение. Словообразование и орфография.

Знать способы словообразования, орфографические правила, регулирующие написание морфем.

Уметь проводить словообразовательный разбор слов, применять на письме орфографические правила

66

Итоговая контрольная работа по теме «Обобщение пройденного»

Знать орфоэпические, орфографические, морфологические, словообразовательные, грамматические нормы русского языка.

Уметь соблюдать в устной и письменной речи нормы русского литературного языка

67-68

Анализ контрольной работы

Обобщение пройденного

Знать орфоэпические, орфографические, морфологические, словообразовательные, грамматические нормы русского языка.

Уметь соблюдать в устной и письменной речи нормы русского литературного языка, обнаруживать и исправлять ошибки, допущенные в итоговой работе.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1.        Двухместные парты в комплекте со стульями.

2.        Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  постеров и картинок.

3.        Словари всех типов по русскому языку.

4.        Библиотечный фонд.

5.        Проектор.

6.        Экран.

7.        Ноутбук.

8.        Аудицентр.

9.        Образовательные Интернет-ресурсы.

10.        Учебный диск «ЕГЭ на 100 баллов»

                

Приложение

Спецификация заданий ЕГЭ по русскому языку 2016

 Часть 1

1 Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

2 Средства связи предложений в тексте

3 Лексическое значение слова

4 Орфоэпические нормы (постановка ударения)

5 Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

6 Морфологические нормы (образование форм слова)

7 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

8 Правописание корней

9 Правописание приставок

10 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-

/-НН-)

11 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

12 Правописание НЕ и НИ

13 Слитное, дефисное, раздельное написание слов

14.Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

15 Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами).

Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными

членами

16 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

17 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

18 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

19 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

20 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

21 Функционально-смысловые типы речи

22 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

23 Средства связи предложений в тексте

24 Речь. Языковые средства. Выразительности

Часть 2

25 Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации

ПРИМЕРНЫЙ ТЕСТ ЕГЭ 2016

http://neznaika.pro/test/russian/183-variant-1.html

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. (2) _____ люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, и это открытие стало одним из самых важных в истории человечества: оно позволило человеку самому добывать огонь, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу. (З)Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности, таких как приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Когда люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, они совершили величайшее открытие.

2. Умение добывать огонь было одним из важнейших открытий в истории человечества, обеспечившим в дальнейшем развитие новых технологий во многих сферах деятельности.

3. В течение тысячелетий люди пытались овладеть огнём и, научившись его добывать, стали им пользоваться, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.

4. Умение пользоваться огнём позволило людям готовить и хранить пищу, обрабатывать металлы, изготавливать стеклянные и керамические изделия, выделывать кожу.

5. Научившись добывать огонь, люди совершили одно из важнейших открытий, которое в дальнейшем обеспечило развитие новых технологий во многих сферах деятельности.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Следовательно

2. Даже

3. Наоборот

4. В конце концов

5. Потому что

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1. Места вне городов, загородные местности (поля, леса, горы). Любоваться природой.

2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Изучать природу.

4. Перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). Природа социальных отношений.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

воспринЯть

бАнты

звОнит

обогналА

чЕлюстей

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. ЖИВИТЕЛЬНОЙ влагой напоил прохладный летний дождь цветы и листву утомлённых зноем деревьев.

2. Победитель олимпиады по иностранному языку был награждён путёвкой в международный ЯЗЫКОВОЙ лагерь.

3. В усадьбе, которая до революции принадлежала сначала Ивану Тургеневу, а потом СТАРИННОМУ роду Боткиных, состоялась встреча потомков прежних хозяев дома.

4. Каждому человеку необходимо своевременно ПОПОЛНЯТЬ недостаток витаминов в своём организме.

5. Когда посетители музея оказываются перед картиной, на которой художник изобразил улицы их родного города, их неизменно ОХВАТЫВАЕТ сильное чувство.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ школьниками

талантливые РЕЖИССЁРЫ

по ИХ просьбе

ЕХАЙ осторожно

РЕДЧАЙШИЙ экземпляр

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Сразу по приезду в село Константиново — на родину поэта — школьники отправились в музей.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) 12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трёх лёгких судов для плавания на дальние расстояния, различил на горизонте небольшой остров.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Обыкновенно, создавая своё произведение, в нём выражается авторское отношение к жизни и людям.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) По утверждению К.И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы «мы какою угодно ценою воспитали в ребёнке человечность».

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

М..ндариновый

зар..сли

усм..рить

предпол.. жение

инт..ллектуальный

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..градить, пр..лив

от ..рвать, н..дписать

и..гибать, ра..жечь

по..строить, о..бить

пр..жать, пр..подать

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

засушл..вый.

дотраг..ваться.

усидч..вый.

ноч..вать.

пристёг..вать.

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

задремл..шь

сморщ..нный

пошепч..мся

колебл..мый

заброс ..вший

12.Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. В сочной зелени кустарника ярко розовел ещё (не)полностью распустившийся бутон.

2. Музыкант (не)раздумывая дал согласие на участие в конкурсе молодых исполнителей.

3. Алексей внезапно почувствовал, что ему (не)хочется делиться новыми для себя переживаниями даже с самыми близкими друзьями.

4. (Не)бойся врага умного, а бойся друга глупого.

5. Нужно дорожить (не)забываемыми мгновениями общения с прекрасным.

13.Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего учебного года друзья активно занимались спортом, (ПО)ЭТОМУ они с готовностью поддержали тренера в его стремлении создать баскетбольную команду.

(С)ЛЕВА на картине изображены наблюдающие за взятием крепости девушки, парни, замужние женщины, ТУТ(ЖЕ) толпятся и ребятишки.

(НЕ)СМОТРЯ на усиливающийся дождь, дети всё ТАК(ЖЕ) самозабвенно продолжали играть в догонялки.

ЧТО(БЫ) достичь успеха в жизни, необходимо быть хорошо организованным человеком и, (В)МЕСТО бесплодных наблюдений за деятельностью других людей, активно действовать самому.

(В)ТЕЧЕНИЕ тысячелетий накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и духа, (ПО)ЭТОМУ нужно уважительно и бережно относиться к родному языку.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Персонаж картины, созда(1)ой художником на основе известного сказочного сюжета, одет в парчовый кафтан и красную шапку с отворотом, правой рукой он придерживает украше(2)ые драгоценными камнями золочё(3)ые ножны с волшебным мечом.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Каждая травинка и листочек блестели и улыбались капельными глазками.

2) Самый смелый и удачливый всадник пробивается сквозь ряды защитников крепости ломает снежную стену и врывается на коне в городок.

3) Язык — это путь цивилизации и культуры.

4) Всем интересна эта весёлая и живая интересная и увлекательная игра!

5) В суровые годы Великой Отечественной войны проникновенные песни Михаила Исаковского помогали бороться с врагом и укрепляли веру в победу.

16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Как разные улицы (1) переходя одна в другую (2) образуют целый город, так ряд предложений (3) связанных по смыслу и грамматически (4) представляет собой текст.

17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Берёзки и осины (1) как будто (2) сбегают по пологому берегу к уносящей свои воды вдаль реке. Этот (3) казалось бы (4) ничем не примечательный пейзаж под кистью Левитана превращается в удивительный поэтический образ.

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По тенистой аллее (1) в глубине (2) которой (3) темнела маленькая беседка (4) по вечерам прогуливались влюблённые пары.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Собака сначала всё время (1) бежала впереди охотника (2) но (3) как только она почувствовала дичь (4) шаги её замедлились и стали крадущимися.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Детство у меня было замечательным. (2)В детстве не было денег, не было интересной работы, но всё это — дело наживное. (З)Зато в детстве были отец и мать.

(4)В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5)В мальчишеских играх не было места матери. (6)Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно... (7)Нежности не были приняты в нашей семье. (8)Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:

- Я тебя люблю...

(9)Сказал ли я ей это хотя бы раз? (10)Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил — и опять туда, где друзья, игры и страсти. (11)На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.

(12)Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (13)Эти миры соприкоснулись лишь однажды, когда случилась история, оказавшаяся интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из самопала и запусков ракет.

(14)Обычно мама проводила время у плиты, в ванной или на диване — за чтением книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевского. (15)Но иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам. (16)Её манила деловая активность, мама была полна самых смелых бизнес-планов. (17)Она любила приговаривать: «Жили бедно — хватит!» (18)Но бизнес её обычно ограничивался мечтами и смехом.

(19) Она делилась с близкими своими планами, а те поднимали её на смех.

(20) И напрасно, потому что главное для автора проекта — уверенность в себе, а критика близких способна уничтожить ростки самых гениальных начинаний.

(21)И всё же однажды мама смогла увлечь меня своим планом.

(22)Речь шла о полёте на самолёте! (23)Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолёт и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! (24)Перспектива полетать на самолёте показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям.

(25)В шесть часов утра мы, помогая друг другу, перекладывая вёдра с купленной вишней из руки в руку, дотащились до аэродрома. (26)На голом поле стоял вагончик и ночевала пара зелёных «кукурузников». (27)Мы забрались в брюхо самолётика, поставили под ноги вёдра и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух. (28)Не поднимались мы выше облаков, но и от той высоты в пару сотен метров, на которой проходил полёт, дух захватило. (29)3елёная земля висела под нами, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону, как огромная ёлочная игрушка — шар на ниточке. (З0)Под нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы не увидели внизу трубы и дома большого города. (31)Со свистом в ушах, держа в трясущихся руках вёдра вишен, ступили мы на бетонное поле аэродрома.

(32)Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (ЗЗ)Сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие, самое удачное начинание: деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (34)Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря которому я могу сейчас ощутить её характер в своём: я так же люблю читать и мечтать о великих делах, а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках лучшей доли на рынке нынешнего дня. (35)Разве что вишней не торгую...

(36)Но понимать это я стал только сейчас, повзрослев. (37)Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, чего никогда не говорил, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас: - Спасибо, мама, я тебя люблю.

(38)Теперь я могу сказать это только во сне, и, поднимаясь вверх, как на «кукурузнике», я опять вижу под собою землю, которая покачивается и закругляется по краям... (39)Рядом со мной мама, мы обмениваемся взглядами. (40)Мы летим на самолёте, мы полны радужных планов. (41)На двоих у нас три ведра небесных вишен.

(По Ю. Нечипоренко *)

* Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род. в 1956 г.) — русский прозаик, арт-критик, художник, культуролог

20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов

1)Рассказчик сожалеет, что не говорил маме о любви к ней.

2)В характере рассказчика отразился характер его мамы.

3)Мама рассказчика сумела успешно реализовать свою деловую активность.

4)Самолёт, который назван в тексте «кукурузником», имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве.

5)Участие в мамином «проекте» помогло рассказчику лучше понять её.

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

2) В предложениях 4-6 содержится описание.

3) Предложение 15 объясняет предложение 14.

4) Предложения 25-27 содержат повествование.

5) В предложениях 29-30 содержится описание.

22.Из предложения 30 выпишите слово в переносном значении.

23.Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Детские воспоминания спустя много лет живы в душе автора. Яркость детских впечатлений отражают использованные в тексте изобразительно-выразительные средства: лексическое —(А) («дух захватило» в предложении 28) и синтаксическое — (Б) («как огромная ёлочная игрушка — шар на ниточке» в предложении 29). Размышляя о личности своей мамы, о своих взаимоотношениях с ней, автор использует такой троп, как (В) (в предложениях 11, 20, 34), и приём — (Г) («самое удачное» в предложении 33)».

Список терминов:

1) парцелляция

2) метафора

3) фразеологизм

4) вводные слова

5) лексический повтор

6) диалог

7) восклицательные предложения

8) ряды однородных членов предложения

9) сравнительный оборот

 

Часть 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема проявления чувств по отношению к родителям. (Почему дети часто не думают о необходимости выражения благодарности родителям? Нужно ли выражать свои чувства по отношению к родителям?)

1. Дети часто не задумываются о том, как важно уметь выразить свою благодарность родителям, потому что забота кажется им привычной, но, став взрослыми, они часто сожалеют о том, что вовремя не произнесли слова любви и благодарности самым близким для них людям.

2. Проблема потребности ребёнка в родительской заботе и деятельной любви. (Что делает детство счастливой порой?)

2. Счастливой порой детство делает постоянное присутствие в жизни ребёнка его родителей, любовь, забота и поддержка которых необходима ему как воздух.

3. Проблема необходимости обретения общего для детей и их родителей дела. (Почему необходимо, чтобы детей и их родителей связывало общее дело?)

3. Общее дело, общность интересов — важное условие возникновения полного взаимопонимания детей и их родителей, пересечения их миров.

4. Проблема необходимости чуткого и внимательного отношения подростков к устремлениям их родителей. (Почему для подростка важно понимание устремлений родителей, их образа мыслей?)

4. Для подростка важно понимание устремлений родителей, их образа мыслей и для того, чтобы своевременно оказать родителям поддержку, в которой они могут нуждаться, и для того, чтобы в дальнейшем лучше понимать самого себя.

5. Проблема нереализованности человеческих устремлений. (Почему людям иногда не удаётся реализовать свою деловую активность?)

5. Человеческие устремления могут быть не реализованы из-за отсутствия поддержки со стороны близких: «критика близких способна уничтожить ростки самых гениальных начинаний ».

Количество баллов за задания

 1 балл 

2 балла 

4 балла 

 5 баллов 

за эссе

Задания 

2-6 

задания 1 и 15 

Задание 24 

Задание 7 

Задание 25 

  

8-14 

Ставится 1 балл, если одна ошибка. 

За каждую правильную цифру в ответе- 1 балл 

За каждую правильную цифру в ответе- 1 балл 

24 балла 

16-23 

  

  

  

  

                                                          Максимальное количество баллов 

56 

                                                          Минимальное количество баллов 

36 

http://esse-ege.ru/wp-content/uploads/2014/11/rk1.jpg

        

http://esse-ege.ru/wp-content/uploads/2014/11/rk3.jpg

http://esse-ege.ru/wp-content/uploads/2014/11/rk4.jpg

        http://esse-ege.ru/wp-content/uploads/2014/11/rk5.jpg

Особенности эссе как жанра сочинения

  • Главное в эссе — это передач мыслей, чувств автора, его отношения к тому, о чём он пишет.
  • Свободная композиция и форма изложения. Однако нужно помнить, что свобода композиции обязательно сочетается с внутренней логикой, подчинению общей идее.
  • Особенности стиля: образность (то есть широкое использование художественных средств выразительности), афористичность (использование цитат, известных выражений, пословиц, поговорок, фразеологизмов)
  • В подтверждение мыслей автор эссе приводит яркие примеры, использует различные ассоциации, подбирает аналогии.
  • Для эссе желательны интересные выводы, нестандартные подходы к решению проблемы, непредсказуемость.
  • В эссе преобладает авторская оценка предмета рассуждения, эмоции, чем оно отличается от сочинения, в котором на первом плане — сочетание анализа произведения и рассуждений автора по этому поводу .
  • Индивидуальность должна проявляться в эссе во всём: в подходе к проблеме, авторской позиции, стиле изложения , форме. В этом основная суть эссе — показать своё видение проблемы, свой взгляд на мир вообще, проявить своё творчество.

Эссе, таким образом , это небольшое прозаическое произведение публицистического жанра, характеризующееся ярко выраженной позицией автора по рассматриваемой проблеме, в эссе автор не претендует на исчерпывающее  раскрытие данной проблемы.

Об особенностях и требованиях к эссе на ЕГЭ по русскому и обществознанию читайте на специальных страничках данного сайта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса, 34 часа (Власенков А. И., Рыбченкова Л. М.)

Пояснительная записка, требования к умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование (раздел программы, тип урока, элементы содержания, компетенции)...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова).

Данная рабочая программа составлена в соответствии·      с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения);·...

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова).

Данная рабочая программа составлена в соответствии·      с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения);·...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (А.И. Власенков, Л. М. Рыбченкова)

Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (А.И. Власенков, Л. М. Рыбченкова)

Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс. УМК: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. по предмету «Русский язык», 10 класс. ... по русскомуязыку для средней. (полной) школы (профильный уровень). А.И....

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по ФГОС (4 ч., 136 ч., Рыбченкова)

   Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе предметной программы, входящей в состав основной образовательной программы основного общего образования МОУ СО...