Рабочая программа по русскому языку для 10 класса, 34 часа (Власенков А. И., Рыбченкова Л. М.)
рабочая программа (русский язык, 10 класс) по теме
Пояснительная записка, требования к умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование (раздел программы, тип урока, элементы содержания, компетенции)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlasenkov_10.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Компетенции | Вид контроля, самостоятельной работы | Домашнее задание | Дата |
Общие сведения о языке (4 часа+ 1 РР) | ||||||||
1 | Язык и общество. Язык и культура. | 1 | Комби-ниро-ванный | Язык и общество. Язык и культура. Взаимосвязь языка и культуры, отражение культуры в языке. | Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе- устное сообщение. | Работа с книгой, беседа. | ||
2 | Язык и история народа. Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении. | 1 | Комби-нирован-ный | Язык и история народа. Три периода в истории русского языка. Русский язык в современном мире. Функции русского языка. | Знать о взаимосвязи языка и истории народа. Знать понятие “мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении. Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе, Уметь толковать слова и обороты из текста. | Составление развёрнутого плана текста, сообщения, беседа. | ||
3 | Язык и речь. | 1 | Комби-нирован-ный | Понятия язык, речь, слово, их сходство и различие. Лингвистические термины. Виды речевой деятельности. Виды чтения. Устная и письменная речь. Диалог и монолог. | Знать значение терминов язык, речь, слово; виды речевой деятельности; виды чтения; особенности монологической и диалогической деятельности. Уметь составлять тезисный, простой и сложный планы; создавать письменное сообщение на лингвистическую тему; выполнять орфографический разбор слов, синтаксический разбор сложных предложений. | Составление тезисного плана статьи учебника, комментированное письмо, составление сложного плана текста, письменное сообщение на одну из тем («Язык и речь», «Монолог и диалог»), синтаксический разбор сложных предложений. | ||
4 | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. | 1 | Комби-нирован-ный | Система языка. Единицы и уровни языка. Звук речи. Морфема. Слово. Предложение. | Знать уровни языка и их основные единицы. Уметь выполнять основные виды разбора; создавать устное сообщение на лингвистическую тему; выполнять комплексный анализ текста; конструировать предложения. | Комментирован-ное письмо, комплексный анализ текста, конструирова-ние предложений, основные виды разбора. | ||
5 | РР. Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста. | 1 | Урок контроля знаний | Структура сочинения-рассуждения. | Знать: структуру написания сочинения- рассуждения на основе прочитанного текста. Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы | Написание сочинения-рассуждения по предложенным темам. | ||
Фонетика, орфоэпия, орфография (3 часа +1 к.р.) | ||||||||
6 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. | 1 | Комби-нирован-ный | Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Орфоэпия и орфография. Единицы языка. Фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей. Правописание гласных в корня слов. | Знать: разделы науки о языке; языковые единицы; порядок фонетического разбора; условия написания проверяемых и чередующихся гласных в корнях слов. Уметь: выполнять фонетический разбор слов; различать буквы и звуки; транскрибировать слова; писать гласные в корнях слов в соответствии с орфографическими нормами. | Фонетический разбор слов; комментир. письмо; речеведческий анализ отрывка из повести Л.Н.Толстого «Крейцерова соната». | ||
7 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 1 | Комби-нирован-ный | Основные нормы произношения. Открытые и закрытые слоги. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие. Звукопись. | Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики. Уметь использовать в собственной речи. Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их. | Фонетический разбор слов, работа с орфоэпическим словарем, подбор слов с подвижным ударением из литературных произведений. | ||
8 | Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор. | 1 | Комби-нирован-ный | Понятия орфограммы, сильной и слабой позиции фонемы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Систематизация изученного по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. | Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии. Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания. | Комментирован-ное письмо, орфографичес-кий разбор слов, объяснительный диктант с обозначение орфограмм и пунктограмм, конструирова-ние словосочетаний и предложений, работа с толковым и орфографичес-ким словарями, фонетический разбор слов. | ||
9 | К.р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». | 1 | Урок контроля знаний | Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учётом орфографических и пунктуационных норм русского языка; фонетический разбор слов. | Уметь воспроизводить текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка; выполнять фонетический разбор слов. | Диктант с грамматическим заданием. | ||
Лексика и фразеология ( 4 часа+ 1РР+2КР) | ||||||||
10 | Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка. | 1 | Комби-нирован-ный | Лексическая система русского языка. | Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи. | Монологическое высказывание по теме. Вид контроля: тестовые задания типа В 8 | ||
11 | РР. Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста. | 1 | Урок контроля знаний. | Структура сочинения-рассуждения. | Знать: структуру написания сочинения- рассуждения на основе прочитанного текста. Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы | Написание сочинения-рассуждения по предложенным темам. | ||
12 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. | 1 | Комби-нирован-ный | Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова Русская лексика с точки зрения её употребления диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика. | Знать: понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь. Знать сферы употребления русской лексики. Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи. | Лексический анализ текста, работа с толковым словарём, словарём иностранных слов, определение значения слов путём подбора синонимов, развёрнутого толкования слова с использованием толкового словаря, объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм. | ||
13 | Русская фразеология. | 1 | Комби-нирован-ный | Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. | Знать: фразеологические единицы русского языка; источники происхождения фразеологизмов. Уметь: выполнять лексический разбор слов; анализировать лексические средства выразительности; различать свободные и несвободные сочетания; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи в соответствии с лексическими нормами. | Составление подробного плана статьи учебника, лексико-фразеологичес-кий разбор предложений, подбор синонимичных оборотов, фразеологизмов-синонимов и фразеологизмов-антонимов к данным фразеологиз-мам, работа с этимологичес-ким словарем, словарем фразеологизмов | ||
14 | Словари русского языка. | 1 | Комби-нирован-ный | Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальне синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | Знать: виды словарей, их назначение и использование Уметь: пользоваться разными видами словарей | Работа со словарями. | ||
15 | К.р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология» | 1 | Урок контроля знаний | Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учётом орфографических и пунктуационных норм русского языка. | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. | Диктант с грамматическим заданием. | ||
16 | К.р. Полугодовая контрольная работа (диктант) с грамматическим заданием. | 1 | Урок контроля знаний | Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учётом орфографических и пунктуационных норм русского языка. | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. | Диктант с грамматическим заданием. | ||
Морфемика и словообразование (3 часа+1 РР) | ||||||||
17 | Повторение. Морфемика и словообразование. | 1 | Комби-нирован-ный | Основные понятия морфемики и словообразования. Морфема. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы. | Знать: виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; различать однокоренные слова и формы слова; различать слова с омонимичными корнями по значению. | Морфемный и словообразова-тельный разбор слов; подбор примеров на случаи словообразова-ния; образование однокоренных слов и форм слова от данного слова; группировка слов с омонимичными корнями по значению корня. | ||
18 | Способы словообразования. Словообразова-тельный разбор. | 1 | Комби-нирован-ный | Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования. | Знать: основные способы образования слов. Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; расшифровывать сложносокращённые слова и определять их род; подбирать однокоренные слова с чередующимися гласными или согласными в корне. | Конструирова-ние слов по схемам, морфемный и словообразова-тельный разбор слов, расшифровка сложносокра-щённых слов, подбор однокоренных слов с чередующимися гласными или согласными в корне. | ||
19 | Выразительные средства словообразования. | 1 | Комби-нирован-ный | Изобразительно-выразительные средства словообразования. | Знать: основные выразительные средства словообразования. Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. | Морфемный и словообразова-тельный разбор слов, комплексный анализ текста. | ||
20 | РР. Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста. | 1 | Урок контроля знаний. | Структура сочинения-рассуждения. | Знать: структуру написания сочинения- рассуждения на основе прочитанного текста. Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы. | Написание сочинения-рассуждения по предложенным темам. | ||
Морфология и орфография (3 часа) | ||||||||
21 | Обобщающее повторение морфологии. Части речи. | 1 | Комби-нирован-ный | Морфология. Классификация частей речи. Критерии выделения частей речи. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Переходные явления в области частей речи. | Знать: классификацию частей речи; критерии выделения частей речи; переходные явления в области частей речи. Уметь: определять части речи и обосновывать свой выбор. | Составление таблицы «Самостоя- тельные и служебные части речи», определение синтаксической роли существит., выборочный диктант (существитель-ные, имеющие форму только множественного и только единственного числа). | ||
22 | Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание. | 1 | Комби-нирован-ный | Грамматические категории. Грамматические формы. Способы выражения грамматических значений. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Грамматические признаки служебных частей речи. | Знать: отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи, способы выражения грамматического значения. Уметь: производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание. | Морфологи-ческий разбор самостоятельных и служебных частей речи, объяснитель-ный диктант, анализ текста. | ||
23 | Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи. | 1 | Комби-нирован-ный | Орфографические нормы. Орфограмма. Тип орфограммы. | Знать: орфографические нормы, принципы русской орфографии. Уметь: определять типы орфограмм, писать слова в соответствии с орфографическими нормами. | Объяснитель-ный диктант, морфологичес-кий разбор глаголов, причастий, деепричастий. | ||
Речь, функциональные стили речи (5 часов+1 РР) | ||||||||
24 | Что такое текст? | 1 | Комби-нирован-ный | Текст. Признаки текста. Строение текста. Виды преобразования текста. Функционально-смысловые типы текста. Тема, основная мысль текста. Структура и языковые особенности текста. | Знать: признаки текста, способы и средства связи между частями текста, основные типы речи, и признаки. Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, оценивать свою речь с точки зрения её правильности. | Работа с теоретическим материалом учебника, написание аннотации, составление плана текста | ||
25 | Типы речи. | 1 | Комби-нирован-ный | Типы речи (описание, повествование, рассуждение). Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | Знать: типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки. Уметь: производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов; создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное. | Работа с текстами художествен-ного и научно-популярного стилей, понимание их специфики, владение навыками редактирования текста. | ||
26 | Виды преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация | 1 | Комби-нирован-ный | Виды преобразования текста. | Знать об основных видах преобразования текста, отличительных чертах тезисов, конспекта, выписок, реферата, аннотации. Уметь создавать данные виды текстов, самостоятельно редактировать тексты. | Редактирование текста, создание собственного текста. | ||
27-28 | Функциональные стили речи, их общая характеристика. | 2 | Комби-нирован-ный | Стили речи (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный). | Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях. Уметь определять стиль текста, | Работа с текстами разных стилей: определение стилевой принадлежности текста. Работа с толковым словарём. Речеведческий анализ текста. | ||
29 | РР. Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста. | 1 | Урок контроля знаний | Структура сочинения-рассуждения. | Знать: структуру написания сочинения- рассуждения на основе прочитанного текста. Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы. | Написание сочинения-рассуждения по предложенным темам. | ||
Научный стиль речи (4 часа+1КР) | ||||||||
30 | Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля речи. | 1 | Комби-нирован-ный | Научный стиль. Стилевые признаки и разновидности (подстили). Жанровое разнообразие. | Знать: признаки научного стиля речи, его разновидности и жанры. Уметь: определять жанр текста научного стиля. | Составление тезисов статьи, определение типа речи, определение стиля текста с доказатель-ством. | ||
31 | Лексика научного стиля речи. | 1 | Комби-нирован-ный | Лексика научного стиля: нейтральная, общенаучная, специальная. Термин и терминология. Этимология слов-терминов. | Знать: лексические особенности научного стиля речи. Уметь: распределять слова по сферам употребления; определять способ образования терминов; определять предмет по его описанию, толкованию. | Комплексный анализ текста, определение способа образования слов-терминов, работа с толковым, этимологичес-ким словарями, со словарем иностранных слов. | ||
32 | Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. | 1 | Комби-нирован-ный | Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. | Знать: морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Уметь: анализировать морфологические и синтаксические особенности научного текста. | Составление сложного плана научной статьи, сравнительное научно-популярное описание предмета, анализ морфологичес-ких и синтаксических особенностей текста. | ||
33 | Терминологичес-кие энциклопедии, словари и справочники. | 1 | Комби-нирован-ный | Терминологические энциклопедии, словари и справочники. | Знать названия основных терминологических словарей, справочников, Уметь работать со справочными источниками | Работа со словарями и справочника-ми. | ||
34 | К.р. Годовая контрольная работа (диктант) с грамматическим заданием. | 1 | Урок контроля знаний | Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учётом орфографических и пунктуационных норм русского языка. | Уметь воспроизводить текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка. | Диктант с грамматическим заданием. |
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004 г.), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку к учебнику:
Власенков А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009. – 287 с.
Основные цели обучения русскому языку в 10 классе по данной программе: обеспечить владение русским языком как средством межнационального общения; обеспечить социально-речевую подготовку учащихся к будущей трудовой деятельности; обеспечить уровень владения языком, необходимым для получения высшего и среднего специального образования на русском языке.
Задачи курса русского языка в 10 классе: обобщение, закрепление, углубление ранее полученных знаний, развитие умений и навыков учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, грамматике, правописанию; раскрытие стилистических ресурсов русского языка, развитие навыков и умений выбора и употребления лексико-грамматических средств языка адекватно условиям общения; развитие и совершенствование культуры русской речи учащихся; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю. Итого 34 часа за учебный год. Из них контрольных диктантов–4, контрольных сочинений-4.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,
УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 10 КЛАССА
По окончании 10 класса учащиеся должны:
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Программно – методическое обеспечение:
1. Власенков А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009.
2. Русский язык. 10-11 классы: рабочие программы по учебнику
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. Базовый и профильный уровни / авт.-сост. Г. В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. И. В. Золотарёва, Л. П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку к УМК А. И. Власенкова». – М.: ВАКО, 2008.
4. Рабочие программы по русскому языку: 10-11 классы / Сост.
М. М. Баронова. – М.: ВАКО, 2011.
5. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.: Просвещение, 1984.
6. Львов В. В. ЕГЭ 2013. Русский язык. 30 вариантов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку.5 класс. УМК авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе материалов рабочих программ по русскому языку для 5-9 классов. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику Л.М.Рыбченковой, 70 ЧАСОВ ( по индивидуальному чебному плану)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс к УМК Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.
Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 175 часов: 140 часов + 35 часов развития речи. Программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной ...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс к УМК Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авт...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику Л.М. Рыбченковой
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику Л.М.Рыбченковой в объеме 6 часов в неделю....
Рабочая программа по русскому языку, 10 класс105 часов (Власенков, Рыбченкова)
Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку для 10-11 классов (профильный уровень) общеобразовательных учреждений А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, Н.А.Николиной,...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс авторы учебника Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др. /базовый уровень/
Рабочая программа по русскому языку 10 класс. Учебник Русский язык. 10-11 классы: базовый уровень/ авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др....