Технологическая карта урока русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок отработки умений и рефлексии (практикум). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zubacheva_m.yu_.doc.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Автор                Зубачева Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ № 57 станицы Троицкой Крымского района Краснодарского края

Технологическая карта урока русского языка в 7-б классе

Тема:  Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии (практикум).

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

Познавательные: извлекать,  перерабатывать, анализировать, сравнивать,  рассуждать, делать выводы.

Коммуникатвные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  оказывать  в  сотрудничестве  необходимую  взаимопомощь, осуществлять контроль; точно, правильно и логично излагать свою  точку зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать  других.

Предметные:

опознавать разные виды орфограмм-букв гласных ё, е, о после букв шипящих в разных частях речи и  в разных частях  слова, группировать  слова  по  видам  орфограмм,  писать  слова  с  указанными орфограммами, устно и графически объяснять выбор написаний.

Материально-техническое обеспечение урока: 

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • электронное приложение к уроку;
  • набор карточек с индивидуальными заданиями разного уровня;
  • учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;
  • доска.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивационный

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Заполнение классного журнала.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.  Настраиваются на совместную деятельность.

Коммуникативные УУД

1.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Осуществлять совместную деятельность.

Результат совместной деятельности: создана доброжелательная психологическая атмосфера для взаимной работы.

II. Языковая разминка.

1. Работа со сравнительной таблицей.

(См. материал предметного диска – сравнительную таблицу «Буквы О, Ё, Е  после букв шипящих в суффиксах  разных частей речи»)

– Составьте рассказ в учебно-научном стиле на основе таблицы.        

– Найдите лишнее слово. Обоснуйте своё мнение:

1) крыжовник, шёрстка, чёрточка, полушёпот;

2) волчок, собачонка, медвежонок, горшочек;

3) напряжённый, испечённый, причёсанный, завершённый;

4) грошовый, плащевой, парчовый, алычовый.

Учитель собирает листы с ответами.

2. Ученики работают в группах на листочках с заданием.

Устно по очереди представители группы дают комментарий к выбранным вариантам.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать.

2. Структурировать и представлять информацию в разных формах (таблица).

Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Результат совместной деятельности: отработан учебный материал предыдущих уроков, проверена степень усвоения материала, изученного ранее.

III. Взаимодиктант

(по домашней работе).

Учитель предлагает обучающимся произвести проверку домашнего задания.

Учащиеся  в  парах  диктуют друг  другу  словосочетания  из  домашней работы.

Совместная проверка написанного. Графическое обозначение условий выбора орфограмм.

ТОУУ

Производить взаимоконтроль в процессе работы и взаимооценку по окончании выполнения.

Результат совместной деятельности: осуществлена проверка выполнения домашнего задания, самостоятельной деятельности обучающихся, закреплено умение решать лингвистические задачи.

IV. Формулирование цели урока.

(Определение проблемного вопроса)

На  доске  записаны  ключевые  слова:  после  шипящих,  существительные, прилагательное, причастие, корень, суффикс, окончание.

– Дополните список ключевых слов  (ударение, буквы ё, о, е) и сформулируйте проблемный вопрос  урока.  

Обучающие делают вывод, определяют проблему урока: научиться находить орфограммы после букв шипящих в словах разных  частей  речи, правильно  их писать, объясняя  условия выбора написаний.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

Результат совместной деятельности:  дополнен список ключевых слов, сформулирована проблема урока.

V. Развитие правописных умений.

Выборочный   диктант.

Мы вошли в лес, освещённый лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка  вела  к  речке.  Мы  часто  останавливались,  поражённые яркой  красотой  леса.  На  пожелтевшей  траве  лежали  опавшие листья. Берёзы покрылись золотой листвой, блестевшей на солнце. Очень красивы одетые в багряную листву клёны. Мы видим жёлтые листья, тихо падающие на землю. Печально шуршащие под ногами листья лежат и на лесных дорожках.

Обучающиеся записывают в тетрадях страдательные причастия, выделяют орфограммы, связанные с проблемным вопросом урока.

Вывод: под ударением пишется ё, в безударном положении-е

Работа в группах.

1.  Упр.  124  (образовать и записать страдательные причастия прошедшего времени. От какого глагола не образуются причастия? Почему?)  –  развивается  умение

писать буквы ё, е в суффиксах причастий прошедшего времени (полных и кратких форм), группировать слова со сходными написаниями букв гласных в суффиксах.

Выполняется письменно в тетрадях. Взаимопроверка.

2.  Упр.  126  –  развивается  умение  извлекать информацию  об изученных  орфограммах  из  таблицы,  делать  обобщения  (подбирать заглавие), подбирать примеры слов с заданными орфограммами, используя соответствующий стиль речи.

Ученики записывают примеры под цифрами. Проверка коллективная.

3. Ученики обсуждают написание орфограмм в словах и постановку знаков в группах,  делают необходимые графические обозначения.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать  в других формах (таблица, модель, схема).

Результат совместной деятельности: закреплен изученный материал, отработан алгоритм действий выбора гласной буквы в суффиксах причастий, выполнены упражнения различной степени сложности, отработано умение находить в тексте изученную орфограмму, обозначать опознавательный признак орфограммы, получены ответы на проблемный вопрос урока.

VII.  Итог урока.

– Подведите краткие итоги работы на уроке: чему научились, какие

умения развивали, опираясь на записанные ключевые слова.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки).

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Что осталось непонятным, трудным в изученной теме?

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

Отвечают на поставленные вопросы.

Оценивают свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Технология оценки учебных умений.

Результат совместной деятельности: подведены итоги урока, получен ответ на проблемный вопрос, обозначенный в начале урока, оценены учебные умения, выставлены отметки за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание.

Н. Упр.127  (по условию).

П. Составить задание по изученной теме для работы в парах. (Приготовить  на  отдельном  листочке  задание  с  пропусками  букв,  поиском  лишнего  слова,  распределением  на  группы  и т.д.) на правописание слов с орфограммами после букв шипящих. (Индивидуально).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...