Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема урока:Буквы ч и щ в суффиксах существительных -чик и ( -щик ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_-_konovalova.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход в соответствии
с требованиями ФГОС (основная школа)
Учебный предмет: Русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Л.М.Рыбченкова, О.А.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.
Тема урока: Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных - ЧИК (- ЩИК)
Тип урока: Урок открытия нового знания
Используемые современные образовательные технологии: Проблемный диалог
Этапы урока | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Задания базового уровня | Задания повышенного уровня | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1.Мотивация к учебной деятельности | На доске слова: груз…ик, перепис…ик, лет…ик, свар…ик, бакен…ик. Учитель: - Что можете сказать об этих словах? - Прочитайте слова. Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксах –ЧИК (-ЩИК)? - Какими новыми знаниями мы должны овладеть? - Какова тема урока? - Где нам могут пригодиться знания и умения? - Знания нужны при выполнении диктантов, тестов, упражнений. Это средство в овладении языком. | Предполагаемые ответы учеников: - имена существительные; - люди определенной профессии; -по произношению нельзя определить выбор букв Ч и Щ; - при каком условии писать Ч или Щ в суффиксе –ЧИК , -ЩИК; -тема урока: Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК (-ЩИК); -знания могут пригодиться при написании диктантов, сочинений, изложений, тестов | Умение выражать свои мысли, создание проблемной ситуации на уроке и её формулирование учениками. | ||||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений | Учитель: - Можем вставить пропущенные буквы в словах? - Вернемся к этим словам в конце урока. | - Можно предположить, но точно нельзя сказать… - Нет, возникли трудности… | Умение высказывать предположения. | ||||||
3. Выявление причины затруднения | - В чем причина затруднения? - Почему вы не можете объяснить, какую букву писать Ч или Щ в суффиксах -ЧИК, -ЩИК - Выходим на цель… задачи… | - Не знаем, при каких условиях писать Ч или Щ. Задачи: - узнать, когда пишутся буквы Ч, Щ; при каких условиях; -знать способ действия при выборе написания букв Ч и Щ в суф. –ЧИК, -ЩИК; - познакомиться с правилом; -научиться видеть орфограмму, различать суффиксы –ЧИК, -ЩИК в именах сущ.; - писать грамотно слова; связывать условия написания буквы Ч и Щ мгновенно, в момент письма. | Постановка учебной задачи | ||||||
4. Проблемное объяснение нового знания | -Рассмотрим языковой материал: 1.Объездчик, прокатчик, грузчик, разносчик, перебежчик; обойщик, фонарщик, танцовщик, прицепщик, съемщик. 2.Стульчик, пильщик. - После каких согласных пишется суффикс –ЧИК? - После какой буквы пишется суффикс –чик, -щик? - Соотнесем новое знание с правилом учебника, стр.105, параграф 30 - оформите краткую запись Соотнесение действий с алгоритмом: - Смотрим образец рассуждения на стр.105 учебника | - Ученики читают правило на стр. 105, - оформляют кратко, схематично: После д-т, з-с, ж / ЧИК остальные случаи / ЩИК
- Ученики читают образец рассуждения в учебнике на стр.105 | Извлечение информации из анализа языкового материала; | Ученики работают в паре: - После д-т, з-с и ж пишется буква Ч. - Чик, -щик. | Слушать и понимать речь других, проговаривают последовательность действий, сотрудничество в паре; | ||||
5.Первичное закрепление во внешней речи | Учитель: - Чтобы усвоить новый способ действия при решении учебной задачи будем вслух проговаривать, рассуждать. Образец: рез…ик – слово образовано от глагола резать. Является названием лица по профессии, роду деятельности. Перед суффиксом есть буква З, значит, в суффиксе надо писать букву Ч. | - ученики выполняют упражнение № 233 на стр.105, записывают слова на доске, проговаривают во внешней речи, обозначают условия выбора орфограммы. (По цепочке). Обходчик (путей), докладчик, заправщик, фасовщик, переводчик, настройщик, расклейщик, миномётчик, гонщик. (Образец в упражнении) | Умение выражать мысли. | ||||||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа по цепочке с объяснением | Выполняют самостоятельно | - Самостоятельно выполним задание. Списать, Ч или Щ? Обозначить суффикс. (Буфет..ица, копиров..ик, экскаватор..ик, перепис..ик, сортиров..ица, расфасов..ик, автомат..ик, пулемет..ик, объезд..ик, разнос..ик, воз..ик, рассказ..ик, автопогруз..ик, прессов..ица, свар..ик, компьютер..ик - Проверим по эталону (на слайде) - Выполняем упр.235 | - Ученики самостоятельно выполняют задание. - Сличают с эталоном на слайде презентации: Буфетчица, копировщик, экскаваторщик, переписчик, сортировщица, расфасовщик, автоматчик, пулеметчик, объездчик, разносчик, возчик, рассказчик, автопогрузчик, прессовщица, сварщик, компьютерщик - Объясняют задание, упр.235 | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном; коррекция (исправление ошибок). | ||||
7. Рефлексия деятельности на уроке | - Вернемся к словам, которые написаны на доске (в начале урока): груз…ик, перепис…ик, лет…ик, свар…ик, бакен…ик. - Какие буквы Ч и Щ вставим в словах? Объясним постановку букв. - Итог урока. | Ученики пишут и объясняют написание слов: - грузчик, переписчик, летчик, сварщик, бакенщик | Рефлексия способов и условий действия | -Обсуждение и запись домашнего задания (Упр.234. Инструктаж домашнего упражнения) - Обучающиеся высказываются: Сегодня я узнал… Я понял, что… Теперь я знаю, что… Мне захотелось… Я смогу … | Оценка (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено); действие смыслообразования (смогу выполнить тест) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...