урок русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Красниковская основная общеобразовательная школа»
Знаменского района Орловской Области
ТЕМА УРОКА:
«Междометие как часть речи »
(Урок изучения нового материала).
.
Цели урока: организовать исследовательскую работу учащихся, в ходе которой ребята узнают морфологические признаки междометия; выяснят, почему междометие является особой частью речи, выявят роль междометия в речи и узнают правила правописания междометий и правила пунктуации при междометиях; формировать умение слышать, видеть и употреблять междометие в устной и письменной речи;
способствовать развитию логического мышления, учить выделять главное в материале учебника, развивать наблюдательность и речь;
воспитывать интерес к родному языку, культуру речевого этикета.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебники, доска, дидактический материал, презентация.
Словарная работа: до свидания, пожалуйста, извините, спасибо.
Ход урока:
1 .Организационное начало
2.Работа по осмыслению и усвоению нового материала
- Нет ничего более интересного, чем человек. И мне интересно узнать, какие чувства вы сейчас испытываете? А знаете ли вы, что существует часть речи, которая помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова? Об этой части речи мы поговорим сегодня на уроке.
На экране вы видите отрывок из стихотворения Н.Брауна (2 слайд)
Мне русская речь – вот как музыка.
Чу! Слово звучит, поёт.
В нем дышит душою русскою
Создатель его – народ…
- Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором. (Докажите). Назовите служебные части речи. (Докажите) Одно слово не было отнесено ни к одной группе. Какое это слово? А что оно выражает?
Как вы думаете, есть ли в нашем языке слова, которые будут понятны и англичанину, и французу, и немцу? (чтение стихотворения) (3 слайд)
- Какие слова окажутся понятными всем участникам беседы?(Ученики называют данные слова).
- Скажите, имеют ли эти слова лексическое значение, изменяются ли они, имеют ли грамматическое значение?
Вследствие наблюдений за текстом стихотворения учащиеся делают вывод:
- Это не самостоятельная часть речи, т.к. не имеет лексического значения.
-Служит ли оно для связи слов или предложений как предлог или союз?
Вносит ли какие-то оттенки в предложение как частица?
-Вывод: значит, это не служебная часть речи.
-Что выражают эти слова?
- Эмоции.
Получается, что это особая часть речи и называется она МЕЖДОМЕТИЕ. (4 слайд)
Из истории: междометие было известно еще в 1 веке до н.э. в латинском языке. В переводе с латинского обозначает «брошенное между полнозначными словами».
(запись на доске темы урока)
- Постановка целей и задач урока.(5 слайд)
Этой части речи мы и посвятим наш урок.
Давайте сформулируем задачи урока. Чему мы должны научиться?
Дети формулируют цели и задачи урока.
-Распознавать междометия в устной и письменной речи.
- Правильно писать и расставлять знаки препинания в пр-ях с междометиями.
- Уметь употреблять их в устной и письменной речи.
Учитель: цель нашего урока – узнать признаки междометия как части речи; определить, почему эта часть речи является особой; узнать правила выделения междометий в устной и письменной речи.
2. Работа над формированием знаний и умений.
Можете ли вы доказать, что это междометие? (Нет, так как признаков данной части речи учащиеся не знают). А можете ли вы сказать, почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, т.е. является особой частью речи?
3.Работа с учебником : учащиеся изучают теоретический материал учебника и выделяют признаки междометия как части речи.
Вывод: Ответьте на вопросы, изучив самостоятельно параграф 70.
1.В чем особенность междометия как части речи?
2.Междометие выражает……..
3.В чем отличие производных междометий от непроизводных?
4.Докажите, что междометие может употребляться в значении других частей речи?
5.Где чаще всего в художественной речи используются междометия? (6-8 слайд)
Чтение учителем сказки «Без чего в речи не обойдёшься?» ( 9 слайд)
Я – самое важное слово, в разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!» Весело ему – смеется: «Ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе». Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!»
Чуть дело плохо, говорят: «Дело – табак! Крышка! Капут!» А все эти ну, эге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.
Если вы внимательно слушали сказку, то скажите, что можно выразить с помощью междометий?
Нас с вами ждет открытие. Оказывается, к междометиям относятся слова вежливости. Они еще называются ЭТИКЕТНЫМИ МЕЖДОМЕТИЯМИ.(10-12)
Среди междометий выделяются 3 группы. Посмотрите.
Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ.
Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ.
Этикетные междометия: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.
Обратите внимание, каких междометий больше, тех, с помощью которых можно выразить положительные эмоции, или тех, с помощью которых можно выразить отрицательные эмоции? (отрицательные).
- Закрепление изученного материала.
1. Задание в презентации(13 слайд.)
2. Выразительное чтение предложений.
Выразительно прочитайте предложения. Объясните, какое значение выражает каждое междометие.
«Фу-у-у! Какая невкусная каша. Ура! Мы ломим, гнутся шведы. Мария, бедная Мария! Опомнись! Боже!.. Что с тобой?
3. Задание: лингвистический эксперимент.
На карточке записаны предложения. Дополнить их междометиями. Дать характеристику. Сравнить записи и сделать вывод: с какой целью употребляются междометия в речи?
Что за погода сегодня! Есть здесь кто-нибудь? Вот это песня! Подайте книгу. Кто говорит?
Вывод: мы узнали признаки междометия как части речи. Наши знания помогут нам справиться со следующим заданием, цель которого – научиться выделять междометия из предложений и определять признаки междометия.
4. Тренинг: класс под диктовку записывает предложения, обращая внимание на постановку знаков препинания. Письменно охарактеризовать междометия.
Цель задания: закрепить умение правописания междометия и постановки знаков препинания при междометии
Эй, садись ко мне, дружок! Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая. О, я совершенно спокоен. «Ой-ой!»- воскликнула Соня испуганно. Эта песня, увы, не прозвучит.
Вывод: мы учились постановке знаков препинания при междометии.
Вы говорили уже сегодня о том, что междометия произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое передается междометием. Учтите это, выполняя следующее задание. (слайд 15)
3. Итог урока
Выводы: Итак, вернемся к нашему проблемному вопросу: почему междометие – особая часть речи?
Рефлексия:
Что нового узнали?
Какой вид работы заинтересовал?
Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу на уроке? (слайд 15)
С какой частью речи мы познакомились на уроке? Что узнали о ней?
Итак, с помощью междометий можно выразить разные чувства. Какие?
(слайд 16)
4. Домашнее задание: (слайд 17)
Параграф 70, упражнение 415.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....