Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников полученными из наблюдения и размышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_deformirovannym_tekstom_na_urokakh_russkogo_yazyka_v_7_klasse.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Косьяненко Наталия Ивановна
Упражнения на понимание текста. 7 класс.
Тема текстов заданий: «Повседневная жизнь в Российской империи».
Задание №1 Восстановить текст, устранить повторы слов.
«Еда – людское зерцало».
В допетровской Руси стол зажиточного человека отличался большим разнообразием. Самой полезной и здоровой пищей считались каши. Ели кашу овсяную, гречневую, пшенную. Каши ели с молоком, маслом, репой, изюмом и патокой. Традиционное блюдо русской кухни – большие и маленькие пироги. Пироги готовили с начинкой на все вкусы. Основная начинка – мясо, рыба, грибы, каша, лапша, горох, репа. Мясо ели редко. Достойное место среди продуктов занимала рыба. Рыбу ели вареной, вяленой, соленой, сушеной. Из Карелии везли лососину. С Волги везли осетров. В Подмосковье ловили судаков, карасей, щук, окуней, пескарей.
Не забывали и о лакомствах. Лакомства готовили из садовых и лесных фруктов и ягод. На зиму заготавливали пастилу из яблок. В яблоки добавляли корицу. Варили леваши. Леваши – это ягодный сок с медом или патокой. Из напитков предпочитали квас, морс, пиво, мед.
Ели сидя на лавках. Ели за деревянными столами. Столы были непокрытые. Скатертями почти не пользовались. Многие кушанья ставили на стол в мисках. Из мисок ели деревянными ложками по 2-3 человека.
Задание №2. Указать истинные высказывания.
Скоморохи.
На Руси любили повеселиться. Те, кто побогаче, держали в своем владении гусляров-песенников. Но большинство во время гуляний на Святки и Масленицу ходили смотреть на бродячих артистов – скоморохов.
Одни из них играли на дудках, барабанах, пели задорные песенки, сказывали стишки-потешки, за что и назывались глумцами. Другие носили на головах доски с прикрепленными на них куклами, разыгрывая представления. Третьи причудливо одевались и закрывали лицо масками - «личинами», «харями». Некоторые ходили с дрессированными животными – медведями, козами, свиньями, зайцами или собаками.
Царь Алексей Михайлович любил слушать веселых гусельников, скрипичников, домрачей, цимбальников, а потом стал с удовольствием смотреть на танцы.
Во время святочных и масленичных праздников устраивали «игру в царя». Скоморохи наряжались в балахоны, надевали на головы короны из бересты, украшенные павлиньими перьями. Потом выбирали «царя», водили вокруг него хороводы и пели здравия, пародируя церемонии, совершавшиеся при возведении на престол настоящего царя.
Начиная с XVII столетия правительство стало усматривать в таких забавах политическую демонстрацию. За это «народным царям» отсекали 2 пальца на правой руке, били кнутом и ссылали в Сибирь.
(Энциклопедия «Аванта +»)
- Скоморохов держали во владении богатые люди.
- Представления скоморохи давали на Святки и Масленицу.
- Глумцы играли на музыкальных инструментах, пели песенки неприличного содержания.
- Скоморохи ходили с дрессированными животными.
- Царь Алексей Михайлович любил слушать скоморохов-скрипачей.
- Во время «игры в царя» скоморохи надевали короны из бересты, украшенные страусиными перьями.
- «Игра в царя» пародировала коронационные церемонии.
- Начиная с XVII столетия «игра в царя» стала считаться политическим выступлением, а участвующих в ней скоморохов ссылали в Сибирь.
Ответ: 4, 7, 8.
Задание №3. Восстановить правильный порядок предложений, чтобы получился связный текст.
Карнавалы.
- Побывав в европейских странах, Петр I прослышал там о карнавалах и праздничных шествиях, пожелав перенести в Россию их атрибуты и сценарии
- Эти шутовские церемонии напоминали кривое зеркало, в котором действительность отражалась в карикатурном виде.
- Петр I обратил внимание и на карнавальные процессии кораблей-колесниц.
- Ему особенно понравились карнавальные церемонии избрания шутовских иерархов церкви – епископов, архиепископов.
- Царь, любивший корабли и море, не преминул и в России устроить подобные шествия и представления, стремясь продемонстрировать морское могущество России.
- На их мачтах крепили плетеные корзины – «вороньи гнезда», где находились «впередсмотрящие», а на флагштоках развевались вымпелы.
- Петровские «корабли» представляли собой инженерные сооружения со специальной оснасткой и устройствами для пиротехнических эффектов.
- «Корабли» были поставлены на санные полозья.
- Чтобы полозья были не видны, «корабли» закрывались полотнищами голубой ткани, а на корме были подвешены якоря.
- Полозья тащили запряженные цугом лошади.
Ответ: 1, 4, 2, 3, 5, 7, 6, 8, 10, 9.
Задание №4 Восстановить текст, вставив необходимые причастия и деепричастия.
Соды и гулянья.
Гулянье в садах было излюбленным развлечением богатой публики. В саду купца Егора Ганина в Петербурге публика видела в саду не только любимые владельцем породы деревьев, разнообразные цветы, ( _______ ) Ганиным огурцы и картофель, но и гроты, фонтаны, пещеры, павильоны. В нем на свободе «паслись» ( _____ ) в натуральную величину звери. Другой затейник устраивал «патагонскую идиллию»: перед изумленной публикой водили хороводы полуодетые слуги хозяина, ( _____ ) в черную и коричневую краску, с перьями в волосах, ( _____ ) бусами. «Патагонцы» плясали, как умели, а хозяин гордо разъяснял присутствующим, что они, не ( _____ ) Петербурга, находятся среди дикарей Южной Америки.
В XIX в. стало модно отправляться на прогулки в дворцовые сады и парки, за которыми ухаживали целые армии лесников и садовников: они стригли газоны, выращивали в теплицах цветы и высаживали их на клумбы, ( _____ ) к ( _____ ) рядом растениям; формировали кроны деревьев, ( _____ ), чтобы, например, корабельные сосны образовывали стволы, ( _____ ) гигантские подсвечники из трех или четырех отростков.
Для справок: сделанные, выкрашенные, увешанные, покидая, подбирая, растущим, добиваясь, напоминающие.
Задание №5. Восстановить текст, составив из простых предложений сложные и заменив некоторые простые обособленными распространенными определениями или обстоятельствами.
Карусель.
С каруселью из Франции познакомились в России. Правила игры были уже иные. Колесницы были заменены небольшими группами всадников. Всадники располагались по четырем сторонам манежа или площади. Такие группы всадников назывались кадрилями.
Каждую кадриль возглавлял руководитель. По команде руководителя группа начинала двигаться под звуки оркестра различными аллюрами - шагом, рысью, галопом или иноходью. Группа демонстрировала красоту и выучку своих коней.
Публика обычно размещалась в специально выстроенном амфитеатре. Участников кадрили обычно было шесть человек. Участники кадрили появлялись перед зрителями под звуки оркестра, в сопровождении пажей и оруженосцев. Участники должны были продемонстрировать и свое умение владеть оружием. Они должны были на всем скаку попасть в кольцо или мяч, снять шлем с головы манекена или срубить единым махом ему голову. Победителей ждали драгоценные награды. Их вручали красивейшие дамы.
От каруселей получали доходы. Все доходы жертвовались на помощь бедным. Это правило неукоснительно соблюдалось.
Последняя карусель состоялась 20 июня 1811 года в Москве на большом поле возле Донского монастыря.
Память о мужественной красоте и молодецкой удали карусели не исчезли. В праздничные дни на ярмарочных площадях сооружали для народной забавы аттракцион - карусель.
В карусели друг за другом вокруг столба кружились деревянные лошадки. Они были раскрашены в разные цвета. Каждый мог сесть на спину такого сказочного скакуна и представить себя средневековым рыцарем. Этот рыцарь мчался навстречу приключениям.
Задание №6. Восстановить правильный порядок следования частей текста.
Кулачные бои.
- В Москве кулачные бои проходили на Красной площади, а в Петербурге - на Адмиралтейской площади, берегах Невы, Малой Охте. Выходили улицы против улицы, часть города против другой, селение против селения.
- На вызов к бою высылали детей. Те задевали своих сверстников с противоположной стороны. На их защиту выходили взрослые, а дети убегали.
- Участники же схваток «один на один» считались самыми сильными и, как правило, не бились в сражениях «стенка на стенку» или «свалка-сцеплялка».
- Между взрослыми начиналась схватка. Били кулаками в грудь, голову, живот противника. Бились до истощения сил, иногда увечили друг друга и даже платили жизнью за потеху.
- В «свалку-сцеплялку» шли врассыпную. А бились толпой. Когда сражались «стенка на стенку», то лучшие бойцы сначала не участвовали. Их час наступал, если неприятель пробивал «стенку» - ряд бойцов.
- По воспоминаниям В.А. Гиляровского, существовало несколько видов боев: «свалка-сцеплялка», «стенка на стенку» и «один на один».
- Слабые, но хитрые бойцы закладывали в рукавицы камни, свинчатку, чугунные бабки, чтобы удар был сильнее. Но если это плутовство открывалось, то таких ловкачей били смертным боем и свои и чужие.
- Тогда «надежда – боец» мчался на помощь своим, держа шапку в зубах. Он бил кулаками во все стороны, таранил вражью стенку и убегал обратно, предоставляя остальным закончить дело.
- Сами бойцы никогда за деньги не бились, а, победив, позволяли угостить себя обедом.
- Издавна любимой молодецкой потехой были на Руси кулачные бои.
Ответ: 10, 1, 2, 4, 7, 6, 5, 8, 3, 9.
Задание №7. Указать ложные высказывания.
Общеобразовательные школы.
Годовая плата за учебу в казенных гимназиях и реальных училищах в начале XX века составляла от 40 до 100 рублей (в частных школах она была в полтора – два раза выше). Иногородние семьи оплачивали еще питание детей и квартиру. Малообеспеченные дети не могли учиться дальше начальных школ. В 1887 году Министерство народного просвещения повысило плату за обучение и уменьшило траты на приготовительные классы. Тогда же ввели процентную норму для поступления в гимназии детей из еврейских семей. Печальную известность получил секретный циркуляр (распоряжение) о «кухаркиных детях», где предписывалось отклонять прошения «лиц неимущих и несостоятельных» (лакеев, кучеров, поваров, мелких лавочников). В гимназии и реальные училища восьми - десятилетних мальчиков принимали по итогам вступительных экзаменов по русскому языку, арифметике и закону Божьему.
Учебный год продолжался с 16 августа по 1 июня. Уроки длились по 60 минут и начинались в 9 часов утра общей молитвой. На них учителя сначала спрашивали пройденное, а потом объясняли новый материал. Широко практиковались классные письменные упражнения (в основном переводы на латинский и греческий языки) без подготовки. Для слабо успевающих проводились дополнительные воскресные занятия. На каникулы ученики получали письменные задания.
Форму обязывали носить даже во внеурочное время. Не разрешали посещать театры, лекции, библиотеки. За появление на улице позже 7 часов вечера очень часто исключали из гимназии.
Настоящую панику вызывали экзамены. Весной церкви и часовни заполнялись толпами учеников: они ставили свечи, горячо молили Бога о поддержке. Ведь провал на экзамене, за который могли исключить из гимназии, часто становился горем для всей семьи.
- После окончания приготовительных классов сдавали экзамен для поступления в гимназию.
- Уроки длились по 60 минут.
- Министерство народного просвещения было заинтересовано в привлечении детей разных сословий для обучения в гимназиях.
- Часто практиковались классные упражнения по переводам с латинского и греческого.
- На каникулы ученики получали письменные задания.
- Форму обязывали носить и во внеурочное время, даже при посещении театра.
- Перед экзаменами начиналась паника, ведь провал грозил исключением из гимназии.
- Было издано специальное распоряжение отклонять просьбы о приеме в гимназии детей из несостоятельных семей.
Ответ: 1, 3, 4, 6.
Использовался материал тома «История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ» издательства «Аванта +».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
Конспект по русскому языку 3 класс. Тема: "Виды текста"
Ознакомление с особенностями повествовательного текста...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".
Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....
Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...