Рабочая программа по русскому языку (11 класс)
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Быстрянцев Игорь Иванович

Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы по русскому языку, программы для средней школы (базовый уровень), подготовленной А.И. Власенковым, Л.М.Рыбченковой к учебнику Власенкова А.И.,  Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы».

Программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; учебно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников, литературу и средства обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_11.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

КГКОУ «ВЕЧЕРНЯЯ  ШКОЛА №1»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

___________  И.И. Быстрянцев

Протокол № _____

от «____» ____________2015 г.

 

 УТВЕРЖДАЮ

 Директор школы

_____________А.Н. Гузеев

Приказ  № _____

от «____» ____________2015 г.

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

11 класс

Базовый уровень (очная форма обучения)

на  2015 – 2016 учебный  год

Рабочая программа  создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы по русскому языку, программы для средней школы (базовый уровень), программы для средней школы (базовый уровень), подготовленной А.И. Власенковым, Л.М.Рыбченковой к учебнику Власенкова А.И.,  Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»

                                                     

Составитель: Быстрянцев И.И.,

учитель  русского языка и литературы

             

Рубцовск

2015

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы по русскому языку, программы для средней школы (базовый уровень), подготовленной А.И. Власенковым, Л.М.Рыбченковой к учебнику Власенкова А.И.,  Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы».

Программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; учебно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников, литературу и средства обучения.

Общая  характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Цели курса:

Курс русского языка в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи курса:

- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

- дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

Методы обучения:

  • По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
  • По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
  • По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

       

 Виды и формы контроля: сочинение, изложение, диктант, проблемные задания, практикум,  устное высказывание на лингвистическую тему.

В учебном плане  КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»  в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, авторской программой А.И. Власенкова,  Л.М.Рыбченковой на курс русского языка в 11 классе отводится 35 часов  (1 час в неделю).

Структура изучаемого предмета

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

Контрольные

1

Официально-деловой стиль

4

3

1

-

2

Синтаксис и пунктуация

6

5

-

1

3

Публицистический стиль речи

6

4

2

-

4

Разговорная речь

4

3

1

-

5

Язык художественной литературы

6

4

1

1

6

Общие сведения о языке

4

3

-

1

7

Повторение

5

4

1

1

                                           

  Календарно-тематический план (11 «А» класс)        35 часов

Дата

Тема урока

Кол-во часов

По плану

Факт

Официально-деловой стиль

4

1

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначения. Основные признаки официально-делового стиля.

1

2

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

1

3

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

1

4

 Р.Р. Деловые документы.

1

Синтаксис и пунктуация

6

5

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения. Типы сложных предложений

1

6

Способы оформления чужой речи, цитирование. Предложения с прямой речи.

1

7

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

1

8

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

1

9

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речи.

1

10

Контрольная работа №1 по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

Публицистический стиль речи

6

11

Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

1

12

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

1

13

Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.

1

14

Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Правила деловой дискуссии, требования к участникам дискуссии.

1

15

Р.Р.Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

1

16

Р.Р.Дифференцированная работа над одним из  жанров публицистического стиля.

1

Разговорная речь

4

17

Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

1

18

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

1

19

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

1

20

Р.Р. Сочинение на одну из предложенных тем.

1

Язык художественной литературы

6

21

Общая характеристика художественного стиля.

1

22

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественных произведений. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.

1

23

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

1

24

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

1

25

Р.Р.Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы.

1

26

Контрольная работа №2 по теме «Стилистика русского языка».

1

Общие сведения о языке

4

27

Язык как система. Основные уровни языка.

1

28

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебных пособиях, справочниках.

1

29

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученых-русисты.

1

30

Контрольная работа №3 по теме «Общие сведения о языке».

1

Повторение

5

31

Повторение изученного в 11 классе.

1

32

Повторение изученного в 11 классе.

1

33

Итоговая контрольная работа.

1

34

Защита реферата.

1

35

Резервный урок

1

Требования к уровню образованности учащихся 11 класса

По окончании 11 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию и сотрудничеству.

Обязательные практические, творческие и контрольные работы

Виды работ

I полугодие

II полугодие

итого

Практические работы

3

1

4

Сочинения

-

1

1

Изложения

-

-

-

Контрольные работы

1

3

4

 Реферат

-

1

1

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для для 10-11 - до 200 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 10-11 классов - 35 - 40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 10–11 классах - 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:        

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант  оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5»  ставится за диктант, в котором  нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

С о ч и н е н и я  и  и з л о ж е н и я  – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

"5"

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием использованных синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (отклонения незначительные).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

6. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено недочётов в содержании и речевых недочётов больше, чем предусмотрено отметкой "3".

Допущено орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок больше, чем предусмотрено отметкой "3".

Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок  оценка снижается на 1 балл.        

Источники

  1. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку : Сборник статей из опыта работы. Пособие для учителя / сост.: В. И. Капинос, Т. А. Костяева . – М. : Просвещение, 1986 .
  2. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11кл. / Сост. Е.И. Харитонова. – М., 2009.
  3. Русский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов./ Сост. Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. – М., 2007

Учебно-методические средства обучения

Учебно-методический комплекс

Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. Учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2007.

Власенков А.И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: книга для учителя/ А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2007.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Дидактические материалы. 10-11 классы. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010.

Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / И. Г. Добротина. — М.: Просвещение, 2009.

Таблицы и плакаты

  1. Состав слова
  2. Части речи
  3. Правописание количественных числительных
  4. Склонение имен существительных
  5. Причастие. Причастный оборот
  6. Деепричастие. Деепричастный оборот
  7. Спряжение глаголов
  8. Ь в конце слов после шипящих
  9. Приставки пре- и при-
  10. Правописание не со словами разных частей речи
  11. Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных
  12. Предложения с прямой речью
  13. Диалог

Электронные пособия

  1. 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)
  2. 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
  3. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия: 11 класс.

Приложение 1

Контрольная работа №1 по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цель: проверка уровня сформированности умений проводить синтаксический анализ словосочетаний и предложений; аргументировать пунктуационное оформление предложений

I вариант

1. Спишите, расставив знаки препинания. Дайте полную характеристику предложения (укажите количество простых предложений, вид связи, определите, чем осложнено предложение, составьте схему).

1) Демосфен который в юности отличался слабым голосом и косноязычной речью задумав стать оратором начал усиленно работать над собой.

2) Я всегда считал что писатель человек который всей мощью своего опыта своих усилий ценой своих радостей и страданий совершает чудо создавая книгу именно так он может передать мир своих ощущений.

2. На месте каких цифр нужны запятые? Объясните выбор варианта постановки знаков препинания.

Художник задумался (1) и (2) отложив книгу (3) стал прислушиваться (4) как в печке (5) перед дверцей (6) которой (7) он устроился (8) потрескивали дрова.

1) 1, 3, 4, 8

2) 2, 3, 5, 7

3) 2, 3, 4, 5, 8

4) 3, 4, 5, 7, 8

3. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Уважение к прошлому отличительная черта образованного человека.

2) И дождь и туман и тучи все смешалось между собой.

3) Дверь быстро распахнулась на пороге стоял брат.

4) Зимой ночи длинные.

4. Выпишите из текста все обособленные обороты с определяемыми словами, укажите вид обособления. Найдите по одному примеру словосочетаний на каждый вид связи.

Хулиганом называют человека нарушающего общественный порядок. Это слово пришло к нам из английской столицы близ которой в ХVIII веке находился постоялый двор принадлежавший ирландцу Хулигэну довольно скандальному человеку причинявшему неприятности не только постояльцам но и соседям. По его имени хулиганами стали называть озорников нарушающих нормы общественного поведения.

5. Включите данные предложения со сравнительными оборотами из произведений Дины Рубиной в небольшую зарисовку, содержащую описание действий человека (5—7 предложений).

• Рассматривал жену, как смотрят на Незнакомку в метро

• Рука металась, билась как бабочка в сачке, сновала рыбкой

• В этом густом, пропитанном всею нашей жизнью воздухе я завяз, как муха в янтаре, как гриб в маринаде

• Взмахивал руками, как Иов, потрясенный известием

• Кружил, как коршун

• Говорил по-французски — внятно и ласково, как с детьми

6. В данном стихотворном отрывке частично расставлены знаки препинания. Пунктуационно оформите, где это необходимо, предложение, объясните свой выбор, дайте характеристику строения предложения.

Когда заря (1) светясь по сосняку (2)

Горит, горит (3) и лес уже не дремлет (4)

И тени сосен падают в реку (5)

И свет бежит по улицам деревни,

Когда (6) смеясь (7) на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети, —

Воспрянув духом, выбегу на холм (8)

И все увижу в самом лучшем свете.

                                             (Н. Рубцов.)

7. Данные высказывания сделайте цитатами, добавляя свои слова и располагая их или перед высказыванием, или в начале его, или в середине, или в конце. Знаки препинания — как при прямой речи. (Материал и формулировка задания берутся из упражнения 261; высказывания 7—8.)

II вариант

1. Спишите, расставив знаки препинания. Дайте полную характеристику предложения (укажите количество простых предложений, вид связи, определите, чем осложнено предложение, составьте схему).

1) Детство верит что мир разумен а все неразумное это помехи которые легко устранить повернув нужный рычаг.

2) Может быть самая трогательная и самая глубокая черта детства бессознательная вера в необходимость здравого смысла а если в чем-то нет здравого смысла надо искать что исказило его или куда он затерялся.

2. На месте каких цифр нужны запятые? Объясните выбор варианта постановки знаков препинания.

Техника существует столь же давно (1) как и человеческое общество (2) да и (3) наука (4) которая (5) возникла (6) именно на основе техники (7) имеет возраст в несколько тысяч лет.

1) 2, 3, 4, 7

2) 1, 4, 5, 7

3) 1, 2, 5, 7

4) 1, 2, 4, 7

3. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Если он встретится тебе спроси его об этом.

2) Полеты считались удивительным зрелищем а пилоты артистами.

3) Уметь рассказывать об увиденном непростое дело.

4) День пасмурный и хмурый.

4. Выпишите все обособленные обороты с определяемыми словами, укажите вид обособления. Найдите по одному примеру словосочетаний на каждый вид связи. (Знаки препинания не расставлены.)

Согласно древнегреческому преданию морская богиня Фетида услышала от прорицателя что ее сын по имени Ахилл погибнет в сражении под стенами Трои. Вопреки этому страшному пророчеству она решила сделать его тело неуязвимым. Глубокой ночью утаив это ото всех Фетида окунула мальчика в священные воды реки Стикс. При этом она держала его за пятку и все его тело стало неуязвимым кроме этой пятки. Когда Ахилл стал юношей он прославился как непобедимый герой. Но во время Троянской войны стрела попала ему в пятку вследствие чего он погиб. Эта легенда родила сохранившееся до нашего времени выражение «ахиллесова пята».

5. Включите данные предложения со сравнительными оборотами из произведений Дины Рубиной в небольшую зарисовку, содержащую описание состояния человека (5—7 предложений).

• Чтобы он выкипел, как чайник, забытый на плите

• Он разъярен, как дикая прачка

• Уставшие, как собаки

• Отважен, как корабельная крыса

• Что ты реагируешь, как пьяный гусар в офицерском собрании?

• Не помню себя, как человек, оглушенный дубиной

6. В данном отрывке частично расставлены знаки препинания. Пунктуационно оформите, где это необходимо, предложение, объясните свой выбор, дайте характеристику строения второго предложения.

Прозрачное, небывало густое и синее небо — дорога перелетных стай — простиралось над городом в сиянии тускнеющего солнца. И все сыпалась и сыпалась листва (1) заваливала крыши, тротуары, мостовые, шуршала под метлами дворников, под ногами прохожих (2) как бы стараясь на помнить людям (3) что вокруг них (4) все еще существует забытая ими земля, что (5) может быть (6) ради этой земли, ради слабого блеска сентябрьской паутины, ради ясности сухих и прохладных горизонтов, ради затишливых вод (7) вздрагивающих от упавшего с деревьев кусочка коры (8) ради запаха желтеющей ракиты, ради всей этой шелестящей, необыкновенно прекрасной России, ради ее деревень, ее изб, курящихся молочным дымом соломы, синеватых речных туманов, ее прошлого и будущего — ради всего это го все честные люди всего мира огромным совместным усилием остановят эту войну.

(К. Паустовский.)

7. Данные высказывания сделайте цитатами, добавляя свои слова и располагая их или перед высказыванием, или в начале его, или в середине, или в конце. Знаки препинания — как при прямой речи. (Материал и формулировка задания берутся из упражнения 261; высказывания 9—10.)

Ответы на некоторые задания:

I вариант

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит по улицам деревни,

Когда, смеясь, на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети, —

Воспрянув духом, выбегу на холм

И все увижу в самом лучшем свете.

Пример построения периода. Период представляет собой СПП с пятью однородными придаточными предложениями времени. Есть обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастными оборотами.

II вариант

Прозрачное, небывало густое и синее небо — дорога перелетных стай — простиралось над городом в сиянии тускнеющего солнца. И все сыпалась и сыпалась листва, заваливала крыши, тротуары, мостовые, шуршала под метлами дворников, под ногами прохожих, как бы стараясь напомнить людям, что вокруг них все еще существует забытая ими земля, что, может быть, ради этой земли, ради слабого блеска сентябрьской паутины, ради ясности сухих и прохладных горизонтов, ради затишливых вод, вздрагивающих от упавшего с деревьев кусочка коры, ради запаха желтеющей ракиты, ради всей этой шелестящей, необыкновенно прекрасной России, ради ее деревень, ее изб, курящихся молочным дымом соломы, синеватых речных туманов, ее прошлого и будущего — ради всего этого все честные люди всего мира огромным совместным усилием остановят эту войну.

Пример построения периода. Оформлен как сложноподчиненное предложение, в первой части которого сосредоточены однотипные придаточные предложения с параллельным построением и анафорой, а во второй — главная часть высказывания. По размерам первая часть превосходит вторую и произносится с интонацией повышения, усиливающей момент ожидания второй части. В первой части есть однородные сказуемые (сыпалась и сыпалась, заваливала, шуршала), обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом (стараясь напомнить людям), одно родные дополнения (крыши, тротуары, мостовые; под метлами, под ногами; ради земли, блеска, ясности, вод, запаха, России, деревень, изб, туманов, прошлого и будущего), однородные и обособленные определения, выраженные причастными оборотами (вздрагивающих от упавшего с деревьев кусочка коры; курящихся молочным дымом соломы).

Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / И. Г. Добротина. — М.: Просвещение, 2009.

Контрольная работа №2 по теме «Стилистика русского языка»

Цель: проверка умений определять функциональный стиль и тип текста; осуществлять информационную переработку текста; выявлять средства связи между предложениями.

Мы предлагаем несколько вариантов заданий для проверки речевых умений учащихся. Задание 1 направлено на проверку умений определять стиль и тип речи, аргументировать свою позицию (коды 8.3, 8.5). Выполнение задания 2 потребует умения создавать тексты разных стилей и функционально-смысловых типов речи (код 8.6). Так, если ученик получает задание использовать публицистический стиль речи, его сочинение может быть в жанре рекламного буклета, статьи, интервью. Задание 3 проверяет умения сокращать и преобразовывать текстовой материал, выписывать ключевые слова, составлять аннотацию, де лить текст на смысловые части (код 11).

Задания 1 и 2 — по выбору учащихся, выполнение задания 3 является обязательным.

Задание 1

Определите стиль и тип текста, укажите характерные признаки стиля (не менее трех).

А. Выборы форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации (РФ), федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями гражданского лица (Федеральный закон от 12 июня 2002 года М 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

(Официально-деловой, описание; характерные признаки: точность, однозначность, отсутствие личного начала; на уровне лексики — употребление точных наименований, отсутствие экспрессивной и оценочной лексики, на синтаксическом уровне — осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами.)

Б. Приходилось ли вам чувствовать себя неловко в чужой стране? Или, может быть, вам приходилось наблюдать, как растеряны приезжающие в нашу страну гости, туристы? Вероятно, да. И одна из причин кроется, конечно, в слабой языковой подготовке. Мы плохо владеем иностранными языками, они совсем не знают русского языка.

Однако дело не только в этом, даже преодолев языковой барьер, представители разных наций могут не понять друг друга.

Разность культурных традиций и привычек может вызвать настоящий культурный шок. Наблюдая «неправильные с нашей точки зрения, поступки, мы неосознанно упрекаем кого-то, что он ведет себя не так, как у нас принято, и торопимся прикрепить ему ярлык «странный», «некультурный». Но всегда ли мы готовы посмотреть объективно на предлагаемые нам новые правила поведения в иной для нас культуре?

Нам бывает трудно изменить свою шкалу ценностей и приспособить ее к чужой культуре, поэтому мы смотрим на иную культуру сквозь призму своих «культурных очков». Попробуйте снять эти очки и посмотреть на культуру других народов с уважением и искренним интересом! Единственный путь диалога и сближения разных культур сегодня — это понимание и принятие культурного разнообразия с явлениями порой непонятными и неприятными.

(По Н. Гетьманенко.)

(Публицистический, рассуждение; характерные признаки: логичность, образность, призывность; на уровне лексики — использование образных средств (сквозь призму «культурных очков»), на уровне морфологии и синтаксиса — активное использование личных местоимений, употребление побудительных и восклицательных предложений, включение риторических вопросов.)

Задание 2

Напишите небольшое сочинение (не более 70 слов) с учетом заданного учителем стиля речи. Определите самостоятельно жанр вашей работы, ведущий тип текста; продумайте, какие языковые средства помогут выполнить задание. Единственное условие — сочинение должно заканчиваться фразой «Какая (такая) странная зима».

Задание 3

Предложенный текст переработайте таким образом, чтобы получилась статья в научно-популярный журнал.

Требования к статье: наличие названия, ключевых слов (не более 8), краткой аннотации (3—4 предложения), сносок (толкований терминов и понятий), введения и заключения, обосновывающих важность данной проблемы.

Вселенная — это весь существующий материальный мир, безграничный во времени и в пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Часть Вселенной, охваченная астрономическими наблюдениями, называется метагалактикой или нашей Вселенной.

Существует гипотеза о цикличности состояния Вселенной. Возникнув когда-то из сверхплотного сгустка материи, Вселенная, возможно, уже в первом цикле породила внутри себя миллиарды звездных систем и планет. Но затем неизбежно Вселенная начинает стремиться к тому состоянию, с которого началась история цикла, красное свечение сменяется фиолетовым, радиус Вселенной постепенно уменьшается, и в конце концов вещество Вселенной возвращается в первоначальное сверхплотное состояние, по пути к нему безжалостно уничтожив всяческую жизнь. И так повторяется каждый раз, в каждом цикле на протяжении вечности!

К началу 30-х годов сложилось мнение, что главные составляющие Вселенной — галактики, каждая из которых в среднем состоит из 100 млрд. звезд. Солнце вместе с планетной системой входит в нашу Галактику, основную массу звезд которой мы наблюдаем в форме Млечного Пути. Кроме звезд и планет, Галактика содержит значительное количество разреженных газов и космической пыли.

Конечна или бесконечна Вселенная, какая у нее геометрия — эти и многие другие вопросы связаны с эволюцией Вселенной, в частности с наблюдаемым расширением. Если, как это считают в настоящее время, скорость «разлета» галактик увеличится на 75 км/с на каждый миллион парсек, то экстраполяция к прошлому приводит к удивительному результату: примерно 10-20 млрд. лет назад вся Вселенная была сосредоточена в очень маленькой области. Многие ученые считают, что в то время плотность Вселенной была такая же, как у атомного ядра. Проще говоря, Вселенная тогда представляла собой одну гигантскую «ядерную каплю». По каким-то причинам эта «капля» пришла в неустойчивое состояние и взорвалась. Такой процесс называется большим взрывом.

При данной оценке времени образования Вселенной предполагалось, что наблюдаемая нами сейчас картина разлета галактик происходила с одинаковой скоростью и в сколь угодно далеком прошлом. А именно на таком предположении и основана гипотеза первичной Вселенной — гигантской «ядерной капли», пришедшей в состояние неустойчивости.

В настоящее время космологи предполагают, что Вселенная не расширяется от точки до точки», а как бы пульсирует между конечными пределами плотности. Это означает, что в прошлом скорость разлета галактик была меньше, чем сейчас, а еще раньше система галактик сжималась, т. е. галактики приближались друг к другу с тем большей скоростью, чем большее расстояние их разделяло.

Современная космология располагает рядом аргументов в пользу картины «пульсирующей Вселенной». Такие аргументы, однако, носят чисто математический характер; главнейший из них — необходимость учета реально существующей неоднородности Вселенной.

Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / И. Г. Добротина. — М.: Просвещение, 2009.

Контрольная работа №3 по теме «Общие сведения о языке»

Диктант

Падает лист, маленький, бледный. Наступает ещё одна осень, всегда пробуждающая потребность в самоочищении. Пройдет не

деля-другая, и всем ударам себя подставившая придорожная берёза отодвинется от леса, от мира, от людей. Да, она будет стоять всё тут же, всё так же, на виду, и в то же время сделается отчужденной, в себя самоё погруженной, и лес оцепенеет в неслыханно ярком наряде, все силы, всю свою мощь, всю тихую тайну выставив напоказ.

          Скорбь уходящего лета напомнит нам о наших незаметно улетающих днях; что-то древнее, неотступное стронется в нас, замедлится ход крови, чуть охладится, успокоится сердце, и всё вокруг обретет иной смысл и цвет.

          Нам захочется остановиться, побыть наедине с собой, заглянуть в глубину себя.

         Но и это робкое желание невыполнимо. Остановится уже невозможно. Мы мчимся, бежим, рвем ,копаем, жжем, хватаем, говорим пустые слова, много, очень много самоутешительных слов, смысл которых потерян где-то в торопливой, гомонящей толпе, обронен, будто кошелек с мелочью.

          Ах, если бы хоть на минуту встать, задуматься, послушать себя, душу свою, древнюю, девственную тишину, проникнуться светлой грустью бледного листа – предвестника осени, ещё одной осени, ещё одного, кем-то означенного круга жизни, который совершаем мы вместе с нашей землей.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Дидактические материалы. 10-11 классы. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010.

Итоговая контрольная работа

Диктант

      Содержание художественного произведения не однозначно, оно многозначно, настолько, что можно говорить о множестве содержаний, сменяющих друг друга в процессе исторического бытования произведения. То содержание, которое вкладывает в него сам автор, обычно существует недолго, — оно сходит в могилу, быть может, даже раньше творца, потому что, оглядываясь в поздние годы жизни на свои ранние произведения, он, конечно, мог понимать их уже по-иному, чем тогда, когда создавал. И уж, наверное, первый же читатель по-своему перетолковал «замысел поэта», к великому негодованию этого последнего, а последующие поколения читателей перекладывали на свой лад мысли и нормы, смутно мерцавшие в исторически данном произведении.

      Первоначальное, авторское содержание не дано в произведении. Вскрыть его, опираясь лишь на одно произведение, невозможно. Только восстанавливая историю создания произведения, историк при исключительно благоприятных условиях, в смысле обилия материала, может подойти к решению этой задачи. Тем не менее восстановление «авторского содержания» произведения является одной из центральных задач истории литературы: без этого вообще нельзя говорить об историческом генезисе произведения, потому что его символическая структура остается неясной и непонятной. (В. В. Виноградов. О теории художественной речи. 1971 г.)

     

      1. Каков основной тезис этого текста? Запишите его.

      3. Произведите словообразовательный разбор слов: содержание, художественного, сменяющих, негодованию, первоначальное. Последнее слово разберите по составу.

      4. Выпишите из текста 15 слов с проверяемой гласной в корне, рядом записывайте проверочное слово.

      5. Найдите причастные и деепричастные обороты, подчеркните их как члены предложения.

Власенков А.И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: книга для учителя/ А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...