Предупреждение интерференционных ошибок
материал по русскому языку (5, 6 класс) на тему
В статье помещены некоторые методы и приемы, которые использует учитель в практической работе по устранению явлений интерференции в русской речи детей - билингвов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interferentsiya.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые методы и приёмы по устранению различных видов интерференции в речи билингвов, учащихся 5-9 классов (из опыта работы).
Учитель русского языка и литературы в школе с однородным языковым составом (хакасским языком) должен построить работу с учётом видов интерференции: фонетической, лексической и грамматической.
1. Работа по преодолению фонетической интерференции в речи учащихся.
В речи наших обучающихся типичны интерференционные явления, связанные с сингармонизмом родного языка: 1) отсутствие взрывных согласных в начале слова, поэтому русские слова они приспосабливают к нормам родного языка: - часто -- /щ а с т а/ - человек --/щ и л а в* э к/ - ряд -- /и р*э т/ и т.д. 2) в начале слов нет стечения согласных: - спасибо -- /ы с п а с* и б а/ - стакан -- /ы с т а к а н/ и др. Такие ошибки встречаются в речи детей и даже взрослых.
Упражнения по преодолению фонетической интерференции:
- анализ артикуляции органов речи; - отчётливое произношение подобных слов в их литературном варианте; - частое употребление и подбор слов в устных и письменных, классных и домашних работах; - работа с текстом, нахождение в нём слов с данным интерференционным явлением; - анализ звукового и морфологического состава слова; - определение соотношения между звуковым составом слова при интерференционном и литературном произношении.
2. Работа по преодолению лексической интерференции в речи учащихся.
Данный вид работы предполагает совокупность методических приёмов, которые применяются в обычной словарной работе: раскрытие значений слов и сопоставление их как в контексте, так и вне контекста; активное включение слов литературного языка в речь учащихся, систематическое обращение к словарям; - словарные диктанты (тематические и нетематические); - грамматико-орфографические упражнения (изменение форм слова, сопоставление рядов слов по значению, подбор однокоренных слов) и др.
3. Работа по преодолению грамматической интерференции в речи учащихся.
Для хакасских детей наиболее типичной является грамматическая интерференция, обусловленная отсутствием предлогов, категорий рода, числа у существительных; несовпадением падежей, словообразовательных морфем, порядком слов в построении предложений. Всё это порождает грамматические ошибки в русской речи школьников.
Упражнения по предупреждению грамматической интерференции:
- сопоставительное изучение грамматических категорий имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений;
- сопоставление словообразования существительных, прилагательных, глаголов;
- анализ текстов с выделением в них падежных форм существительных, прилагательных, не совпадающих в родном и русском языках;
- выборочные диктанты;
- устное словесное рисование с чётким произношением окончаний «опасных» слов, чтобы в случае ошибки говорящего можно было его поправить;
- систематическая тренировка учащихся в склонении отдельных слов иих сочетаний с попутной фиксацией внимания учащихся на падежных окончаниях;
- упражнения на дописывание пропущенных окончаний при одновременном произношении записываемых слов;
- работа с деформированным текстом;
- система творческих работ.
Здесь приведён небольшой перечень методов и приёмов с учётом тех билингвальных черт, которые свойственны речи наших учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопоставление смешиваемых единиц – основной способ предупреждения орфографических ошибок (стихотворения)
Сопоставление смешиваемых единиц – основной способ предупреждения орфографических ошибок.В методике и психологии отводится большое место сопоставлению (сравнению) как приему обучения....
Типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении задания повышенного уровня сложности С-5 ЕГЭ по химии. Советы по предупреждению этих ошибок.
Консультативные материалы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по химии разработаны учителем химии ГБОУ СОШ № 466 Курортного района,экспертом по проверке ЕГЭ Овчароовой Ольгой Эдуардовной ...
Статья "Предупреждение речевых ошибок на уроках русского языка"
За последние годы лингвисты все чаще говорят о снижении уровня культуры речи. Поэтому перед учителями -словесниками стоит задача не только расширить словарный запас учащихся, но и добиться повышения у...
Методическая разработка «Работа с фразеологизмами в старших классах – средство обогащения словаря школьника и предупреждения лексических ошибок»
В данной работе представлен практический материал по теме «Фразеология», который может быть полезен учителю в 10-11 классах на уроках русского языка, на занятиях элективных курсов, на урок...
Предупреждение речевых ошибок на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы...
Презентация к внеурочному занятию по теме "Предупреждение речевых ошибок. Грамматические омонимы"
Данный материал предназначен для учащихся 6-7 классов, может быть использован как на уроках по лексикологии, так и на внеурочных занятиях при подготовке к предметной олимпиаде по русскому языку....