Пути предупреждения орфографических ошибок, роль тестовых заданий
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Глава I Лингвистические основы обучения орфографии в школе 1.1 Понятие об орфографии и её разделы 1.2 Основные принципы русской орфографии 1.3. Дифференцирующие написания 1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения Глава II Методика работы над формированием орфографических навыков 2.1. Условия формирования орфографических навыков 2.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения 2.3. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков Глава I II Роль тестовых заданий 3.1. Тестовые задания и их классификация 3.2. Методы и приемы работы над тестовыми заданиями с элементами самоконтроля на уроках русского языка Урок: “Повторим орфографию!” Правописание Н и НН в разных частях речи . 9 класс Заключение Библиография Содержание
Формирование грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Реалии современной жизни таковы, что без постоянного обмена информацией, без использования новейших систем коммуникаций прогресс общества становится невозможным. В этих условиях возрастают требования к уровню владения всеми членами общества как устной, так и письменной формами речи. Орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание при письменном общении. Известно, что общение в письменной форме может быть затруднено, если не соблюдаются орфографические нормы. Как отмечал Л. В. Щерба, « писать грамотно требует социальная порядочность».. Введение
Актуальность темы заключается в том, что проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применении орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся. Цель работы: выявить наиболее эффективные приёмы по выработке и формированию орфографических навыков. Задачи: 1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме; 2) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у обучающихся.
Орфография – это 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество; 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания; 3) соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам; 4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие. Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии : 1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное; 2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания; 3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных; 4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую; 5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов. Глава I Лингвистические основы обучения орфографии в школе 1.1 Понятие об орфографии и её разделы
Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное, одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, то есть независимо от позиционных чередований, других традиционных несоответствий письма и произношения. Фонетический принцип : каждый звук речи пишется так, как он звучит, так, как его слышит пишущий. Традиционно-исторический принцип : многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами 1.2 Основные принципы русской орфографии
Дифференцирующие написания – это такие, в которых одинаково произносятся слова, но на письме обозначаются по-разному. При этом орфография служит для различения: 1) разных значений слов: компания – кампания, бал – балл, копчик – кобчик; 2) разных грамматических классов и грамматических форм (поэтому дифференцирующие написания иногда называются грамматическими): сущ.м.р. и ж.р. тушь – ж.р., туш – м.р., рож – мн.ч.род.п .; рожь – ж.р. 3скл. 3) разных частей речи: ожог – сущ., ожёг – глагол, плач – сущ., плачь – повелительное наклонение глагола; 4) собственных и нарицательных существительных: Орёл (город) – орёл (птица). 1.3. Дифференцирующие написания.
В современном русском языке прописные буквы выполняют следующие функции: 1) выделяют имена собственные (личные, астрономические, названия журналов, газет, предприятий, прозвищ)6 Жучок – жучок , Шарик – шарик ; 2) указывает на начло текста или нового предложения (после точки); 3) употребляются при написании аббревиатур собственных и нарицательных: АО, МХАТ, КВН. В современном русском языке орфография регулирует правила переноса слов с учётом фонетического и морфологического принципов. Графические сокращения характерны для письменной речи. Они в сокращённом виде не читаются, а переводятся в полный вид. Для грамотного, точного и ясного изложения мыслей на письме важное значение имеют правила и принципы графических сокращений. 1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения
При проведении упражнений в определённой системе необходимо учитывать специфические условия работы с той или иной группой учащихся, а именно: 1. Степень подготовленности учащихся, состояние их знаний и навыков в области орфографии. 2. Уровень речевой культуры. 3. Условия языковой среды, окружающей детей. Успешному обучению правописанию способствует: а) тщательный отбор дидактического материала; б) разнообразие упражнений, опирающихся на правила и различные виды памяти; в) постепенное усложнений орфографических знаний; г) усиление роли самостоятельности учащихся в выполнении орфографических заданий. Целесообразность применения того или иного приёма, упражнения с точки зрения методической определяется такими условиями, как: а) степень соответствия его проходимому в данный момент материалу; б) подготовленность учащихся к усвоению данного учебного материала; в) доступность приёма с точки зрения тех навыков самостоятельной работы, которыми уже владеют учащиеся; г) последовательность в применении отобранных с определенной целью приёмов. Глава II Методика работы над формированием орфографических навыков 2.1. Условия формирования орфографических навыков
Орфографические ошибки делятся на следующие типы: собственно орфографические, фонетико-орфографические, грамматико-орфографические. Объективными причинами возникновения ошибок являются: незнание орфографической нормы к моменту письменной работы; опрерирование лексикой, которой учащиеся пользуются в основном в устной речи; психофизическая усталость детей к концу письменной работы; наличие в словарях с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил. 2.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения
Выбор методов и приёмов обучения орфографии обуславливается характером орфограммы, которые могут быть в любой значимой части слова. Разные типы орфограмм встречаются в пределах одной и той же морфемы и соответственно применяются при этом различные правила. В обучении орфографии используются методы: слово учителя; беседа; наблюдение и анализ орфограмм; самостоятельная работа учащихся. Существует ряд приёмов работ по орфографии: списывание с готового текста или списывание-копирование; орфографический разбор; решение орфографических задач; письмо по памяти; диктант; дидактические игры; упражнения творческого характера и т.д. 2.3. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков
Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению процессуальному самоконтролю. Тест по русскому языку – это контрольно – тренировочное задание (или система заданий) в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень языковой (лингвистической) и/или речевой (коммуникативной) компетенции тестируемых. Преимущества тестирования известны: это стандартизированность заданий, быстрота проведения работы и легкость ее оценки, возможность охватить тестированием большие группы учащихся. Виды тестов: По целям: Тест достижение используется как средство оценки результатов учения. (контрольный тест) Диагностирующий тест. Обучающий тест. По характеру деятельности испытуемых: Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в заданиях. Тест на установление истинности (ложности) утверждения. Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение). Комбинированный тест Требования к тестам Валидность (или адекватность целям проверки). Определенность Простота. Однозначность. Глава I II Роль тестовых заданий 3.1. Тестовые задания и их классификация
В процессе работы над обучением детей решению тестовых заданий учитель должен непременно вести работу по формированию навыков орфографического самоконтроля . При этом выделяются следующие условия : знание правила является теоретической базой; знание приемов применения правила (рассуждение на основе алгоритма) способствует усвоению орфограммы; различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки. Без участия рефлексии процессы постановки и решения орфографических тестовых задач теряют осознанность, осмысленность, доказательность, оценочность , проблемность , наблюдательность, контроль, последовательность , что приводит к ошибкам, их непониманию и неумению решать задачи языкового, орфографического характера. Рефлексия позволяет не только отделить то, что знает и умеет ребенок, от того, чего не знает и не умеет, но и определить причину своего несовершенства, затруднения. 3.2. Методы и приемы работы над тестовыми заданиями с элементами самоконтроля на уроках русского языка
Тема урока : “Повторим орфографию!” Правописание Н и НН в разных частях речи . (9 класс) Примеры из практики:
“Орфографический лабиринт” Сл… гаемое Расст …лается Заг …рели Акац …я Ц… ркуль Ж… сткий Т…ж… лый Ш…в Ране… ый боец Нефт …( н,нн ) ая скважина Сушё( н,нн ) ая ягода Исти ( н,нн ) ая правда Рья ( н,нн )о взяться за дело ян ци (корень) о - ё ен стил - а о-ё , искл . ён корень+н н-нн ция безуд . гл., о-ё лаг – лож гор - гар
Н пишется НН пишется тополиный, комариный, гостиный пунктуационная, невежественный, искусственный, авиационный. Кожаный, дровяной , серебряный стеклянный, оловянный, деревянный. карман – карманный сон – сонный. искусный – искусна. ценная вещь – вещь ценна. Запомните написание слов: ветреный (день, человек), ветряной (двигатель), ветряная (мельница), свиной, рьяный, пьяный, румяный, юный, синий. Правописание Н и НН в именах прилагательных
Н пишется НН пишется штопать (несов. в.) – штопаный чулок не писать (несов. в.) – неписаный закон мариновать – маринованный лакировать – лакированный Исключение: жеваный, кованый Запомните написание слов: смышленый, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, желанный, медленный. Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных
Н пишется НН пишется книга прочитана работа не проверена 1.прочитать(сов. в.) – прочитанный проверить(сов. в.) – проверенный 2.писанная маслом картина, много раз штопанная куртка. Правописание Н и НН в причастиях Правописание Н и НН в наречиях Грустный (прил.) – грустно мужественный (прил.) – мужественно взволнованный( прич .) - взволнованно
ДАНО: Н или НН Студе … ый воздух Отвечать зауче …о Дрессирова … ый медведь Пересказать сокраще …о Изложение дли…о Глаже… ое белье Исти … ая правда Серебря… ый меч Уче … ые звери Плавле … ый сыр Расплавле … ый металл Гуси… ое перо Вяле … ая рыба Тучи рассея … ы Люди рассея … ы Студ ЕН ый воздух Отвечать зауч ЕНН о Дрессирова НН ый медведь Пересказать сокращ ЕНН о Изложение дли НН о Глаж ЕН ое белье Исти НН ая правда Серебр ЯН ый меч Уче Н ые звери Плавл ЕН ый сыр Расплавл ЕНН ый металл Гус ИН ое перо Вял ЕН ая рыба Тучи рассея Н ы Люди рассея НН ы
нет ошибок – «5» 1 – 2 ошибки – «4» 3 – 5 ошибок – «3» 6 и более ошибок – «2» Взаимопроверка.
Зва … ый обед. Румя … ые щеки. Жела … ый подарок. Берестя …ой короб. Обстреля … ый окоп. Излома… ая линия. Варе… ый картофель. Пече … ое в духовке яблоко. Нечая … ая встреча. Отчая… ый поступок. Укреплё … ый фундамент. Ветре… ый человек Неписа … ые правила. Мудрё … ый ответ. Запута … ые дела. “3 лишний”
ТЕСТ ПРАВОПИСАНИЕ Н и НН В СЛОВАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ 1.Пишется две буквы Н: А. свежемороже … ые овощи Б. груже … ая баржа В. фарширова … ый перец Г. смышле … ый малыш 2.Пишется одна буква Н: А. варе… ые в кастрюле Б. организова … ые спонсорами В. убра … ые вещи Г. потуше … ые огни 3.Пишется одна буква Н: А. ударил нечая …о Б. обветре … ые руки В. потуше .. ые ветром Г. недоваре … ый картофель 4.Пишется одна буква Н: А. слома… ая ребенком Б. искуса… ый комарами В. броше … ый камень Г. вытка … ый ковер 5.Пишется две буквы Н: А. рва… ая куртка Б. собрание прошло организова …о В. огни потуше … ы Г. купле… ый товар 6.Пишется две буквы Н: А. испуга…о вскрикнул Б. реше … ая задача В. давно потуше … ы Г. суше… ые ягоды
Составить мини-рассказ “Почему необходимо быть воспитанным человеком?”, включив в каждое предложение слово с Н – НН. Дома:
Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения. Выводы: 1. В работе над формированием орфографических навыков необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д. 2. Приёмы, методы, формы, используемые в ходе этой работы, самые разнообразные: это выработка фонематического слуха в результате проведения звуко-буквенного анализа, решение орфографических задач методом запоминания и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками. 3. Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий. Заключение
Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. –М.: Русский язык, 1987 Архипова, Е.В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии./ Е.В. Архипова//Русский язык в школе. – 2003 - №2.- С. 3 – 9. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. –М., 1966 Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. -М.: Просвещение. 1992-306с. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. –М., 1991 Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. –М., 1982 Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. –М.: Просвещение, 1982 . Матвеева, Н.М. Формы экспресс – контроля на уроках русского языка Н.М. Матвеева//Русский язык в школе.- 2002.- №6.-С.37-40. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. –М.: Просвещение. 1980 Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. –М.: Высш.шк . 1991. Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. _Майкоп , 1996. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. –Екатеринбург, 1997. Библиография
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка. Пути предупреждения неуспеваемости"
В предлагаемом докладе речь пойдет о путях предупреждения неуспеваемости, о педагогической поддержке таких детей....
Сопоставление смешиваемых единиц – основной способ предупреждения орфографических ошибок (стихотворения)
Сопоставление смешиваемых единиц – основной способ предупреждения орфографических ошибок.В методике и психологии отводится большое место сопоставлению (сравнению) как приему обучения....
Пути предупреждения правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
Данная статья знакомит педагогов со средствами и методами предупреждения правильной осанки у детей младшего школьного возраста....
Пути предупреждения правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
Данная статья знакомит педагогов со средствами и методами предупреждения правильной осанки у детей младшего школьного возраста....
Авторская работа по теме: "Пути формирования орфографической грамотности учащихся"
План. Введение. ……………………………………………………………………3Глава 1. Проблема «Формирования орфографической грамотности» в педагогической и в методической науке. …………………...
Пути предупреждения неуспеваемости по физике.
Пути предупреждения неуспеваемости по физике....
Доклад на тему "Пути формирования орфографической зоркости"
laquo;Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по котор...