Предупреждение речевых ошибок на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. (Описание опыта работы)
учебно-методический материал по русскому языку

Олейник Людмила Владимировна

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ –

ЧУЧКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЗАРОВСКАЯ  ШКОЛА»        

ОПИСАНИЕ  ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учителя русского языка и литературы

 1-й квалификационной категории

Олейник Людмилы Владимировны

ТЕМА:

  «Предупреждение речевых ошибок на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной  компетенции учащихся».

Предупреждение речевых ошибок на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной  компетенции учащихся.

«Позволь каждой ошибке научить тебя великому уроку».
Шри Чинмой

  1. ВВЕДЕНИЕ (описание проблемы)

        В настоящее время перед лингвистическим образованием стоит много проблем. Одна из них, прежде всего, связана с высокими требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Всё это происходит в то время, когда наряду с падением орфографической и пунктуационной грамотности у школьников снижается уровень речевой культуры.

         Сегодня школьник, проводя основную часть своего «активного» времени за компьютером и телефоном, теряет живое общение со взрослыми и сверстниками . Современная жизнь отучает детей думать и оценивать окружающую действительность самостоятельно. Им легче открыть страничку в интернете, чем сформировать собственное мнение. Всё это ведёт к тому, что речь школьников становится бедной, невыразительной, снижается уровень читательской культуры и, как следствие, страдает уровень словарного запаса, грамотность.

    Учащиеся часто не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Такие ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. У некоторых учеников современной общеобразовательной школы наблюдается отсутствие необходимого интереса к родной речи. 

      Кроме того обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, в том числе и речевая, отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в нашу речь проникают сленг, жаргон, ненормативная лексика. А ведь язык - это душа народа, это, по выражению В. И. Даля, посвятившего свою жизнь изучению и сохранению языка, «вековой труд многих поколений», и относиться к нему надо бережно.

    В настоящее время перед учителем русского языка стоят наболевшие вопросы: как справиться с ситуацией тотальной речевой безграмотности наших учеников? Безграмотности не только орфографической и пунктуационной, но и общекультурной, от которой зависит воспитание их нравственности, развитие их мыслительных способностей.

   Ведь русский язык в общеобразовательной подготовке подрастающего поколения имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учѐбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам.  

     В современных условиях русский язык без преувеличения становится объектом национальной безопасности, и ответственность за его состояние ложится не только на учёных-лингвистов, но и на нас, учителей-словесников. «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»,- писала А. А. Ахматова и хочется направить свои усилия на воплощение в жизнь этих слов.

     Поэтому формирование коммуникативной (речевой) компетенции вызывает наибольший интерес, так как существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания.

Речевая (коммуникативная) компетентность включает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

    На решение данной проблемы направлена  и устная часть государственной итоговой аттестации по русскому языку, целью которой является  усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении.

    Результаты апробации  устного экзамена в нашей школе в прошлом году позволили выявить трудности, с которыми столкнулись девятиклассники:

  • сложность в  выражении своих мыслей, построении связного монологического высказывания;
  • бедность речи.    

     Коммуникативная компетенция реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

  • -овладение функциональной грамотностью (способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста);
  • -овладение навыками и умениями понимания  и анализа текстов разных видов;
  •  -овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.        

  1. Актуальность.

      В современном образовании в целом и в преподавании русского языка происходит поиск ориентиров среди образовательных ценностей и приоритетов. Поэтому обучение устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: и в средствах массовой информации, и в художественной литературе, и в публицистике, и в повседневном общении.

    В этой связи проблема коммуникативной компетентности нашла отражение во многих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании; в Концепции модернизации российского образования, в национальных проектах Президента Российской Федерации. Так, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку говорится о языковой и коммуникативной компетенции как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка.  Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Содержание стандарта предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов (именно это до сих пор преобладало в школьной практике), но, прежде всего - воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и в первую очередь уроков русского языка. 

      Таким образом, актуальность темы «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка» диктуется временем:

 Во-первых, современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

 Во-вторых, русский язык - основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием той речевой среды, в которую он погружён, от которой так или иначе постоянно зависит. Сегодня речевая среда, окружающая ребенка, не всегда приобщает к культуре. В качестве «лекарства» от пагубного влияния сомнительного языкового окружения школьников можно рассматривать среду обучающую, способную вызвать у ребёнка потребность совершенствовать свою речь.

  В-третьих, содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно  говорить и писать в разных условиях общения. К. Чуковский писал: «Орфографию невозможно улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография хромает у тех, кто духовно безграмотен. Ликвидируйте эту безграмотность, и всё остальное приложится».

  В-четвёртых, задания по ГИА и ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам курса. Особое внимание уделено  сформированности речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения (элементы лингвистического анализа), созданию собственного высказывания на основе предложенного текста.

  1. Теоретическая база опыта:

       - принципы гуманистического направления психологии, сформулированные К. Роджерсом, среди которых наиболее интересны для данного опыта следующие:

  восприятие человеком окружающей действительности сквозь призму собственного отношения и понимания;

  стремление индивида к самопознанию и к самореализации, его внутренняя потребность к

самосовершенствованию;

- теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, согласно гипотезе которого знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся; А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, в соответствии с ней ребенок является полноправным субъектом деятельности);

- технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, в которой основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей ребенка, на познавательный интерес;

- принципы личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская), реализация которых позволяет максимально выявить, использовать, «окультурить» субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные познавательные способности каждого школьника;

     

    Ведущей педагогической идеей опыта является обеспечение условий для формирования навыков самоанализа, самооценки, самосовершенствования на основе максимальной действенной помощи и мудрой поддержки учителя, включение каждого ученика в процесс активного поиска истины, атмосферы сотворчества.

Принципы педагогической| деятельности :

- использование субъектного опыта учащихся на уроке;

- реализация системы творческих заданий, направленных на проявление оценочных суждений;

- формирование мотивации речевого творчества через восприятие, анализ и создание текстов различных стилей и типов речи;

- развитие коммуникативных умений учащихся на основе лингвосмыслового анализа;

- обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, ситуации успеха.

 

Цель: повышение уровня сформированности коммуникативной компетенции  обучающихся.

ЗАДАЧИ:

  • создать обстановку сотрудничества ученика и учителя;

  • выработать долговременную положительную мотивацию к обучению;

  • показать обучающимся практическую ценность русской речи;

  • создать условия для развития коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения;

  • формировать потребность  в речевом самосовершенствовании;

  • стимулировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся;

  • обеспечить эффективный подбор материала и   способы его подачи;

  • внедрение на уроках русского языка форм и методов работы по предупреждению речевых ошибок учащихся;

  • вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их

творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом

отношении детей;

4. Прогнозируемые  результаты.

- повышение:

  • уровня сформированности коммуникативной компетенции;
  • интереса к русскому языку и литературе;
  • результативности обучения;

- умение создавать обучающимися творческие и исследовательские работы;

-освоение богатств словаря и грамматического строя русского языка, а также его литературные нормы.

- умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;

- активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

  1. Система работы.

     Ведущим приёмом, который я использую в своей работе и считаю эффективным, является приём «Учимся на ошибках». В основе его лежит технология проблемного обучения. Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала.

    Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие методы организации работы: 

  1. Исследовательская работа: поиск речевых ошибок в СМИ, рекламе, газетах, журналах и т. д.

    Такие виды работ использую как на уроке (просмотр видеороликов), так и в качестве домашнего задания (работа с газетами, журналами).

  1. Работа  со сборником смешных фраз из сочинений учащихся (поиск ошибок, редактирование.

       Это  сборник текстов и фраз из сочинений моих учеников, который постоянно пополняется.    Предложил создать его один из учеников. Мне эта идея понравилась. Я подумала: «А почему бы и нет? Ведь это можно использовать потом на уроках». Каким образом я работаю с данным сборником?

Пример задания.

  Прочитайте текст №4 из сборника смешных фраз, найдите ошибку и определите её вид.

Л – логическая

Р – речевая

Ф – фактическая

Исправьте данную ошибку.

     В 5-6 классах учащиеся просто находят ошибки и редактируют текст под руководством учителя. В 7-8 классах знакомлю учащихся с видами ошибок (даю опорную таблицу). В 9 классах учащиеся самостоятельно распределяют ошибки  по их типам.  

  1. Оценивание содержания собственных творческих работ по данным критериям.

    Ребята оценивают содержание своих или чужих творческих работ согласно критериям, которые им выдаёт учитель.

  1. Редактирование и конструирование текстов.

   Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.  

2. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

3. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

И др.

Примеры заданий.

  1. Найдите ошибки в употреблении однородных членов.

В гостиной стояли диваны, кресла, столы, картины.

Мне нравится читать книги и фигурное катание.

В День города много людей оказалось на площадях, улицах, переулках.

        Одним их эффективных методов формирования речевой культуры учащихся считаю применение игровых, ролевых ситуаций. Обращение на уроке к игре объясняется тем, что её эмоциональность, спонтанность позволяет: во-первых, включить учащихся в занятие неформально, стимулирует его к активному участию в уроке; во-вторых, в любом случае игры - грамматические, лексические, литературные, ролевые способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков, повышает интерес к предмету. Вот некоторые примеры игровых ситуаций:

  1. Игра «Кто лучший редактор?» (исправь речевые ошибки)
  • Мальчику очень понравился рыбий суп.
  • Он так мало знает! Какой он невежа!
  • (Надеть) одеть пальто на мальчика
  • Гордиться братом или гордиться за брата
  • Вернувшись с работы, мы сыто пообедали
  • Написать свою автобиографию
  • Мое геологическое дерево
  1. Игра «Sms-сообщение».  Представьте ситуацию. Вам пришло sms-сообщение, содержащее молодёжный сленг. Отредактируйте его.

Хай! Как оно? У меня всё ок. Я чилю. («Привет. Как дела? У меня хорошо. Я отдыхаю»).

      Такая работа очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть  свои ошибки, исправлять их.

  1. Создание письменных и устных  текстов разных стилей;

     Так как учебный материал по русскому языку изучается системно, то это требует и системного подхода к работе над формированием коммуникативной компетенции через предупреждение речевых ошибок. Поэтому работу по изучению материала я выстраиваю поэтапно.

     Рассмотрим это на примере темы «Причастие».

На 1 этапе происходит знакомство с основными понятиями, правилами, применение на практике.

На 2 этапе (на уроках закрепления)- знакомство  с ошибками в употреблении причастий и причастных оборотов (поиск ошибок, редактирование текстов).

На 3 этапе (на последующих уроках)- упражнения в правильном использовании причастных оборотов в устной и письменной речи (создание текстов разных типов и стилей речи с употреблением в них причастных оборотов).

    Очень важно не просто научить детей применять правила на  практике, но и показать, какую роль играют изученные понятия в речи и как ими можно пользоваться.

Пример задания.

   Сравните два отрывка из рассказа ученицы «Чудесное спасение».

Какой из отрывков содержит речевые ошибки? Какие? Что помогло избавиться от этих ошибок? (Причастные и деепричастный обороты). Какую роль они играют в нашей речи? Где мы их можем использовать?

    Было тёплое летнее утро. Из открытого окна веял прохладный свежий ветерок. Женька проснулась от радостного лая Бима, который с нетерпением ждал утренней прогулки. Она открыла глаза и увидела солнечных зайчиков. Они резво  бегали по стене и отражались от аквариума с рыбками.

    Было тёплое летнее утро. Из открытого окна веял прохладный свежий ветерок. Женька проснулась от радостного лая Бима, который с нетерпением ждал утренней прогулки. Открыв  глаза,  она  увидела солнечных зайчиков, резво бегающих по стене и отражающихся  от аквариума с рыбками.

Пример задания по созданию текстов разных стилей.

      Представьте себе, что вы экскурсоводы. Выберите, пожалуйста,  одну из предложенных вам достопримечательностей г. Рязани.  Создайте небольшой текст экскурсии, используя причастные и деепричастные обороты (работа в группах).

F:\Мой мастер класс\Грибы с глазами.jpg              F:\Мой мастер класс\Памятник Евпатию Коловрату.jpg

Скульптура «Грибы с глазами»        Памятник Евпатию Коловрату

F:\Мой мастер класс\Рязанский кремль.jpg

Рязанский кремль

    После того, как ребята выбирают достопримечательности, им выдается информация о них, которую ученики используют при подготовке ответа.

    Данный вид работы с использованием ситуативного упражнения способствует  не только формированию коммуникативной компетенции,  но и развитию познавательной активности учащихся, способствует расширению кругозора.

          Приведу примеры других форм, используемых в работе:

- сочинение-репортаж на актуальную тему современности;

- составление лингвистической сказки, басни  (использую на уроках русского языка для объяснения нового материала);

-интервью с литературным героем, героем фильма, актером, известным  политическим или общественным деятелем;

- составление  фантастических рассказов, утопий:  «Прошлое и будущее русского языка», «Речевой портрет человека в 2050 году», «Язык будущего»;

- отзыв о просмотренном фильме, составление аннотаций и рецензий на литературные новинки;

- доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты», на одну из тем курса русского языка, о родном крае, о писателе или поэте;

-портретный  и психологический очерк (о себе, своих друзьях, классе);

-составление сценариев внеклассных мероприятий: «Язык СМИ и рекламы», «Сохранить язык».

  1. Устное монологическое высказывание на основе разных типов речи (повествования, описания, рассуждения).

Примеры заданий.

Творческое задание  -  создайте устное монологическое высказывание (на выбор)        

Тема 1. Самый красивый пейзаж (на основе описания фотографии)

 Waterfall-lake-trees-beautiful-scenery_1920x1200-768x480

Опишите фотографию. Не забудьте сказать о том,

  • Что изображено на фотографии;
  • В какое время года она могла быть сделана;
  • В чём особенности этого пейзажа (фон, цветовые эффекты)
  • С какой целью сделан этот снимок (чувства, эмоции от увиденного)

Тема 2. Любимый писатель (поэт) (повествование на основе жизненного опыта)

Расскажите о своём любимом писателе (поэте).

Не забудьте рассказать:

  кто Ваш любимый писатель (поэт);

  какие его произведения Вам нравятся;

 когда Вы впервые познакомились с его творчеством;

 какие мысли, чувства пробуждает у Вас творчество этого писателя (поэта).

Тема 3. «Кино или литература?» (рассуждение по поставленному вопросу)

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  1. Что интереснее: смотреть фильм по художественному произведению или читать саму книгу?
  2. Какие преимущества имеет кино?
  3. Что нам даёт чтение книг?
  4. Какой можно сделать из этого вывод?

  1. Создание и заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается).

Орфоэпические нормы. Сочиняем «запоминалки»

  • На стене — смотрите! — новый стиль граффИти !
  • За труд не нужно забывать учителей премировАть .
  • Из Парижа привези нам на окна жалюзИ , И оттуда ж тОрты отправь в аэропОрты !
  • Объявление: «По средАм я пою для милых дам».
  • Долго я ждалА гостей и приятных новостЕй .
  • Исинбаевой взятА была и эта высота.
  • Нам сегодня три ключа от дома нового вручАт !
  • Всем известны с детства от капризов срЕдства .
  • Как червяк лежит удав, крокодилу жизнь отдАв !
  • Положи-ка в свой портфЕль свежесрезанный щавЕль .
  • Надо Ваню полечить, чтоб страданья облегчИть .
  • Чтоб в футбол играть начАть , нужно мячик накачать.
  • Тот свои знания углубИт , кто уроки повторИт .
  • Как все дружно замолчат — сразу музыку включАт !
  • Всем раздали фанты — розовые бАнты .
  • Помни: тот счастливее, кто душой красИвее !
  • Подарила дочке длинную цепОчку .
  • Сделали мне пол отличный: крепкий, яркий, мозаИчный !
  • Сегодня горько плачем мы: урок пропущен знАчимый !
  • По поведению видно, что вам сейчас завИдно .
  • Аладдин был в ступоре: джинна он откУпориЛ !
  • Возле речки — ива, а под ней — крапИва .
  • Облюбован мухами старый столик кУхонный .

6.Анализ результативности работы.

     На сегодняшний день качественный анализ изменений, произошедший в ходе моей работы с учащимися по формированию речевой компетенции, показал следующее:

высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции; 

успешная сдача итогового экзамена в форме сочинения;

повышение интереса к русскому языку и литературе; 

повышение результативности обучения; 

умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров; 

активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах. 


Количество набранных баллов каждым выпускником по сравнению с минимальным.

Баллы за речевые ошибки

Всего сдавало ОГЭ – 11 человек.

Из них:

9 человек  – 2 балла из 2

1 человек  - 1 балл из 2

1 человек – 0 баллов из 2

Призовые места в  творческих конкурсах

  1. Конкурс литературного творчества «Слово доброе посеять»

Номинации:

«Юные прозаики» - 1 место (муниципальный уровень)

«Юные журналисты» - 1 и 3 места (региональный уровень)

«Юные поэты» - 1 место (муниципальный уровень)

«Литературное краеведение» - 1 место (муниципальный уровень)

  1. Областная викторина по русскому языку «От аза до ижицы» - 2 призёра (региональный уровень)

     

     В заключение хочется отметить, что формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка через предупреждение речевых ошибок учащихся  способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе, успешная сдача экзаменов.

Список использованной литературы.

1. Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М., 1990.

2.Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2004, №4. – С.8-16.

3. Проекты ФГОС второго поколения  2010-2011г.

4. Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143

5.Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. - 2006. - №3.

6.Шанаева И. Л. «Проблемы развития речи учащихся на уроках русского языка и пути их решения». Ж. «Ментор», №1, 2008 год.

7.Алдакаева Н. Г. «Сочинение как основной вид творческой работы на уроках русского языка и развития речи». Ж. «Образование в современной школе», №8, 2001 год.

8.Школьная риторика: Учебное пособие: 7 класс (в 2-х частях) / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.:Просвещение. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

Необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешно обучение. Падение ин­тереса к чтению художественной литературы, низкая к...

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

Статья "Предупреждение речевых ошибок на уроках русского языка"

За последние годы лингвисты все чаще говорят о снижении уровня культуры речи. Поэтому перед учителями -словесниками стоит задача не только расширить словарный запас учащихся, но и добиться повышения у...

«Самостоятельная деятельность на уроках русского языка как условие формирования самообразовательных компетенций». ( Из опыта работы)

Современный мир, который стремительно развивается, насыщен информацией, новыми технологиями, требует от человека много знаний и умений. Это и владение навыками проектирования, менеджмента, постоянного...

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

«Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов» Описание опыта педагогической деятельности

Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах....