УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. Программа элективного (факультативного) курса для 9 класса.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Данный курс берет за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_slovesnosti.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ
ПРОГРАММА
Элективного (факультативного) курса для 9 класса
Составлена на основании программы «Элективные курсы»
Под редакцией С. И. Львовой. М.: Мнемозина 2009.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ 3АПИСКА
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.
Программа дает прёдставление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих ее элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приемы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, с помощью которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.
Предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7-9-х классов необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные на таких занятиях умения и навыки могут стать базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.
9 класс (35 ч)
Морфологические средства
выразительности русской речи
Имя существительное (2 ч)
Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.
Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.
Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.
Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.
Имя прилагательное (4 ч)
Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.
Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.
Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.
Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально- авторские образования сложных прилагательных.
Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте.
Имя числительное (1 ч)
Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.
Местоимение (2 ч)
Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений.
Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.
Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.
Глагол и его формы (4 ч)
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический трап и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву).
Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный прием. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит).
Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.
Наречие (2 ч)
Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.
Экспрессивное использование наречий разных разрядов.
Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.
Служебные части речи (2 ч)
Роль служебных частей речи в художественных текстах. Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
Синтаксическое богатство русского языка
Особенности русского синтаксиса (2 ч)
Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.
Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч)
Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.
Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.
Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.
Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.
Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.
Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.
Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.
Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.
Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.
Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный прием.
Стилистические фигуры речи (7 ч)
Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.) Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.
Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.
Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.
ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся
Антонова Е. С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 9 класса. - М., 2001.
Антонова Е. С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7-8 классов. - М., 2001.
Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. - М., 1984.
Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А. С. Пушкин в истории русского языка). - М., 1992.
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. - М., 1995.
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Сборник задач и упражнений. 10-11 кл. - М., 1997.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. - М., 1986.
Журавлев А. П. 3вук и смысл. - М., 1991.
Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. - М., 1984. Крысин Л. П. Жизнь слова. - М., 1980.
Львова С. И. Словообразование - занимательно о серьезном: практические задания для учащихся 8-11 классов. - М., 2006.
Любичева Е. В., 5олдырРва Л. И. Родным войти в родной язык. Интегративное учебное пособие по русскому языку. 10- 11 классы. - Л., 2005.
Максимов В. И. К тайнам словообразования. - М., 1970. Матвеева Н. П. Свидетели истории народа. - М., 1992. Мокиенко В. М. Образы русской речи. - Л., 1986. Николина Н. А. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М., 2003.
Новиков Л. А. Искусство слова. - М., 1982.
Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. - М., 1987. Солганик Г. Я. От слова к тексту. - М., 1993.
Шанский Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. - М., 1996.
Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М., 1986.
Словари
Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
Внешность человека: Словесный портрет: Учебный словарь открытого типа Под ред. Е. В. Михайловой. - Великий Новгород, 2004.
Горбачевич К. С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. - М., 2004.
Горбаче.вич К. С. Словарь эпитетов русского языка. - СПб., 2001.
Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. - Л., 1979.
Жуков В. П. Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд. - М., 1994.
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998.
Крылатые слова: Энциклопедия Сост. В. Серов. - М., 2003.
Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-ХХ вв.). - М., 1996.
Шанский Н. М. Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 1997.
Шанский Н. М. 3имин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 3начение и происхождение словосочетаний (любое издание).
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) Сост. М. В. Панов. - М., 1984.
Для учителя
Антонова Е. С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. — М., 1999.
Антонова Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к Рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 7-8 классов. — М., 2001.
Анненков Е. И. и др. Анализ художественного произведения. — М., 1987.
Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.
Бобылев Б. Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста. — Орел, 2003.
Виноградов В. В. О языке художественной литературы. — М., 1959.
Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.
Григорьев В. П. Поэтика слова. — М., 1979.
Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. — М., 1986. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. — М., 1977. Купина Н. А. Лингвистический анализ художественного текста. — М., 1980.
Купина Н. А. Филологический анализ художественного текста: Практикум. — М., 2003.
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972. Львова С. И. Уроки словесности в 7-9 классах: Программа, планирование, материалы к урокам. — М., 1996.
Львова С. И. уроки словесности. 5-9 классы. — М., 1996.
Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. Посредством Слова творю я Мир... Книга третья. Диалог с художественным текстом. — СПб., 2002.
Мещеряков В. Н. и др. Основы школьного речеведения. В 2 ч. — М.: Тольятти, 2004.
Моисеева Л. Ф. Лингвостилистический анализ художественного текста. — Киев, 1984.
Одинцов В. В. О языке художественной прозы. — М., 1973. Орфография и русский язык. — М., 1966.
Симашко Т. В., Литвинова М. Н. Как образуется метафора. — Пермь, 1993.
Федоров А. И. Семантическая основа образных средств языка. — Новосибирск, 1969.
Харченко В. К. Функции метафоры. — Воронеж, 1992.
Черемисина Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. — М., 1982.
Черемисина - Ениколопова Н. В. 3аконы и правила русской интонации. — М., 1999.
Тематическое планирование элективного курса «Уроки словесности»
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Имя существительное (2 ч) | ||
1 | Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей. Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи. | 1 |
2 | Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения. Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики. | 1 |
Имя прилагательное (4 ч) | ||
3 | Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений. | 1 |
4 | Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии. | 1 |
5 | Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты. | 1 |
6 | Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские образования сложных прилагательных. Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте. | 1 |
Имя числительное (1 ч) | ||
7 | Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах. | 1 |
Местоимение (2 ч) | ||
8 | Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование. | 1 |
9 | Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство. | 1 |
Глагол и его формы (4 ч) | ||
10 | Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический трап и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву). | 1 |
11 | Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный прием. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью приданияживости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит). | 1 |
12, 13 | Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах. | 2 |
Наречие (2 ч) | ||
14 | Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи. Экспрессивное использование наречий разных разрядов. | 1 |
15 | Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски. | 1 |
Служебные части речи (2 ч) | ||
16 | Роль служебных частей речи в художественных текстах. Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления. | 1 |
17 | Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение. | 1 |
Синтаксическое богатство русского языка | ||
Особенности русского синтаксиса (2 ч) | ||
18, 19 | Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств. | 2 |
Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч) | ||
20 | Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции. | 1 |
21 | Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах. | 1 |
22 | Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках. Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи. | 1 |
23 | Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов. | 1 |
24 | Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др. Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества. | 1 |
25 | Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя. | 1 |
26 | Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный прием. | 1 |
Стилистические фигуры речи (7 ч) | ||
27 | Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью: бессоюзие, многосоюзие. | 1 |
28 | Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью: инверсия, параллелизм. | 1 |
29 | Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью: риторический вопрос и обращение. | 1 |
30 | Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью: эллипсис, анафора, эпифора. | 1 |
31 | Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью: антитеза, градация, умолчание и др. | 1 |
32 | Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах. | 1 |
33 | Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов. | 1 |
34 | Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы. | 1 |
35 | Итоговый урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного (факультативного) курса в 10 – 11 классах
Рабочая программа составлена на основе программы Т.М.Пахновой «Основы редактирования». Редактирование – это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование ...
Рабочая программа по факультативному курсу «Основы русской словесности» в 5 -6 классе
Рабочая программа факультативного курса составлена для 5 класса...
Рабочая программа по факультативному курсу 7 класс
Рабочая программа по факультативному курсу "Трудные вопросы русской орфографии" для 7 класса...
Рабочая программы элективного предметного курса 11 класс
Рабочая программа элективного предметного курса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Трудности русского языка», по предмету «Русский язык» Базовый уровень, среднее общее образование,
по предмету "Русский язык"...
Русский язык 9 класс. Элективный ( факультативный курс) "Лего- сочинение"
Курс предназначен для подготовки к успешному написанию сочинения на ОГЭ....