УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. Программа элективного (факультативного) курса для 9 класса.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Данный курс берет за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ
ПРОГРАММА
Элективного (факультативного) курса для 9 класса
Составлена на основании программы «Элективные курсы»
Под редакцией С. И. Львовой. М.: Мнемозина 2009.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ 3АПИСКА
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.
Программа дает прёдставление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих ее элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приемы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, с помощью которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.
Предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7-9-х классов необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные на таких занятиях умения и навыки могут стать базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.
9 класс (35 ч)
Морфологические средства
выразительности русской речи
Имя существительное (2 ч)
Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.
Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.
Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.
Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.
Имя прилагательное (4 ч)
Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.
Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.
Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.
Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально- авторские образования сложных прилагательных.
Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте.
Имя числительное (1 ч)
Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.
Местоимение (2 ч)
Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений.
Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.
Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.
Глагол и его формы (4 ч)
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический трап и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву).
Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный прием. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит).
Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.
Наречие (2 ч)
Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.
Экспрессивное использование наречий разных разрядов.
Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.
Служебные части речи (2 ч)
Роль служебных частей речи в художественных текстах. Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
Синтаксическое богатство русского языка
Особенности русского синтаксиса (2 ч)
Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.
Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч)
Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.
Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.
Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.
Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.
Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.
Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.
Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.
Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.
Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.
Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный прием.
Стилистические фигуры речи (7 ч)
Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.) Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.
Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.
Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.
ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся
Антонова Е. С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 9 класса. - М., 2001.
Антонова Е. С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7-8 классов. - М., 2001.
Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. - М., 1984.
Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А. С. Пушкин в истории русского языка). - М., 1992.
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. - М., 1995.
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Сборник задач и упражнений. 10-11 кл. - М., 1997.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. - М., 1986.
Журавлев А. П. 3вук и смысл. - М., 1991.
Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. - М., 1984. Крысин Л. П. Жизнь слова. - М., 1980.
Львова С. И. Словообразование - занимательно о серьезном: практические задания для учащихся 8-11 классов. - М., 2006.
Любичева Е. В., 5олдырРва Л. И. Родным войти в родной язык. Интегративное учебное пособие по русскому языку. 10- 11 классы. - Л., 2005.
Максимов В. И. К тайнам словообразования. - М., 1970. Матвеева Н. П. Свидетели истории народа. - М., 1992. Мокиенко В. М. Образы русской речи. - Л., 1986. Николина Н. А. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М., 2003.
Новиков Л. А. Искусство слова. - М., 1982.
Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. - М., 1987. Солганик Г. Я. От слова к тексту. - М., 1993.
Шанский Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. - М., 1996.
Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М., 1986.
Словари
Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
Внешность человека: Словесный портрет: Учебный словарь открытого типа Под ред. Е. В. Михайловой. - Великий Новгород, 2004.
Горбачевич К. С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. - М., 2004.
Горбаче.вич К. С. Словарь эпитетов русского языка. - СПб., 2001.
Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. - Л., 1979.
Жуков В. П. Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд. - М., 1994.
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998.
Крылатые слова: Энциклопедия Сост. В. Серов. - М., 2003.
Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-ХХ вв.). - М., 1996.
Шанский Н. М. Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 1997.
Шанский Н. М. 3имин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 3начение и происхождение словосочетаний (любое издание).
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) Сост. М. В. Панов. - М., 1984.
Для учителя
Антонова Е. С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. — М., 1999.
Антонова Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к Рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 7-8 классов. — М., 2001.
Анненков Е. И. и др. Анализ художественного произведения. — М., 1987.
Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.
Бобылев Б. Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста. — Орел, 2003.
Виноградов В. В. О языке художественной литературы. — М., 1959.
Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.
Григорьев В. П. Поэтика слова. — М., 1979.
Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. — М., 1986. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. — М., 1977. Купина Н. А. Лингвистический анализ художественного текста. — М., 1980.
Купина Н. А. Филологический анализ художественного текста: Практикум. — М., 2003.
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972. Львова С. И. Уроки словесности в 7-9 классах: Программа, планирование, материалы к урокам. — М., 1996.
Львова С. И. уроки словесности. 5-9 классы. — М., 1996.
Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. Посредством Слова творю я Мир... Книга третья. Диалог с художественным текстом. — СПб., 2002.
Мещеряков В. Н. и др. Основы школьного речеведения. В 2 ч. — М.: Тольятти, 2004.
Моисеева Л. Ф. Лингвостилистический анализ художественного текста. — Киев, 1984.
Одинцов В. В. О языке художественной прозы. — М., 1973. Орфография и русский язык. — М., 1966.
Симашко Т. В., Литвинова М. Н. Как образуется метафора. — Пермь, 1993.
Федоров А. И. Семантическая основа образных средств языка. — Новосибирск, 1969.
Харченко В. К. Функции метафоры. — Воронеж, 1992.
Черемисина Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. — М., 1982.
Черемисина - Ениколопова Н. В. 3аконы и правила русской интонации. — М., 1999.
Тематическое планирование элективного курса «Уроки словесности»
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Имя существительное (2 ч) | ||
1 | Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей. Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи. | 1 |
2 | Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения. Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики. | 1 |
Имя прилагательное (4 ч) | ||
3 | Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений. | 1 |
4 | Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии. | 1 |
5 | Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты. | 1 |
6 | Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские образования сложных прилагательных. Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте. | 1 |
Имя числительное (1 ч) | ||
7 | Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах. | 1 |
Местоимение (2 ч) | ||
8 | Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование. | 1 |
9 | Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство. | 1 |
Глагол и его формы (4 ч) | ||
10 | Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический трап и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву). | 1 |
11 | Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный прием. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью приданияживости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит). | 1 |
12, 13 | Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах. | 2 |
Наречие (2 ч) | ||
14 | Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи. Экспрессивное использование наречий разных разрядов. | 1 |
15 | Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски. | 1 |
Служебные части речи (2 ч) | ||
16 | Роль служебных частей речи в художественных текстах. Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления. | 1 |
17 | Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение. | 1 |
Синтаксическое богатство русского языка | ||
Особенности русского синтаксиса (2 ч) | ||
18, 19 | Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств. | 2 |
Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч) | ||
20 | Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции. | 1 |
21 | Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах. | 1 |
22 | Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках. Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи. | 1 |
23 | Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов. | 1 |
24 | Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др. Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества. | 1 |
25 | Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя. | 1 |
26 | Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный прием. | 1 |
Стилистические фигуры речи (7 ч) | ||
27 | Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью: бессоюзие, многосоюзие. | 1 |
28 | Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью: инверсия, параллелизм. | 1 |
29 | Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью: риторический вопрос и обращение. | 1 |
30 | Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью: эллипсис, анафора, эпифора. | 1 |
31 | Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью: антитеза, градация, умолчание и др. | 1 |
32 | Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах. | 1 |
33 | Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов. | 1 |
34 | Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы. | 1 |
35 | Итоговый урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного (факультативного) курса в 10 – 11 классах
Рабочая программа составлена на основе программы Т.М.Пахновой «Основы редактирования». Редактирование – это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-405513-1413471669.jpg)
Рабочая программа по факультативному курсу «Основы русской словесности» в 5 -6 классе
Рабочая программа факультативного курса составлена для 5 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-1016987-1606189676.jpg)
Рабочая программа по факультативному курсу 7 класс
Рабочая программа по факультативному курсу "Трудные вопросы русской орфографии" для 7 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/21/picture-1287412-1605989566.jpg)
Рабочая программы элективного предметного курса 11 класс
Рабочая программа элективного предметного курса...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004687-1517407065.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004687-1517407065.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Трудности русского языка», по предмету «Русский язык» Базовый уровень, среднее общее образование,
по предмету "Русский язык"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/18/picture-237253-1679139926.jpg)
Русский язык 9 класс. Элективный ( факультативный курс) "Лего- сочинение"
Курс предназначен для подготовки к успешному написанию сочинения на ОГЭ....