Программа элективного (факультативного) курса в 10 – 11 классах
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы Т.М.Пахновой «Основы редактирования». Редактирование – это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование написанного. Совершенствование написанного является важным речевым умением, формирование которого предполагается программой по развитию речи учащихся.
Цели курса:
- развить речь, научить владеть словом, т.е. создать условия для реализации творческих возможностей учащихся;
- довести до сознания учащихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, что создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка.
Задачи курса:
- формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи учащихся на основе практической работы с текстом;
-формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте);
- формирование у учащихся знаний основ культуры речи, стилистики, лингвистики текста.
Курс включает работу над речеведческими понятиями. Знания о тексте (о его основных признаках, о способах и средствах межфразовых связей, о роли первого предложения (зачина) и др.) должны стать инструментом для решения практических задач, связанных с совершенствованием написанного. В курсе предусмотрена работа по культуре речи (виды речевых ошибок и способы их устранения).
Курс «Основы редактирования» предполагает включение в занятия самостоятельной работы (саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений), использование различных лингвистических словарей и справочников.
Целесообразно применять разнообразные формы занятий (семинары, практикумы, дискуссии и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_redaktirovaniya.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы редактирования
Программа
элективного (факультативного) курса
в 10 – 11 классах
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы Т.М.Пахновой «Основы редактирования». Редактирование – это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование написанного. Совершенствование написанного является важным речевым умением, формирование которого предполагается программой по развитию речи учащихся.
Цели курса:
- развить речь, научить владеть словом, т.е. создать условия для реализации творческих возможностей учащихся;
- довести до сознания учащихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, что создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка.
Задачи курса:
- формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи учащихся на основе практической работы с текстом;
-формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте);
- формирование у учащихся знаний основ культуры речи, стилистики, лингвистики текста.
Курс включает работу над речеведческими понятиями. Знания о тексте (о его основных признаках, о способах и средствах межфразовых связей, о роли первого предложения (зачина) и др.) должны стать инструментом для решения практических задач, связанных с совершенствованием написанного. В курсе предусмотрена работа по культуре речи (виды речевых ошибок и способы их устранения).
Курс «Основы редактирования» предполагает включение в занятия самостоятельной работы (саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений), использование различных лингвистических словарей и справочников.
Целесообразно применять разнообразные формы занятий (семинары, практикумы, дискуссии и др.).
Содержание курса
Введение
Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом, его совершенствование.
Совершенствование написанного. Приемы правки черновика.
Особенности редактирования текстов разных стилей.
Текст и контекст.
Синонимия (лексическая и грамматическая).
Как строится текст
Текст как результат речевой деятельности.
Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность текста; тема, основная мысль текста, соответствие содержания заголовку, зачин).
Типы речи.
Стили речи.
Абзац. Сложное синтаксическое целое.
Текст как смысловое и структурное единство.
Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью.
Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).
Средства межфразовых связей.
Лексические средства: использование «однотематической» лексики, повтора слов, синонимов (в том числе контекстуальных), антонимов (в том числе контекстуальных).
Лексико-грамматические средства межфразовых связей. Местоимения. Наречия. Числительные. Союзы. Частицы.
Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи.
Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов. Синтаксический параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных и восклицательных предложений в организации текста. Роль односоставных предложений в организации текста. Роль сложных предложений в тексте.
Логические ошибки и способы их устранения.
Композиционные ошибки (нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в рассуждении).
Грамматические ошибки и их устранение
Нарушение согласования. Нарушение управления.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Ошибки в построении предложений с однородными членами.
Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.
Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.
Ошибки в построении сложного предложения.
Ошибки в предложениях с косвенной речью.
Нарушение границ предложения.
Ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательного и наречия.
Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности.
Неудачный порядок слов.
Неумелое цитирование.
Бедность и однообразие синтаксического строя текста.
Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).
Лексические ошибки
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов).
Нарушение лексической сочетаемости.
Неоправданное повторение одного и того же слова.
Употребление просторечных слов в литературной речи.
Немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и эмоционально-оценочных слов.
Употребление лишних слов (плеоназм, многословие).
Приемы устранения ошибок
Использование словарей, справочников в процессе редактирования текста.
Приемы устранения в тексте неоправданных повторов (замена слов, усложнение синтаксического строя речи).
Лингвостилистический анализ текста.
Тематическое планирование занятий
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема занятия | Количество часов | Виды работ | Основные виды деятельности учащихся (знания, умения, навыки) |
1.Редактирование как один из видов работы над текстом. Приемы правки черновика. Совершенствование написанного. | 2 | Работа со справочниками | Создавать и редактировать собственные тексты. |
2.Текст и контекст. Особенности редактирования текстов разных стилей. Синонимия (лексическая и грамматическая) | 2 | Работа со справочниками | Сопоставлять речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей. |
3.Основные признаки текста (смысловая цельность, связность текста, тема, основная мысль). Практическая работа с текстами для сочинений. | 2 | Анализ текста | Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. |
4.Типы речи. Стили речи. Абзац. Деление текста на микротемы. Составление плана текста. | 2 | Анализ текста | Делить текст на смысловые части. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана. |
5.Текст как смысловое и структурное единство, способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. Отражение связи предложений в схемах. | 2 | Анализ текста | Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде схемы. |
6.Зачин (вступление). Роль первого предложения в тексте. Виды зачинов. Концовка (заключение) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности). | 2 | Создание зачина и концовки | Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
7.Средства межфразовых связей. Лексические средства: использование «однотематической» лексики, повтора слов, синонимов (в том числе контекстуальных), антонимов (в том числе контекстуальных). | 2 | Анализ текста | Анализировать и характеризовать текст с точки зрения уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. |
8.Лексико-грамматические средства связей. Местоимения. Наречия. Числительные. Союзы. Частицы. | 2 | Анализ текста | Определять ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста. |
9.Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи. Редактирование нарушения видовременных форм глаголов-сказуемых в тексте. | 2 | Анализ текста | Находить грамматические т речевые ошибки, недочеты и исправлять их. |
10.Синтаксические средства связи. Порядок слов. Синтаксический параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных и восклицательных предложений в организации теста. Роль односоставных и сложных предложений. | 2 | Анализ текста | Наблюдать за использованием в текстах различных синтаксических конструкций. |
11.Логические ошибки и способы их устранения. Композиционные ошибки (нарушение последовательности, неудачное начало или заключение, отсутствие вывода в рассуждении) и способы их устранения.
| 2 | Практическая работа с текстом | Редактировать текст с точки зрения смысловой цельности, последовательности изложения. Знать композиционные элементы целого текста. |
12.Грамматические ошибки. Нарушение согласования и управления. Редактирование текста. | 2 | Практическая работа (тест) | Находить грамматические ошибки, недочеты и исправлять их. Уметь редактировать и совершенствовать текст. |
13.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Редактирование текста. | 2 | Практическая работа | Знать нормы согласования подлежащего и сказуемого, находить грамматические ошибки и устранять их, совершенствуя текст. |
14.Ошибки в построении предложений с однородными членами. Саморедактирование. | 2 | Практическая работа | Уметь редактировать собственный текст в соответствии с нормами построения предложения с однородными членами. |
15. Ошибки в построении предложений с причастным и деепричастным оборотами. Взаиморедактирование. | 2 | Практическая работа | Уметь редактировать чужой текст в соответствии с нормами построения предложений с причастными и деепричастными оборотами. |
16.Ошибки в построении сложного предложения. Работа с использованием схем предложений. | 2 | Анализ текста | Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений, совершенствовать написанное. |
17.Ошибки в предложениях с косвенной речью. Перевод предложений с прямой речью в предложения с косвенной речью и наоборот. | 2 | Практическая работа | Моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях. |
18.Нарушение границ предложения. Практикум по формированию умения видеть необходимость расширения границ предложения. | 2 | Анализ текста | Анализировать и характеризовать синтаксические конструкции и видеть необходимость сужения и расширения границ предложений. |
19.Ошибки в образовании форм степеней сравнения прилагательных и наречий. Редактирование сочинений. | 2 | Практическая работа | Оценивать правильность речи и в случае необходимости корректировать ошибки. |
20.Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности. Редактирование сочинений. | 2 | Анализ текста | Правильно оценивать использование местоимений и устранять возникающую двусмысленность в тексте. |
21.Неудачный порядок слов. Неумелое цитирование. | 2 | Анализ текста | Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений. Использовать различные способы цитирования. |
22.Бедность и однообразие синтаксического строя текста. Редактирование ученических работ. Создание собственного текста. | 2 | Анализ текста | Анализировать текст с точки зрения богатства (разнообразия) синтаксических конструкций и редактировать его. |
23.Стилистические ошибки (употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста). | 2 | Практическая работа | Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использованных языковых средств. |
24.Речевые ошибки. Употребление слова в несвойственном ему значении. Использование толковых словарей в работе. | 2 | Работа со словарем | Способность оценивать речь с точки зрения её языкового оформления, умение находить речевые ошибки, исправлять их. |
25. Ошибки в употреблении синонимов, паронимов (неточность выбираемого слова). Использование словарей синонимов и паронимов. | 2 | Работа со словарем | Соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы. Использовать различные словари при редактировании. |
26.Нарушение лексической сочетаемости. Неоправданный повтор. Использование словаря лексической сочетаемости слов. | 2 | Анализ текста | Соблюдать нормы лексической сочетаемости слов. Редактировать текст. |
27.Немотивированное употребление просторечных слов, эмоционально-оценочных слов. Плеоназм, многословие. | 2 | Анализ текста | Способность оценивать речь с точки зрения стилистических норм. |
28.Анализ и редактирование текста. Индивидуальная и групповая работа. | 2 | Анализ текста | Анализировать образцы письменной речи; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. |
29.Создание собственного текста и его анализ (саморедактирование). | 2 | Практическая работа | Создавать письменные высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические темы. |
30.Взаиморедактирование созданных текстов. | 2 | Анализ текста | Анализировать и редактировать текст. |
31.Редактирование текста. Семинар. | 2 | Анализ текста | Оценивать правильность письменного высказывания и в случае необходимости корректировать. |
32. Редактирование текста. Семинар. | 2 | Анализ текста | Оценивать правильность письменного высказывания и в случае необходимости корректировать. | |
33.Лингвостилистический анализ текста. | 2 | Практическая работа | Анализировать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических, стилистических средств. | Анализир овать образцы письменной речи; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. |
34. Лингвостилистический анализ текста. | 2 | Анализ текста | Оценивать речевые высказывания с точки зрения соответствия их языковым нормам; исправлять речевые недостатки, редактировать текст. | |
35.Итоговое занятие. Основные правила совершенствования написанного текста. | 2 | Осознавать личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения (устного и письменного) и необходимость стремления к речевому самосовершенствованию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. Программа элективного (факультативного) курса для 9 класса.
Данный курс берет за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический ма...
Рабочая программа по факультативному курсу 7 класс
Рабочая программа по факультативному курсу "Трудные вопросы русской орфографии" для 7 класса...
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса...
Рабочая программы элективного предметного курса 11 класс
Рабочая программа элективного предметного курса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Трудности русского языка», по предмету «Русский язык» Базовый уровень, среднее общее образование,
по предмету "Русский язык"...
Русский язык 9 класс. Элективный ( факультативный курс) "Лего- сочинение"
Курс предназначен для подготовки к успешному написанию сочинения на ОГЭ....