Программа элективного (факультативного) курса в 10 – 11 классах
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы Т.М.Пахновой «Основы редактирования». Редактирование – это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование написанного. Совершенствование написанного является важным речевым умением, формирование которого предполагается программой по развитию речи учащихся.
Цели курса:
- развить речь, научить владеть словом, т.е. создать условия для реализации творческих возможностей учащихся;
- довести до сознания учащихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, что создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка.
Задачи курса:
- формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи учащихся на основе практической работы с текстом;
-формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте);
- формирование у учащихся знаний основ культуры речи, стилистики, лингвистики текста.
Курс включает работу над речеведческими понятиями. Знания о тексте (о его основных признаках, о способах и средствах межфразовых связей, о роли первого предложения (зачина) и др.) должны стать инструментом для решения практических задач, связанных с совершенствованием написанного. В курсе предусмотрена работа по культуре речи (виды речевых ошибок и способы их устранения).
Курс «Основы редактирования» предполагает включение в занятия самостоятельной работы (саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений), использование различных лингвистических словарей и справочников.
Целесообразно применять разнообразные формы занятий (семинары, практикумы, дискуссии и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы редактирования
Программа
элективного (факультативного) курса
в 10 – 11 классах
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы Т.М.Пахновой «Основы редактирования». Редактирование – это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование написанного. Совершенствование написанного является важным речевым умением, формирование которого предполагается программой по развитию речи учащихся.
Цели курса:
- развить речь, научить владеть словом, т.е. создать условия для реализации творческих возможностей учащихся;
- довести до сознания учащихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, что создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка.
Задачи курса:
- формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи учащихся на основе практической работы с текстом;
-формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте);
- формирование у учащихся знаний основ культуры речи, стилистики, лингвистики текста.
Курс включает работу над речеведческими понятиями. Знания о тексте (о его основных признаках, о способах и средствах межфразовых связей, о роли первого предложения (зачина) и др.) должны стать инструментом для решения практических задач, связанных с совершенствованием написанного. В курсе предусмотрена работа по культуре речи (виды речевых ошибок и способы их устранения).
Курс «Основы редактирования» предполагает включение в занятия самостоятельной работы (саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений), использование различных лингвистических словарей и справочников.
Целесообразно применять разнообразные формы занятий (семинары, практикумы, дискуссии и др.).
Содержание курса
Введение
Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом, его совершенствование.
Совершенствование написанного. Приемы правки черновика.
Особенности редактирования текстов разных стилей.
Текст и контекст.
Синонимия (лексическая и грамматическая).
Как строится текст
Текст как результат речевой деятельности.
Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность текста; тема, основная мысль текста, соответствие содержания заголовку, зачин).
Типы речи.
Стили речи.
Абзац. Сложное синтаксическое целое.
Текст как смысловое и структурное единство.
Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью.
Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).
Средства межфразовых связей.
Лексические средства: использование «однотематической» лексики, повтора слов, синонимов (в том числе контекстуальных), антонимов (в том числе контекстуальных).
Лексико-грамматические средства межфразовых связей. Местоимения. Наречия. Числительные. Союзы. Частицы.
Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи.
Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов. Синтаксический параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных и восклицательных предложений в организации текста. Роль односоставных предложений в организации текста. Роль сложных предложений в тексте.
Логические ошибки и способы их устранения.
Композиционные ошибки (нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в рассуждении).
Грамматические ошибки и их устранение
Нарушение согласования. Нарушение управления.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Ошибки в построении предложений с однородными членами.
Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.
Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.
Ошибки в построении сложного предложения.
Ошибки в предложениях с косвенной речью.
Нарушение границ предложения.
Ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательного и наречия.
Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности.
Неудачный порядок слов.
Неумелое цитирование.
Бедность и однообразие синтаксического строя текста.
Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).
Лексические ошибки
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов).
Нарушение лексической сочетаемости.
Неоправданное повторение одного и того же слова.
Употребление просторечных слов в литературной речи.
Немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и эмоционально-оценочных слов.
Употребление лишних слов (плеоназм, многословие).
Приемы устранения ошибок
Использование словарей, справочников в процессе редактирования текста.
Приемы устранения в тексте неоправданных повторов (замена слов, усложнение синтаксического строя речи).
Лингвостилистический анализ текста.
Тематическое планирование занятий
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема занятия | Количество часов | Виды работ | Основные виды деятельности учащихся (знания, умения, навыки) |
1.Редактирование как один из видов работы над текстом. Приемы правки черновика. Совершенствование написанного. | 2 | Работа со справочниками | Создавать и редактировать собственные тексты. |
2.Текст и контекст. Особенности редактирования текстов разных стилей. Синонимия (лексическая и грамматическая) | 2 | Работа со справочниками | Сопоставлять речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей. |
3.Основные признаки текста (смысловая цельность, связность текста, тема, основная мысль). Практическая работа с текстами для сочинений. | 2 | Анализ текста | Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. |
4.Типы речи. Стили речи. Абзац. Деление текста на микротемы. Составление плана текста. | 2 | Анализ текста | Делить текст на смысловые части. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана. |
5.Текст как смысловое и структурное единство, способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. Отражение связи предложений в схемах. | 2 | Анализ текста | Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде схемы. |
6.Зачин (вступление). Роль первого предложения в тексте. Виды зачинов. Концовка (заключение) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности). | 2 | Создание зачина и концовки | Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
7.Средства межфразовых связей. Лексические средства: использование «однотематической» лексики, повтора слов, синонимов (в том числе контекстуальных), антонимов (в том числе контекстуальных). | 2 | Анализ текста | Анализировать и характеризовать текст с точки зрения уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. |
8.Лексико-грамматические средства связей. Местоимения. Наречия. Числительные. Союзы. Частицы. | 2 | Анализ текста | Определять ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста. |
9.Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи. Редактирование нарушения видовременных форм глаголов-сказуемых в тексте. | 2 | Анализ текста | Находить грамматические т речевые ошибки, недочеты и исправлять их. |
10.Синтаксические средства связи. Порядок слов. Синтаксический параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных и восклицательных предложений в организации теста. Роль односоставных и сложных предложений. | 2 | Анализ текста | Наблюдать за использованием в текстах различных синтаксических конструкций. |
11.Логические ошибки и способы их устранения. Композиционные ошибки (нарушение последовательности, неудачное начало или заключение, отсутствие вывода в рассуждении) и способы их устранения.
| 2 | Практическая работа с текстом | Редактировать текст с точки зрения смысловой цельности, последовательности изложения. Знать композиционные элементы целого текста. |
12.Грамматические ошибки. Нарушение согласования и управления. Редактирование текста. | 2 | Практическая работа (тест) | Находить грамматические ошибки, недочеты и исправлять их. Уметь редактировать и совершенствовать текст. |
13.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Редактирование текста. | 2 | Практическая работа | Знать нормы согласования подлежащего и сказуемого, находить грамматические ошибки и устранять их, совершенствуя текст. |
14.Ошибки в построении предложений с однородными членами. Саморедактирование. | 2 | Практическая работа | Уметь редактировать собственный текст в соответствии с нормами построения предложения с однородными членами. |
15. Ошибки в построении предложений с причастным и деепричастным оборотами. Взаиморедактирование. | 2 | Практическая работа | Уметь редактировать чужой текст в соответствии с нормами построения предложений с причастными и деепричастными оборотами. |
16.Ошибки в построении сложного предложения. Работа с использованием схем предложений. | 2 | Анализ текста | Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений, совершенствовать написанное. |
17.Ошибки в предложениях с косвенной речью. Перевод предложений с прямой речью в предложения с косвенной речью и наоборот. | 2 | Практическая работа | Моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях. |
18.Нарушение границ предложения. Практикум по формированию умения видеть необходимость расширения границ предложения. | 2 | Анализ текста | Анализировать и характеризовать синтаксические конструкции и видеть необходимость сужения и расширения границ предложений. |
19.Ошибки в образовании форм степеней сравнения прилагательных и наречий. Редактирование сочинений. | 2 | Практическая работа | Оценивать правильность речи и в случае необходимости корректировать ошибки. |
20.Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности. Редактирование сочинений. | 2 | Анализ текста | Правильно оценивать использование местоимений и устранять возникающую двусмысленность в тексте. |
21.Неудачный порядок слов. Неумелое цитирование. | 2 | Анализ текста | Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений. Использовать различные способы цитирования. |
22.Бедность и однообразие синтаксического строя текста. Редактирование ученических работ. Создание собственного текста. | 2 | Анализ текста | Анализировать текст с точки зрения богатства (разнообразия) синтаксических конструкций и редактировать его. |
23.Стилистические ошибки (употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста). | 2 | Практическая работа | Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использованных языковых средств. |
24.Речевые ошибки. Употребление слова в несвойственном ему значении. Использование толковых словарей в работе. | 2 | Работа со словарем | Способность оценивать речь с точки зрения её языкового оформления, умение находить речевые ошибки, исправлять их. |
25. Ошибки в употреблении синонимов, паронимов (неточность выбираемого слова). Использование словарей синонимов и паронимов. | 2 | Работа со словарем | Соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы. Использовать различные словари при редактировании. |
26.Нарушение лексической сочетаемости. Неоправданный повтор. Использование словаря лексической сочетаемости слов. | 2 | Анализ текста | Соблюдать нормы лексической сочетаемости слов. Редактировать текст. |
27.Немотивированное употребление просторечных слов, эмоционально-оценочных слов. Плеоназм, многословие. | 2 | Анализ текста | Способность оценивать речь с точки зрения стилистических норм. |
28.Анализ и редактирование текста. Индивидуальная и групповая работа. | 2 | Анализ текста | Анализировать образцы письменной речи; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. |
29.Создание собственного текста и его анализ (саморедактирование). | 2 | Практическая работа | Создавать письменные высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические темы. |
30.Взаиморедактирование созданных текстов. | 2 | Анализ текста | Анализировать и редактировать текст. |
31.Редактирование текста. Семинар. | 2 | Анализ текста | Оценивать правильность письменного высказывания и в случае необходимости корректировать. |
32. Редактирование текста. Семинар. | 2 | Анализ текста | Оценивать правильность письменного высказывания и в случае необходимости корректировать. | |
33.Лингвостилистический анализ текста. | 2 | Практическая работа | Анализировать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических, стилистических средств. | Анализир овать образцы письменной речи; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. |
34. Лингвостилистический анализ текста. | 2 | Анализ текста | Оценивать речевые высказывания с точки зрения соответствия их языковым нормам; исправлять речевые недостатки, редактировать текст. | |
35.Итоговое занятие. Основные правила совершенствования написанного текста. | 2 | Осознавать личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения (устного и письменного) и необходимость стремления к речевому самосовершенствованию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. Программа элективного (факультативного) курса для 9 класса.
Данный курс берет за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический ма...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-1016987-1606189676.jpg)
Рабочая программа по факультативному курсу 7 класс
Рабочая программа по факультативному курсу "Трудные вопросы русской орфографии" для 7 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-255091-1377768953.jpg)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/21/picture-1287412-1605989566.jpg)
Рабочая программы элективного предметного курса 11 класс
Рабочая программа элективного предметного курса...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004687-1517407065.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004687-1517407065.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Трудности русского языка», по предмету «Русский язык» Базовый уровень, среднее общее образование,
по предмету "Русский язык"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/18/picture-237253-1679139926.jpg)
Русский язык 9 класс. Элективный ( факультативный курс) "Лего- сочинение"
Курс предназначен для подготовки к успешному написанию сочинения на ОГЭ....