рабочая программа по русскому языку 6 класс для национальной школы
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Данная рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса национальной школы Республики Башкортостан представляет собой целостный документ,включающий пять разделов:пояснительную записку,учебно-тематический план; содержание тем учебного курса,требования к уровню подготовки учащихся;перечень учебно-методического обеспечения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рассмотрено и принято «Согласовано» «Утверждаю».
На заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МОБУ ООШ с.Бриштамак
Руководитель ШМО ____________ Гиззатуллина А.Б. _______________Сибагатуллин.В.В.
_______________ Гиззатуллина А.Б. «_____» ________________ 2015г Приказ №_______ от
Протокол №1 от «_____»_________________ 2015 г.
«____»______________2015г.
Рабочая программа
по русскому языку, класс 6
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
основная общеобразовательная школа с.Бриштамак
на 2015/2016 учебный год.
Гиззатуллина Альфия Булатовна
Учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса МОБУ ООШ с.Бриштамак составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", «Законом об образовании Республики Башкортостан» , Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, Уставом МОБУ ООШ с.Бриштамак на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, на основе Примерной программы по русскому языку для основного общего образования, Программы по русскому языку для 5-11классов национальных школ Республики Башкортостан, утвержденной Министерством образования РБ. Программа составлена авторами учебников по русскому языку Р.В.Альмухаметовым, К.З.Закирьяновым, Л.Г.Саяховой (Уфа: Инфорреклама.2011г.) к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Л.Г.Саяховой, К.З.Закирьяновым, Р.В.Альмухаметовым,Р.Г.Ишимовой.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Программа составлена с учётом учебного плана МОБУ ООШ с Бриштамак и положения « О рабочей программы МОБУ ООШ с.Бриштамак»
Цели обучения русскому языку – научить учащихся практически владеть государственным языком Российской Федерации, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов, изучаемых в ряде национальных школ на русском языке.
Задачи преподавания русского языка в национальной школе состоят в том, чтобы:
- дать определенный круг знаний о строе русского языка. его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых), умения построить функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учетом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета
- выработать орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки, привить навыков различных видов чтения;
- пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им.
Общая характеристика учебного предмета
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, игровые формы и др.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Требования к результатам освоения программы по русскому (неродному) языку
Личностные результаты | Осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ; осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации; Готовность практически использовать русский язык в межлистностином и межнациональном общении; Осознание русского языка как средства приобщения к культуре русского народа, народов РФ и мировой культуре. |
Метапредметные результаты | • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости; • умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; • умение самостоятельно добывать знания; работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета; пользоваться справочной литературой; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему ; умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения; • развитие способности использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; • овладение навыками речевого самоконтроля; Умения и навыки анализа явлений языка на межпредметном уровне (на уроках родного , иностранного языков, литературы). |
Предметные результаты |
|
Место курса «Русский (неродной) язык» 6 класс в базисном учебном плане
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого 140 часов за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы:
Язык. Речь. Общение – 4 ч. (в т. ч. 1 р/р).
Текст – 3 ч. (в т. ч. 1 к/р).
Лексика. Культура речи – 5 ч. (в т. ч. 1 р/р).
Фонетика и орфография- 9 ч. (в т. ч. 1 к/р, 3 р/р).
Словообразование. Орфография. – 14 ч. (в т. ч. 1к/р, 2 р/р).
Морфология.
Имя существительное – 24 ч. (в т. ч. 2 к/р, 6 р/р).
Имя прилагательное – 15 ч. (в т. ч. 1 к/р, 3р/р).
Имя числительное – 8ч. (в т. ч. 1 к/р, 2 р/р).
Местоимение – 9 ч. (в т. ч. 1к/р, 2 р/р).
Глагол – 16 ч. (в т. ч. 2к/р, 3 р/р).
Причастие-8 ч. (в т. ч. 1к/р,2р/р)
Деепричастие-6 ч. (в т. ч. 1к/р, 1 р/р)
Наречие -6 ч. (в т. ч. 1к/р, 1 р/р)
Служебные части речи-8 ч. (в т. ч. 1к/р, 1 р/р)
Повторение изученного в 5,6 классах- 2ч
Содержание программы курса «Русский язык» 6 класс
Язык. Речь. Общение
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.
Текст
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Лексика. Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Словообразование. Орфография.
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант. Сочинение-описание природы.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведениям художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант. Причастие
Значение и грамматические признаки причастия. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Правописание не с причастиями.
Р.Р. . Изложение. Составление текста с причастиями. Рассказ по рисункам.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме « Причастие». Контрольный словарный
Диктант.
Деепричастие
Значение и грамматические признаки деепричастия. Признаки глагола у деепричастия: видовое значение ,возвратные и невозвратные деепричастия. Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Р.Р. Сочинение- описание: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме « Деепричастие». Контрольный словарный
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Образование наречий. .Правописание наречий.
Р.Р. Сочинение- описание: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания портрета.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
К.Р. Итоговая контрольная работа.
Учебно-методический комплект:
- Примерные программы по учебным предметам.Русский язык 5-9 классы :проект ,2 изд.-М.: Просвещение,2010.-112с.(Стандарты второго поколения)
- Программа по русскому языку для 5-11 классов национальных школ Республики Башкортостан, авторы составители: Р.В.Альмухаметов, К.З.Закирьянов, Л.Г.Саяхова – Уфа: Инфорреклама.2011г.
- Основной учебник: Русский язык, учебник для 6 класса ОУ РБ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. – Уфа: Китап,2012. -288 с.,авторы Л.Г.Саяхова, К.З.Закирьянов, Р.В.Альмухаметов, Р.Г.Ишимова.
Дополнительная литература:
-Методическое руководство к учебнику "Русский язык" для 6 класса башкирских и других национальных школ Республики Башкортостан
Уфа: Китап,2010, авторы Саяхова Л.Г.,Закирьянов К.З.,Альмухаметов Р.В.,Ишимова Р.Г.
Практические задания по русскому языку для подготовки к урокам и ГИА: 6 класс Е.С.Симакова. М.:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2012-126с.
- Контрольно -измерительные материалы Русский язык. 6 класс/Сост Л.В.Антонова. ,М.: ВАКО,2013г.-96с.
- Занимательные упражнения по русскому языку 5-9 классы . – ВАКО,2014г.-304-.( мастерская учителя -словесника).
- Сборник диктантов по русскому языку для 5-6 классов башкирской школы/ пособие для учителя - Уфа: Китап,2009.-240 с.,авторы Альмухаметов Р.В.,Шарипова Д.Г.
- Путешествие в мир русского языка._ Уфа: Китап,1997, автор Закирьянов К.З.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по ФГОС по программе Ашуровой(для национальных школ)
Календарно-тематическое планирование уроков русскогоязыка в 5 классе по ФГОС с подробным описанием УУД будет полезен ,тем кто столкнулся с данной проблемой....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по ФГОС по программе Ашуровой(для национальных школ)
Календарно-тематическое планирование уроков рус яз в 5кл с УУД...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку для учащихся коррекционной школы 8 вида 9 класса
Рабочая программа по русскому языку включает в себя следующие разделы: титульный лист программы, пояснительную записку, цели и задачи программы, учебно-методический комплекс, требования к у...