Конспект урока в 5 классе "Двойная роль гласных Е,Ё,Ю,Я."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема: Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.
Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я; развивать навыки определения фонетических позиций, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 или 2 звука.
Тип урока: комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: объём усвоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв Е,Ё,Ю,Я в разных фонетических позициях, объяснить почему в русском языке 6 звуков и 10 букв, их обозначающих
Метапредметные: способность осознать цели учебной деятельности и пояснить их; умение поставить цель и организовать её достижения; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, исследовательский метод, создание проблемной ситуации: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: экран, ПК,
Наглядно-демонстрационный материал: презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoynaya_rol_eyoyuya_5_a_rya.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
13.11.2015
Тема: Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.
Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я; развивать навыки определения фонетических позиций, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 или 2 звука.
Тип урока: комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: объём усвоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв Е,Ё,Ю,Я в разных фонетических позициях, объяснить почему в русском языке 6 звуков и 10 букв, их обозначающих
Метапредметные: способность осознать цели учебной деятельности и пояснить их; умение поставить цель и организовать её достижения; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, исследовательский метод, создание проблемной ситуации: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: экран, ПК,
Наглядно-демонстрационный материал: презентация.
Основные понятия: орфограмма – буква.
Ход урока:
- Актуализация и пробное учебное действие.
Синтаксическая пятиминутка( 3 ученика работают у доски, а класс выполняет небольшое творческое задание).
Сделать синтаксический разбор предложения. Составить схему.
Белые снежинки падают на землю, и всё вокруг застилается мягким покрывалом.
Камыши и высокие травы опушились блестящим инеем.
Красны, ясны и тихи зимние дни.
Творческое задание по выбору.
Составить текст на тему «Зима» по опорным словам: зимнее утро, небо, мороз, тени на снегу, снежное покрывало, тяжёлые ветки, удивительное чувство.
- Выявление места и причины затруднения.
Взаимопроверка.
III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
- На какие две группы делятся все звуки русской речи? Айназ, Зухра
- Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.Рамиль, Инсаф
- Сколько гласных букв? Назовите.Ислам, Ришат
- В чём вы видите несовпадение? (Е, Ё, Ю, Я)Сардор, Ибрагим
ЭЙ АР ГАЙД
- Поработайте над этим заданием самостоятельно.
- В столбце «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
- Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
Гласные Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука после гласных. | ||
Гласные Е, Ё, Я, Ю обозначают мягкость согласных. | ||
Гласные Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука после разделительных Ь и Ъ. | ||
Гласные Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука вначале слова. | ||
Гласные Е, Ё, Я, Ю обозначают один звук. |
- В конце урока прочтите ещё раз все утверждения.
- В столбце после поставьте «+»,если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
- Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения?
IV.ТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Лабораторная работа
На доске заранее начерчена таблица, а на вспомогательной доске написаны примеры для наблюдения, рядом с которыми постепенно записываются значения букв.Лейсан, Зухра, Алсу
Слова | транскрипция | Кол-во букв и звуков |
объяснять | Абйаснат | |
Ясно | Йасна | |
Жечь | Жэч | |
Жёг | Жок | |
Любовь | Лубоф | |
Союз | Сайус | |
Семья | Симйа |
Подведём итоги нашего исследования.
Вывод:Назиля, Фаниль
- Е, Ё, Ю, Я после согласного обозначают мягкость и один звук Э, О, У, А
- Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука: после гласного, после Ъ и Ь и в начале слова.
V. Первичное закрепление с комментированием.
Работа по учебнику Упр. 310-Ильхам,311-Разиль. Найдите примеры подобных позиций в предложениях.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
СОРТ КАРД
Распределите карточки со словами на 3 группы, соответствующие нашей теме урока.
Определите количество звуков и букв в словах: листья, хлопья, ясный, съешь, своя, каюта, юннат, ежевика, маяк
Работа над словами в рамке на с. 121 учебника (ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе):
сначала слова читает учитель и обращает внимание на их правильное произношение;
выясняется лексическое значение слов ателье, кашне, партер;
далее слова читают учащиеся;
VII. Включение в систему знаний и повторения. Алсу, Камиля.
Я предлагаю вам немного поиграть. Если гласный обозначает два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики.
Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, ружьё, память, вьюга, свёкла, каюта.
Рывки руками, если слово начинается с гласной – апельсин, ружьё, памятник, яхта, вилла, юг, опять
Наклон вперёд, если все согласные мягкие – лещ, чайник, листья, рука, пень, баян.
- Тест по теме «Фонетика».
Укажите слова, где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука:
- Мера, 2) вьюга, 3) метель, 4) ёж, 5)медведь, 6) Яша, 7)ряд.
Какие из указанных букв названы неверно:
- П-«пэ», 2) х-«хэ» , 3) ж-«жэ», 4) н-«нэ», 5) д-«дэ», 6) к-«кэ».
Укажите слово, где звуков больше, чем букв:
- семя, 2) вьюга,. 3) люк, 4) полёт, 5) каюта.
Какие из данных согласных являются звонкими?
- ц, 2) з , 3) р, 4) х, 5)в.
После Ж,Щ,Ч,Щ, пишутся И,У,А,, но не пишутся Ы,Я,Ю. Назовите слова, которые отступают от данного правила
- брош.ра, 2) сч.стье, 3 .удо) , 4) ч.ща, 5) ж..ри.
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке
ЭЙ АР ГАЙД
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
Гласные Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука после гласных. | ||
Гласные Е, Ё, Я, Ю обозначают мягкость согласных. | ||
Гласные Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука после разделительных Ь и Ъ. | ||
Гласные Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука вначале слова. | ||
Гласные Е, Ё, Я, Ю обозначают один звук. |
- В конце урока прочтите ещё раз все утверждения.
- В столбце «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
- Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения?Ислам, Камиля
Джамиля
9. Домашнее задание: параграф 60, упр. 306
листья | ясный | своя |
хлопья | юннат | каюта |
съешь | ежевика | маяк |
листья | ясный | своя |
хлопья | юннат | каюта |
съешь | ежевика | маяк |
листья | ясный | своя |
хлопья | юннат | каюта |
съешь | ежевика | маяк |
листья | ясный | своя |
хлопья | юннат | каюта |
съешь | ежевика | маяк |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Воспитательные: формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока; формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока....
Конспект урока русского языка "Правописание гласных в приставках при- и пре-".
Урок закрепления правописания гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-. (С применениме современных обучающих структур)...
Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе автор учебника Ладыженская.
Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе автор учебника Ладыженская....
Конспект урока русского языка "Чередующиеся гласные в корне слова" 5 класс
Интегрированный урок русского языка и литературы...
конспект урока "Ударные и безударные гласные".
Разработка урока для 4 класса коррекционной школы 8 вида....
конспект урока "Ударные и безударные гласные".
Разработка урока для 4 класса коррекционной школы 8 вида....
Конспект урока по теме "Чередующиеся гласные О-А в корнях –лаг-//-лож-"
Конспект урока по теме "Чередующиеся гласные О-А в корнях –лаг-//-лож-"...