Конспект урока русского языка "Чередующиеся гласные в корне слова" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Интегрированный урок русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chered_glasnyh.docx | 42.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Чередующиеся гласные в корне
Форма: Интегрированный урок русского языка и литературы
Тип урока: комбинированный (систематизация изученного и контроль качества знаний).
Метод: поисково-исследовательский, решение нетиповых ситуаций.
Цели урока:
Обучающие:
на материале поэзии С.Есенина
- сформировать интегрированное представление о чередующихся гласных в корне слова;
- повторить основные сведения о тексте и изобразительных средствах языка;
- обобщить навык применения алгоритма по данной теме;
- учить различать омонимичные или похожие корни с проверяемыми безударными гласными и корни с чередованием гласных;
- проверить качество усвоения учащимися данной орфограммы.
Развивающие:
- создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
- продолжить работу по развитию связной речи учащихся, мышления.
Воспитательные:
- ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина;
- показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта;
- воспитать интерес к русскому языку и литературе.
Оборудование:
- интерактивная доска, компьютер
- иллюстрации к произведениям С.Есенина, выполненные учащимися;
- портрет С.Есенина;
- музыкальное оформление (Романс «Отговорила роща золотая...» Музыка Г. Пономаренко на стихи С.Есенина);
- раздаточный материал с произведениями С.Есенина;
- сигнальные карточки Е-И;О-А;
.
ХОД УРОКА
- Вступительное слово учителя.
-Лирическая поэзия С.Есенина изумляет искренностью, свежестью чувств, в них- нежность, печаль, высокое прощение. Обращаясь к стихам С.Есенина, попробуем на уроке найти разгадку очарования его поэтического слова.
- Работа учащихся с фрагментами стихотворений.
(Тексты стихотворений демонстрируются на экране).
1. В начале урока мы читаем фрагменты стихотворения Сергея Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая»
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
-Какой темой объединены эти фрагменты? (темой Родины)
2. Находим олицетворения (плачут вербы, шепчут тополя), необычные эпитеты (свет луны, таинственный и длинный, золотой бревенчатой избы).
3. Выписываем из стихотворных строк примеры слов:
а) с проверяемыми гласными в корне: теплынь, бревенчатой и др. - при этом обязательно подбираем проверочные слова;
б) с непроверяемыми гласными в корне: ковыль, свирепствуя, спокойно и др.;
в) с чередующимися гласными в корне: умереть, коснулась, равнина.
(Считаю это необходимым также и в связи с заданием А-13 в ЕГЭ: чтобы успешно выполнить его, ученики должны четко усвоить, что все безударные гласные в корне делятся на три группы, и уметь эти группы выделить.)
4. Подробнее останавливаемся на правописании гласных в корнях слов с чередованием, вспоминаем условия чередования в корнях -мир- -мер- и подобных им, -кос -кас- (зависимость от наличия в слове суффикса -а,-), приводим
примеры парных написаний: умереть-умирать,коснулась-касалась; обсуждаем написание корней –ровн, равн-.
5. Делаем вывод: чтобы правильно написать гласную в корне, необходимо разбираться в морфемном составе слов, видеть те части, из которых слово состоит. Выполняем задание № 82 «Соберите слово!»из «Рабочей тетради для 6-го класса» (ч.1) под редакцией Г.А. Богдановой (М.: ГЕНЖЕР, 2010).
И. Читаем стихотворение «Отговорила роща золотая...» (музыкальное сопровождение: романс. Музыка Г.Пономаренко на стихи С.Есенина)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
-Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
1. С помощью толкового словаря определяем значение слова отговорить: «убедить не делать чего-нибудь».
Поясняю детям, что Сергей Есенин употребил этот глагол в ином значении, отсутствующем в словаре, поэт создал метафору.
2. Вопросы:
а) В каком значении употребил это слово Есенин? (Перестала говорить, замолчала, утихомирилась, успокоилась.)
б) Как вы поняли, о чем это стихотворение?(Это грустные размышления поэта о прошедшей молодости, о неизбежном уходе всего земного.)
в) Как поэт относится к прощанию с юностью,к тому, что каждый в мире странник? (Обращаю внимание на повтор не жалеют, не жаль.) Прошу учеников найти и другие средства выражения авторской мысли: сравнение - как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова, эпитеты - равнины голой, юности веселой, метафоры - души сиреневую цветь, костер рябины красной, олицетворение - отговорила роща золотая березовым, веселым языком.
Ищем в тексте стихотворения слова с проверяемыми (отговорила, золотая, жалеть и др.) и непроверяемыми (сиреневую, рябины, костер и др.) гласными в корне. Слов с чередующимися гласными ученики не находят. Тогда прошу выписать слова горит и обгорят и подобрать к ним
однокоренные с гласными под ударением (гарь, загар).
Вопрос: если, несмотря на букву а в проверочном слове, мы пишем о в однокоренных словах, можно ли считать, что эти корни с проверяемой гласной? Приходим к выводу, что перед нами новый случай чередования гласных в корне, и выясняем путем анализа предложенных слов условия чередования. (В слабом классе можно ознакомиться с правилом по учебнику.)
3. Читаем стихотворение «Королева».
Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползет туман,
плетня на косогоре
Забелел твой сарафан.
В чарах звездного напева
Обомлели тополя.
Знаю, ждешь ты, королева,
Молодого короля.
Коромыслом серп двурогий
Плавно по небу скользит.
Там, за рощей, по дороге
Раздается звон копыт.
Скачет всадник загорелый,
Крепко держит повода.
Увезет тебя он смело
В чужедальни города.
Пряный вечер. Гаснут зори.
Слышен четкий храп коня.
Ах, постой на косогоре
Королевой у плетня.
4. Прошу найти в нем слово с орфограммой -гор гор-: загорелый. Вспоминаем правило, объясняем написание. Далее выписываем слово косогор, определяем его морфемный состав. Задаю провокационный вопрос:
- Почему же в этом слове в корне -гор- пишется о? Буква о должна писаться в безударных корнях, а здесь этот корень находится под ударением?
Ученики делают вывод, что при нахождении чередующихся гласных надо обязательно учитывать значение слова, иначе можно ошибиться и перепутать чередующуюся гласную с проверяемой. (Считаю этот вывод очень важным, так как в подобные ловушки ребята могут попасть и при выполнении задания А-13 ЕГЭ.)
А затем предлагаю подобрать к слову зори однокоренное с безударной гласной (заря). Как оно пишется?Задаю вопрос: «Как объяснить, почему в слове
па заре пишется а, если под ударением в однокоренном слове - о? Ученики делают вывод, что это слова с чередующимися корнями, и с помощью составления с корнями -гор гор- формулируют правило написания гласных в корнях -зор зар-.
На данном этапе урока, конечно, следует предложить ученикам тренировочные упражнения, чтобы закрепить изученное. Необходимый материал учитель всегда может найти в учебнике и в других учебных пособиях и методических руководствах.
III. Заключительное задание позволит определить, как усвоили ученики тему урока.
- Читаем начало стихотворения «Заря окликает другую».
З..ря окл..кает другую,
Дымится овсяная гладь...
Я вспомнил тебя, д..р..гую,
М..я одр..хлевшая мать.
И думаешь горько, я знаю,
С тр..вогой и грустью б..льшой,
Что сын твой по отчему краю
Совсем не б..леет душой.
2. Ученикам предлагается:
а) переписать, вставить безударные гласные в корне слова.
б) К проверяемым гласным подобрать проверочные слова, графически объяснить написание чередующихся гласных.
IV. Домашнее задание. Найти в сборнике стихотворение Сергея Есенина, в котором есть слова с изученной на уроке орфограммой. (Например,
«И надо мной звезда горит», «С добрым утром!», «Восход солнца» и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Гласные в корнях с чередованием"
Конспект модульного урока по русскому языку для учащихся 6 класса...
Методическая разработка урока по теме "Гласные в корне" 6 класс
Урок по ФГОС. На данном уроке в начале учебного года повторяются безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением, и чередующиеся гласные...
Урок русского языка. Гласные в корнях -раст, -ращ, -рос.
Урок русского языка в 5 классе.Тема: Гласные в корнях -раст -, -ращ-, -росЦели: - научить распознавать орфограмму с чередованием а и о, обосновывать выбор написания гласных в данных корнях, воспр...
Конспект урока "Правописание безударных гласных в корне слова"
Конспект урока "Правописание безударных гласных в корне слова" для учащихся 8 класса с ОВЗ. Данная тема позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости. Систематическая работа над сл...
Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)
Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...
Конспект урока " Правописание безударных гласных в корне слова"
Конспект урока + презентация помогут Вам провести урок, в доступной форме раскрывая тему ученикам....
Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс
Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс...
- Мне нравится (1)