Урок русского языка в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Урок развития речи. Обучение сочинению-рассуждению

с учётом требований к заданию (25) с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Обучение  сочинению-рассуждению с учётом требований к творческому (25) заданию ЕГЭ по русскому языку. Д.Кимельфельд «Санька».

 Цель урока:

- формирование и закрепление у обучающихся навыков работы с текстом в рамках требований ЕГЭ;  

-формирование умения интерпретировать затронутую в тексте проблему;

- развитие связной речи  обучающихся;

Задачи урока:

Обучающие:

  • определить тему и идею текста;
  • закреплять навыки вычисления основной проблемы текста;
  • выявить позицию автора данного текста;
  • обосновать собственную точку зрения,
  • учить приёмам аргументации собственного мнения.                                  

Развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать аргументированную связную речь;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к ближнему;

прививать чувство милосердия, состраданияк людям с ограниченными

физическими возможностями;

коммуникативные:

- формирование  коммуникативной языковой компетенции учащихся;

 Тип урока:  урок закрепления и совершенствования ЗУН

Оборудование: мультимедийный проектор,  презентация, текст рассказа Джонатана Кимельфельда «Санька»; листы самооценки, карточки для дифференцированной домашней работы.

Ход урока:

I.Организационный момент. Приветствие.

II. Мотивация.

–В одном из номеров журнала моё внимание привлекли интересные, необычные стихотворения, написанные в стиле японского трехстрочного хокку и пятистрочной танка-(слайд 1).

 Словарь:  Хокку  и танка-классические японские жанры поэзии.Хокку-трёхстишье,танка-пятистишье. Многое можно  прочестьв танка и хокку. В них настроение передаётся через подтекст.

-Прочтите стихотворения. Какие ассоциации они вызвали у вас? Запишите их на листочках, которые лежат на ваших партах.(Сингапурская структура «Финк-Райт-Раунд-Робин»).Работа в группах.

(Ученики берут по 1 листочку  и записывают слова –ассоциации, затем по очереди зачитывают слова )   (слайд 2-3)

На серебряном блюде лужи
Ломоть Неба.
Больно наступить.

Слышу стон янтаря.
Ювелир убрал инструмент.
И солнце умеет плакать.

От поцелуя небес
Хочется долго молчать.
Падают тихо слова
Теплой слезой
На сухую траву

(Примерные слова-ассоциации: боль, тревога, рана, душевные муки, страдание, тревога, измена…)

-Ребята, обратите внимание на получившийся  лексический ряд.   Как вы думаете, кто мог написать эти стихи?  ( Какой  человек?  Возраст? )

III. Слово учителя об авторе стихотворений Джонатане  Кимельфельде .( слайд 4, 5)

Автором этих стихотворений  является молодой российский литератор, поэт и прозаик Джонатан Кимельфельд. Джонатан Кимельфельд родился в 1996 г. в Москве. Эти стихи он написал, когда ему было 5-9-12 лет.

В середине 90-ых годов прошлого столетия за рубежом, а затем и у нас в стране заговорили о появлении детей, которые выделяются особым складом сознания, умом,талантом и необычайными способностями.Их сегодня называют Детьми Света, Детьми нового сознания, Детьми –индиго. В России таких детей 8. Благотворительный фонд имени Елены  Ивановны Рерих материально и морально поддерживает их. Одним из них и является Джонатан Кимельфельд. Это поистине необычный человек.

В четыре года его главной книгой становится Библия. Позднее он начал изучать священные Писания других народов. Наряду с этим Джонатан глубоко интересуется историей, астрономией, учится играть на гитаре. В своих кратких эссе и притчах он много размышляет о несправедливости, о смысле бытия, о доброте и дружбе. Рассказы Джонатана Кимельфельда полны глубокого сопереживания к тем, кто страдает от человеческого безразличия и цинизма. Как-то Джонатана попросили ответить на вопрос: «Для чего человек приходит на Землю?». Он ответил: «Думаю для того, чтобы выполнить какую-тосвою миссию. Но самое главное - он должен нести Добро и бороться со Злом.»

Впервые его работы были опубликованы в газете «Обратная связь – XXI век», когда ему было 9 лет. Его произведения сразу нашли своих читателей, которые всегда с нетерпением ждут новых публикаций юного автора.

Джонатан - участник и дипломант многих литературных конкурсов. В 2009 году  принятв члены Международной ассоциации писателей и публицистов. Тема любви к человеку и ответственности за каждый свой шаг не оставляли его все эти годы: «Закон небес», «Интервью с дворовым псом», «Ти», «Галоши для души», «Размышления».

-Сегодня мы познакомимся с его рассказом «Санька». Но так как мы готовимся к ЕГЭ, я предлагаю вам подготовиться к домашнему сочинению-рассуждению на основе содержания этого произведения с учётом требований к заданию 25 ЕГЭ по русскому языку.

-Что вам известно об этих требованиях?

-Какие же задачи мы должны будем решить? (задачи урока  определяют уч-ся) (слайд 6,7)

IV. Работа по текст. (слайды 8-10)

1.Прочтите рассказ «Санька».

2. Какие чувства вызвал он у вас? (жалость, сострадание, восхищение, негодование,…)

3.Кто вызвал у вас сочувствие ? (мальчик-инвалид). Какой он? (беспомощный, беззащитный,…)

4.Как к нему относятся окружающие  люди? Какие черты характера раскрываются в них?

-  Оцените свою работу в листах самооценки.

Брат и мать Саньки : забота, любовь, ответственность, истинная любовь;

Дети и молодые мамы: неприязнь, жестокость, чёрствость, равнодушие, грубость

5.А как автор раскрыл их характеры?

(Синтаксические и лексические языковые средства помогли    раскрыть  характеры  персонажей.)

6.Работа в группах.

 –Ребята, попробуем нарисовать цветовой фон рассказа: выделите средства выразительности, характеризующие героев, в цвете и объясните свой выбор.

Санька

«Солнце дарит поцелуи», «ветер ласкает», «Санька рад», «лазурный океан Неба», «лабродоритовые глаза»

Окружающие люди

«жёсткий и жестокий мир», «шипяще-недоброе», «зловонный воздух», «омерзительная злоба и неприязнь», «урод», «придурок»

Мама и брат Дима

«заботливый и тревожный взгляд», «любовь, преданность, ответственность»,

«За материнское мужество»,« не бросила в холодные государственные руки»

7. Кого же автор  осудил? Кем восхищается?

8.Определите тему рассказа.(О чём в нём говорится?)

(В тексте повествуется об отношении окружающих людей к беспомощному человеку, инвалиду).

V.Определяем проблемы, поднятые в тексте. Работа в группах: «Сингл Раунд Робин» (учитель задаёт вопрос и даёт время подумать.(3 мин.) Потом ученики в команде по очереди отвечают по одному разу)

- Сформулируйте проблемы, затронутые в рассказе, определите ведущую проблему.

-Проверьте по ключу (слайд12  )

1)проблема восприятия мира людьми с ограниченными физическими возможностями;

2)проблема сострадания людям с ограниченными физическими возможностями;

3)проблема материнского мужества;

4)проблема ответственности за близких и родных;

5)проблема  детской жестокости;

6)проблема человеческой чёрствости,  равнодушия;

7)проблема равнодушного отношения к  людям с ограниченными физическими возможностями;

-Не забудьте о самооценке.

VI. Позиция автора . (слайд 13)

-Ребята, остановимся на  проблеме  равнодушного отношения к  людям с ограниченными физическими возможностями;

-В каком абзаце, предложении отражена позиция автора по выбранной вами проблеме?

«И нельзя отвернуться, просто надо помогать, чем можешь. Ласково поговорить, посидеть рядом, погладить по голове, рассказать добрую сказку»

-Сформулируйте авторскую позицию.

-Всё ли у вас получилось? Оцените себя.

Примерные ответы:

- По мнению автора, каждый из нас должен с чуткостью и вниманием относиться к людям с ограниченными возможностями.

- Рассматривая эту  проблему, автор  ясно, четко формулирует свою позицию. Он убеждает читателя в том, что нужно проявлять сострадание к людям с ограниченными возможностями.

- Писатель, исследуя проблему отношения окружающих людей к инвалидам,  формулирует собственное мнение.Он призывает читателей к заботливому отношению к ним.

- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что …

- Писатель подводит  читателя  к мысли о том, что нужно уважать …

VII. Ваша позиция и аргументы.(слайд 14)

-Сформулируйте свою позицию. Какие требования предъявляются к этой части сочинения? (слайд 5  )

Помните, что ваше  мнение может полностью совпадать с авторским, а может быть противоположным. В любом случае не повторяйте дословно авторские мысли. Постарайтесь найти свою формулировку ответа на вопрос. Нельзя ограничиваться словами «я согласен» или «я не согласен с автором». Предложение должно быть сложным: «Я согласен с автором в том, что…». Или: «Мне близка позиция автора по вопросу о…, потому что…»

- Подберите аргументы.( Работа в группах.) Отвечает один из группы.(слайд15)

 1 группа-из читательского опыта;

2 группа- из жизненных наблюдений.

-Были ли проблемы в аргументации своей позиции? Отметьте в листах самооценки.

Примерные ответы:

-  Я согласна с мнением автора и считаю, что каждый человек  должен  поддерживать людей с ограниченными физическими возможностями  в их нелёгкой жизни.

Я разделяю мнение автора и считаю, что человек должен сострадать таким беззащитным людям, как Санька.

- Мне близка  позиция автора и  поэтому считаю , что  …. В подтверждение своего мнения могу привести  пример из повести великого русского писателя В. Г.Короленко  «Слепой музыкант».  В финале повести мы видим многочисленную публику, с увлечением слушающую завораживающую музыку слепого музыканта, о судьбе которого уже  ходят легенды. Пётр, который родился слепым, сумел почувствовать жизнь во всей полноте, нашёл смысл жизни  благодаря  поддержке и заботе матери, дяди и любимой девушки.

 - В средствах массовой информации часто упоминается вопрос о решении проблем инвалидов. Так,  …

-В России 11 миллионов инвалидов. У нас переполнены  детские дома для инвалидов

-Н.Островский. «Как закалялась сталь». Главный герой этого романа Павел Корчагин, будучи слепым и прикованным к постели, благодаря родным и близким, друзьям, борется  с невзгодами. Главной его победой стала книга, которую он написал.

-Сегодня наше государство многое делает для того, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями не столь остро чувствовали свою ущербность. Например, проводятся различные мероприятия для детей-инвалидов,  проводятся параолимпийские игры…Сегодня такие дети имеют возможность учиться в обычной общеобразовательной школе.

-Н.В.Гоголь.  «Мёртвые души» ( «Повесть о капитане Копейкине). Бывший защитник Отечества, получивший на войне увечье, долго добивался встречи с чиновником, чтобы попросить пенсии. Но ему отказали.

- Статья о слепом фотографе кажется надуманной и нелепой. ( «ЗОЖ», ноябрь 2013г). В ней говорится о молодой, но  сильной  женщине, которая   потеряла зрение в 25 лет. Многое пережила она, но родные и близкие, особенно муж, помогли ей вернуться к жизни: она стала профессиональным фотографом. Эта женщина восхищает всех своим мужеством, стойкостью.

VIII. Пишем заключение. (слайд16)

-Финальный абзац — это вывод, подводящий итог вашим размышлениям по выбранной проблеме. Не повторяйте ничего из того, что уже сказали! Не уходите в сторону от  главной мысли, которую вы доказывали. Подумайте, что нового внесли в решение проблемы ваши аргументы, и вынесите свой вердикт.

« Помоги, утешь, поддержи – и мир станет чуточку добрее».

IX. Домашнее задание. (слайд 17)

1). Написать сочинение-рассуждение по проблеме.

2). Заполнить таблицу: позиция автора, аргументы ( по остальным проблемам рассказа)

Проблема

Позиция автора

Аргументы

X. Рефлексия. (Слайд18)

- Выберите с  рефлексивного экрана и продолжите:

А) Меня удивило…

Б) Мне захотелось…

В) Урок дал мне для жизни…

Г) Я смог…

Д) У меня получилось…

Е)  Мне надо поработать…

                                                                                       

                                                                                    Приложение: текст рассказа

                                                                «Санька»

Они часто приходят вдвоём на спортивную площадку нашего двора. Два брата. Старший Дима и маленький шестилетний Санька. Одиннадцатилетний Дима не по-детски усаживает Саньку на ближайшую лавочку и бежит играть в футбол. Стоя на воротах или бегая за мячом, он часто бросает заботливый и тревожный взгляд на младшего брата. Санька улыбается во весь рот, болтает весело ногами. Ему хорошо. Солнце дарит Саньке свои поцелуи, ветер нежно ласкает светло-русые волосы на макушке. Дети вокруг бегают, скачут, прыгают. Взрослые быстро проходят по своим всегда важным делам, а Санька рад, всегда рад. Потому что дышит, потому что живёт, может слышать задорное чириканье воробьёв и видеть причудливо искривлённые ветви старых тополей и сидящих на них кумушек-ворон. И над всем этим нескончаемый лазурный океан Неба. Саньке предназначена такая судьба. Он инвалид детства. Что-то случилось с его головным мозгом, он отстаёт в своём развитии. Санька почти не говорит, а то, что пытается произносить, понять почти невозможно. Но улыбка его осмысленна, как будто он пытается общаться с окружающим его жёстким и жестоким миром именно ей. Он улыбается, и его лабродоритовые глаза молвят: «Да, я такой! Я радуюсь миру! Принимайте меня таким! Любите меня таким!» Он пытается привлечь к себе внимание и громко кричит от избытка через край рвущихся чувств. Что очень нервирует и раздражает мам, прогуливающихся рядом со своими маленькими детьми. Слышится шипяще-недоброе: «Ну надо же, что за мать. Ведь он же совсем идиот. Неужели нельзя было сдать в интернат?» При этом они затягивают сигареты, выдыхая зловонный воздух почти в личики своим чадам. А Санька улыбается и кивает головой, ведь он не понимает, о чём они судачат, безгранично рад хоть такому вниманию. Дима выбегает со спортивной площадки и пересаживает Саньку на другую лавочку.

А я в своём воображении низко кланяюсь Санькиной маме (хотя не знаю её) за то, что не бросила сынишку в холодные государственные руки, за то, что Санька знает запах своего дома и вкус пирогов, испечённых мамиными руками. Я для таких матерей придумал бы медаль «За материнское мужество». Старший брат защищает Саньку от более омерзительной злобы и неприязни — детской. В шестилетнего мальчика плевками летят слова: «Опять пришёл урод! Уходи отсюда, придурок!» При этом обязательно толкают, щипают. Будто получают наслаждение, причиняя боль. Неужели вам, сильным и здоровым, «благополучным» и закормленным сложно понять, что не вина эта Санькина, неужели вас не учили не обижать слабых, а тем более глумиться над ними. Ведь и вы, дорогие мои ровесники, не защищены от господина Рока, который может превратить вашу красоту в безобразность, силу — в немощность, наглую улыбку — в заискивающий взгляд. И что тогда? Есть истина, закон, формула бытия: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой!

Наверное, не просто так приходят в мир такие Саньки. Их посылают специально для нас, более сильных, умных, красивых, чтобы они служили зеркалами для наших сердец, наших поступков. И нельзя отвернуться, просто надо помогать, чем можешь. Ласково поговорить, посидеть рядом, погладить по голове, рассказать добрую сказку.

А ещё я проникся глубоким уважением к Диме. В его недетском лице столько мужественности и воли, и огромная преданность и любовь к своему необычному брату. Я восхищаюсь его великим смирением и ответственностью за Саньку. И он не боится и не стыдится её.

Смеркается. Спортивная площадка пустеет. Дима осторожно берёт за руку Саньку, и они медленно бредут домой. Я заметил, что Санька любит надувать воздушные шарики, завтра постараюсь подарить ему огромный синий шар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...