Урок русского языка в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Урок развития речи. Обучение сочинению-рассуждению
с учётом требований к заданию (25) с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.11kl._obuchenie_sochineniyu_v_ramkah_podgotovki_k_ege.docx | 39.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обучение сочинению-рассуждению с учётом требований к творческому (25) заданию ЕГЭ по русскому языку. Д.Кимельфельд «Санька».
Цель урока:
- формирование и закрепление у обучающихся навыков работы с текстом в рамках требований ЕГЭ;
-формирование умения интерпретировать затронутую в тексте проблему;
- развитие связной речи обучающихся;
Задачи урока:
Обучающие:
- определить тему и идею текста;
- закреплять навыки вычисления основной проблемы текста;
- выявить позицию автора данного текста;
- обосновать собственную точку зрения,
- учить приёмам аргументации собственного мнения.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать аргументированную связную речь;
воспитательные:
- воспитывать любовь к ближнему;
прививать чувство милосердия, состраданияк людям с ограниченными
физическими возможностями;
коммуникативные:
- формирование коммуникативной языковой компетенции учащихся;
Тип урока: урок закрепления и совершенствования ЗУН
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, текст рассказа Джонатана Кимельфельда «Санька»; листы самооценки, карточки для дифференцированной домашней работы.
Ход урока:
I.Организационный момент. Приветствие.
II. Мотивация.
–В одном из номеров журнала моё внимание привлекли интересные, необычные стихотворения, написанные в стиле японского трехстрочного хокку и пятистрочной танка-(слайд 1).
Словарь: Хокку и танка-классические японские жанры поэзии.Хокку-трёхстишье,танка-пятистишье. Многое можно прочестьв танка и хокку. В них настроение передаётся через подтекст.
-Прочтите стихотворения. Какие ассоциации они вызвали у вас? Запишите их на листочках, которые лежат на ваших партах.(Сингапурская структура «Финк-Райт-Раунд-Робин»).Работа в группах.
(Ученики берут по 1 листочку и записывают слова –ассоциации, затем по очереди зачитывают слова ) (слайд 2-3)
На серебряном блюде лужи
Ломоть Неба.
Больно наступить.
Слышу стон янтаря.
Ювелир убрал инструмент.
И солнце умеет плакать.
От поцелуя небес
Хочется долго молчать.
Падают тихо слова
Теплой слезой
На сухую траву
(Примерные слова-ассоциации: боль, тревога, рана, душевные муки, страдание, тревога, измена…)
-Ребята, обратите внимание на получившийся лексический ряд. Как вы думаете, кто мог написать эти стихи? ( Какой человек? Возраст? )
III. Слово учителя об авторе стихотворений Джонатане Кимельфельде .( слайд 4, 5)
Автором этих стихотворений является молодой российский литератор, поэт и прозаик Джонатан Кимельфельд. Джонатан Кимельфельд родился в 1996 г. в Москве. Эти стихи он написал, когда ему было 5-9-12 лет.
В середине 90-ых годов прошлого столетия за рубежом, а затем и у нас в стране заговорили о появлении детей, которые выделяются особым складом сознания, умом,талантом и необычайными способностями.Их сегодня называют Детьми Света, Детьми нового сознания, Детьми –индиго. В России таких детей 8. Благотворительный фонд имени Елены Ивановны Рерих материально и морально поддерживает их. Одним из них и является Джонатан Кимельфельд. Это поистине необычный человек.
В четыре года его главной книгой становится Библия. Позднее он начал изучать священные Писания других народов. Наряду с этим Джонатан глубоко интересуется историей, астрономией, учится играть на гитаре. В своих кратких эссе и притчах он много размышляет о несправедливости, о смысле бытия, о доброте и дружбе. Рассказы Джонатана Кимельфельда полны глубокого сопереживания к тем, кто страдает от человеческого безразличия и цинизма. Как-то Джонатана попросили ответить на вопрос: «Для чего человек приходит на Землю?». Он ответил: «Думаю для того, чтобы выполнить какую-тосвою миссию. Но самое главное - он должен нести Добро и бороться со Злом.»
Впервые его работы были опубликованы в газете «Обратная связь – XXI век», когда ему было 9 лет. Его произведения сразу нашли своих читателей, которые всегда с нетерпением ждут новых публикаций юного автора.
Джонатан - участник и дипломант многих литературных конкурсов. В 2009 году принятв члены Международной ассоциации писателей и публицистов. Тема любви к человеку и ответственности за каждый свой шаг не оставляли его все эти годы: «Закон небес», «Интервью с дворовым псом», «Ти», «Галоши для души», «Размышления».
-Сегодня мы познакомимся с его рассказом «Санька». Но так как мы готовимся к ЕГЭ, я предлагаю вам подготовиться к домашнему сочинению-рассуждению на основе содержания этого произведения с учётом требований к заданию 25 ЕГЭ по русскому языку.
-Что вам известно об этих требованиях?
-Какие же задачи мы должны будем решить? (задачи урока определяют уч-ся) (слайд 6,7)
IV. Работа по текст. (слайды 8-10)
1.Прочтите рассказ «Санька».
2. Какие чувства вызвал он у вас? (жалость, сострадание, восхищение, негодование,…)
3.Кто вызвал у вас сочувствие ? (мальчик-инвалид). Какой он? (беспомощный, беззащитный,…)
4.Как к нему относятся окружающие люди? Какие черты характера раскрываются в них?
- Оцените свою работу в листах самооценки.
Брат и мать Саньки : забота, любовь, ответственность, истинная любовь;
Дети и молодые мамы: неприязнь, жестокость, чёрствость, равнодушие, грубость
5.А как автор раскрыл их характеры?
(Синтаксические и лексические языковые средства помогли раскрыть характеры персонажей.)
6.Работа в группах.
–Ребята, попробуем нарисовать цветовой фон рассказа: выделите средства выразительности, характеризующие героев, в цвете и объясните свой выбор.
Санька «Солнце дарит поцелуи», «ветер ласкает», «Санька рад», «лазурный океан Неба», «лабродоритовые глаза» | Окружающие люди «жёсткий и жестокий мир», «шипяще-недоброе», «зловонный воздух», «омерзительная злоба и неприязнь», «урод», «придурок» | Мама и брат Дима «заботливый и тревожный взгляд», «любовь, преданность, ответственность», «За материнское мужество»,« не бросила в холодные государственные руки» |
7. Кого же автор осудил? Кем восхищается?
8.Определите тему рассказа.(О чём в нём говорится?)
(В тексте повествуется об отношении окружающих людей к беспомощному человеку, инвалиду).
V.Определяем проблемы, поднятые в тексте. Работа в группах: «Сингл Раунд Робин» (учитель задаёт вопрос и даёт время подумать.(3 мин.) Потом ученики в команде по очереди отвечают по одному разу)
- Сформулируйте проблемы, затронутые в рассказе, определите ведущую проблему.
-Проверьте по ключу (слайд12 )
1)проблема восприятия мира людьми с ограниченными физическими возможностями;
2)проблема сострадания людям с ограниченными физическими возможностями;
3)проблема материнского мужества;
4)проблема ответственности за близких и родных;
5)проблема детской жестокости;
6)проблема человеческой чёрствости, равнодушия;
7)проблема равнодушного отношения к людям с ограниченными физическими возможностями;
-Не забудьте о самооценке.
VI. Позиция автора . (слайд 13)
-Ребята, остановимся на проблеме равнодушного отношения к людям с ограниченными физическими возможностями;
-В каком абзаце, предложении отражена позиция автора по выбранной вами проблеме?
«И нельзя отвернуться, просто надо помогать, чем можешь. Ласково поговорить, посидеть рядом, погладить по голове, рассказать добрую сказку»
-Сформулируйте авторскую позицию.
-Всё ли у вас получилось? Оцените себя.
Примерные ответы:
- По мнению автора, каждый из нас должен с чуткостью и вниманием относиться к людям с ограниченными возможностями.
- Рассматривая эту проблему, автор ясно, четко формулирует свою позицию. Он убеждает читателя в том, что нужно проявлять сострадание к людям с ограниченными возможностями.
- Писатель, исследуя проблему отношения окружающих людей к инвалидам, формулирует собственное мнение.Он призывает читателей к заботливому отношению к ним.
- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что …
- Писатель подводит читателя к мысли о том, что нужно уважать …
VII. Ваша позиция и аргументы.(слайд 14)
-Сформулируйте свою позицию. Какие требования предъявляются к этой части сочинения? (слайд 5 )
Помните, что ваше мнение может полностью совпадать с авторским, а может быть противоположным. В любом случае не повторяйте дословно авторские мысли. Постарайтесь найти свою формулировку ответа на вопрос. Нельзя ограничиваться словами «я согласен» или «я не согласен с автором». Предложение должно быть сложным: «Я согласен с автором в том, что…». Или: «Мне близка позиция автора по вопросу о…, потому что…»
- Подберите аргументы.( Работа в группах.) Отвечает один из группы.(слайд15)
1 группа-из читательского опыта;
2 группа- из жизненных наблюдений.
-Были ли проблемы в аргументации своей позиции? Отметьте в листах самооценки.
Примерные ответы:
- Я согласна с мнением автора и считаю, что каждый человек должен поддерживать людей с ограниченными физическими возможностями в их нелёгкой жизни.
Я разделяю мнение автора и считаю, что человек должен сострадать таким беззащитным людям, как Санька.
- Мне близка позиция автора и поэтому считаю , что …. В подтверждение своего мнения могу привести пример из повести великого русского писателя В. Г.Короленко «Слепой музыкант». В финале повести мы видим многочисленную публику, с увлечением слушающую завораживающую музыку слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды. Пётр, который родился слепым, сумел почувствовать жизнь во всей полноте, нашёл смысл жизни благодаря поддержке и заботе матери, дяди и любимой девушки.
- В средствах массовой информации часто упоминается вопрос о решении проблем инвалидов. Так, …
-В России 11 миллионов инвалидов. У нас переполнены детские дома для инвалидов
-Н.Островский. «Как закалялась сталь». Главный герой этого романа Павел Корчагин, будучи слепым и прикованным к постели, благодаря родным и близким, друзьям, борется с невзгодами. Главной его победой стала книга, которую он написал.
-Сегодня наше государство многое делает для того, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями не столь остро чувствовали свою ущербность. Например, проводятся различные мероприятия для детей-инвалидов, проводятся параолимпийские игры…Сегодня такие дети имеют возможность учиться в обычной общеобразовательной школе.
-Н.В.Гоголь. «Мёртвые души» ( «Повесть о капитане Копейкине). Бывший защитник Отечества, получивший на войне увечье, долго добивался встречи с чиновником, чтобы попросить пенсии. Но ему отказали.
- Статья о слепом фотографе кажется надуманной и нелепой. ( «ЗОЖ», ноябрь 2013г). В ней говорится о молодой, но сильной женщине, которая потеряла зрение в 25 лет. Многое пережила она, но родные и близкие, особенно муж, помогли ей вернуться к жизни: она стала профессиональным фотографом. Эта женщина восхищает всех своим мужеством, стойкостью.
VIII. Пишем заключение. (слайд16)
-Финальный абзац — это вывод, подводящий итог вашим размышлениям по выбранной проблеме. Не повторяйте ничего из того, что уже сказали! Не уходите в сторону от главной мысли, которую вы доказывали. Подумайте, что нового внесли в решение проблемы ваши аргументы, и вынесите свой вердикт.
« Помоги, утешь, поддержи – и мир станет чуточку добрее».
IX. Домашнее задание. (слайд 17)
1). Написать сочинение-рассуждение по проблеме.
2). Заполнить таблицу: позиция автора, аргументы ( по остальным проблемам рассказа)
Проблема | Позиция автора | Аргументы |
X. Рефлексия. (Слайд18)
- Выберите с рефлексивного экрана и продолжите:
А) Меня удивило…
Б) Мне захотелось…
В) Урок дал мне для жизни…
Г) Я смог…
Д) У меня получилось…
Е) Мне надо поработать…
Приложение: текст рассказа
«Санька»
Они часто приходят вдвоём на спортивную площадку нашего двора. Два брата. Старший Дима и маленький шестилетний Санька. Одиннадцатилетний Дима не по-детски усаживает Саньку на ближайшую лавочку и бежит играть в футбол. Стоя на воротах или бегая за мячом, он часто бросает заботливый и тревожный взгляд на младшего брата. Санька улыбается во весь рот, болтает весело ногами. Ему хорошо. Солнце дарит Саньке свои поцелуи, ветер нежно ласкает светло-русые волосы на макушке. Дети вокруг бегают, скачут, прыгают. Взрослые быстро проходят по своим всегда важным делам, а Санька рад, всегда рад. Потому что дышит, потому что живёт, может слышать задорное чириканье воробьёв и видеть причудливо искривлённые ветви старых тополей и сидящих на них кумушек-ворон. И над всем этим нескончаемый лазурный океан Неба. Саньке предназначена такая судьба. Он инвалид детства. Что-то случилось с его головным мозгом, он отстаёт в своём развитии. Санька почти не говорит, а то, что пытается произносить, понять почти невозможно. Но улыбка его осмысленна, как будто он пытается общаться с окружающим его жёстким и жестоким миром именно ей. Он улыбается, и его лабродоритовые глаза молвят: «Да, я такой! Я радуюсь миру! Принимайте меня таким! Любите меня таким!» Он пытается привлечь к себе внимание и громко кричит от избытка через край рвущихся чувств. Что очень нервирует и раздражает мам, прогуливающихся рядом со своими маленькими детьми. Слышится шипяще-недоброе: «Ну надо же, что за мать. Ведь он же совсем идиот. Неужели нельзя было сдать в интернат?» При этом они затягивают сигареты, выдыхая зловонный воздух почти в личики своим чадам. А Санька улыбается и кивает головой, ведь он не понимает, о чём они судачат, безгранично рад хоть такому вниманию. Дима выбегает со спортивной площадки и пересаживает Саньку на другую лавочку.
А я в своём воображении низко кланяюсь Санькиной маме (хотя не знаю её) за то, что не бросила сынишку в холодные государственные руки, за то, что Санька знает запах своего дома и вкус пирогов, испечённых мамиными руками. Я для таких матерей придумал бы медаль «За материнское мужество». Старший брат защищает Саньку от более омерзительной злобы и неприязни — детской. В шестилетнего мальчика плевками летят слова: «Опять пришёл урод! Уходи отсюда, придурок!» При этом обязательно толкают, щипают. Будто получают наслаждение, причиняя боль. Неужели вам, сильным и здоровым, «благополучным» и закормленным сложно понять, что не вина эта Санькина, неужели вас не учили не обижать слабых, а тем более глумиться над ними. Ведь и вы, дорогие мои ровесники, не защищены от господина Рока, который может превратить вашу красоту в безобразность, силу — в немощность, наглую улыбку — в заискивающий взгляд. И что тогда? Есть истина, закон, формула бытия: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой!
Наверное, не просто так приходят в мир такие Саньки. Их посылают специально для нас, более сильных, умных, красивых, чтобы они служили зеркалами для наших сердец, наших поступков. И нельзя отвернуться, просто надо помогать, чем можешь. Ласково поговорить, посидеть рядом, погладить по голове, рассказать добрую сказку.
А ещё я проникся глубоким уважением к Диме. В его недетском лице столько мужественности и воли, и огромная преданность и любовь к своему необычному брату. Я восхищаюсь его великим смирением и ответственностью за Саньку. И он не боится и не стыдится её.
Смеркается. Спортивная площадка пустеет. Дима осторожно берёт за руку Саньку, и они медленно бредут домой. Я заметил, что Санька любит надувать воздушные шарики, завтра постараюсь подарить ему огромный синий шар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....