Урок Путешествие по стране «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Обобщающий урок по теме "Имя существительное" в 5 кл с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_puteshestvie.docx | 35.34 КБ |
urok-puteshestvie_imya_sushchestvitelnoe.pptx | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Путешествие по стране «Имя существительное»
Класс: 5 класс
Форма проведения: Путешествие
Цели:
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-конторольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построения и реализации проекта выхода из затруднений);
Содержательная: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов в разделе «Имя существительное».
Задачи:
Предметные: закрепить основы научных знаний об имени существительном; сформировать умение выделять понятие «имя существительное» среди других частей речи; совершенствовать навыки морфологического анализа имени существительного.
Метапредметные: коммуникативные УУД (развить умение логично и правильно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета); познавательные УУД (развивать умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений); регулятивные УУД (развивать умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Личностные: формировать осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку; формировать уважительное отношение к чужому мнению; развивать умение оценивать результаты собственной деятельности.
Технические средства обучения: компьютер .
Ход урока
- Мотивирование к учебной деятельности 1 слайд
- Здравствуйте, ребята! Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвиния, где Язык является могущественным, храбрым королем.
Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие, Предлог, Союз, Междометие. Каждый из слуг живет в отдельном княжестве.
Мы с вами совершим путешествие в княжество под названием Имя Существительное. Каждый обитатель его – волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире. Сегодня мы с вами еще раз вспомним все особенности этой части речи, повторим правила правописания, чтобы ненароком не обидеть жителей этого княжества. Но прежде, чем отправиться в путь, нам надо проверить нашу готовность к путешествию: багаж знаний и маршрутный лист. На каждой станции вас ждет Мудрец, предлагающий вам задания. За правильно выполненное задание он приготовил подарок – знак Совы, издавна считавшейся мудрой птицей. 2 слайд
А теперь самое время отправиться в путь! Садимся в волшебный вагон и отправляемся в путь!
3 слайд
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии
Наш поезд подошел к границе княжества и к первой остановке. Для того, чтобы перейти границу, нам нужно разгадать кроссворд. 4 слайд
5 слайд
1. - Ребята, наша остановка – «Неразберихино».
Протянулся ряд вагонов зеленых,
Увлекая вдаль ребят смышленых.
Пассажир, просто так не сиди,
А в окно ты скорей посмотри!
Там дорога ухабов полна,
Так как спутались Имена.
Ты на станции этой сойди
И порядок быстрей наведи.
- Перед вами две улицы – улица Имен существительных собственных и улица Имен существительных нарицательных. Их жители совершенно запутались, кто, где живет. Чтобы им помочь, давайте постараемся ответить на вопросы мудреца (слайд 6).
- Что вы знаете о жителях улиц Имен собственных и Имен нарицательных?
- Чем гордятся собственные Имена существительные?
- Почему жители этого города могут переходить с одной улицы на другую?
- Как отличить одушевленные от неодушевленных существительных?
Слайд 7.
-Ребята, давайте поможем жителям этих улиц. Слова распределены в две колонки. Составьте слова, которые представляют собой верное словосочетание.
город
птица
созвездие лебедь
птица «Лебедь»
кафе Лебедь
пароход
«Орел»
Орел
орел
Работа осуществляется с последующей проверкой.
- Справились хорошо! Молодцы! Продолжаем наш путь!
Слайд 8.
2. Перо в руке,
Огонь в душе –
Работа синтаксическая!
Ты выполняй и не робей,
Ведь настроение лирическое!
- На этой станции вам, ребята, необходимо выполнить следующее задание мудреца: «Придумайте несколько предложений, в которых бы одно имя существительное УТРО выполняло разные синтаксические функции. У каждого из вас свое задание».
Работа осуществляется с последующей проверкой.
Слайд 9
3. В глазах любопытство, колеса стучат -
Станция Одушевленности.
Ребята, конечно, слова различат
И разберутся в неопределенности.
- Перед вами, ребята, очередное задание мудреца: «Разделите слова на одушевлённые и неодушевлённые, вставляя пропущенные буквы».
Работа осуществляется с последующей проверкой.
Слайд 10
4. Добро пожаловать!
Станция Склонений
Здесь мы проверим
Ваших ряд умений.
- Ребята, вот для вас новое задание старца: «Вам, юные путешественники, предстоит написать цифровой диктант. Цифры 1, 2 и 3 соответственно обозначают склонения Имен существительных. Будьте внимательны!»
Диктант
Степь, демонстрация, постель, постелька, олень, дичь, брошюра, цыган, циркуль, местность, ненастье, шепот, чувство, луч, камыш.
Слайд 11
А теперь проверим !
Ключ
3, 1, 3, 1, 2, 3, 1, 2, 2, 3, 2, 2, 2, 2, 2
Слайд 12
5. - Молодцы! Теперь посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием мудреца: «Ребята, подберите к существительным синонимы с основой на шипящую».
Слайд 13
Ключ
- Злак рожь
- Неправда Ложь
- Доктор врач
- Поддержка помощь
- Сила мощь
- Безветрие тишь
6. Физминутка
Пассажир, пассажир, умные глаза,
Ты давай не ленись, отдохнуть пора!
Потянись , поднимай руки высоко,
Если форма имеет множественное число,
Если приседай низко и легко, если форма Имеет множественное число.
Слова: ножницы, хлопок, простор,
ворота, очки, детство, оттепель, тиски, цирк, радость, чернила.
Слайд 14.
Вставьте пропущенные буквы, определите род существительного.
Золот_ м_даль, солдатск_ ш_нель, звучн_ р_яль.
Высок_ тополь, вкусн_ кофе, красив_ тюль.
Жарен_ картофель, вкусн_ кака_, яблочн_ повидл_.
Слайд 15
Распределите слова на 3 группы
Только единственного числа | Только множественного числа | Единственного и множественного числа |
Грабли, метель, молоко, яблоко, темнота, ножницы, бензин, рука, санки, керосин, очки, опилки, серебро, цифра, стол
По щелчку –проверка
Слайд 16
Подберите антонимы к существительным:
Сила –
Благородство-
Прямодушие –
Уважение-
Смелость-
Красота-
Слова для справок:
Безобразие, ненависть, трусость, лицемерие, злоба, слабость, безнравственность
Слайд 17
Станция Разгадайка
Слайд 18
Ответы
Семья – разделительный Ъ и Ь знаки, проверяемая гласная в корне.
Закат – правописание приставок.
Фонарь – словарное слово.
Заяц – непроверяемая гласная в корне слова.
Стриж – существительные мужского рода с шипящими на конце.
Слайд 19
Задание от Мудреца
Перед вами карточки, выполните предложенное задание:
1. Спишите предложения, вставляя буквы и необходимые знаки препинания, обозначьте орфограммы
Скоро собач…нка выр…стет станет большой и сильной. Но я не забуду как этот маленький комоч…к шерст… по…вился в нашей семье и зан…л место в моём сердц…
Слайд 20
Ключ для проверки
Рефлексия
- Друзья мои, еще раз оглянитесь на просторы княжества Имя существительное, вспомните его особенности и выполните морфологический разбор. Верно выполненное задание поможет вам стать полноправным гражданином этой страны, ошибки же будут свидетельствовать о том, что необходимо продолжить знакомство с именем существительным как частью речи.
Слайд 21
Станция Морфологическая
Сделайте морфологический разбор существительного ( I вар. – собач…нка, II вар. – шерст..):
I. ______________________________________________________________________________
II. Морфологич. признаки:
1. Пост.: _________________________________________________________________
2. Непост.: ________________________________________________________________
III. Синт. роль - __________________________________________________________________
Проверка учителем
Ну вот и открылись ворота во дворец, где нас ждет Существительное. Мы все доехали, никого не потеряли. Сказочный поезд добрался до места назначения.
IV. Домашнее задание
Написать сочинение – рассуждение «Существительное – слово удивительное»
Рефлексия. На партах у вас есть смайлики, выберите один соответствующий вашему настроению. Уходя, прикрепите магнитиком к доске. Спасибо за работу на уроке!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Маршрутный лист
Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что? 2 . Имя существительное, называющее живой предмет и отвечающее на вопрос кто? 3 . Непостоянный грамматический признак имени существительного? 4. Изменение имени существительного по падежам называется… 5 . Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? 6 . Назовите постоянный признак имени существительного. с у щ е с т в и т е л ь н о е д о ш е в л ё н н о е п д л е ж а щ е е с к о н е н и е ж п а д д р 1. 2. 3. 4. 5. 6.
Станция « Неразберихино » Что вы знаете о жителях улиц Имен собственных и Имен нарицательных? Чем гордятся собственные Имена существительные? Почему жители этого города могут переходить с одной улицы на другую? Как отличить одушевленные от неодушевленных существительных?
Составьте из данных слов верные словосочетания. город орел птица «Орел» пароход Орел созвездие лебедь птица «Лебедь» кафе Лебедь
Станция «Синтаксическая Придумайте предложения, в которых бы существительное УТРО выполняло разные синтаксические функции: Диана – ___________; Денис – - - - - - - - - - - ; Дамир - -.-.-.-.-.-.-.-.-.-
Станция «Одушевленности» Разделите слова на одушевлённые и неодушевлённые, вставляя пропущенные буквы Б..рёза, л.. са , ст.. рушка , м..две.. ь , заяц.., ст.. рик , м.. рко .. ь , .. кно , праз ..ник, м..л..ко, скв .. рец , ска .. ка
Станция «Склонений» Вам, юные путешественники, предстоит написать цифровой диктант. Цифры 1, 2 и 3 соответственно обозначают склонения Имен существительных. Будьте внимательны!
Ключ 3, 1, 3, 1, 2, 3, 1, 2, 2, 3, 2, 2, 2, 2, 2
Подберите к существительным синонимы с основой на шипящий Злак Неправда Доктор Поддержка Сила Безветрие
Ключ Рожь Ложь Врач Помощь Мощь Тишь
Станция «Род существительных» Вставьте пропущенные буквы, определите род существительного. Золот_ м_даль , солдатск_ ш_нель , звучн_ р_яль . Высок_ тополь , вкусн_ кофе , красив _ тюль. Жарен _ картофель, вкусн _ кака_ , яблочн_ повидл_ .
Только единственного числа Только множественного числа Единственного и множественного числа Распределите слова на 3 группы Только единственного числа Только множественного числа Единственного и множественного числа Грабли, метель, молоко, яблоко, темнота, ножницы, бензин, рука, санки, керосин, очки, опилки, серебро, цифра, стол. Только единственного числа Только множественного числа Единственного и множественного числа Молоко, темнота, бензин, керосин, серебро Грабли, ножницы, опилки, очки, санки Яблоко, рука, цифра, стол, метель Станция Число существительных
Подберите антонимы к существительным: Сила – Благородство- Прямодушие – Уважение- Смелость- Красота- Слова для справок: Безобразие, ненависть, трусость, лицемерие, злоба, слабость, безнравственность
Станция « Разгадайка »
Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначьте в них изученные орфограммы. С е м ь я – разделительный Ъ и Ь знаки, проверяемая гласная в корне. За кат – правописание приставок. Фонарь – словарное слово. За я ц – непроверяемая гласная в корне слова. Стри ж – существительные мужского рода с шипящими на конце.
Задание от Мудреца
Ключ для взаимопроверки Скоро собач о нка выр а стет , станет большой и сильной. Но я не забуду , как этот маленький комоч е к шерст и по я вился в нашей семье и зан я л место в моём сердц е .
Станция «Морфологическая» Сделайте морфологический разбор существительного ( Денис – собач … ка , Дамир – шерст .., Диана – сем…е). I. ______________________________________________________________________________ II. Морфологич . признаки: 1. Пост.: _________________________________________________________________ 2. Непост .: ________________________________________________________________ III. Синт . роль - __________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по стране Имя существительное
Задачи: - выявить специфику употребления имён существительных; - рассмотреть морфологические признаки имён существительных; - раскрыть структуру имён существительных, выполн...
Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...
Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...
Урок-путешествие в 5 классе. Цветные страны материка « Имя существительное».
Урок-путешествие в 5 классе. Цветные страны материка « Имя существительное».Цели: проверить знания теоретического материала о грамматических признаках имен существительных, совершенст...
Урок - обобщение по русскому языку в 6 классе СКОШ VIII вида «Путешествие в страну существительных»
В материале урока показаны виды работ, направленные на закрепление изученного материала по теме "Имя существительное"....
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...