Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Разработки к урокам. в помощь учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 365 КБ |
![]() | 525 КБ |
![]() | 300 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поставь существительное ВЕСНА в нужную форму, определи падеж. Всё пробудилось ото сна: По миру шествует … Как будто расцветаем мы, Почувствовав приход … И захотелось выйти мне Навстречу молодой … В листве зелёной утону И в этом обвиню … Природа дышит лишь одной Неповторимою … Скворец, присевший на сосне, Горланит песни о … Другим об этом расскажи, И повторишь ты падежи!
Проверь себя! 2-е склонение 3-е склонение инвентарь кабель рояль ковыль лосось панцирь тюль китель флигель мотель штемпель янтарь цоколь магистраль бандероль озимь полынь лазурь мозоль вуаль эмаль
Имена существительные на -мя
Разносклоняемые имена существительные
Толкование слов БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя . Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова) ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля) ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина. СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.
Говори правильно! Который час? (если хотим узнать, сколько показывают часы) Сколько времени? (об отрезке времени, имеющем границы)
Сравни!
Вставь существительные на -МЯ В стародавнее древнее_________ В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое__________ Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове __________, Как написать свою фамилию и __________, Зачем на лошадь надевать седло и__________ - Необразованное было это____________ . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их ___________ забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ___________ , Что кислород всегда поддерживает __________ Не думали они над тем, Как в булку превратить простое __________, С утра до вечера они чесали _______________.
Самопроверка: В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове вымя , Как написать свою фамилию и имя, Зачем на лошадь надевать седло и стремя - Необразованное было это племя. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя , Что кислород всегда поддерживает пламя , Не думали они над тем, Как в булку превратить простое семя, С утра до вечера они чесали темя .
Проверь себя! ТЕСТ 1. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) ж.р. с нулевым окончанием; 2) ср.р. на – мя; 3) м.р. с окончанием – а 2. Особенности разносклоняемых имен существительных: 1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа; 2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе; 3) окончание – им в Т.п. ед. числа 3. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) воля; 2) имя; 3) шимпанзе.
Ключ к тесту 1. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) ж.р. с нулевым окончанием; 2) ср.р. на – мя; 3) м.р. с окончанием – а 2. Особенности разносклоняемых имен существительных: 1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа; 2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе; 3) окончание – им в Т.п. ед. числа 3. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) воля; 2) имя; 3) шимпанзе «Нет ошибок» - Молодец! «1 ошибка» - Неплохо. Но нужно быть внимательнее! «2 и более ошибки» - Нужно ещё поработать!
Разносклоняемые имена существительные
Опорный конспект
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К несклоняемым существительным относятся Сущ. иноязычного происхождения – собственные и нарицательные – с гласными –а, -о, -е, -и, -и, -у, -ю
Пальто Шоссе Такси Кенгуру Меню Баку Тбилиси
Иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола, оканчивающиеся на согласный
Стихи поэтессы Алигер; Роман писательницы Войнич; К знакомой мисс.
Русские и украинские фамилии на -о, - их, -ых
Я был у Сухих; Я посетил родственников в селе Дягтерево; Я дружу с Шевченко.
Сложносокращенные слова, которые оканчиваются на гласную
Наше ТОО; Информация поступила в СМИ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общее грамматическое значение имени существительного 1. Обозначает предмет 2. Отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Морфологические признаки имён существительных 1. Род – мужской, женский, средний 2.Собственное или нарицательное 3. Одушевлённое или неодушевлённое 4. Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам, то есть склоняется
Синтаксическая роль в предложении 1.Ученики пришли в школу. 2.Москва- столица нашей родины. 3. Птички солнышка ждут, птички песни поют. 4. Домик лесника находился на опушке леса.
Группы имён существительных по значению 1.КОНКРЕТНЫЕ-называют конкретные предметы живой и неживой природы(журнал, брат, рыба, комар) 2.ВЕЩЕСТВЕННЫЕ- называют различные вещества( воздух, масло,бензин)
3. ОТВЛЕЧЕННЫЕ- называют явления, воспринимаемые мысленно( учение, бег, упрямство, любовь) 4. СОБИРАТЕЛЬНЫЕ-называют множество одинаковых предметов как одно целое( детвора,листва, молодежь)
НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ И СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 1. Существительные, называющие однородные предметы, являются НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ (стол, лес,ученик) 2.Существительные. Называющие единичные ( индивидуальные предметы), являются ИМЕНАМИ СОБСТВЕННЫМИ (Москва, Дон, Сергей, газета «Труд» )
ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 1. ОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ называют предметы живой природы и отвечают на вопрос КТО? 2.НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ называют предметы неживой природы и отвечают на вопрос ЧТО?
РОД ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО 1. МУЖСКОЙ РОД (он мой): путь, друг; 2.ЖЕНСКИЙ РОД (она моя): фамилия, порубь; 3.СРЕДНИЙ РОД (оно моё): желание, здоровье; 4.ОБЩИЙ РОД : сирота, неряха, плакса, грязнуля, разиня.
ЧИСЛО ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО 1. ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО: книга, стол 2.МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО: книги, столы По числам изменяются только КОНКРЕТНЫЕ существительные, другие имеют только одну форму
У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и тип склонения!
ПАДЕЖ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И. КТО? ЧТО? Р. КОГО? ЧЕГО? Д. КОМУ? ЧЕМУ? В. КОГО? ЧТО? Т. КЕМ? ЧЕМ? П. О КОМ? О ЧЕМ? Все падежи, кроме именительного, называются КОСВЕННЫМИ.
СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Изменение существительных по числам и падежам, называется СКЛОНЕНИЕМ. 1 СКЛ.-ж.р. и м.р. Окончаниями -а(-я) 2 СКЛ.-с.р. Окончания –о(-е) м.р. Окончание- нулевое 3 СКЛ.-ж.р. Окончания –а(-я)
РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ При изменении по падежам и числам некоторые существительные имеют окончания разных склонений, поэтому они называются РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМИ: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ: 1.СО ЗНАЧЕНИЕМ ЛИЦА: -ист, -тельн, -чик, -щик, -ник, -к; 2.С ОТВЛЕЧЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ: -ость, -от(а), -ени(е). 3. СО ЗНАЧЕНИЕМ КОНКРЕТНЫХ ПРЕДМЕТОВ: -ник, -лк(а), -к(а).
4. СО ЗНАЧЕНИЕМ УМЕНЬШИТЕЛЬНЫМ, ЛАСКАТЕЛЬНЫМ, УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМ, ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНЫМ: -к, -оньк, -еньк, -ик, -ек, -ишк, -ышк, -ушк, -юшк, -иц, -ищ.
1.Сущ. Ж.р. часто образуются от сущ. М.р. С помощью суффиксов: -к, -их, -ш, -ниц. 2.Сущ. М.р. и Ж.р нередко образуются от одного и того же сущ. с помощью суффиксов –ник- (м.р.) и –ниц-(ж.р.)
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК ПРИ + ГОР0Д, НЕ+ ПОГОДА,НЕ+ ПРИЯТЕЛЬ, ДЕ+ МОНТАЖ В результате присоединения приставок не-, без, -де, -анти у сущ. появляется значение, которое противоположно значению исходного слова.
ОБРАЗОВАНИЕ СУЩ. С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК И СУФФИКСОВ ПОД+ОКОН+ НИК ПОД+ ОДЕЯЛЬ+НИК БЕЗ+ДОРОЖЬ+Е ПО+БЕРЕЖЬ+Е
Сложные существительные 1. Сложение слов: вагон-ресторан; 2. Сложение основ с помощью соединительных гласных –о, -е: землЕтрясение; 3. Сложение начальных букв слова: КВН, ТЮЗ( сложносокращенные слова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-26137-1382457872.jpg)
"Существительные разносклоняемые, несклоняемые, общего рода"
Тест позволяет быстро проверить знания по теме "Имя существительное" (6 класс)...
«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»
Урок «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные». Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить с группой ра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-259609-1369626444.jpg)
Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...
Урок на тему "Несклоняемые имена существительные. Род имен существительных"
Этот урок содержит интересный материал, учит определять род несклоняемых существительных, согласовывать несклоняемые существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени, способствов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-197484-1360170751.jpg)
Интерактивный тренажер. Плавающие овалы. Различай разносклоняемые существительные и существительные 1 склонения. 5 класс
При помощи интерактивного тренажера "Плавающие овалы" учащиеся могут проверить усвоение темы "Разносклоняемые существительные"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/28/picture-941762-1503920585.jpg)
Тест несклоняемые и разносклоняемые существительные
Тест на тему "Несклоняемые и разносклоняемые существительные"...