Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Зубова Олеся Александровна

Разработки к урокам. в помощь учителю. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы склонений существительных 1 скл. Женского и мужского рода - а, я 2 скл. Мужского рода с нулевым окончаниеми среднего рода - о, е 3 скл. Женского рода на Ь

Слайд 2

Поставь существительное ВЕСНА в нужную форму, определи падеж. Всё пробудилось ото сна: По миру шествует … Как будто расцветаем мы, Почувствовав приход … И захотелось выйти мне Навстречу молодой … В листве зелёной утону И в этом обвиню … Природа дышит лишь одной Неповторимою … Скворец, присевший на сосне, Горланит песни о … Другим об этом расскажи, И повторишь ты падежи!

Слайд 3

Проверь себя! 2-е склонение 3-е склонение инвентарь кабель рояль ковыль лосось панцирь тюль китель флигель мотель штемпель янтарь цоколь магистраль бандероль озимь полынь лазурь мозоль вуаль эмаль

Слайд 4

Имена существительные на -мя

Слайд 5

Разносклоняемые имена существительные

Слайд 6

Толкование слов БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя . Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова) ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля) ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина. СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

Слайд 7

Говори правильно! Который час? (если хотим узнать, сколько показывают часы) Сколько времени? (об отрезке времени, имеющем границы)

Слайд 8

Сравни!

Слайд 9

Вставь существительные на -МЯ В стародавнее древнее_________ В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое__________ Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове __________, Как написать свою фамилию и __________, Зачем на лошадь надевать седло и__________ - Необразованное было это____________ . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их ___________ забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ___________ , Что кислород всегда поддерживает __________ Не думали они над тем, Как в булку превратить простое __________, С утра до вечера они чесали _______________.

Слайд 10

Самопроверка: В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове вымя , Как написать свою фамилию и имя, Зачем на лошадь надевать седло и стремя - Необразованное было это племя. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя , Что кислород всегда поддерживает пламя , Не думали они над тем, Как в булку превратить простое семя, С утра до вечера они чесали темя .

Слайд 11

Проверь себя! ТЕСТ 1. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) ж.р. с нулевым окончанием; 2) ср.р. на – мя; 3) м.р. с окончанием – а 2. Особенности разносклоняемых имен существительных: 1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа; 2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе; 3) окончание – им в Т.п. ед. числа 3. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) воля; 2) имя; 3) шимпанзе.

Слайд 12

Ключ к тесту 1. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) ж.р. с нулевым окончанием; 2) ср.р. на – мя; 3) м.р. с окончанием – а 2. Особенности разносклоняемых имен существительных: 1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа; 2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе; 3) окончание – им в Т.п. ед. числа 3. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) воля; 2) имя; 3) шимпанзе «Нет ошибок» - Молодец! «1 ошибка» - Неплохо. Но нужно быть внимательнее! «2 и более ошибки» - Нужно ещё поработать!

Слайд 13

Разносклоняемые имена существительные

Слайд 14

Опорный конспект


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Некоторые существительные не изменяются по падежам (не склоняются). Имеют одну и ту же форму слова

Слайд 3

К несклоняемым существительным относятся Сущ. иноязычного происхождения – собственные и нарицательные – с гласными –а, -о, -е, -и, -и, -у, -ю

Слайд 4

Пальто Шоссе Такси Кенгуру Меню Баку Тбилиси

Слайд 5

Иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола, оканчивающиеся на согласный

Слайд 6

Стихи поэтессы Алигер; Роман писательницы Войнич; К знакомой мисс.

Слайд 7

Русские и украинские фамилии на -о, - их, -ых

Слайд 8

Я был у Сухих; Я посетил родственников в селе Дягтерево; Я дружу с Шевченко.

Слайд 9

Сложносокращенные слова, которые оканчиваются на гласную

Слайд 10

Наше ТОО; Информация поступила в СМИ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цели и задачи урока: 1.Закрепить умения определять грамматические, морфологические признаки имён существительных, их синтаксическую роль в предложении. 2.Вспомнить словообразование имен существительных.

Слайд 2

Общее грамматическое значение имени существительного 1. Обозначает предмет 2. Отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Слайд 3

Морфологические признаки имён существительных 1. Род – мужской, женский, средний 2.Собственное или нарицательное 3. Одушевлённое или неодушевлённое 4. Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам, то есть склоняется

Слайд 4

Синтаксическая роль в предложении 1.Ученики пришли в школу. 2.Москва- столица нашей родины. 3. Птички солнышка ждут, птички песни поют. 4. Домик лесника находился на опушке леса.

Слайд 5

Группы имён существительных по значению 1.КОНКРЕТНЫЕ-называют конкретные предметы живой и неживой природы(журнал, брат, рыба, комар) 2.ВЕЩЕСТВЕННЫЕ- называют различные вещества( воздух, масло,бензин)

Слайд 6

3. ОТВЛЕЧЕННЫЕ- называют явления, воспринимаемые мысленно( учение, бег, упрямство, любовь) 4. СОБИРАТЕЛЬНЫЕ-называют множество одинаковых предметов как одно целое( детвора,листва, молодежь)

Слайд 7

НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ И СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 1. Существительные, называющие однородные предметы, являются НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ (стол, лес,ученик) 2.Существительные. Называющие единичные ( индивидуальные предметы), являются ИМЕНАМИ СОБСТВЕННЫМИ (Москва, Дон, Сергей, газета «Труд» )

Слайд 8

ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 1. ОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ называют предметы живой природы и отвечают на вопрос КТО? 2.НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ называют предметы неживой природы и отвечают на вопрос ЧТО?

Слайд 9

РОД ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО 1. МУЖСКОЙ РОД (он мой): путь, друг; 2.ЖЕНСКИЙ РОД (она моя): фамилия, порубь; 3.СРЕДНИЙ РОД (оно моё): желание, здоровье; 4.ОБЩИЙ РОД : сирота, неряха, плакса, грязнуля, разиня.

Слайд 10

ЧИСЛО ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО 1. ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО: книга, стол 2.МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО: книги, столы По числам изменяются только КОНКРЕТНЫЕ существительные, другие имеют только одну форму

Слайд 11

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и тип склонения!

Слайд 12

ПАДЕЖ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И. КТО? ЧТО? Р. КОГО? ЧЕГО? Д. КОМУ? ЧЕМУ? В. КОГО? ЧТО? Т. КЕМ? ЧЕМ? П. О КОМ? О ЧЕМ? Все падежи, кроме именительного, называются КОСВЕННЫМИ.

Слайд 13

СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Изменение существительных по числам и падежам, называется СКЛОНЕНИЕМ. 1 СКЛ.-ж.р. и м.р. Окончаниями -а(-я) 2 СКЛ.-с.р. Окончания –о(-е) м.р. Окончание- нулевое 3 СКЛ.-ж.р. Окончания –а(-я)

Слайд 14

РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ При изменении по падежам и числам некоторые существительные имеют окончания разных склонений, поэтому они называются РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМИ: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.

Слайд 15

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ: 1.СО ЗНАЧЕНИЕМ ЛИЦА: -ист, -тельн, -чик, -щик, -ник, -к; 2.С ОТВЛЕЧЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ: -ость, -от(а), -ени(е). 3. СО ЗНАЧЕНИЕМ КОНКРЕТНЫХ ПРЕДМЕТОВ: -ник, -лк(а), -к(а).

Слайд 16

4. СО ЗНАЧЕНИЕМ УМЕНЬШИТЕЛЬНЫМ, ЛАСКАТЕЛЬНЫМ, УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМ, ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНЫМ: -к, -оньк, -еньк, -ик, -ек, -ишк, -ышк, -ушк, -юшк, -иц, -ищ.

Слайд 17

1.Сущ. Ж.р. часто образуются от сущ. М.р. С помощью суффиксов: -к, -их, -ш, -ниц. 2.Сущ. М.р. и Ж.р нередко образуются от одного и того же сущ. с помощью суффиксов –ник- (м.р.) и –ниц-(ж.р.)

Слайд 18

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК ПРИ + ГОР0Д, НЕ+ ПОГОДА,НЕ+ ПРИЯТЕЛЬ, ДЕ+ МОНТАЖ В результате присоединения приставок не-, без, -де, -анти у сущ. появляется значение, которое противоположно значению исходного слова.

Слайд 19

ОБРАЗОВАНИЕ СУЩ. С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК И СУФФИКСОВ ПОД+ОКОН+ НИК ПОД+ ОДЕЯЛЬ+НИК БЕЗ+ДОРОЖЬ+Е ПО+БЕРЕЖЬ+Е

Слайд 20

Сложные существительные 1. Сложение слов: вагон-ресторан; 2. Сложение основ с помощью соединительных гласных –о, -е: землЕтрясение; 3. Сложение начальных букв слова: КВН, ТЮЗ( сложносокращенные слова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Существительные разносклоняемые, несклоняемые, общего рода"

Тест позволяет быстро проверить знания по теме "Имя существительное" (6 класс)...

«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»

Урок  «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные».  Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить  с группой ра...

Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...

Урок на тему "Несклоняемые имена существительные. Род имен существительных"

Этот урок содержит интересный материал, учит определять род несклоняемых существительных, согласовывать несклоняемые существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени, способствов...

Интерактивный тренажер. Плавающие овалы. Различай разносклоняемые существительные и существительные 1 склонения. 5 класс

При помощи  интерактивного тренажера "Плавающие овалы"  учащиеся могут проверить усвоение темы "Разносклоняемые существительные"....

Тест несклоняемые и разносклоняемые существительные

Тест на тему "Несклоняемые и разносклоняемые существительные"...