Главные вкладки
Шехмаметьева Румия Кямилевна
Сайт учителя русского языка и литературы
Профессия: учитель русского языка и литературы
Профессиональные интересы: Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Увлечения: кулинария, чтение, разведение цветов, вышивание бисером, алмазная вышивка
Регион: Республика Мордовия
Населенный пункт: Ельниковский район, с.Акчеево
Место работы: МОУ "Акчеевская средняя общеобразовательная школа" Ельниковского муниципального района Республики Мордовия
Звание, ученая степень: учитель русского языка и литературы
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shekhmameteva-rumiya-kyamilevnaУчитель - свеча, которая светит другим, сгорая сама.
О себе
Можно ли стать хорошим учителем? Такой вопрос неоднократно задавала себе. По мнению педагогов и психологов - можно. Но педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, даже если есть талант. Но главное здесь должна быть любовь к детям.
Я - учитель и всегда хотела им быть. Я с детства мечтала стать педагогом, и поэтому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный. Мой дед по матери был учителем начальных классов в маленькой сельской школе. Тети отца тоже были учителями.
Мы все чьи-то ученики. Многим в выборе профессии я обязана своей первой учительнице и классному руководителю – учителю русского языка и литературы. И, пожалуй, ни у кого не повернется язык называть эту профессию ремеслом. Скорее, это все же искусство, т.к. работа хорошего учителя состоит из неимоверного количества составляющих: высочайшие душевные качества и знание преподаваемого предмета. Часто с подругами в свободное время я любила играть «в школу», обучала подруг грамоте, письму, счету, «проверяла» тетради. Эти детские забавы увлекали меня, мысленно перенося во взрослую, тогда такую желанную и, казалось, недосягаемую жизнь.
С 1974 по 1977 год училась в Лукояновском ордена Трудового Красного Знамени педагогическом училище им. А.М.Горького Нижегородской области, затем работала учителем начальных классов и заочно училась в АГПИ им. А.П.Гайдара, получив специальность «учитель русского языка и литературы».
Учителем я стала и этим горжусь: школа – моя судьба. Она дала мне ощущение радости, счастья, полноты жизни. Работа хорошего учителя состоит из неимоверного количества составляющих: высочайших душевных качеств и знания преподаваемого предмета.
Учитель по природе своей профессии созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Какими людьми станут мои ученики, что после себя оставят – это и будет ответом на вопрос: какой я учитель. Очень рада, что среди моих учеников есть поэт, кандидаты наук, врачи, учителя, инженеры, работники сельского хозяйства …
Я работаю в школе вот уже 41 год , из которых 17 лет проработала заместителем директора по УВР в данной школе. Село наше интернациональное, школа, хоть и небольшая, – средняя, национальная.
Я получаю удовольствие от работы! Мне приятно видеть, как вокруг кипит живое дело, которое захватывает целиком. Осознаю, что недаром тратятся силы, что я не лишний, а нужный человек!
Учитель – профессия - птица,
Вряд ли труднее сыскать,
С какою другою сравнится,
Ребячьи сердца зажигать!
Следуя мудрости Плутарха, понимаешь: ребенок, действительно, не «пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». А чтобы зажечь, нужно самому педагогу гореть.
Я до сих пор учусь на всем, что позволяет избежать ошибок, потому что ошибки в работе педагога – это судьбы детей, верящих в нас, не делящих нас на педагогов 1 - 2 и высшей категории, принимающих нас, чаще всего, как людей, в чьем профессионализме они не сомневаются.Ведь каждый ученик – это личность, индивидуальность, которая никогда не повторится! Понять личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть дверцу в мир каждого ребенка, и только потом определить тот путь, по которому ты пойдёшь. Учитель – прекрасная профессия, но я бы сказала, что это не профессия, это призвание. Учителя – особые люди. В связи с этим меня, как учителя-словесника, интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями.
Соглашусь с мнением Л.Н. Толстого «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
«Если бы вы знали, как необходим хороший, умный, образованный учитель. У нас в России его необходимо поставить в какие- то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится…Учитель должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело, а у нас – это чернорабочий, плохо образованный народ, который идет учить с такой же охотой, с какой бы пошел в ссылку. Он должен быть первым человеком, чтобы мог ответить на все вопросы, чтобы все черпали в нем силу, достойную внимания и уважения..,» - совсем недавно прочитала эти слова, написанные Чеховым в 1902 году, в одном из педагогических журналов и была потрясена, насколько они современны. В них все: и отношение государства к своему народу, и к личности учителя, и к образованию, и к жизни вообще.
Я искренне надеюсь, что педагог XXI века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной профессии, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
Ученики, ученики, ученики… Каждому отдана частичка сердца и души, за каждым - судьба, за каждого болит учительское сердце. И чем становишься старше, тем больше понимаешь своё предназначение и как учителя и как человека.Когда я иду по селу и встречаюсь с учениками и их родителями, это всегда по-человечески радостно и поучительно. Эти встречи являются оценкой моей работы, качества моего труда – и выражается эта оценка или молчанием, или приветствием: «Здравствуйте! Как Ваши дела?»
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
«Сердце отдаю детям» В. Сухомлинский
"Педагогическая поэма" А.С. Макаренко
Учительство- не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
«Слово об Учителе»
Я поэтов видел в бронзе и граните,
И царей встречал на медных скакунах.
Имена великих в позолоте литер
Ярко полыхают в солнечных лучах.
Я – за справедливость!
Надо бы поставить
Где-нибудь на улочке скромный пьедестал –
Памятник Учителю…
И на нём бы надпись:
«Без него бы Пушкин Пушкиным не стал.
Владимир Евплухин
Мой взгляд на мир
Нам каждый год встречать и провожать
И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать
И с каждым мигом становиться чище, лучше.
Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я учитель. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.
Школа – это удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее, где всё время надо торопиться, торопиться успеть, где всё время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями. Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить.
Я стараюсь сделать каждый своё занятие незабываемым для ученика! Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестаёт интересоваться предметом. Моя задача - поддерживать огонь в душе ученика!
Очень важно научить ребенка решать задачи, поставленные перед ним жизнью. Я счастлива, так как чувствую себя человеком, сопричастным детскому миру. Моим девизом в жизни стали слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Когда мы осмыслим свою роль на Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы». Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце. Ребёнок вырастет человеком там, где царит надежда на лучшее, а не страх перед худшим. За годы работы я не открыла для себя секрета, как научить всех детей. Я лишь стараюсь, чтобы они поняли, как это важно.
Идут дни, годы, идут очень быстро, а хочется успеть многое. Но как бы то ни было, дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
содействовать творческому развитию каждого ученика на уроке и вне урока;
вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
стать им другом, раскрыть богатство их душ.
Я понимаю и принимаю это. Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Результатом моего педагогического труда станет развитая личность, удовлетворенная своим положением в школе, обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни.
Что будет завтра? Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников.
Мои достижения
2003 г. Грамота Государственного Собрания Республики Мордовия
2007 г. Грамота Министерства образования Республики Мордовия
2011 г. Благодарственное письмо Главы Республики Мордовия
2013 г. Звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации"
2016 год Грамота Управления образования Ельниковского района
Моё портфолио
Портфолио учителя русского языка и литературы Шехмаметьевой Р.К.
Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Задача учителя в обществе не изменилась и сейчас. Он так же, как и тысячелетие назад, должен донести своим ученикам полный круг знаний и умений, воспитать их сознательными, благополучными членами общества.
Учитель – воспитатель того гражданина, в котором нуждается страна.