Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Просянкина Татьяна Васильевна

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Поэтому особое внимание следует уделять особенностям использования игровых технологий на уроках данного возрастного промежутка. Данную проблему позволяет решать применение на уроках smart-технологий. На уроке используются следующие интерактивные средства: множественный выбор, водоворот для сортировки текста, сортировка по категориям – текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт дополнительного образования

Кафедра профессионального развития педагогических работников

Курсы повышения квалификации

«Применение Smart-технологий в деятельности современного учителя»

Применение Smart-технологий

на уроке русского языка

«Путешествие по Стране имён существительных»

        

Просянкиной  Т.В., слушателя гр. ВСЕ-80/2,

учителя русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 2001 г. Москвы

        Москва 2012

Психолого-педагогическое обоснование методической разработки урока русского языка «Путешествие по стране имен существительных» на основе применения SMART технологий для успешного введения ФГОС ООО.

    Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.

    Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде с четко выраженной учебно-познавательной направленностью.

   Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Спектр целевых ориентаций

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности (предметные и познавательные умения).
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности (личностные и коммуникативныеумения).
  • Развивающие: развитие памяти, внимания, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности (познавательные и регулятивные умения).

      Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Поэтому особое внимание следует уделять особенностям использования игровых технологий на уроках данного возрастного промежутка. Данную проблему позволяет решать применение на уроках smart-технологий.

   На уроке используются следующие интерактивные средства: множественный выбор, водоворот для сортировки текста, сортировка по категориям – текст. 

 Целевая аудитория: учащиеся 5 класса.

Конспект урока русского языка

«Путешествие по Стране имен существительных»

(урок-повторение пройденного материала, 5 класс)

Цели:

  • Повторить и закрепить правописание собственных имен существительных; суффиксов -ек-, -ик-;
  • НЕ с существительными;
  • Имен существительных на –мя;
  • Безударных окончаний  и проверямых и непроверяемых гласных и согласных в именах существительных;
  • Прививать любовь к русскому языку.

 

Весь класс делится на 3 команды. На доске фиксируются  (0-1 балл) ответы участников команд. Результаты суммируются, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит совершить путешествие по Стране имен существительных. Чтобы наше путешествие прошло успешно, мы будем делать остановки на станциях и выполнять задания. Итак, поехали!

2. Развитие орфографических умений, связанных с изученными орфограммами по теме «Имя существительное».

Первая станция

 «Имена собственные и нарицательные»

- Распределите по колонкам имена собственные и нарицательные, называя, с какой буквы (большой или маленькой) пишется данное слово.

        (З,з)евс, (С,с)обака, (Р,р)усалка, (В,в)ишня, (П,п)ушкин, (О,о)зеро, (М,м)ария,  (У,у)лица, (Л,л)ондон, (У,у)читель, (Б,б)ельгия, (Г,г)ород, (Д,д)он, (П,п)амятник, (С,с)имонов, (П,п)исатель.

Вторая станция

 «НЕ с существительными»

  - Распределите слова, объясняя условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

 

(Не) решительность, отнюдь (не) избранник, (не) годование, далеко (не) друг, (не) забудки; (не) озеро, а река; (не) приязнь; (не) знание, а опыт; (не) ряха, ничуть (не) новость, (не) удача, вовсе (не) слесарь, (не) торопливость; (не) ложь, а правда; (не) настье, (не) ветер.

Третья станция

 «Существительные на – мя»

Задание для 1-й команды:

- просклоняйте существительное темя, выделите окончания.

Задание для 2-й команды:

- просклоняйте существительное бремя, выделите окончания.

Задание для 3-й команды:

- просклоняйте существительное вымя, выделите окончания.

        

Четвертая станция

«Произношение имен существительных»

  1. В каком слове ударение падает на первый слог?

            Жалюзи, шоферы, намерение, торты.

  1. В каком слове ударение падает на второй слог?

           Щавель, свекла, документ, каталог.

  1. В каком слове ударение падает на третий слог?

          Ходатайство, обеспечение, феномен, уникум.

 Пятая  станция

«Правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-»

  - Распределите слова, объясняя условия выбора правописания суффиксов     -ек-, -ик-.

   Горош..к, ключ..к, ножич..к, зайч..к, цветоч..к, словар..к, лесоч..к, карандаш..к, замоч..к, фонар..к, порож..к, час..к, носоч..к, ёж..к., оладуш..к, стол..к.

 Шестая  станция

«Проверяемые и непроверямые гласные и согласные в корне слова»

Выполните задания:

  • Выберите слово с проверяемой гласной в корне слова:                                    к..кос, ..рбуз, к..лонна, м..литва.
  • Выберите слово с непроверяемой гласной в корне слова:                            ув..дание, сл..стена, ..ллея, кл..енка. 
  • Выберите слово с проверяемым непроизносимым согласным в корне слова: чу..ство, праз..ник, извес..ный, лес..ница.
  • Выберите слово с непроверяемым непроизносимым согласным в корне слова:  мес..ность, учас..ник, со..нце, ма..ч.  
  • Выберите слово, в котором нет непроизносимого согласного: неизвес..ность, вес..ник, окрес..ность, опас..ность.
  • Выберите слово, в котором  после шипящего пишется буква Ю:                        ч..деса, параш..т, щ..пальце, щ..чка.                                                        

 Седьмая  станция

«Правописание безударных окончаний имен существительных»

  - Распределите слова по колонкам, объясняя условия выбора написания Е-И в безударных окончаниях имен существительных.

   На сидень.., для дочер.., при варк.., на площад.., в коридор.., на лошад.., по ветк.., из армии.., в дорог.., в Сибир.., по алле.., в здании.., в пустын.., об имен.., о геро.., для мышк.. .

3. Подведение итогов. Объявление команды-победителя. Выставление отметок.

4. Рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше путешествие по удивительной Стране имен существительных. Надеюсь, вы вспомнили многое об этой части речи, и следующая  встреча с именем существительным не будет таить для вас никаких трудностей.

- Ребята, перечислите орфограммы, которые вы повторили в течение нашего путешествия.

- Нарисуйте на карточках смайлик, веселый – если урок вам понравился, и грустный – если не понравился.

5. Домашнее задание.

Список литературы и источников.

  1. Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков. – Волгоград; Издательство «Учитель», 2009.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  3. Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка. Русская словесность, 2000. - № 5. – С. 16-19.
  4. http: // festival/1 september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"

Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в  творительном падеже....

урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения

Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС....