Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Поэтому особое внимание следует уделять особенностям использования игровых технологий на уроках данного возрастного промежутка. Данную проблему позволяет решать применение на уроках smart-технологий. На уроке используются следующие интерактивные средства: множественный выбор, водоворот для сортировки текста, сортировка по категориям – текст.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт дополнительного образования
Кафедра профессионального развития педагогических работников
Курсы повышения квалификации
«Применение Smart-технологий в деятельности современного учителя»
Применение Smart-технологий
на уроке русского языка
«Путешествие по Стране имён существительных»
Просянкиной Т.В., слушателя гр. ВСЕ-80/2,
учителя русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 2001 г. Москвы
Москва 2012
Психолого-педагогическое обоснование методической разработки урока русского языка «Путешествие по стране имен существительных» на основе применения SMART технологий для успешного введения ФГОС ООО.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.
Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде с четко выраженной учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Спектр целевых ориентаций
- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности (предметные и познавательные умения).
- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности (личностные и коммуникативныеумения).
- Развивающие: развитие памяти, внимания, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности (познавательные и регулятивные умения).
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Поэтому особое внимание следует уделять особенностям использования игровых технологий на уроках данного возрастного промежутка. Данную проблему позволяет решать применение на уроках smart-технологий.
На уроке используются следующие интерактивные средства: множественный выбор, водоворот для сортировки текста, сортировка по категориям – текст.
Целевая аудитория: учащиеся 5 класса.
Конспект урока русского языка
«Путешествие по Стране имен существительных»
(урок-повторение пройденного материала, 5 класс)
Цели:
- Повторить и закрепить правописание собственных имен существительных; суффиксов -ек-, -ик-;
- НЕ с существительными;
- Имен существительных на –мя;
- Безударных окончаний и проверямых и непроверяемых гласных и согласных в именах существительных;
- Прививать любовь к русскому языку.
Весь класс делится на 3 команды. На доске фиксируются (0-1 балл) ответы участников команд. Результаты суммируются, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит совершить путешествие по Стране имен существительных. Чтобы наше путешествие прошло успешно, мы будем делать остановки на станциях и выполнять задания. Итак, поехали!
2. Развитие орфографических умений, связанных с изученными орфограммами по теме «Имя существительное».
Первая станция
«Имена собственные и нарицательные»
- Распределите по колонкам имена собственные и нарицательные, называя, с какой буквы (большой или маленькой) пишется данное слово.
(З,з)евс, (С,с)обака, (Р,р)усалка, (В,в)ишня, (П,п)ушкин, (О,о)зеро, (М,м)ария, (У,у)лица, (Л,л)ондон, (У,у)читель, (Б,б)ельгия, (Г,г)ород, (Д,д)он, (П,п)амятник, (С,с)имонов, (П,п)исатель.
Вторая станция
«НЕ с существительными»
- Распределите слова, объясняя условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
(Не) решительность, отнюдь (не) избранник, (не) годование, далеко (не) друг, (не) забудки; (не) озеро, а река; (не) приязнь; (не) знание, а опыт; (не) ряха, ничуть (не) новость, (не) удача, вовсе (не) слесарь, (не) торопливость; (не) ложь, а правда; (не) настье, (не) ветер.
Третья станция
«Существительные на – мя»
Задание для 1-й команды:
- просклоняйте существительное темя, выделите окончания.
Задание для 2-й команды:
- просклоняйте существительное бремя, выделите окончания.
Задание для 3-й команды:
- просклоняйте существительное вымя, выделите окончания.
Четвертая станция
«Произношение имен существительных»
- В каком слове ударение падает на первый слог?
Жалюзи, шоферы, намерение, торты.
- В каком слове ударение падает на второй слог?
Щавель, свекла, документ, каталог.
- В каком слове ударение падает на третий слог?
Ходатайство, обеспечение, феномен, уникум.
Пятая станция
«Правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-»
- Распределите слова, объясняя условия выбора правописания суффиксов -ек-, -ик-.
Горош..к, ключ..к, ножич..к, зайч..к, цветоч..к, словар..к, лесоч..к, карандаш..к, замоч..к, фонар..к, порож..к, час..к, носоч..к, ёж..к., оладуш..к, стол..к.
Шестая станция
«Проверяемые и непроверямые гласные и согласные в корне слова»
Выполните задания:
- Выберите слово с проверяемой гласной в корне слова: к..кос, ..рбуз, к..лонна, м..литва.
- Выберите слово с непроверяемой гласной в корне слова: ув..дание, сл..стена, ..ллея, кл..енка.
- Выберите слово с проверяемым непроизносимым согласным в корне слова: чу..ство, праз..ник, извес..ный, лес..ница.
- Выберите слово с непроверяемым непроизносимым согласным в корне слова: мес..ность, учас..ник, со..нце, ма..ч.
- Выберите слово, в котором нет непроизносимого согласного: неизвес..ность, вес..ник, окрес..ность, опас..ность.
- Выберите слово, в котором после шипящего пишется буква Ю: ч..деса, параш..т, щ..пальце, щ..чка.
Седьмая станция
«Правописание безударных окончаний имен существительных»
- Распределите слова по колонкам, объясняя условия выбора написания Е-И в безударных окончаниях имен существительных.
На сидень.., для дочер.., при варк.., на площад.., в коридор.., на лошад.., по ветк.., из армии.., в дорог.., в Сибир.., по алле.., в здании.., в пустын.., об имен.., о геро.., для мышк.. .
3. Подведение итогов. Объявление команды-победителя. Выставление отметок.
4. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше путешествие по удивительной Стране имен существительных. Надеюсь, вы вспомнили многое об этой части речи, и следующая встреча с именем существительным не будет таить для вас никаких трудностей.
- Ребята, перечислите орфограммы, которые вы повторили в течение нашего путешествия.
- Нарисуйте на карточках смайлик, веселый – если урок вам понравился, и грустный – если не понравился.
5. Домашнее задание.
Список литературы и источников.
- Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков. – Волгоград; Издательство «Учитель», 2009.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка. Русская словесность, 2000. - № 5. – С. 16-19.
- http: // festival/1 september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа
Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...
урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"
данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....
урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"
Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в творительном падеже....
урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения
Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....
Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка «Три склонения имен существительных»
Технологическая карта урока...