технологическая карта урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока
Предмет русский язык
Класс 5
Автор УМК Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова
Тема урока Правописание - ТСЯ и - ТЬСЯ в глаголах
Тип урока Открытие новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет русский язык
Класс 5
Автор УМК Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова
Тема урока Правописание - ТСЯ и - ТЬСЯ в глаголах
Тип урока Открытие новых знаний
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Деятельность обучающихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Этап урока | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
1. Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных. - Какую тему мы изучаем в настоящее время на уроках русского языка? Что вы знаете о глаголе? -Какие правила правописания глаголов изучили? Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов? Для чего нужно знать все правила написания глаголов? Каким способом вы будете изучать новую тему? Как определить, что вы не знаете? | Учащиеся отвечают : глагол, правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих, чтобы правильно писать глаголы1)сначала надо понять, что мы не знаем; 2)затем самим построить новый способ действия,
подумать и найти причину затруднения , | Фронтально отвечают на вопросы учителя | Выделять значимую для урока информацию. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Актуализировать личный жизненный опыт | Взаимодействуют с учителем и друг с другом | Взаимодействовать с учителем и друг с другом. Слушать друг друга и аргументированно высказывать свою точку зрения. | Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов | Слушать, сохраняя целевую установку. Дополнять и уточнять мнения собеседников по существу полученного задания. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Прочитайте стихотворение М.Бородицкой, записанное на доске : Солнце садится, струится водица, Птица синица в водицу глядится. Чистой водицы синица напьется- Славно сегодня звенится-поется Учитель -Назовите выделенные слова. Разделите их на группы. -Что интересного заметили в словах данных стихотворений? -Какие вопросы у вас возникли? Учитель записывает ответы учеников на доске | Ученики делят слова на 2 группы: (глаголы, имена существительные). - на конце слышится [ца]) - почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных- буквами ца, на конце глаголов –ться или –тся? РАУНД РОБИН (учащиеся в группе обсуждают вопрос по кругу один раз, затем высказывают своё мнение; | Наблюдают, анализируют слова | Проводить наблюдение под руководством учителя | Отвечают на вопросы учителя | Аргументация своей точки зрения | Заносят свои результаты в «Лист самооценки» | Самооценка в «Листе самооценки» | |
3.Выявление места и причины затруднения | Как определить, в каких случаях пишется –тся, а в каких - -ться? Давайте обратимся к учебнику и познакомимся с правилом правописания -тся и –ться в глаголах. | Ученики делают предположения и объясняют свою точку зрения. | Строят устные высказывания | Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | Взаимодействие с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | Слушать и слышать собеседника Строить монологическое высказывание | Формулируют места затруднения и их причины | Формулировать места затруднения и их. Высказывать предположения на основе наблюдений. Самостоятельно делать выводы. | |
4.Построение проекта выхода из затруднения | -Какую цель вы поставите для себя на сегодняшнем уроке? - Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? - Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? | -Узнать правило, когда пишется –тся или –ться в глаголах и научиться правильно писать глаголы - Обычно мы использовали метод наблюдения - Отрывок из стихотвоения М.Бородицкой | Участвуют во фронтальной беседе, отвечают на вопросы учителя | Самостоятельный выбор способа решения проблемы поискового характера | Взаимодействие с учителем и друг с другом | Участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию в коммуникации и учитывать мнение одноклассников | Самостоятельно ставят учебную цель | Умение самостоятельно ставит ьучебную цель | |
5 реализация построения проекта | - Обратите внимание на слова, записанные на доске. Могут ли в словах, которые произносятся одинаково быть разные написания? От чего это зависит? Попробуем разобраться. Что делает? Что делать? Что сделает? Что сделать? бросиТСЯ бросиТЬСЯ нравиТСЯ нравиТЬСЯ удивиТСЯ удивиТЬСЯ вернуТСЯ вернуТЬСЯ Примеры: записать у доски и в тетрадях, выделить окончание. Он (что сделает?) бросится (3л) на врага. Надо (что сделать?) вернуться (н.ф.) домой. (Самопроверка по образцу) Вывод: У глаголов в н.ф. пишется – ТЬСЯ с Ь У глаголов 3л пишется –ТСЯ без Ь Составим алгоритм нашего правила ☺ Если глаголы отвечают на вопрос что делает? что сделает?, это глаголы 3л , значит -ТСЯ пишется без мягкого знака. ☺ Если глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать?, это глаголы н.ф. , значит -ТЬСЯ пишется с мягким знаком. Что делает? Что сделает? -3 л - - ТСЯ Что делают? Что сделают? Что делать? н.ф. Ь - ТЬСЯ Что сделать? | Учащиеся выполняют упражнение, выделяют окончания, составляют алгоритм, выполняют самопроверку | проводят наблюдение над записанными на доске глаголами, выделяют суффиксы, окончания, ставят вопросы к глаголам, работают над составлением алгоритма | Проводят наблюдение под руководством учителя, осуществляют поиск информации , устанавливают причинно – следственные связи | Взаимодействие с учителем | Умение слушать, участвовать в беседе, взаимодействовать друг с другом | Выполняют самоконтроль по эталону | Самостоятельно оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы | |
6. Первичное закрепление во вешней речи | -К каким словам можно применить ранее составленный алгоритм? Докажите. -Сделайте вывод о написании -тся или -ться у глаголов. -Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? -Прочитайте пословицы и определите, какое задание нужно выполнить? -Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор | Выполнение упражнения № 84 стр.42 ( опираясь на образец рассуждения, объяснить выбор написания –тся и –ться в глаголах) Делают вывод. Работа в парах. –Читают пословицы и выполняют задание. | Выполняют упражнения, опираясь на образец рассуждения, объясняют свой выбор, делают вывод | Заполнение индивидуальной диагностической карты с целью выработки индивидуального маршрута преодоления проблемных зон затруднения | Строят логическое рассуждение, устанавливают причинно-следственную связь | Отображение в речи (описание, объяснение) содержания совершаемых действий в форме громкой социализированной речи | Самостоятельно оценивают правильность выполнения действия | Выявление адекватной оценки своих возможностей для достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, коллективной. парной деятельности | |
7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону | - Вы уверены в своих умениях? -Как проверить? - Кто допустил ошибки? Как поступить? - Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок | -Да. - Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону. Выполнение упражнения № 2 (работа в парах, фронтальная проверка): Сделай буквенную запись слов, запиши слова в 2 столбика в соответствии с темой урока (-тся, -ться). любит учиться (что делать?) удивляется (что делает?) нужно торопиться (что делать?) улыбается (что делает?) удивляться (что делать?) случается (что делает?) улыбаться (что делать?) давно готовится (что делает?) может случиться (что сделать?) начинает готовиться (что делать?) | Ученики выполняют упражнение, проводят взаимопроверку, затем фронтально | Осуществляют сравнение, самостоятельно выбирают правильный ответ | Помогают друг другу в выполнении упражнения | Взаимодействие, взаимопомощь и сотрудничество | Выполняют самоконтроль и самопроверку по эталону | Выполнять самоконтроль с самопроверкой по эталону | |
8.Включение в систему знаний и повторения. | - Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? - Достаточно ли мы закрепили новое правило? - Тогда работаем над следующим заданием. Выполните упражнение 84, опираясь на образец рассуждения, проведите самопроверку по эталону. | -Можем определить выбор написания –тся и –ться в глаголах). -Нет. Мал объем практического применения нового знания. | Выполняют упражнение, проводят проверку | Осуществляют выбор наиболее эффективных способов выполнения предложенных заданий | Строят высказывания | Учатся основам использования речи для планирования и регуляции своей деятельности | Самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Адекватно оценивать результаты своей работы Учатся основам саморегуляции | |
9. Рефлексия учебной деятельности | - Чему был посвящен урок? - Какие способы действия при выборе написания –тся и ться вы знаете? Какие затруднения мы испытали? - Что помогло нам их преодолеть? -Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. - Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности. | Отвечают на вопросы учителя | Участвуют во фронтальной беседе, отвечают на вопросы учителя, мотивация на выполнение домашнего задания | Оценивают свою деятельность на уроке, делают выводы | Формулируют собственное мнение | Обосновывают выбор оценки | Адекватно оценивать результаты своей работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...