Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

                                                             Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

                      (учитель русского языка и литературы МКОУ «Сотницынская СОШ» Иванкова Светлана  Валерьевна)

Тема:  «Правописание гласные в корнях с чередованием. Обобщение темы».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению способа действий для правильного написания чередующихся гласных в корнях, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.

Задачи:

1)      вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;

2)      отработать навыки «опознавания» корней с чередованием

3)      сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова                                    с изученными орфограммам.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;

- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- умение создавать тексты;

3. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать в парах

                                                                                                 Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организационный момент

2мин

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:  

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым. 
Пусть доброе утро длится до вечера!

  Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

- Сегодня на уроке вы должны показать своё умение хорошо работать. Я надеюсь  на вашу продуктивную работу.

 

Приветствие  обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

3 мин

Работа с текстом (слайд  2 )

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

 Просит  ученика прочитать текст  вслух.

- Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор.

- Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста?

- Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как надо прожить жизнь.

 

Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания

Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3.Актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия –

 2 мин

Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте  на вопрос: «На какие правила пропущены гласные в словах?»

-Назовите устно пропущенные буквы.

 

-Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

 

 

«Правописание гласных в 
корнях  с чередованием.
Обобщение  темы»

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

4.Постановка учебной проблемы

1 мин

- Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие цели поставим на сегодняшний урок? Назовите свои цели, опираясь на шаблон

(слайд 5-6  )

 

научиться правильно писать  гласные в корнях  с чередованием

Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Подготовка к обобщению понятий, правил

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мозговой штурм»

 

 

 

Обобщение понятий и правил темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что нужно сделать, чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередованием?

Предложите план нашей работы на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

– Какие корни с чередованием гласных вам известны?

– В чем особенность правописания таких корней?

 – От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?

 

«Вспомни  таблицу»

Предлагает детям  вспомнить  таблицу: установить соответствие между условиями и корнями.

 

 Работа с оценочными листами.

Проверка с доски

Выполнение заданий№1,2,3,4, 5,6.

Работа по заданиям  с последующей  самопроверкой  и самооценкой.

 

 

                                                                                   Выполнение задания№7.                                                     Работа с таблицей в парах.

 

 

                                                                                   Выполнение задания№8.

Работа с  текстом  в группах.

 

Составляют план действий, озвучивают примерный план.

1.Повторение теоретических сведений по теме

2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием.

3. Проверить устойчивость навыка

 

Ученики перечисляют группы корней.

Их нельзя проверить ударением

Дети называют условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения

 

 

 

Выполняют задание, данное учителем. Самопроверка с доски.

 

Рассказывают  правила, приводя примеры, анализируют ответы товарищей.

Самопроверка, самооценка

 

 

Дети работают в парах. Взаимопроверка в парах (слайды   ).

Правописание  гласных  в  корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

 

 

Дети работают в группах. Взаимопроверка в группе (слайды   ).

Правописание  гласных  в  корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

 

Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения.

Коммуникативные: формировать навыки работы в паре и группе (включая ситуации учебного сотрудничества).

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества).

 

Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)

 

 

 

 

 

 

Задает вопросы:

-Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

-Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

-Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку»)

-Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

- Посчитайте свои баллы в оценочных листах. Поставьте себе оценку за урок.

Ответы на вопросы учителя.

 

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников

Домашнее задание

Дает дифференцированное домашнее задание.

1.       Составить 10  словосочетаний с корнями, в которых чередуются гласные. (средний уровень)

2.      Написать сочинение – миниатюру «Пожар в лесу »  (5-6 предложений, использовать слова с  изученными орфограммами) (достаточный уровень)

3.      Составить лингвистическую сказку о правописании корней  с чередованиями. (высокий уровень)

Записывают в дневник.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_teh_karta_6_kl_rus.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

                      (учитель русского языка и литературы МКОУ «Сотницынская СОШ» Иванкова Светлана  Валерьевна)

Тема:  «Правописание гласные в корнях с чередованием. Обобщение темы».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению способа действий для правильного написания чередующихся гласных в корнях, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.

Задачи:

  1. вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;
  2. отработать навыки «опознавания» корней с чередованием
  3. сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова                                    с изученными орфограммам.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;

- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- умение создавать тексты;

3. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать в парах

                                                                                                 Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организационный момент

2мин

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:  

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым. 
Пусть доброе утро длится до вечера!

  Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

- Сегодня на уроке вы должны показать своё умение хорошо работать. Я надеюсь  на вашу продуктивную работу.

Приветствие  обучающихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

3 мин

Работа с текстом (слайд  2 )

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

 Просит  ученика прочитать текст  вслух.

- Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор.

- Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста?

- Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме

-Как надо прожить жизнь.

Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания

Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3.Актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия –

 2 мин

Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте  на вопрос: «На какие правила пропущены гласные в словах?»

-Назовите устно пропущенные буквы.

-Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

«Правописание гласных в  
корнях  с чередованием.
Обобщение  темы»

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

4.Постановка учебной проблемы

1 мин

- Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие цели поставим на сегодняшний урок? Назовите свои цели, опираясь на шаблон

(слайд 5-6  )

научиться правильно писать  гласные в корнях  с чередованием

Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Подготовка к обобщению понятий, правил

3 мин

 

«Мозговой штурм»

Обобщение понятий и правил темы

- Что нужно сделать, чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередованием?

Предложите план нашей работы на уроке.

 

Фронтальный опрос

– Какие корни с чередованием гласных вам известны?

– В чем особенность правописания таких корней?

 – От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?

«Вспомни  таблицу»

Предлагает детям  вспомнить  таблицу: установить соответствие между условиями и корнями.

 Работа с оценочными листами.

Проверка с доски

Выполнение заданий№1,2,3,4, 5,6.

Работа по заданиям  с последующей  самопроверкой  и самооценкой.

                                                                                   Выполнение задания№7.                                                     Работа с таблицей в парах.

                                                                                   Выполнение задания№8.

Работа с  текстом  в группах.

Составляют план действий, озвучивают примерный план.

1.Повторение теоретических сведений по теме

2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием.

3. Проверить устойчивость навыка

Ученики перечисляют группы корней.

Их нельзя проверить ударением

Дети называют условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения

Выполняют задание, данное учителем. Самопроверка с доски.

Рассказывают  правила, приводя примеры, анализируют ответы товарищей.

Самопроверка, самооценка

Дети работают в парах. Взаимопроверка в парах (слайды   ).

Правописание  гласных  в  корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

Дети работают в группах. Взаимопроверка в группе (слайды   ).

Правописание  гласных  в  корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения.

Коммуникативные: формировать навыки работы в паре и группе (включая ситуации учебного сотрудничества).

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества).

Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)

Задает вопросы:

-Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

-Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

-Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку»)

-Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

- Посчитайте свои баллы в оценочных листах. Поставьте себе оценку за урок.

Ответы на вопросы учителя.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников

Домашнее задание

Дает дифференцированное домашнее задание.

  1.  Составить 10  словосочетаний с корнями, в которых чередуются гласные. (средний уровень)
  2. Написать сочинение – миниатюру «Пожар в лесу »  (5-6 предложений, использовать слова с  изученными орфограммами) (достаточный уровень)
  3. Составить лингвистическую сказку о правописании корней  с чередованиями. (высокий уровень)

Записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...