Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
(учитель русского языка и литературы МКОУ «Сотницынская СОШ» Иванкова Светлана Валерьевна)
Тема: «Правописание гласные в корнях с чередованием. Обобщение темы».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.
Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению способа действий для правильного написания чередующихся гласных в корнях, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.
Задачи:
1) вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;
2) отработать навыки «опознавания» корней с чередованием
3) сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммам.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;
- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;
2. Метапредметные:
- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- способность к конструированию предложений;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение создавать тексты;
3. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать в парах
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия (УУД) |
1.Организационный момент 2мин | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Придумано кем-то просто и мудро Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. - Сегодня на уроке вы должны показать своё умение хорошо работать. Я надеюсь на вашу продуктивную работу. |
Приветствие обучающихся.
| Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
2.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. 3 мин | Работа с текстом (слайд 2 ) У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов) Просит ученика прочитать текст вслух. - Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор. - Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста? - Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме |
-Как надо прожить жизнь.
Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания | Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3.Актуализация знаний Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия – 2 мин | Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «На какие правила пропущены гласные в словах?» -Назовите устно пропущенные буквы.
-Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока | Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.
«Правописание гласных в | Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих. |
4.Постановка учебной проблемы 1 мин | - Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие цели поставим на сегодняшний урок? Назовите свои цели, опираясь на шаблон (слайд 5-6 )
| научиться правильно писать гласные в корнях с чередованием | Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
5. Подготовка к обобщению понятий, правил 3 мин
«Мозговой штурм»
Обобщение понятий и правил темы
| - Что нужно сделать, чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередованием? Предложите план нашей работы на уроке.
Фронтальный опрос – Какие корни с чередованием гласных вам известны? – В чем особенность правописания таких корней? – От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?
«Вспомни таблицу» Предлагает детям вспомнить таблицу: установить соответствие между условиями и корнями.
Работа с оценочными листами. Проверка с доски Выполнение заданий№1,2,3,4, 5,6. Работа по заданиям с последующей самопроверкой и самооценкой.
Выполнение задания№7. Работа с таблицей в парах.
Выполнение задания№8. Работа с текстом в группах.
| Составляют план действий, озвучивают примерный план. 1.Повторение теоретических сведений по теме 2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием. 3. Проверить устойчивость навыка
Ученики перечисляют группы корней. Их нельзя проверить ударением Дети называют условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения
Выполняют задание, данное учителем. Самопроверка с доски.
Рассказывают правила, приводя примеры, анализируют ответы товарищей. Самопроверка, самооценка
Дети работают в парах. Взаимопроверка в парах (слайды ). Правописание гласных в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.
Дети работают в группах. Взаимопроверка в группе (слайды ). Правописание гласных в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.
| Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.
Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.
Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения. Коммуникативные: формировать навыки работы в паре и группе (включая ситуации учебного сотрудничества). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества).
|
Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)
| Задает вопросы: -Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке? -Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока? -Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку») -Как вы оцениваете собственную работу на уроке? - Посчитайте свои баллы в оценочных листах. Поставьте себе оценку за урок. | Ответы на вопросы учителя.
Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса. | Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников |
Домашнее задание | Дает дифференцированное домашнее задание. 1. Составить 10 словосочетаний с корнями, в которых чередуются гласные. (средний уровень) 2. Написать сочинение – миниатюру «Пожар в лесу » (5-6 предложений, использовать слова с изученными орфограммами) (достаточный уровень) 3. Составить лингвистическую сказку о правописании корней с чередованиями. (высокий уровень) | Записывают в дневник. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_teh_karta_6_kl_rus.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
(учитель русского языка и литературы МКОУ «Сотницынская СОШ» Иванкова Светлана Валерьевна)
Тема: «Правописание гласные в корнях с чередованием. Обобщение темы».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.
Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению способа действий для правильного написания чередующихся гласных в корнях, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.
Задачи:
- вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;
- отработать навыки «опознавания» корней с чередованием
- сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммам.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;
- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;
2. Метапредметные:
- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- способность к конструированию предложений;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение создавать тексты;
3. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать в парах
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия (УУД) |
1.Организационный момент 2мин | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Придумано кем-то просто и мудро Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. - Сегодня на уроке вы должны показать своё умение хорошо работать. Я надеюсь на вашу продуктивную работу. | Приветствие обучающихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
2.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. 3 мин | Работа с текстом (слайд 2 ) У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов) Просит ученика прочитать текст вслух. - Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор. - Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста? - Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме | -Как надо прожить жизнь. Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания | Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3.Актуализация знаний Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия – 2 мин | Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «На какие правила пропущены гласные в словах?» -Назовите устно пропущенные буквы. -Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока | Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению. «Правописание гласных в | Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих. |
4.Постановка учебной проблемы 1 мин | - Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие цели поставим на сегодняшний урок? Назовите свои цели, опираясь на шаблон (слайд 5-6 ) | научиться правильно писать гласные в корнях с чередованием | Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
5. Подготовка к обобщению понятий, правил 3 мин
«Мозговой штурм» Обобщение понятий и правил темы | - Что нужно сделать, чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередованием? Предложите план нашей работы на уроке.
Фронтальный опрос – Какие корни с чередованием гласных вам известны? – В чем особенность правописания таких корней? – От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова? «Вспомни таблицу» Предлагает детям вспомнить таблицу: установить соответствие между условиями и корнями. Работа с оценочными листами. Проверка с доски Выполнение заданий№1,2,3,4, 5,6. Работа по заданиям с последующей самопроверкой и самооценкой. Выполнение задания№7. Работа с таблицей в парах. Выполнение задания№8. Работа с текстом в группах. | Составляют план действий, озвучивают примерный план. 1.Повторение теоретических сведений по теме 2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием. 3. Проверить устойчивость навыка Ученики перечисляют группы корней. Их нельзя проверить ударением Дети называют условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения Выполняют задание, данное учителем. Самопроверка с доски. Рассказывают правила, приводя примеры, анализируют ответы товарищей. Самопроверка, самооценка Дети работают в парах. Взаимопроверка в парах (слайды ). Правописание гласных в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Дети работают в группах. Взаимопроверка в группе (слайды ). Правописание гласных в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. | Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока. Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе. Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения. Коммуникативные: формировать навыки работы в паре и группе (включая ситуации учебного сотрудничества). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества). |
Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент») | Задает вопросы: -Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке? -Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока? -Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку») -Как вы оцениваете собственную работу на уроке? - Посчитайте свои баллы в оценочных листах. Поставьте себе оценку за урок. | Ответы на вопросы учителя. Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса. | Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников |
Домашнее задание | Дает дифференцированное домашнее задание.
| Записывают в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"
laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...