конспект урока русского языка "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
конспект содержит характеристику урока, технологическую карту, план-конспект урока, перечень учебно-методических средств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_odnosostavnye_predlozheniya_8_klass.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка с учетом требований ФГОС на тему:
«Односоставные предложения»
Содержание
Характеристика урока…………………………………………………………………с.2
Технологическая карта урока…………………………………………………………с.4
План-конспект урока………………………………………………………………….с. 6
Учебно-методические средства обучения.…………………….……………………..с.9
Мультимедийная презентация урока.
Характеристика урока
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения».
Цель урока: обобщение знаний об односоставных предложениях.
Результаты освоения учебного материала урока.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- распознавание односоставных предложений в тексте;
- классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;
- построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.
Личностные УУД:
- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
- уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
- осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей .
Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
- владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД;
- находить ответы на вопросы ;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- учиться работать в паре, группе;
- умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.
Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков. На изучение темы «Односоставные предложения» в рабочей программе по русскому языку в 8 классе выделено 12 часов (По программе под редакцией М.М.Разумовской). Это 10 урок по изучению видов односоставных предложений, ему предшествовали уроки по изучению следующих тем: виды односоставных предложений (1 час), определённо-личные предложения (2 часа), неопределённо-личные предложения (2 часа), обобщённо-личные предложения (1 час), безличные предложения (2 часа), назывные предложения (1 час). Урок предшествует контрольному уроку, уроку целевого применения усвоенного.
Вид урока – комбинированный урок.
Выбранная структура урока наиболее рациональна для достижения поставленной цели. Использование фольклорного материала – это превосходный, незаменимый материал для различного вида деятельности на уроке. Это обусловлено, во-первых , житейской мудростью и высоким идейно-эстетическим качеством народных изречений и, во-вторых, их лингвостилистическими достоинствами. Кроме того пословицы помогли соблюсти логическую связь между различными этапами урока.
Использование игрового материала помогает в интересной форме повторить пройденное и развивает интерес к языку.
Введение в урок тестового материала позволяет быстро проверить знания, умения и навыки и постепенно подготовить учащихся к итоговой аттестации.
Работа с текстами разных стилей необходима на каждом уроке, так как это позволяет развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лингвистический кругозор. К тому же, тексты разных стилей были подобраны учащимися самостоятельно, в качестве домашнего задания.
На уроке был использован материал (сообщение о Шахматове), который учащийся подготовил самостоятельно. Такой вид работы воспитывает самостоятельность учащихся и учит самостоятельно добывать информацию, выбирать и преподносить главное.
Введение в урок заданий творческого характера позволяет учащимся проявить свои творческие способности, данный вид работы реализует дифференцированный подход.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся.
Активизация мыслительной деятельности учащихся достигалась благодаря быстрой смене форм работы на уроке.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | Время | |
Предметные | УУД | |||||
Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы; цели; задач; мотивация их принятия; планируемые результаты. Демонстрация слайда № 2,3,4,5,6 Создание ситуации успеха и эмоционального настроения. | Приветствие Настрой на рабочий лад Запись даты и темы в рабочую тетрадь |
| Коммуникативные | 2 мин. | |
Проверка усвоения теоретических знаний по теме | Проверка ЗУН:
Демонстрация слайда № 7,8 Демонстрация слайда № 9 Демонстрация слайда № 10 |
Индивидуальная работа на компьютере (выполнение упр.3из электронного приложения к учебнику) Работа в парах заполнение таблицы (в тетрадях) Самопроверка | Вспомнить виды односоставных предложений и их признаки, восстановить соответствие между видом предложения, его признаками и примером | Классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям; Знание особенностей строения односоставных предложений и их классификации | регулятивные познавательные коммуникативные | 5 мин. |
Обобщение и систематизация знаний. | Постановка вопроса Демонстрация слайда № 11 Демонстрация слайда № 12 | Индивидуальное сообщение учащегося о лингвисте. |
Восприятие устной речи | Умение воспринимать лингвистический текст | Личностные коммуникативные | 3 мин. |
|
Индивидуальная работа на компьютере по Обучающей программе-тренажеру по русскому языку «Фраза» Индивидуальное выполнение упр. 166 (в тетрадях) | Найти в тексте односоставные предложения, определить их вид. Работа по орфографии. | Классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям | регулятивные познавательные коммуникативные | 10 мин | |
ФИЗМИНУТКА Слайд № 13 | 2 мин. | |||||
Обобщение и систематизация знаний. | Организация работы с текстами. Демонстрация слайда № 14 Демонстрация слайда № 15, 16 | Работа в малых группах с текстами разных стилей (подготовленные карточки) Защита результатов исследования | Выяснить в текстах каких стилей и с какой целью употребляются разные виды односоставных предложений. | Знание разновидностей стилей речи, распознавание односоставных предложений в тексте | регулятивные познавательные коммуникативные | 10 мин. |
Организация творческой работы Демонстрация слайда № 17, 18,19, 20 , 21 | Творческая работа в группах | Составить текст-описание картины с использованием односоставных предложений. | Умение употреблять односоставные предложения в речи | Личностные познавательные коммуникативные | 5 мин. | |
Контроль | Организация работы с тестами Демонстрация слайда № 23-27 Демонстрация слайда № 28 | Индивидуальная работа по тестам (перфокарты) Взаимопроверка | Решить тестовые задания по теме | Классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям | Познавательные | 5 мин |
Рефлексия | Задание на дом Демонстрация слайда № 29 Выставление оценок Психологическая разгрузка Демонстрация слайда № 30 | Запись задания в дневник |
|
|
| 3 мин |
План-конспект урока
ХОД УРОКА
1.Оргмомент.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы : «Односоставные предложения», закрепим умения и навыки распознавания таких предложений и; понаблюдаем за употреблением всех видов односоставных предложений в речи, будем учиться уместному употреблению односоставных предложений в устной и письменной речи.
Это цель нашего урока.
А девизом нашего урока будут служить следующие слова: « Всякая пословица к слову молвится».
Используя пословицы и поговорки, мы делаем нашу речь выразительнее, образнее, богаче. Недаром наш великий русский поэт А.С. Пушкин восклицал: « Что за золото пословицы русские!»
Сегодня на уроке мы ещё раз прикоснёмся к этим сокровищам русского языка, вспомним некоторые из пословиц, кроме того, пословицы будут обозначать этапы нашего урока, служить руководством к действию и языковым материалом для усвоения новой темы.
Итак, «Делу время - потехе час».
II. Проверка знаний умений и навыков по теме «Односоставные предложения»
ПОВТОРЕНЬЕ – МАТЬ УЧЕНЬЯ
Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Как вы понимаете его смысл?
Давайте повторим особенности строения односоставных предложений и их классификацию.
1. 2 ученика работают индивидуально за компьютерами с электронными учебниками: Упр.3 (Тема «Односоставные предложения»).
2. Классу предлагаю вам игру «Путаница».
Перед вами слайд с данными об односоставных предложениях. Но эти данные перепутались. Давайте попробуем вернуть всё на свои места. Работаем в парах.
Правильные ответы заносим в тетради.
Вид предложения | Признаки | Пример |
Безличное | Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица) | Весна! |
Определённо-личное | Главный член -подлежащее | Тебе звонили |
Неопределённо-личное | Главный член-сказуемое (безличный глагол) | Светает |
Назывное | Главный член – сказуемое (глагол в форме 3 лица мн.числа) | Встаю каждый день рано |
Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.
III. Обобщение темы «Односоставные предложения»
- «НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ»
Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Как вы понимаете его смысл?
Ребята, вы знаете, кто из лингвистов впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике?
Давайте послушаем об этом сообщение вашего одноклассника.
Сообщение учащегося:
Впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. Именно А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Именно он «впервые собрал колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка».
Научные интересы языковеда многогранны: А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией русского и других славянских языков, возглавлял работу по созданию академического толкового словаря и комиссию по реформе орфографии.
Шахматов внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории русского языка.
- «ДЕЛО СЛОВОМ НЕ ЗАМЕНИШЬ»
Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? Закрепим теоретические знания практикой.
- 2 ученика работают индивидуально за компьютерами по Обучающей программе-тренажеру по русскому языку «Фраза» (Тема «Односоставные предложения»)
- Остальные учащиеся выполняют упражнение 166 учебника.
Прочитайте задание. Что мы должны сделать? Выполните упражнение самостоятельно.
Беседа по результатам выполнения упражнения:
- Объясните выбор пропущенных орфограмм.
- Какие виды односоставных предложений вам встретились?
- Проиллюстрируйте примерами из текста свои ответы.
- Как вы думаете, с какой целью в тексте использованы односоставные предложения?
- ИЗ РЕЧИ ПУСТОЙ МЫСЛИ НЕ ИЗВЛЕЧЁШЬ.
Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?
А сейчас мы с вами должны выяснить в текстах каких стилей и с какой целью употребляются разные виды односоставных предложений. Готовясь к уроку, каждая из групп подбирала примеры из текстов разных стилей. Перед вами на карточках тексты. Ваша задача:
- Определить стиль текста.
- Найти в тексте односоставные предложения.
- Определить вид односоставных предложений.
- Сделать вывод о целесообразности использования односоставных предложений в данном стиле.
Защита результатов исследования.
- С УМНЫМ ПОГОВОРИТЬ, ЧТО МЁДУ ИСПИТЬ.
Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?
Тема «Односоставные предложения» вызывает немало споров и вопросов. Но, пожалуй, именно эта тема, как никакая другая, показывает богатство языковых средств русского языка. Давайте посмотрим, как поэты используют односоставные предложения в своих произведениях.
Чтение и анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье».
Фет использовал способность русского языка выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава русского языка, но и при помощи синтаксических конструкций.
Л.Н. Толстой сказал про это произведение: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»
- А теперь мы проявим свои творческие способности. Перед вами красивый пейзаж. Попробуйте описать увиденное с помощью односоставных предложений. Работаем в группах.
IV. Контроль усвоения темы «Односоставные предложения»
ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ
Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?
Итак, мы с вами повторили всё, что знаем об односоставных предложениях
А теперь проверим, как вы усвоили эту тему.
Решите небольшой тест. Работаем с перфокартами.
(Тест на слайдах)
Обменяйтесь перфокартами и проверьте друг у друга правильность выполнения.
(Ответы на слайдах)
V. «Рефлексия»
ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ
- Запишите домашнее задание:
Тест № 13 (по вариантам) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 8 класс.
Упр. 169 (учебник).
- Спасибо вам, ребята за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и вы извлекли из нашего урока много полезного для себя.
В заключении я хочу подарить вам стихотворение, в котором тоже есть односоставные предложения. К тому же, я хочу, чтобы эти слова были вам руководством к действию в вашей дальнейшей жизни.
Когда тобою решено
Добиться благородной цели,
То остаётся лишь одно:
Осуществить мечту на деле.
Иди вперёд своим путём,
Иди, исполненный отваги,
И пусть овраги, пусть коряги,
Ты всё равно иди своим путём.
Спасибо всем.
Урок окончен
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
- Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс». – М., Экзамен; 2009 г.
- Русский язык 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. М.М. Разумовской. – М., Дрофа; 2011.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 8 класс. –М.,ВАКО;2010.
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
- Используемые электронные ресурсы:
- http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.
- Электронное учебное издание. Русский язык 8 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской.
- Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения.
Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием с современных образовательных технологий: дифференцированных, информационно-коммуникационных, тренинговых, здоровьесберегающих....
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией
Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...
Конспект урока русского языка. Тема урока: «Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях»
Конспект урока русского языка "Неполные предложения."...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
конспект урока русского языка"Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце и внутри сложного предложения" 6 класс
Конспект урока русского языка 6 класс...