Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
план-конспект урока (русский язык, 11 класс) по теме
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинания в ССП. Закрепление материала с помощью программы "Репетитор".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnoe_predlozhenie._znaki_prepinaniya_v_ssp._11_kl.rar | 339.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложное предложение.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Урок русского языка в 11 классе
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Украинская СОШ»
Косихинского района
Старикова Татьяна Викторовна
Цель: создать условия для совершенствования языковой и лингвистической компетенций уч-ся через повторение, систематизацию и обобщение знаний учащихся о сложном предложении, о постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях, через закрепление и корректировку знаний учащихся об отличии ССП от ПП с однородными членами предложения путем выполнения заданий части А кимов ЕГЭ, через выявление в ходе обсуждения всех случаев, когда запятая в сложносочиненных предложениях не ставится, через повторение правил написания н – нн в прилагательных и причастиях, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к изучению русского языка
Задачи:
- отработка умения классифицировать сложные предложения,
- развитие навыков определения типов СП,
- проверить степень сформированности знаний учащихся о сложносочиненном предложении и сочинительной связи,
- закрепить умение отличать сложносочинённые предложения от других сложных предложений,
- осуществить текущий контроль сформированности умений и навыков постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении;
- совершенствовать навык постановки знака препинания в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами через решение заданий типа А 10, А20;
- организовать самостоятельную тренировочную работу по закреплению знаний о постановке запятой в сложносочиненном предложении
Ход урока:
1. Орфоэпическая разминка.
2. Орфографическая разминка (повторение правописания н – нн в прилагательных и причастиях)
3. Объявление темы урока. Постановка задач урока уч-ся.
Повторить, какие предложения называются сложными?
Повторить типы сложных предложений.
Повторить, какие предложения называются сложносочиненными? Какие союзы связывают части ССП?
На какие разряды по значению делятся сочинительные союзы?
ВЫЗОВ
- актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний по данной теме;
- пробуждение интереса к изучаемой теме;
- обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
- побуждение уч-ся к активной деятельности
4. Прием “Я уже знаю”. Бортовой журнал.
- Вызов индивидуальных имеющихся знаний по изучаемой теме.
- Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.
- Вспомните, что вы знаете по теме «Сложное пр-е»? Запишите кратко информацию в Бортовой журнал. Обсудите полученные записи в парах.
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
5. “Сброс идей в корзину”. Каждая пара поочередно характеризует сложное пр-е. Не повторять то, что уже было сказано другими. 1 уч-ся на доске записывает в виде кластера услышанную информацию, при необходимости может дополнить ответы одноклассников.
(В результате на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной теме, что позволяет диагностировать уровень подготовки класса, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала).
6. Закрепим эту информацию. Слайды «Сложное пр-е»
7. Составление алгоритма рассуждения при определении типа сложного пр-я.
Вы уже знаете, что умение определять вид пр-я проверяется на ЕГЭ в части А, в зад. 10.
Составьте алгоритм рассуждения при определении вида пр-я: простое, сложное, тип сложного пр-я. (слайд – щелчком несколько раз)
8. Работа в парах по определению типа пр-я.
- Для совершенствования умения определять тип пр-я я предлагаю вам поработать в парах . (слайд) 1 – указать № ССП, 2 – СПП, 3 – БСП. Как определили?
- И еще 2 примера. (слайды)
9. Систематизация знаний о ССП, сочинительных союзах.
- Теперь необходимо систематизировать знания о ССП. Назовите еще раз признаки ССП.(слайд) – части равноправны и связываются сочинит союзами. Перечислите их. (слайд – таблица) Подчинительные союзы вы тоже знаете. Они необходимы, чтобы отличить ССП от СПП. (слайд – таблица). Что еще могут связывать сочинит.союзы? (однородные члены пр-я). Умение отличать ССП от ПП с однородными членами проверяет задание 20 на ЕГЭ.
10. Составление алгоритма рассуждения, как отличить ССП от ПП с однородными членами, связанными союзом и.
Составим алгоритм рассуждения при выполнении задания А 20 на ЕГЭ.(слайд)
11. Тренировочные упражнения.
- Тренируем умение находить ССП и отличать его от ПП с однородными членами, связанными союзом и. ( интерактивный курс -№ 6, тест ,зад 1)
- Какой из вариантов нужно выбрать, чтобы получилось ССП. (ответ -3)
- И еще задания на слайдах.
ОСМЫСЛЕНИЕ
• активное получение новой информации;
• осмысление новой информации;
• соотнесение новой информации с собственными знаниями;
• отслеживание процесса познания и собственного понимания.
12. Тема нашего урока: Знаки препинания в ССП. Посмотрите на схемы. Правильно ли я их составила? Проблемная ситуация.
Как правило между частями ССП ставится запятая. Но есть несколько условий, при которых она не ставится. Что же это за условия?
13. Задачи урока.
Значит, к тем задачам, которые мы ставили в начале урока добавляется еще одна: узнать, всегда ли ставится запятая в ССП? (слайд с задачами урока)
14. Внимание на слайд. Запятая в ССП с общим второстепенным членом.
Это правило вы изучали еще в 9 классе.
15. Дополнение алгоритма решения задания А 20.
Дополним алгоритм рассуждения при решения тестового задания А 20, которое проверяет сформированность умения отличать ССП от ПП с однор. членами. (слайд)
Запишите в Бортовой журнал , что вы узнали нового.
16. Тренировочные упражнения.
- Для тренировки умения отличать ССП от ПП с однор. членами предлагаю следующие задания
А) (интерактивный курс, зад № 2) Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.
1) Укажите пр-е, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.(4)
2) Укажите ССП (1,2,3) 4 – с однор. членами.
3) Найдите пр-е с общим второстепенным членом (3)
Б) Работаем с тестами, которые лежат у вас на столах.
17. Продолжим разговор о знаках препинания в ССП. Как правило, между частями ССП ставится запятая. Но есть несколько условий, при которых она не ставится. Первое условие мы уже вспомнили.
- Читаем пр-е на слайде и делаем вывод, почему не ставится запятая между частями ССП. (слайды)
- Очень редко в ССП может ставиться знак тире. (слайд)
Эти условия отсутствия запятой в ССП напечатаны на листочках, которые вы вставите в свои папки.
18. А сейчас я предлагаю поработать с программой «Репетитор», закрепить полученные знания на практике.
Слабые ребята работают с учебником: Упр.
РЕФЛЕКСИЯ: Аргументированные ответы на один из вопросов:
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
В чем вы видите собственное приращение?
Что мы делали нерационально?
Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....