Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием с современных образовательных технологий: дифференцированных, информационно-коммуникационных, тренинговых, здоровьесберегающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
в 9-ом классе
на тему:
«Сложноподчинённое предложение
и его особенности. Главное
и придаточное предложения».
Чуйко Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУООШ № 21 с. Камышеваха
Новокубанского района
Краснодарского края
Тема: «Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и прида-
точное предложения».
Задачи:
- углубить понятие о сложноподчинённом предложении, формировать
умения различать сложноподчинённое и сложносочинённое предло-
жения, находить главное и придаточное в сложноподчинённом пред-
ложении, устанавливать смысловые отношения между ними с помощью
вопроса, определять средства связи придаточного с главным, уметь
употреблять в речи сложноподчинённые предложения;
- дальнейшее совершенствование пунктуационных навыков и навыков
грамотного письма учащихся;
- воспитывать интерес школьников к спорту.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: 1.Таблицы:
- «Знаки препинания в ССП»;
- «Знаки препинания в СПП»;
- «Средства связи частей СПП».
2. Раздаточный материал:
- карточки;
- тесты.
3. Мультимедийный проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
1. Работа с таблицей («Знаки препинания в ССП»).
2. Проверка комплексного анализа текста (текст № 5).
3. Графический распределительный диктант (слайд № 1):
к данным предложениям составить схемы, определить вид сочинительного союза в нём и распределить в нужную колонку (соединительный, разделительный, противительный), чётко соблюдая номер предложения.
1) Вышел я утром на берег реки, а на ней звон тонкий, тонкий, еле уловимый.
2) Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо.
3) То светило солнце, то шёл снег.
4) Поворчал он, да не посмел ослушаться.
5) В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся
вслед пролетающим облакам.
6) Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось.
Ответ: 1- № 2, 5; 2- № 3,6; 3- № 1,4.
Проверка: взаимопроверка, обмен тетрадями.
4. Индивидуальные задания отдельным учащимся ( работа по карточкам).
3. Объяснение нового материала.
1. Слайд № 2.
- Какова грамматическая основа предложения?
- Можно ли задать вопрос от одной части к другой?
- Что вы знаете о СПП?
2. Работа с таблицей «Знаки препинания в СПП».
3. Работа с учебником: самостоятельно прочитать параграф, сформулировать определение, что такое СПП.
4. Самостоятельная работа: тестовый контроль.
Проверка сразу, по вопросам. Ученики, глядя на вопросы и ответы текста, составляют рассказ о СПП.
Тест
1. Как связаны простые предложения в СПП?
А. интонацией;
Б. подчинительными союзами;
В. подчинительными союзами и союзными словами.
2. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова?
А. относительными прилагательными и местоимениями;
Б. относительными местоимениями и наречиями;
В. наречиями и существительными.
3. В каком предложении-главном или придаточном находятся средства связи?
А. в главном;
Б. в придаточном;
В. ни к одному из предложений не относятся.
4. Чем отличаются союзные слова от союзов?
А. ничем не отличаются;
Б. союзы относятся к придаточному предложению, а союзные слова к главному;
В. союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.
5. Какие слова в СПП могут быть как союзами. Так и союзными словами?
А. что, когда, как;
Б. кто, когда, где;
В. что, какой, чей.
5. Работа по таблице «Средства связи частей СПП».
Текстовое моделирование - модель для лучшего усвоения учебной информации.
Нужно помнить, что слова что, как, когда в сложноподчинённых предложениях могут быть и союзами, и союзными словами. Как отличить?
6. Знакомство с приёмами отличия союзных слов от союзов.
- Отличия:
1) Так как союз не является членом предложения, он может быть опущен. А союзное слово - нет.
2) Союзные слова можно заменить другим словом.
- Слайд № 3.
Предложения:
Кто может знать, что ждёт меня? (А.С.Пушкин) - союзное слово.
Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я.(А.С.Пушкин) – союз.
4. Закрепление нового материала.
1. Объяснительный диктант (слайд № 4).
Записать предложения, определить главное и придаточное, поставить вопрос (устно), выделить средство связи, определить синтаксическую роль союзных слов, составить схему.
1) Я хочу поблагодарить наших болельщиков, которые поддерживали нас.
2) Чтобы весело смеяться, надо спортом заниматься.
3) В то, что Хорватия не сможет обыграть англичан, не верит никто.
- Можно ли объединить эти предложения одной темой и какой? (спорт)
- В России, и в частности в Краснодарском крае, уделяется большое внимание развитию спорта. Указом губернатора края образовываются спортивные клубы, секции, которые есть и в нашей школе.
Спортом увлекаются не только спортсмены, но и артисты, певцы, участвуют в различных спортивных шоу («Ледниковый период», «Большие гонки» и т.д.). Юлия Ковальчук, одна из солисток группы «Блестящие», завоевала 1-ое место в шоу «Танцы на льду». Она сказала, что вся в синяках, но с медалью. (-Какого типа это предложение?). Россия завоевала право провести зимние олимпийские игры в Сочи в 2014 году.
2. Конструирование предложений (слайд № 5):
из двух простых предложений составить ССП и СПП.
1) Человек нашёл своё призвание.
2) Труд становится для него радостью.
Ответ: 1- союз и, 2- союз если…, то…
3. Выборочный диктант.
1. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
2. Свет такой тут заблистал, что чуть спальник не вскричал.
3. Если ты в рассвет зари не исполнишь повеленье, я отдам тебя в мученье.
4. Тут тоска её взяла, и царица умерла.
5. В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.
6. Вмиг по речи распознали, что царевну принимали.
Ответ: 1-ССП, 2-СПП, 3-СПП, 4-ССП, 5-ССП, 6-СПП.
- Кто автор всех этих стихотворных строк?
- Какое слово с чередующейся гласной в корне встретилось в первых двух предложениях?
- От чего зависит написание гласной в корне?
5. Словарная работа.
Проверка индивидуального задания тёх учеников: подготовить словарную справку о данных словах: комментарий, комментатор
популярный
интенсивный
6. Развитие речи.
Слайд № 6: картина на тему «Спорт».
По данной картине придумать по одному сложноподчинённому предложению.
7. Редактирование (исправление ССП и СПП).
КУБАН. В кубанской речи ошибки в управлении падежными формами имеют и другое, диалектное происхождение. Под влиянием украинского языка широкое распространение получили такие сочетания: смеяться с него…. Одна из причин ошибок – влияние местного говора.
8. Подведение итогов, выставление отметок, домашнее задание.
Страница 37-38, 41-42 учить правило; упражнение 79-все, упражнение 78 – индивидуально 3 человека (сильные учащиеся): не писать, составить схемы, указать средство связи), 1 ученик – словарная справка (слово гостиная).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/25/picture-188422-1359136176.jpg)
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/17/picture-303679-1431876352.jpg)
"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/15/picture-164805-1355564275.jpg)
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/03/picture-888741-1486143552.jpg)
конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-351628-1385983781.jpg)
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/10/picture-435161-1397135047.jpg)
Конспект урока русского языка. 8 класс. Пунктуация в простом и сложных предложениях с союзом И.
Урок в соответствии ФГОС...