Технологическая карта по теме: "Глагол" - 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

систематизировать знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи, отработать умения правильно писать личные окончания глаголов; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_glagol.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учитель: Клычкова Елена Анатольевна

Дата: 28.09.2015

Класс:  5 А

Тема урока: Глагол. Систематизация ранее изученного.

Тип: урок систематизации ЗУН

Цель деятельности учителя: систематизировать знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи, отработать умения правильно писать личные окончания глаголов; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола; уметь находить глаголы в тексте, определять и синтаксическую роль в предложении, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; различать по вопросу личную и неопределённую форму глагола

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнёра (при работе в парах)

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, составление плана и последовательности действий, предвосхищение результата и уровня усвоения, оценка своих достижений.

            

             Методы: наблюдение над языком; эвристический метод;

             Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

             Образовательные ресурсы: http://www.uroki.net; http://www.zavuch.info; http://www.festival.september.ru 

             

Ход урока/этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (на каждом этапе урока)

I  Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная. Посмотрите на них и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

(2 мин.)

Л: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

П: осознают учебно-познавательную задачу.

II  Речевая разминка

Эпиграф: «Нужно любить и непрерывно изучать русский язык. Человек,  равнодушный к своему языку, - дикарь» К.Г. Паустовский

Читают эпиграф, осознают его.

(1 мин.)

Л: мотивация, смыслообразование

III    Актуализация знаний

Вызов

Ребята, давайте проведём интересную зарядку для мозгов «Кто что делает?»

Повар - …, врач - …, учитель - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - , ветер - …, гром - …, молния - …, трава - …, дождь - …, огонь - …, солнце - …, вода - …

- Слова, какой части речи вы называли?

- Сформулируйте тему урока.

- Поставьте цели на сегодняшний урок

Формулируют тему: «Глагол. Систематизация ранее изученного»  цель: «Вспомнить, что знаем о глаголе. Объединить всю информацию в блок-схему»

Записывают тему урока в тетрадь.

(4 мин.)

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности

П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

IV     Самоопределение к   деятельности

Верные/неверные утверждения:

1. Глагол обозначает действие предмета.

2. В начальной форме глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Ко второму спряжению относятся глаголы на –ить и 11 глаголов-исключений.

Ставят знаки «+», если согласны с утверждением и «-», если не согласны.

(2 мин.)

Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р: осознают недостаточность своих знаний

V    Работа по теме урока

Осмысление

 На доске таблица. Она заполнена частично.

- Какова наша задача?  

- Правильно. Наша задача - заполнить таблицу.

- Где мы добудем информацию?

- Верно, в учебнике на стр. 39, 41, 43.  - Работаем в парах (приложение 1)

   

Глагол

Обозначает______________

Вопросы_____________________________________

Время

Число

Лицо

Род (ед.ч)

I спряжение

Е

И

Н

+

спряжение

Н.Ф.

Б

+

Брить, стелить

- ить

4 –ать

7 –еть

П

+

не_видеть

Т ? СЯ

                               – умываТЬСЯ

Что делает? -

- Проверьте, что у вас получилось (полная таблица на доске)

- Обсудим получившиеся таблицы.

- Пользуясь таблицей, выполните задания на карточках:

 Выпишите предложения, следуя инструкции к каждому упражнению.

1) упр. 80 второе предложение

2) упр. 81 третье слово.

3) упр. 84 четвёртое упражнение

4) упр. 89 третье, восьмое предложения.

- Проведите взаимопроверку.

- Проверьте по образцу на доске.

Читают материал учебника под условными знаками. Делают вывод о том, что необходимо заполнить таблицу.

Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу. Обсуждают (10 мин.)

Выполняют задания на карточках. Проверка.

(5 мин.)

П: извлекают нужную информацию, самостоятельно находят ее в материал учебника; учатся преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

К: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; формулируют собственные мысли.

Л: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Р: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки

VI  Физкультминутка

  1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
  2. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

(1 мин.)

VII   Продолжение работы по

 теме урока

- Соберите «разрезанные» пословицы. Запишите их, вставляя пропущенные орфограммы. Обозначьте спряжения глаголов, подчеркните глаголы-исключения (два ученика работают у доски на отметку, остальные самостоятельно). Затем проверка с комментированием.

1) Дареному коню в зубы не смотр..т.

2) За двумя зайцами погон..шься – ни одного не пойма..шь.

3) Солнце, как родная матушка, никогда не обид..т.

4) Не та рука плоха, что держ..т своё, а та, что тян..т чужое.

5) Охотник слыш..т ,как лес дыш..т.

- Вернёмся к «Верным/неверным утверждения». Посмотрите, что у вас изменилось

- Индивидуальная работа (сдается учителю для проверки)

1 вариант

1.Глагол – это самостоятельная часть речи, которая

обозначает

1) признак предмета

2) предмет в широком смысле слова

3) действие или состояние предмета

4) количество предметов

2. Окончание I спряжения имеют глаголы

1) терп..т, довер..т                       3) дыш..т, рассмотр..т

2) слуша..т, маш..т                       4) корм..т, поджар..т

3. Укажи ряд, в котором во всех словах на месте пропусков пишется буква Ь

1) легко наносит..ся, учит..ся в институте

2) нужно встретит..ся, занимат..ся спортом

3) комната освещает..ся, книга пригодит..ся

4) скоро поправят..ся, боит..ся темноты

2 вариант

1.Укажи признаки, присущие глаголу как части речи

1) время, спряжение, число

2) склонение, род, число

3) краткая форма, падеж

4) полная форма, сравнительная степень

2. Окончание I спряжения имеют глаголы

1) мы стро..м и нос..м                       3) мы пиш..м и реша..м

2)  колыш..тся, легко дыш..тся        4) кле..шь, ненавид..шь

3. Укажи ряд, в котором во всех словах на месте пропусков пишется буква Ь

1) девочка причёсывает..ся, скоро отправят..ся

2) нужно вернут..ся, обещали встретит..ся

3) дети умывают..ся, гроза надвигает..ся

4) кто-то стучит..ся, быстро поправит..ся

Выполняют задания самостоятельно. (3 мин.)

Выполняют индивидуальную работу (4 мин.)

Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий

П: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Р: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

К: формулируют собственные мысли ,высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VIII  Рефлексия

Рефлексия

Составьте синквейн. Тема                              «Глагол»

1.Глагол

2. Живой, нужный

3. Работает, знает, обозначает.

4. Обозначает действие предмета

5. Действие

Составляют синквейн. (3 мин.)

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

IX  Подведение итогов

Вопросы:

1. Вспомните цель, которую мы ставили вначале урока. Как вам кажется, достигли вы этой цели?

2. Назовите признаки глагола, как части речи.

3. Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Выберите полоску соответствующего цвета.

Д.З. параграф 16, 17, 19 повторить, упр. 92

или

параграф 16, 17, 19 повторить. Составить словарный диктант из глаголов н.ф., которые есть в орфографическом словаре. Рядом припишите эти глаголы в форме 2 лица ед.ч. и 3 лица мн.ч.

Отвечают на вопросы (5 мин.)

К: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение

Р: оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Приложение 1

Глагол

Обозначает______________

Вопросы_____________________________________

Время

Число

Лицо

Род (ед.ч)

I спряжение

Е

II спряжение

И

Н

+

+

спряжение

Н.Ф.

Б

+

+

-еть, -оть, -ать, -ять

Брить, стелить

- ить

4 –ать

Гнать, держать, дышать и слышать

7 –еть

Смотреть, видеть, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть

П

+

не_видеть

Т ? СЯ

что делать? – умываТЬСЯ

Что делает? - умываеТСЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....