Урок русского языка в 7 классе "Правописание не с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый современный урок по русскому языку в 7 В классе
Тема «Правописание не с причастиями».
Учитель: Жданова И.В. МБОУ СОШ№3 пос.Эльбан
Тип урока: комбинированный
Вид урока: защита проектов, проблемный, с элементами дискуссии
Цели: 1.Образовательные: опираясь на субъективный опыт семиклассников, а также на знания, полученные в 6 классе о правописании не с существительными, прилагательными, глаголами, сформировать знания о слитном и раздельном написании не с причастиями.
2. Воспитательная: способствовать формированию потребности к приобретению знаний через индивидуальные, групповые формы, проблемный и исследовательский методы организации учебного процесса, сделать вывод о важности грамотности для успешного человека.
2. Развивающая: содействовать обучающемуся в овладении навыками обоснования написания не с причастиями, умению сравнивать не с разными частями речи, самостоятельно работать с различными источниками (информационные и коммуникативные компетенции), составлять схему и таблицу, умению работать с программами Power Point, Windows Movie Maker, составлять диаграммы, проводить социологические опросы, делать выводы.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентации, видео, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
– Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь всем и новому дню. Вы многое знаете, многое умеете. У вас всё получится.
2. Проверка домашнего задания, постановка цели урока
- Сегодня у нас необычный урок, т.к. он подготовлен совместными усилиями учеников и учителя.
Представлю творческие группы.
1 группа готовила видео про сказочного неуча Вовку, 4 – проводила соцопрос, делала диаграмму, 2 – и 3 группы готовили презентации.
К этому занятию мы готовились 3 недели для того, чтобы вы лучше поняли тему сегодняшнего урока.
Слайд 1. А тема нашего урока «Правописание не с причастиями».
Запись в тетрадь темы.
Слайд 2. Цели: опираясь на ваши знания, полученные в 6 классе о правописании не с существительными, прилагательными, глаголами, сформировать знания о слитном и раздельном написании не с причастиями, сделать вывод о важности грамотности для успешного человека.
Слайд 3. Проблема нашего урока «Правописание не с разными частями речи пригодится в жизни»?!...
3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений
1) Отчеты групп
Слайд 4. Отчет 1 группы видео о Вовке в Стране Невыученных уроков.
- Итак, из сказочного мира попадаем в реальность, и 2 и 3 группы актуализируют полученные ранее знания о правописании не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями в виде презентаций.
Слайд 5. Отчет 2 группы
Слайд 6. Отчет 3 группы
- Ребята, какую часть речи мы сегодня не затрагивали? Почему?
Устный развёрнутый ответ с доказательством.
2. Физкультминутка
– Ребята, я предлагаю отдохнуть и отправиться в путешествие. Выберем маршрут. Север или юг? (Ученики выбирают юг.) На чем совершим экскурсию?
– На самолете!
– Итак, приготовились. Садитесь поудобнее, пристегните ремни, самолет набирает высоту. (Ребята имитируют движение самолета.) Посмотрите в иллюминатор. Богатая растительность средней полосы сменяется огромными степными просторами. А вот и Черное море. Мы спускаемся по трапу самолета. Как приятны еще теплые осенние лучи! Вдохнем терпкий, соленый аромат воздуха. Не пора ли искупаться? Осторожно входим в воду. Обрызгайте друг друга водой! Поплывем? А теперь – на берег. Потянулись к солнечным лучам. Еще! Еще! Ах, как здорово!
Наше воображаемое путешествие заканчивается. В следующий раз мы отправимся на север. Я думаю, это тоже будет интересно.
4. Изучение нового материала, в том числе и объяснение
Итак, мы вспомнили правила о слитном и раздельном написании НЕ существительными, прилагательными, глаголами и деепричастиями, это поможет нам понять новую тему.
Слайд 7. 1. Орфографическая задача.
Перед вами примеры причастий, которые пишутся с не слитно и раздельно.
Общее
Не срубленное, а спиленное дерево. Недоумевающий взгляд.
- Подумайте, что общего в правописании не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями.
Устный развёрнутый ответ с доказательством.
Слайд 8. А в чем же различие?
Ненаписанная книга
Не написанная мною книга
- Найдите главное слово в первом словосочетании.
- А зависимое от него слово?
- От какого слова задаем вопрос к местоимению мною?
- Как называется такой оборот?
- Итак, почему в первом словосочетании не с причастием пишется слитно, а во втором – раздельно?
Устный развёрнутый ответ с доказательством.
Слайд 9 – объяснение.
- Молодцы!
Слайд 10.
-Почему причастие прочитана пишется с не раздельно?
Слайд 11 – объяснение
- Молодцы!
2. Формулировка собственного умозаключения о слитном и раздельном написании не с причастиями.
Слайд 12. 3. Опорная схема.
-Посмотрите на опорную схему и скажите, все случаи слитного и раздельного написания НЕ с причастиями назвали?
Слайд 13. Зная все случаи слитного и раздельного написания НЕ с причастием, мы можем составить ход наших рассуждений при выборе орфограммы, т.е. алгоритм.
Обучающиеся на руки получают распечатанный алгоритм.
5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым
1. Работа с учебником. Действуя по алгоритму, учащиеся устно выполняют упражнение 256 (задача: объяснить слитное и раздельное написание НЕ с полными и краткими причастиями).
2. Работа с учебником. Письменное выполнение упражнения 258
Задание: от данных глаголов с зависимыми словами образуйте краткую и полную форму причастий сначала слитно, затем – раздельно. Как вы рассуждали? (по цепочке у доски, затем самостоятельно по одному глаголу 1 и 2 вариантам).
Проверка
Резерв - упр. 259
6. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными
-Итак, когда НЕ с причастием пишется слитно?
- А когда раздельно?
Слайд 14. 7. Возвращаемся к проблеме «Правописание не с разными частями речи пригодится в жизни»?!...
Знаки препинания помогут вам выразить вашу точку зрения: сомнение, утверждение, неуверенность.
Даже сказочный Вовка без этих правил не смог прожить. Сможет ли современный человек обойтись без этих правил?
Выберите вариант и аргументируйте.
Дискуссия о необходимости знаний, чтобы добиться успеха в дальнейшем, нужно быть грамотным.
- А интересно, помнят ли жители нашего поселка правила, которые, возможно, помогли им реализовать себя и стать успешным человеком.
Слайд 15. Отчет 4 группы (соцопрос, диаграмма)
- Сегодня и вы, ребята, пополнили этот список. И я уверена, что знание правил пойдет вам только на пользу.
Слайд 16. 8. Подведение итогов и результатов урока. Рефлексия
1) Я сегодня узнал…
2) Я сегодня проявил качества…
Слайд 17. 9. Задание на дом
1) Выучить правило на с. 100 и алгоритм рассуждения
2) Упр. 260 (1 - 3)
3) По желанию - упр. 260 (4).
Слайд 18. Благодарность за работу, выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени"
Урок содержит в себе работу по повторению ранее изученного материала, изучение таблицы суффиксов причастий, самостоятельную работу с учебником, работу с текстом, работу над выразительными средствами я...
Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"
Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме: "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"...
Использование ЭОР на уроке русского языка по теме: "Не с причастием"
Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ "СОШ №3" Аверьяновой Ириной Вадимовной в соответствии с ФГОС. Цели урока: на основе эмпирической области в языковых явлениях данной группы соз...
Самоанализ урока русского языка в 6 классе «Употребление причастий в языке»
Данный урок изучается в разделе «Текст» после изучения разделов «Система языка. Морфология. Причастие» и «Правописание». Его цель – актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интере...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».
Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....
Конспект урока русского языка для 7 класса "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"
Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология....