Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме
Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastie_7kl..doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
В 7 классе
ТЕМА: « Понятие о причастии.»
ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, формировать умение различать причастия и имена прилагательные; развивать умение составлять устный рассказ на лингвистическую тему; обогатить синтаксический строй учащихся путём использования причастий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: беседа, сравнение, наблюдение, работа по таблице.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица для сравнения «Глагол- прилагательное-причастие», теннисный мячик.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – Евдокимова Ирина
Николаевна
ХОД УРОКА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- приветствие
- посадка, проверка готовности к уроку
- настрой на работу
Начинается урок.
Приготовься –ка, дружок!
Много нового узнаешь,
На уроке «поиграешь»:
Будем мячик мы бросать
И часть речи изучать.
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
- Какая часть речи называется глаголом?
- Как изменяется глагол?
- Что такое спряжение глагола и как определить спряжение глагола с безударным окончанием?
- Какие глаголы называются переходными (непереходными)?
- Какая часть речи называется именем прилагательным?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Назовите разряды имён прилагательных.
- СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи, которая взяла для себя морфологические признаки двух частей речи- глагола и имени прилагательного. А поможет нам в этом вот этот теннисный мячик
( учитель показывает).
- ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Наблюдение за материалом
- Какой мяч по цвету? (Синий)
- Какой мяч по размеру? (Маленький)
- Из какого он материала? ( Резиновый)
- Для какой игры? (Теннисный)
(На доске появляется запись)
МЯЧ
Синий
Маленький
Резиновый
Теннисный
________________
КАКОЙ?
ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
( Учитель бросает мяч)
- Мяч что делает? (Летит)
- Он какой? (Летящий)
- А сейчас мяч что делает? (Падает)
-Значит он какой ? (Падающий)
- А когда он летел, какой он? (Летящий)
(На доске появляется запись)
МЯЧ
Летит
Падает
Скачет
__________________
ЧТО ДЕЛАЕТ?
ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА
ГЛАГОЛ
- Новая часть речи, которая объединила в себе признаки имени прилагательного и глагола – п р и ч а с т и е.
( На доске появляется запись, в тетрадях учащихся тоже)
МЯЧ
Летящий
Падающий
__________________
КАКОЙ?
ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ
ПРИЧАСТИЕ
- Какие же морфологические признаки прилагательного можно обнаружить у причастия? Для этого сопоставим данные ниже формы слов.
Летящий (мяч) – Летящая (тарелка) – Летящие (шары)
Летящий, летящего, …летящим, о летящем.
- Правильно, причастие, как и имена прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.
- Какие же морфологические признаки глагола можно обнаружить у причастия? Давайте сопоставим данные ниже формы слов.
Летящий – летевший
Падающий – упавший
- Правильно, причастие, как и глаголы, изменяются по временам (в прошедшем и настоящем времени) и могут быть совершенного и несовершенного времени.
- Чтение правила по новому материалу на стр. 25.
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Устная работа на закрепление значения причастия – формы глагола, обозначающей признак действия (учащиеся заменяют причастия сочетаниями глаголов с местоимением к о т о р ы й и, наоборот, сочетания глаголов с местоимениями – причастиями.
а) Читающая девочка — которая читает; сражавшийся воин — кото рый сражался; встреченная делегация — которую встретили; решаемая задача — которую решаем.
б) Ученик, который отвечает — отвечающий ученик; земля, которую покрыл снег — покрытая снегом земля; упражне ние, которое задали — заданное упражнение; отряд, который занял первое место — отряд, занявший первое место.
- Объяснительный диктант
1)Вылетевшее слово и на коне не догонишь. 2) Пересохший пласт уро- жая не дает. 3) Рассыпанный рис соберешь, а сказанных слов не воротишь. 4) Обдуманное слово дороже золота. 5) Катящийся камень травой не обрас тает.
- Упражнение № 54
- ИТОГ УРОКА
1) Что называется причастием?
2) Какие свойства глагола и прилагательного имеет причастие?
3) Какой признак предмета обозначает причастие?
4) Какова синтаксическая роль причастия в предложении?
- ДОМАШНЯЯ РАБОТА
Выучить определение причастия как части речи;
Упражнение № 57
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".
Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....
Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».
Цели:Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развити...
Урок русского языка в 7 классе. Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»
Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»...
Урок русского языка в 10 классе. Тема:"Причастие. Морфологические признаки. Стилистическая роль"
Урок русского языка в 10 классе спланирован по программе Н.Г. Гольцовой. На уроке учащиеся сами определяют цели учебной деятельности, выполняют самостоятельные задания с последующей самопроверкой и вз...
Урок русского языка и презентация по теме "Причастие" 7 класс
Урок-игра "Обобщение и систематизация знаний по теме "Причастие". 7-й класс...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия». 1.Предмет: русский язык
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе Тема: &laqu...
Урок русского языка в 7 классе. Раздел "Причастие", тема "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов".
Презентация к уроку по разделу "Причастие" с разнообразными заданиями, направленными на повторение и закрепление разных тем из данного раздела....