Использование ЭОР на уроке русского языка по теме: "Не с причастием"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ "СОШ №3" Аверьяновой Ириной Вадимовной в соответствии с ФГОС. Цели урока: на основе эмпирической области в языковых явлениях данной группы создать условия для изучения правила "Не с причастием"; осознать терминологическую выкладку данной орфограммы; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными действиями в ходе анализа языкового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan2.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока «Не с причастием»
- ФИО (полностью) Аверьянова Ирина Вадимовна
- Место работы МОУ «Средняя школа №3»
- Должность учитель русского языка и литературы
- Предмет русский язык
- Класс 6
- Тема и номер в теме Не с причастием. № урока в теме 6
- Базовый учебник Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос М.: Дрофа 2009
- Цель урока: на основе эмпирической области в языковых явлениях данной группы создать условия для изучения правила «Не с причастием»; осознать терминологическую выкладку данной орфограммы; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями в ходе анализа языкового материала.
9. Задачи:
- обучающие: научить определять условия слитного и раздельного написания не с причастиями через анализ языкового материала; сформировать умение грамотно писать не с причастием, формировать коммуникативную, языковую, лингвистическую компетенции через анализ языкового материала и системно-деятельностный подход на учебном занятии;
-развивающие: развитие мыслительных операций учащихся через анализ языкового материала; развитие специальных технических умений работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет, формирование креативности через организацию работы с ЭОР; совершенствование речевой культуры учащихся через организацию делового общения учащихся на учебном занятии.
-воспитательные: воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи через разнообразие языкового материала на уроке; воспитание интереса к процессу учения через использование информационно-компьютерных технологий.
Тип урока урок усвоения новых знаний с использованием ЭОР
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные
10.Необходимое техническое оборудование: компьютеры, ЭОР сети Интернет.
11. Структура и ход урока.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационная часть. | Приветствует учащихся. Создает комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. | Настраиваются на работу. | 1 мин. |
2. | Повторение предыду- щего материала «Н и НН в суффиксах причастий» | Практический модуль № 1. | Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭОР. | Выполняют зада-ния. | 5 мин. |
3. | Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока. | Авторская презентация. Слайд №1. Языковой материал | Ничего не забудьте; нечем удивить; не терпит неправды; не преследовал неприятеля; ни в чем не участвовал; не в чем сомневаться; не широкая, а узкая река; неширокая, а рыбная река; невысокий дом; не большая, а маленькая книга; книга небольшая, а интересная; говорил не правду, а ложь; не слышится шороха; ненавидеть; неосвещённая комната. -Можно ли объединить слова в группы? По какому признаку? -Что стало основанием для классификации? Есть ли 2 со ос | Прочитывают сло- восочетания и отвечают на вопро- сы: -Да. Не с разными частями речи: глаголом, местои- мением, прилага- тельным, сущест- вительным. -Части речи. | 5 мин. |
4. | Формулировка цели и темы урока учащимися. | основание ? (Подсказка: сопоставьте не с разными частями речи). Какие группы образовались? - Есть ли лишнее слово? Почему оно лишнее? -Что является эмпиричес- кой областью? -Что является объектом? - Предметом? -Учитывая, что предмет равен теме, сформулируйте тему урока и цели. | - 1- существитель-ные, прилагатель- ные; 2 – глагол; 3 – местоимение. - Причастие. «Не с причастием» входит в область «я не знаю». - Не с частями речи, кроме последнего. - Не с частями речи в отдельности. - Не с причастиями. - Не с причастия- ми. Необходимо научиться видеть орфограмму в тексте, применять алгоритм. | 2 мин. |
5. | Знакомство с новой орфограммой. Формулировка выводов. | Авторская презентация. Слайд №2. Языковой материал | Запись в двух столбиках: Неосвещенная комната Не освещенная лампой комната -Сравните записи. -Найдите отличия. -Выскажите свои гипотезы по решению орфографичес- кой задачи «Не с причастием». - Сделайте вывод. 2.Комната не освещена Комната неосвещённая. - Сравните записи. Гипотеза. Вывод №2. 3. Не освещённая, а затемнённая комната. | Учащиеся пытаются понять «поведение» лингвистических объектов и собст- венных действий по отношению к ним. Не с полными причастиями пишется при наличии зависимых слов. Не с краткими при- частиями пишется раздельно. | 10 мин. |
6. | Неосвещенная комната -Сравните записи. Ваши гипотезы. Выводы №3 4. Негодующий человек Недоумевающий взгляд - Гипотезы. Вывод №4. | Не с причастием пишется раздельно при наличии про- тивопоставления. 4.Причастие пи- шется слитно, если без НЕ не употреб- ляется. | 3 мин. |
7. | Работа с правилом | § 39 стр. 199 | Прочитайте правило и отметьте значком материал, не вошедший в наше с вами обсуждение. Запишите свой пример на каждый вывод. | Гипотезы. Дети записывают собственные примеры. | 2мин. |
8.
| Первичное закрепление нового материала. Коррекция ответов учащихся. | Практический модуль № 2 | Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭОР. | Выполняют зада-ния. | 7 мин. |
9. | Домашнее задание. | Параграф 39, представьте алгоритм в электронном виде (по желанию). №455 (1,2). | Вопросы по выполнению домашнего задания. | 3 мин. |
10 | Содержательная и методологическая рефлексия. | - За счет чего произошло расширение области «я знаю»? Каков алгоритм написания орфограммы? Какие приемы мыслитель- ной деятельности стали основными на уроке? | - За счет орфограммы «Не с причастиями». Проговаривание алгоритма. Приемы анализа, сравнения, классификации. | 2 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
Тема урока
Не с причастием
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Правописание Н и НН в полных и кратких страдательных причастий | ЭОР практического типа. | тренажёр | http://fcior.edu.ru/card/23732/pravopisanie-n-i-nn-v-polnyh-i-kratkih-formah-stradatelnyh-prichastiy.html# |
2. | Правописание НЕ с причастием | ЭОР практического типа | тренажёр | http://fcior.edu.ru/card/23728/pravopisanie-ne-s-prichastiyami.html# |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока русского языка по теме "Повторение изученного по теме "Причастие"
Данный урок можно проводить как самостоятельную работу, так и работу в парах с взаимопроверкой. В сильных классах слайды с проверкой можно не показывать....
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....
Разработка урока русского языка по теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").
Разработка урока русского языка по теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").Повторение на уроке строится на материале о межэтнических отношениях, повторяется по...
Разработка урока русского языка на тему "Морфологический разбор причастия" для 7 класса.
Разработка может быть использована для проведения открытого урока. Также в ней содержится раздаточный материал....
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».
Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....
Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс
Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс...
Урок русского языка в 7 классе. Раздел "Причастие", тема "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов".
Презентация к уроку по разделу "Причастие" с разнообразными заданиями, направленными на повторение и закрепление разных тем из данного раздела....