РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Чубарова Галина Георгиевна

4 часа в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании методической кафедры

Протокол №__

_________ /_____________/

Согласовано

с зам. директора по УВР

________ В.И. Гришкина

Утверждено

Директором гимназии

________ Т.И. Карачарова

«27» августа 2015 г.

«27» августа 2015 г.

«27» августа 2015 г.

Рабочая учебная программа по предметному курсу

«Русский язык»

Для 8  класса (ФГОС)

на 2015/2016 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»

разработана на основе

примерных программ основного общего образования

Составитель:  Чубарова Галина Георгиевна.

Внешняя экспертиза программы не проводилась.

Москва, 2015

ФГОС. Программа по русскому языку.

Общая характеристика программы.

Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объема (детализации) содержания, а также определению путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Рабочие программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного типа и разной специализации.

В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в примерных программах для начального общего образования. Однако содержание примерной программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

В примерной программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

Примерная программа включает четыре раздела:
• «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета «Русский (родной) язык» на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса русского (родного) языка, его места в базисном учебном плане.

• «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.

• «Примерное тематическое планирование», в котором дан примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

• «Рекомендации по оснащению учебного процесса», которые содержат характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания русского (родного) языка в современной школе.

Вклад предмета «Русский (родной) язык» в достижение целей основного общего образования

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.

В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.


Основные содержательные линии

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которо-
го позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.


Результаты изучения предмета
  «Русский  (родной) язык»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:


1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе стандарта основного общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М. М. Разумовская, С.И. Львова.Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2007), примерной программы учителя русского языка к учебнику М.М. Разумовская, С. И. Львова. и др. 8 класс: Методические рекомендации.- М.:АРКТИ, 2008

Соответствует ФБУП (1998г.), требованиям примерных образовательных программ, разработанных Минобразованием России на основе обязательного минимума содержания среднего общего образования и Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказы Минобразования РФ от 19.05.98г. №№1235, 1236, от 30.06.99г.) Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

Курс русского языка в 8 классе общеобразовательной школы рассчитан на 105 учебных часов (3 часа в неделю).

   Учебник русского языка 8 класс. Автор: М.М. Разумовская, С.И. Львова и др. ООО «Дрофа», 2014г.

Русский язык – это важнейшая часть национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.

Принципы построения

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и  перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Специфика курса

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора

Цели обучения русскому языку

Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.

Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.

Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Применение знаний и умений в жизни.

Задачи :

развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  

На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения

Программа по русскому языку в 8 классе предусматривает изучение общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит отобранную в необходимых пределах в соответствии с задами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и  фразеологии, словообразования, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Предметом изучения в 8 классе является систематический курс синтаксиса (простое предложение) и соответствующие правила пунктуации.

Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

В обучении используются традиционные методы обучения: объяснение нового материала, беседа, самостоятельный анализ учебного материала, опрос и др. и инновационные технологии: информационно-коммуникативные.

Формы контроля знаний, умений и навыков: тесты, диктанты, осложнённое списывание, монологическое высказывание на лингвистическую тему, анализ текста.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО   РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 8 КЛАССА

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений , речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить синтаксический  разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации

Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях

с однородными членами,

при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,

в предложениях с прямой и косвенной речью,

при цитировании, обращении,

при междометиях, вводных словах и предложениях.

Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи

Определять тип и стиль текста.

Подробно и выборочно  излагать повествовательные  тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников.

Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему.

Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.

Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы.

Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос;

- выборочная проверка упражнения;  - взаимопроверка; - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;  - написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

-участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

-создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

-работа с учебно - научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

Формы промежуточной аттестации в 8 классе следующие:

* тест;

*диктант с грамматическим заданием;

* проверочная работа с выборочным ответом;

* комплексный анализ текста;

* подробное и выборочное изложение;

* изложение с элементами сочинения-рассуждения;

* сочинение-описание памятника;

Сочинение на морально-этическую тему;

публичное выступление по общественно-важным проблемам;

 сочинение-рассказ на свободную тему;

Устное высказывание на лингвистическую тему.

Использование информационно-коммуникационных технологий в ходе изучения курса русского языка в 8 классе предполагает

использование мультимедийных презентаций при объяснении нового материала;

использование  электронных учебников для организации самостоятельной работы учащихся по изучению теоретического материала;

использование ЦОР, КМ-школы при организации  учебно-познавательной деятельности на уроке;

использование электронных таблиц, опорных схем, обеспечивающих визуальное восприятие учебного материала,

использование электронных тренажёров для отработки навыков по основным темам курса русского языка 8 класса.

.

Изучение курса проводится по учебнику «Русский язык». 8 класс. Авторы: М,М. Разумовская, С.И. Львова. и др., 2014 г..

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ

По учебнику М.М.Разумовской

ТЕМА УРОКА  

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ТИП УРОКА

Характеристика деятельности учащихся

Виды контроля

Планируемые результаты обучения

Дата проведения

план

факт

1 четверть

1.

Русский язык в системе славянских языков

1

комбинированный

Анализ текста, составление вопросов

Иметь понятие о русском языке как о славянском

Морфология и орфография  (закрепление изученного) . 8 часов

2.

Буквы Н.НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

Урок повторения

Анализ текста, разные виды разбора, разбор по составу

тест

Закрепить умение различать части речи и уметь правильно писать Н.НН в словах

1 неделя

сентября

3.

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи

1

Урок повторения

Анализ языкового материала

Упр.17

Уметь правильно писать не с разными частями речи

4.

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями

1

Урок повторения

Комплексный анализ текста, разбор слов по составу

Проверочный диктант

Уметь различать части речи и выделять словосочетания из предложения

2 неделя

сентября

5.

Употребление в тексте частицы НИ.

1

Урок закрепления

Анализ текста

диктант

Уметь писать со словами НЕ и НИ

6.

Дефисное написание слов

1

Комбинированный урок

Разбор по составу, орфоэпический разбор

Уметь употреблять дефис в словах разных частей речи

7.

Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

1

комбинированный

Анализ омонимичных конструкций

Орфографический диктант

Уметь различать омонимы разных частей речи

3 неделя

сентября

8.

КР. №1. диктант с грамматическим заданием

1

Урок проверки знаний

диктант

9.

РР. Повторение. Речь, её разновидности . Текст, его тема и основная мысль. Стили речи, средства выразительности в художественной речи.

1

Урок повторения

Анализ текста, построение собственных текстов.

Создание текста

Уметь определять тему текста, его идею, знать стили речи, создавать тексты определенного стиля

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение. 4 часа.

10.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание.

1

Урок комбинированный

Анализ языковых явлений

Уметь различать слова с предлогами, словосочетания и предложения.

4 неделя сентября

11.

Виды связи слов в словосочетании

1

Урок усвоения новых знаний

Исследование таблицы, конструирование предложений

диктант

Уметь вычленять СС из предложения,

12.

Употребление словосочетаний в речи

1

Урок комбинированный

Составление СС с разными видами связи

тест

Уметь правильно употреблять СС в речи

13.

Предложение и его типы.

1

комбинированный

Анализ языковых явлений, синтаксический разбор

Уметь правильно характеризовать предложение

1 нед. октября

Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. 20 часов.

14-15

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.

2

Урок усвоения новых знаний

Синтаксический разбор

Выборочный диктант

Уметь выделять и характеризовать главные члены предложения.

16-17

КР №2. развитие речи. Изложение «Как я покупал собаку»

2

Урок развития речи

изложение

Уметь грамотно и последовательно излагать текст

2-3 неделя

Окт-ря

18-19

Сказуемое и способы его выражения

2

Урок усвоения новых знаний

Синтаксический разбор

тест

Уметь находить сказуемое, характеризовать его

20-21

Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование главных членов предложения.

2

Урок усвоения новых знаний

Синтаксический разбор

Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь применять правило на письме

22

РР. Повторение. Типы речи. Способы выражения и средства связи предложений в тексте.

1

Урок повторения и обобщения.

Анализ текста.

Составление собственного текста

4  неделя

октября

23-24

Второстепенные члены предложения. Определение.

2

Урок усвоения новых знаний

Орфографическая работа,  анализ предложений

Уметь находить определение в тексте, знать о приложении

25.

Дополнение.

1

Урок усвоения новых знаний

Пунктуационный и орфографический разбор

Коплексный анализ текста

Уметь находить дополнения в тексте, различать дополнение и подлежащее

5 неделя октября

.26-27.

Резервные урок

1

2 четверть

28.

Обстоятельство.

1

Урок усвоения новых знаний

Конструирование предложений

Выборочный диктант, тест

Уметь определять обстоятельство в предложении и способы его выражения.

2 неделя ноября

29.

Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом

1

Урок усвоения новых знаний

Синтаксический разбор

Самостоятельная работа

Уметь узнавать сравнительный оборот, различать синтаксические конструкции

30.

Порядок слов в предложении

1

Урок комбинированный

Анализ текста, предложений

Уметь грамотно строить предложения

31.

КР №3 по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

1

Урок проверки знаний

3 неделя ноября

32-33.

Развитие речи. Репортаж как жанр публицистики. Репортаж-повествование

2

Урок развития речи

Анализ текста, план к тексту.

Составление собственного репортажа

Уметь грамотно сочинять репортаж-повествование

Односоставные и неполные предложения. 15 часов.

34.

Виды односоставных предложений.

1

Урок усвоения новых знаний

Синтаксический разбор, составление схем

Работа со схемами

Уметь различать виды односоставных предложений, составлять схемы предложений

4 неделя ноября– 1 неделя декабря

35.

Определенно-личные предложения.

1

Урок усвоения новых знаний

Синтаксический разбор, составление схем

Работа со схемами, анализ предложений

Знать отличие определенно-личных предложений от других видов.

36-37.

КР №10. Развитие речи. Изложение «Царскосельский лицей»

2

Урок развития  речи.

изложение

Уметь грамотно излагать текст

38-39.

Неопределенно-личные предложения

2

Урок усвоения новых знаний

Синтаксический разбор, работа по схемам

Уметь находить, характеризовать и употреблять в речи неопределенно-личные предложения

40-41.

Обобщенно-личные предложения

2

Урок усвоения новых знаний

Синтаксический разбор, работа по схемам

Тест

Уметь находить, характеризовать и употреблять в речи обобщенно-личные, назывные, безличные, и др. виды односоставных предложений

42-43.

Безличные предложения

2

Урок усвоения новых знаний

Синтаксический разбор, работа по схемам

Самостоятельная работа

2-3 неделя декабря

44.

Назывные предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Синтаксический разбор, работа по схемам

Тест

45.

Понятие о неполных предложениях. Односоставные предложения и их употребление в речи.

1

Урок комбинированный

Синтаксический разбор, работа по схемам

46.

Обобщающий урок

1

Урок закрепления и обобщениия

Синтаксический разбор, работа по схемам

Тест, объяснительный диктант

4 неделя декабря

47.

КР №5. Диктант.

1

Урок проверки знаний

диктант

48.

Резервный урок.

1

3 четверть.

Однородные члены предложения. 15 часов.

49-50.

Какие члены предложения являются однородными. Понятие об однородных членах.

2

Комбинированный урок

Работа по схемам, анализ предложений, синтаксических конструкций

Знать о понятии однородности, уметь составлять по схеме предложения, доказывать однородность слов

2-3 неделя января

51-52.

КР №6. Развитие речи. Сочинение (репортаж или по картине)

2

Урок проверки знаний

сочинение

53-54

Связь между однородными членами предложения. Пунктуация при однородных членах.

2

комбинированный

Работа по схемам, анализ предложений, синтаксических конструкций

Тест

Знать о видах связи между однородными членами предложения, правльно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения. Различать однородные и неоднородные определения

55-56.

Однородные и неоднородные определения.

2

Урок усвоения новых знаний

Работа по схемам, анализ предложений, синтаксических конструкций

Самостоятельная работа

57-58.

КР №7. Развитие речи. Изложение.

2

Урок проверки знаний

изложение

4неделя января- 1 неделя февраля

59-60.

Обобщающие слова при однородных членах.

2

Урок усвоения новых знаний

Работа по схемам, анализ предложений, синтаксических конструкций

тест

Знать о обобщающих словах, уметь правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами

61.

Развитие речи. Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста.

1

Урок проверки знаний.

Анализ текста

Составление собственного текста

Знать особенности создания статьи в газету.

2 неделя февраля

62.

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

1

Урок обобщения и закрепления.

Работа по схемам, анализ предложений, синтаксических конструкций

тест

63

КР №8.. Диктант.

Обращение. Вводные конструкции. 10 часов.

64-65.

Понятие об обращении.

2

Урок комбинированный

Анализ текста, пунктуационный анализ предложений

Знать, что такое обращение, уметь правильно расставлять знаки препинания  при обращении

3-4 неделя февраля

66-67.

Предложения с вводными конструкциями.

2

Урок усвоения новых знаний

Анализ текста, пунктуационный анализ предложений

Знать, что такое вводные слова и конструкции, знать их функции в предложении, уметь их находить в предложении, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах и конструкциях

68-69.

Вводные слова и синонимичные конструкции. Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ

2

Урок усвоения новых знаний

Анализ текста, пунктуационный анализ предложений

70.

Обобщающий урок по теме «Вводные слова и конструкции»

1

Урок обобщения и закрепления.

Анализ текста, пунктуационный анализ предложений

тест

1неделя марта

71-72

КР №9. Развитие речи. Изложение с элементами сочинения «Цените время»

2

Урок проверки знаний

изложение

Уметь грамотно излагать данный текст

73.

КР №10. Диктант.

1

Предложения с обособленными членами. 19 часов.

74-75.

Понятие об обособлении. Обособление определений.

2

Урок усвоения новых знаний

Составление схем, анализ предложений, составление конспектов, графический анализ предложений

Самостоятельная работа

Знать о понятии обособления, способы обособления, выражение обособленных членов предложения. Уметь грамотно обособлять одиночные и несогласованные определения.

2 неделя марта

76-77

Обособление одиночных и несогласованных определений

2

Урок усвоения новых знаний

Составление схем, анализ предложений, составление конспектов, графический анализ предложений

3 неделя марта

78.

Резервный урок.

4 четверть

79.

Развитие речи. Портретный очерк.

1

Урок развития речи

Анализ текста

Создание собственного текста

Уметь составлять связный текст в жанре портретного очерка.

1 неделя апреля

80-81.

КР №11. Развитие речи. Сочинение по картине Б.М.Кустодиева.

2

Урок развития речи

сочинение

Уметь составлять связный текст по заданной теме

82-83.

Обособление приложений. Обособление определений и приложений (обобщение)

2

Урок усвоения новых знаний

Составление схем, анализ предложений, составление конспектов, графический анализ предложений

Уметь находить обособленные члены предложения и, знать, чем они выражены, грамотно их обособлять на письме

2 неделя апреля

84.

КР №12. Диктант.

1

Урок контроля знаний

диктант

85-86.

Обособление обстоятельств.

2

Урок усвоения новых знаний

Составление схем, анализ предложений, составление конспектов, графический анализ предложений

Уметь находить обособленные члены предложения и, знать, чем они выражены, грамотно их обособлять на письме

3-4 неделя апреля

87-88.

КР №13. Развитие речи. Изложение (портретный очерк) с творческим заданием.

2

89.

Обособление обстоятельств.

1

Урок усвоения новых знаний

Составление схем, анализ предложений, составление конспектов, графический анализ предложений

Уметь находить обособленные члены предложения и, знать, чем они выражены, грамотно их обособлять на письме

90-91.

Уточняющие члены предложения.

2

Урок усвоения новых знаний

Составление схем, анализ предложений, составление конспектов, графический анализ предложений

Уметь находить уточняющие члены предложения и, знать, чем они выражены, грамотно их обособлять на письме, знать их назначение

1-2 неделя мая

92.

КР №14. Диктант и его анализ.

1

Урок проверки знаний

диктант

Прямая речь и способы её выражения.

93-94.

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Диалог.

2

Комбинированный

Составление схем, конструирование предложений по заданной схеме

Графический диктант

Знать, что такое прямая речь, правильно оформлять предложения с прямой речью, грамотно расставлять знаки препинания

95-96.

Употребление косвенной речи.

2

Комбинированный

Анализ  предложений, реконструирование предложений

Самостоятельная работа

Знать, что такое косвенная речь, уметь грамотно переделывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

97.

Цитаты и их оформление на письме.

1

комбинированнй

Анализ  предложений, реконструирование предложений

Грамотно оформлять на письме цитаты, знать способы цитирования

3 неделя мая

98-99.

КР №14. Итоговая контрольная работа.

2

Урок проверки знаний

100-105

резерв

4 -5 неделя

мая

Базовый учебник – М.М.Разумовская, С.И.Львова и др.

Количество часов в неделю – 3

Всего часов

РР

КР

1 четверть

9 недель

27

4

2

2 четверть

7 недель

21

4

3

3 четверть

10 недель

30

7

5

4 четверть

8 недель

24

5

5

Год

34 недели

102

20

15

Образовательные электронные ресурсы:

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

Русское слово http://www.rusword.com.ua

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просв...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просв...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Рабочая программа  разработана на основе авторской государственной программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образовани...

рабочая программа и календарно-тематичекое планирование по русскому языку, 5-6 класс, по УМК под редакцией А.Д.Шмелева

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе авторской программы   по русскому языку «Р...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Т.А.Ладыженской 5 класс

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова на 204 ч( 6 уроков в неделю) и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по программе Т.М.Баранова и Т.А.Ладыженской

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по русскому языку на 136 часов( 4 урока в неделю)....