Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Ондар Анай-Хаак Чапан-ооловна

Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvoynaya_rol_bukv_e_yo_yu_ya.doc470.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ондар Анай-Хаак Чапан-ооловна

учитель русского языка и литературы

МОУ Бай-Талской СОШ, 5 «б» класс, подгруппа

Тема: Двойная роль е, ё, ю, я

Цель:

  1. Образовательная: знать в каких позициях е, ё, ю, я обозначают один звук и в каких – два;
  2. Развивающая: уметь применять знания теоретического материала в письменной речи
  3. Воспитательная: воспитать внимательность

Метод обучения: репродуктивный, обобщающе-повторительная беседа,

          тестирование

Межпредметная связь: с литературой

Оборудование: интерактивная доска, компьютер

Ход урока

  1. Организационный момент

1. Встали ровненько, улыбнулись мне, друг другу. Здравствуйте, садитесь.

2. Сдаём тетрадь на проверку.

3. Цель урока: Сегодня на уроке: повторим изученное о фонетике; узнаем двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я, т.е.:

                а) в каких позициях данные буквы дают два звука;
               б) в каких – одну.

- Ребята, вы верите в чудеса?

- В сказки вы верите?

- Какой праздник к нам приближается?

- Новый год – это волшебный праздник. Вы согласны со мной?

-Давайте на этом уроке создадим волшебство, волшебную атмосферу своими руками, своим делом, своей речью, своими словами и посетим волшебную страну эльфов и гномов. Для этого мы должны исправить ошибки в данных нам предложениях, ответить на вопросы, сделать упражнения и очень много работать, иначе не сбудутся наши новогодние желания.

II. Опрос

1.       Лингвистическая разминка

Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи к этому заданию.

а)         Закричал охотник: “ОЙ!
           Двери гонятся за мной!» (звери)          

б)         «Посмотрите-ка, ребятки,
           Раки выросли на грядке». (маки)

в)         Старый дедушка Пахом
           На козе скакал верхом. (коне)  

г)         На пожелтевшую траву
           Роняет лев свою листву. (лес)  

д)         Синеет море перед нами,              

            Летают майки над волнами. (чайки)

-Давайте сделаем вывод: если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения. Поэтому мы должны изучать фонетику. А теперь давайте докажем жителям сказочной страны, что мы хорошо знаем фонетику, иначе  не откроются перед  нами двери нашей сказочной страны.

2.         Блиц-опрос

  1. Что такое фонетика?
  2. Из чего состоят слова, которые мы слышим?
  3. Звуки делятся на …
  4. Гласные бывают …
  5. На какие  звуки делятся согласные?
  6. Из чего состоят слова, которые мы пишем?
  7. Сколько букв в русском алфавите?
  8. Сколько гласных звуков в русском языке?
  9. А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?

- Вот о буквах Е, Ё, Ю, Я, мы и поговорим на нашем уроке.

Молодцы! А теперь берем свои волшебные ручки, записываем в тетрадях число, тему нашего урока.

  1. Новая тема

Чтобы попасть в волшебную страну эльфов и гномов мы должны очень много работать и доказать жителям волшебной страны, что у нас много знаний. А теперь поработаем нашим волшебным учебником. Открываем учебники, страница 126, § 61. Читаем материал учебника под звездочкой.

Молодцы. А теперь, пожалуйста, внимательно смотрим на экран. Помогите мне сделать вывод по теме.

  1. Буквы е, ё, ю, я в квадратных скобках не живут (грубая ошибка).
  2. Упражнение 304, стр. 126 Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

Обозначают мягкость согласного

Обозначают два звука, если стоят:

в начале

слова

после Ъ и Ь

после

гласных

Е – [э]

Мера - [ м‘]

ем - [й]

         [э]

отъезд - [й]

              [э]

Боец - [й]

                 [э]

Ё – [о]

полёт - [ л‘]

ёлка -[й]

          [о]

съёмка -[й]

          [о]

приём - [й]

              [о]

Ю – [у]

клюв - [ л‘]

юг - [й]

          [у]

вьюга - [й]

             [у]

каюта - [й]

            [у]

Я – [а]

сяду - [с‘]

ясный - [й]

              [а]

обезьяна- [й]

              [а]

стоят - [й]

            [а]

  1. Физминутка.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подпочас

Гордо в зеркальце глядясь.

Закрепление

1. Лингвистическая пауза.

    Определите слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука для I-вариант и  

    где обозначают один звук для II-вариант (устно)

2.  Упражнение 305.

     Спишите. Определите количество звуков и букв в словах.

Письмо - 6б, 5зв., мысль - 5б, 4зв., возьмём - 7б, 6зв., восьмой -  7б, 6зв., баян -  4б, 5зв., юг - 2б, 3зв., еда - 3б, 4зв., ёлка - 4б, 5зв., честный – 7б, 6зв., праздник – 8б, 7зв.

5. Тест

1. Указать слово, в котором буква Ё даёт 2 звука

    а) тёс;     б) ёлка;     в) счёт

2. Укажите, в каком слове больше   звуков, чем букв.

    а) ель;   б) ест;     в) есть

3. Какая буква не даёт два звука?

    а) у;   б) ю;    в) я

4. В каком слове звуков меньше чем букв?

   а) наугад;    б) набекрень;  в) надвое

5. Сколько звуков в слове объяснение?

   а)  9     б) 10        в) 11

6. В каком слове есть звук [й]?

   а) рябина;     б) каёмка;       в) кисти


Правильные ответы

                                                       

1. б) ёлка                                                  

2. б) ест                                                    

3. а) у                                                        

4. б) набекрень                                      

5. в) 11                                                      

6. б) каёмка

Если у вас 6 правильных ответов, то получаете – «5», если 5 правильных ответа – «4», если правильно ответили на 4 и меньше вопроса, то получаете – «3».                                            

                                                                 

                                               «5» - 6 балл.

                                               «4» - 5  балл.

                                               «3» - 3 - 4 балл.

Молодцы, вы очень хорошо работали, поэтому перед вами открываются двери волшебной сказочной страны.

-Что вы узнали на этом уроке?

-Понравилась ли вам сказочная страна?

На этом уроке все хорошо работали и получили хорошие оценки.

Y. Домашнее задание

     стр. 127. Упр.306

YI.  Итог урока:

       Вы хотите порадовать других людей своими рисунками? Можете раздать приготовленные открытки.

       Спасибо вам за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе Правописание букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-.

Учебный материал урока позволяет  эффективно провести урок в 6 классе с использованием мультимедийной презентация, сочетая при этом различные формы работы учащихся на уроке: самостоятельная...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Большая буква в именах людей"

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе (по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой) по теме "Большая буква в именах людей"...

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

презентация к уроку по русскому языку 5 класс "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

презентация по теме " Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я " к разделу " Фонетика"  учебник по русскому  языку  5 класс. Т.А. Ладыженской....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка на тему: "Двойные согласные"

Урок составлен с применением сингапурских структур....

План – конспект УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я» (5 КЛАСС)

План – конспект УРОКА  РУССКОГО  ЯЗЫКА ПО ФГОС«ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я»(5 КЛАСС)...