Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема: Как образуются слова в русском языке
Цель урока: познакомить с основными способами словообразования.
Задачи урока:
Образовательные:
- уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”;
- дать понятие о способах образования слов в русском языке.
Развивающие:
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- тренировать мышление, память.
Воспитательные:
- создавать положительную мотивацию к процессу овладения тайнами родного языка путём вовлечения в активную деятельность каждого учащегося;
- воспитывать культуру речи, интерес к слову, родному языку.
Место урока в теме: изучение нового материала
Тип урока: комбинированный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_kak_obrazuyutsya_slova_v_rya.ppt | 296 КБ |
urok.doc | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как-то много лет назад Посадили дивный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово – корень, Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло. Вот из сада вам рассада, Вот еще посадки рядом; А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду чудесном!
КЛАСТЕР МОРФЕМА
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ v + ? 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3.
ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ рассада, посадки, садовод, садовник приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный сложение
ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ Детский, маленький, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, подоконник, спеть, подберезовик, разглядеть.
ПРОВЕРЬ! Перешаг-нула спеть разгля-деть Детский маленький радостный Подокон-ник подберезо-вик Четверостишие телефон-автомат турпоход
ИГРА «СЫЩИКИ» У слова «сказка» исчез корень, у слова «извозчик» – суффикс, у слова «расходиться» - приставка У слова «руководитель» похитили суффикс, у слова «восстание» - приставку, у слова «пропитание» – корень Корень мой находится в цене, В окраске найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке вы встречали. Вся я – в дневнике или в журнале. В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдете. В целом - по мне на уроки пойдете.
«ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…» 1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов? 2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении? 3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов? 4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом? 5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом? 6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования? 7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения? 8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы известными вам способами?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Создайте письменное высказывание в форме письма другу, в котором сообщите, что узнали нового по теме, и задайте вопрос, на который не получили ответа или который оказался не совсем понятным на уроке.
ДЕРЕВО СЛОВ
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: Как образуются слова в русском языке
Цель урока:
познакомить с основными способами словообразования.
Задачи урока:
Образовательные:
- уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”;
- дать понятие о способах образования слов в русском языке.
Развивающие:
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- тренировать мышление, память.
Воспитательные:
- создавать положительную мотивацию к процессу овладения тайнами родного языка путём вовлечения в активную деятельность каждого учащегося;
- воспитывать культуру речи, интерес к слову, родному языку.
Место урока в теме: изучение нового материала
Тип урока: комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
Русский язык. 5 класс. под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, Москва, Дрофа, 2009
Технология: ТРКМ
Приемы критического мышления: кластер, инсерт, верные и неверные утверждения, РАФТ – для домашнего задания
Формы работы: индивидуальная, парная
Этапы урока | Цели этапа | Приёмы | Цели приёмов |
Вызов | - активизация деятельности каждого ученика - развитие логического мышления - актуализация знаний | - кластер | - активизация деятельности каждого ученика - развитие логического мышления - установление ассоциативных связей |
Осмысление | - организация активного восприятия нового материала - получение новой информации - установление связей с уже изученным материалом | - инсерт | - повторение уже известного материала - осмысление нового материала - соотнесение материала с уже известной информацией |
Рефлексия | - обобщение и систематизация приобретённых знаний - присвоение новых знаний - обобщение на уровне личных впечатлений | - верите ли вы (верные и неверные утверждения) Д/З: РАФТ – 1)написать письмо другу, что узнали по новой теме; 2) сформулировать один вопрос, на который они так и не получили ответа или который оказался не понятен) | - применение знаний на практике - развитие логического мышления - обобщение на уровне личных впечатлений |
Ход урока:
1. Психологическая подготовка к уроку.
Учитель читает стихотворение « Как растут слова »
Как-то много лет назад
Посадили дивный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово – корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом;
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду чудесном!
- Стадия вызова
Слово учителя: Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).
Слово учителя: Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)
Слово учителя: Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) (В образовании этих слов приняли участие морфемы)
Слово учителя: Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. Работаем в парах в течение 3-х мин.
Пример кластера
Слово учителя: Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.(каждая пара озвучивает по одному примеру. Учитель фиксирует на доске )
Слово учителя: Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс) Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Как образуются слова) Запишем в тетради число, классная работа и тему сегодняшнего урока.
3. Стадия осмысления
Слово учителя: Давайте обратимся к тексту упражнения 279 на стр. 91. Во время чтения карандашом на полях будем делать пометы «V» - уже знал, « +» - новое, «?» - не понял
(использование приема «Инсерт»)(учащиеся работают индивидуально в течение 5 мин)
Слово учителя: Разделите свои тетради на 3 части. 1-я колонка «V», 2-я колонка « +», 3-я колонка «?». Заполните таблицу. (обсуждение таблиц, получившихся у учащихся)
Слово учителя: Что осталось для вас непонятным? Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник) Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)
Слово учителя: Определите способ образования у слов, записанных на доске.
Детский, известный, рассказал, маленький, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, кругосветный, подоконник, солнышко, спеть, подберезовик, разглядеть, пятьдесят.
(Индивидуальная работа учащихся)
Слово учителя: Теперь поработайте в парах и сверьте свою работу с работой соседа
Слово учителя: Проверим выполненное задание. В каких словах при определении способа образования у вас возникли трудности? ( Обратить внимание учащихся на правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова)
Слово учителя: (Игра «Сыщики») Некто похитил у слов их части. Вы должны эти части отыскать и собрать новое слово, назвать способ образования. Работаем в парах.
- У слова «сказка» исчез корень, у слова «извозчик» – суффикс, у слова «расходиться» - приставка (рассказчик)
- У слова «руководитель» похитили суффикс, у слова «возможность» - приставку, у слова «пропитание» – корень (воспитатель)
А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:
1. Корень мой находится в цене,
В окраске найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)
- В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете.
В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)
Слово учителя: Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)
Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало
- Стадия рефлексии
1. Слово учителя: Давайте поиграем в игру «Верите ли вы ».
1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?
2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?
3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?
4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?
5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?
6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?
7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?
8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?
Слово учителя:
- Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)
- Почему мы не смогли ответить на него?
(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке не подходит).
- Что же мы должны сделать?(Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
2. Домашнее задание:
Посредством приёма РАФТсоздайте письменное высказывание в форме письма другу, в котором сообщите, что узнали нового по теме, и зададите вопрос, на который не получили ответа или который оказался не совсем понятным на уроке.
3. Выставление оценок (учащиеся оценивают свою работу на уроке сами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....