Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Амирова Татьяна

Тема: Как образуются слова в русском языке

 Цель урока: познакомить с основными способами словообразования.

 

 Задачи урока:

 

Образовательные:

  • уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”;
  • дать понятие о способах образования слов в русском языке.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • тренировать мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать положительную мотивацию к процессу овладения тайнами родного языка путём вовлечения в активную деятельность каждого учащегося;
  • воспитывать культуру речи, интерес к слову, родному языку.

 Место урока в теме: изучение нового материала

 

 Тип урока: комбинированный урок 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_kak_obrazuyutsya_slova_v_rya.ppt296 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc269 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как образуются слова в русском языке

Слайд 2

Как-то много лет назад Посадили дивный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово – корень, Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло. Вот из сада вам рассада, Вот еще посадки рядом; А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду чудесном!

Слайд 3

КЛАСТЕР МОРФЕМА

Слайд 4

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ v + ? 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3.

Слайд 5

ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ рассада, посадки, садовод, садовник приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный сложение

Слайд 6

ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ Детский, маленький, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, подоконник, спеть, подберезовик, разглядеть.

Слайд 7

ПРОВЕРЬ! Перешаг-нула спеть разгля-деть Детский маленький радостный Подокон-ник подберезо-вик Четверостишие телефон-автомат турпоход

Слайд 8

ИГРА «СЫЩИКИ» У слова «сказка» исчез корень, у слова «извозчик» – суффикс, у слова «расходиться» - приставка У слова «руководитель» похитили суффикс, у слова «восстание» - приставку, у слова «пропитание» – корень Корень мой находится в цене, В окраске найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке вы встречали. Вся я – в дневнике или в журнале. В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдете. В целом - по мне на уроки пойдете.

Слайд 9

«ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…» 1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов? 2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении? 3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов? 4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом? 5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом? 6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования? 7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения? 8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы известными вам способами?

Слайд 10

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Создайте письменное высказывание в форме письма другу, в котором сообщите, что узнали нового по теме, и задайте вопрос, на который не получили ответа или который оказался не совсем понятным на уроке.

Слайд 11

ДЕРЕВО СЛОВ



Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема: Как образуются слова в русском языке

Цель урока: 

познакомить с основными способами словообразования.

Задачи урока: 

Образовательные:

  • уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”;
  • дать понятие о способах образования слов в русском языке.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • тренировать мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать положительную мотивацию к процессу овладения тайнами родного языка путём вовлечения в активную деятельность каждого учащегося;
  • воспитывать культуру речи, интерес к слову, родному языку.

Место урока в теме: изучение нового материала

Тип урока: комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: 

 Русский язык. 5 класс. под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, Москва, Дрофа, 2009

Технология: ТРКМ

Приемы критического мышления: кластер, инсерт, верные и неверные утверждения, РАФТ – для домашнего задания

Формы работы: индивидуальная, парная

Этапы урока

Цели этапа

Приёмы

Цели приёмов

Вызов

- активизация деятельности каждого ученика

- развитие логического мышления

- актуализация знаний

- кластер

- активизация деятельности каждого ученика

- развитие логического мышления

- установление ассоциативных связей

Осмысление

- организация активного восприятия нового материала

- получение новой информации

- установление связей  с уже изученным материалом

- инсерт

- повторение уже известного материала

- осмысление нового материала

- соотнесение материала с уже известной информацией

Рефлексия

- обобщение и систематизация приобретённых знаний

- присвоение новых знаний

- обобщение на уровне личных впечатлений

- верите ли вы (верные и неверные утверждения)

Д/З: РАФТ – 1)написать письмо другу, что узнали по новой теме; 2) сформулировать один вопрос, на который они так и не получили ответа или который оказался не понятен)

- применение знаний на практике

-  развитие логического мышления

- обобщение на уровне личных впечатлений

Ход урока:

  1.  Психологическая подготовка к уроку.

Учитель читает стихотворение « Как растут слова »

Как-то много лет назад

                                                                  Посадили дивный сад.

   Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

        Это слово – слово – корень,

       Разрастаться стало вскоре.

  И плоды нам принесло.

   Вот из сада вам  рассада,

  Вот еще посадки рядом;

                                                                  А вот садовод,

                                                                  С ним садовник идет.

                                                                  Очень интересно

  Гулять в саду чудесном!

  1. Стадия вызова

Слово учителя: Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).

Слово учителя: Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)

Слово учителя: Давайте выпишем из нашего стихотворения  все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) (В образовании этих слов приняли участие морфемы)

Слово учителя: Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. Работаем в парах в течение 3-х мин.

Пример кластера

Слово учителя: Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.(каждая пара озвучивает по одному примеру. Учитель фиксирует на доске )

Слово учителя: Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс) Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Как образуются слова) Запишем в тетради число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

3. Стадия осмысления

Слово учителя: Давайте обратимся к тексту упражнения 279 на стр. 91. Во время чтения карандашом на полях будем делать пометы  «V» - уже знал,  « +» - новое, «?» - не понял

(использование приема «Инсерт»)(учащиеся работают индивидуально в течение 5 мин)

        

Слово учителя: Разделите свои тетради на 3 части. 1-я колонка «V», 2-я колонка « +», 3-я колонка «?». Заполните таблицу. (обсуждение таблиц, получившихся у учащихся)

Слово учителя: Что осталось для вас непонятным? Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник) Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)

 Слово учителя: Определите способ образования у слов, записанных на доске.

         Детский, известный, рассказал, маленький, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, кругосветный, подоконник, солнышко, спеть, подберезовик, разглядеть, пятьдесят.

 (Индивидуальная работа учащихся)

Слово учителя: Теперь поработайте в парах и сверьте свою работу с работой соседа

Слово учителя: Проверим выполненное задание. В каких словах при определении способа образования у вас возникли трудности? ( Обратить внимание учащихся на правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова)

Слово учителя: (Игра «Сыщики») Некто похитил у слов их части. Вы должны  эти части отыскать и собрать новое слово, назвать способ образования. Работаем в парах.

  1. У слова «сказка» исчез корень, у слова «извозчик» – суффикс, у слова  «расходиться» - приставка  (рассказчик)
  2. У слова «руководитель» похитили суффикс, у слова «возможность» - приставку, у слова «пропитание» – корень (воспитатель)

А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:

1. Корень мой находится в цене,

В окраске найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

 Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)

  1. В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете.

 В целом - по мне на  уроки пойдете. (Расписание)

Слово учителя: Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)

Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало

  1. Стадия рефлексии

1. Слово учителя: Давайте поиграем в игру «Верите ли вы ».

1.  Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?

2.  Верите ли вы, что приставка служит для связи слов  в предложении?

3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?

4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?

5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?

6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?

7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?

8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?

Слово учителя:

- Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)

- Почему мы не смогли ответить на него?

(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке не подходит).

- Что же мы должны сделать?(Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

2. Домашнее задание:

Посредством приёма РАФТсоздайте письменное высказывание в форме письма другу, в котором сообщите, что узнали нового по теме, и зададите вопрос, на который не получили ответа или который оказался не совсем понятным на уроке.

3. Выставление оценок (учащиеся оценивают свою работу на уроке сами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...