Урок русского языка в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок изучения нового материала в 9 классе по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными причины".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Место урока в программе преподаваемого курса:
Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины» - урок изучения нового материла. На изучение данной темы отводится 1 час. Это один из уроков большого раздела курса русского языка «Сложноподчинённые предложения».
Оборудование к уроку: Учебник «Русский язык. 9 класс» под ред. Бархударова С.Г., карточки для индивидуальной работы, схемы, таблицы, компьютер.
Краткое описание технологии:
Урок проводился в соответствии с требованиями к технологии обучения русскому языку средствами субъективизации. Основу данной технологии составляет субъективизация, под которой понимается осознанная и активная деятельность учащихся на уроке, их непосредственное участие в планировании и осуществлении большинства структурных этапов урока, развитие логики и речи учащихся. Обязательным для начала урока является мобилизующий этап, на котором происходит актуализация и углубление знаний по конкретной теме. Для этого этапа подбираются задания и упражнения, требующие от учащихся таких мыслительных операций, как сравнение, сопоставление, нахождение общего и различий, группировка и др. При выполнении каждого из заданий от учащихся требуется логичный, доказательный ответ. На данном этапе учащимся было предложено задание «Найти 3 лишнее», проверяющее степень усвоенности ранее изученных тем и в нетрадиционной форме повторён теоретический материал. Словарная диктовка позволила не только повторить орфографию, но и подготовила к восприятию нового материала. Следующий важный этап урока – формулирование учащимися темы и целей урока. К определению темы учащиеся приходят самостоятельно, выполняя специальные упражнения. В результате у них создаётся внутренняя установка на решение ими самими обозначенных проблем и вопросов. Субъективизация процесса обучения реализуется и в ходе изучения нового материала. Новые знания не даются учащимся в готовом виде – они добывают их в процессе поисковой деятельности, заранее продуманной учителем. На этом этапе учащиеся наблюдают за языковым материалом, сравнивают, анализируют слова и предложения и приходят к определённым выводам. Результаты своих наблюдений оформляют в виде схем. На этапе закрепления изученного используется новый тип упражнений – упражнения интеллектуально- лингвистические, при выполнении которых языковое развитие учащихся сочетается с интеллектуальным. К большинству упражнений учащиеся сами формулируют задания. Упражнения носят дифференцированный характер. Большое место на данном этапе занимает работа с текстом, имеющим воспитывающе – познавательную направленность и воздействующим на нравственные качества личности. Важным условием при работе с текстом является использование специальных знаний, которые призваны стимулировать речемыслительную деятельность учащихся, развивать творческое воображение, образное мышление. На уроке присутствовал следующий приём работы с текстом: восстановление текста на морально – нравственную тему по схемам. На завершающем этапе учащиеся работают над созданием собственного речевого высказывания, что немаловажно для подготовки к сочинению – рассуждению на ГИА.
Результативность. Уроки с применением методики обучения русскому языку средствами субъективизации позволяют повысить интерес учащихся к урокам русского языка, развивают речь учащихся, повышают уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Ученик – активная движущая сила на таком уроке. Весь учебный процесс происходит при полном осознании ребёнком и его непосредственном активном участии. В результате учащиеся пишут грамотно (75% - на «4»и «5»), правильно, логично выражают свои мысли, постоянно применяют в речи сложные конструкции, дают хорошие результаты на ГИА.
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.
Цель урока: познакомиться со сложноподчинёнными предложениями с придаточными причины, их строением, пунктуационными особенностями.
Задачи: - знать строение и особенности СПП с придаточными причины, уметь отличать их от
других придаточных предложений, составлять их схемы;
- развивать умения строить СПП с придаточными причины, совершенствовать речевые, орфографические и пунктуационные навыки;
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку, правильное отношение к
нравственным проблемам.
Ход урока:
- Организационный момент. Вступительное слово учителя:
Сегодняшний урок я хочу начать с легенды. Послушайте. «Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. « О, мои поданные! – обратился к ним падишах. – У меня для вас есть задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.» Он повел своих визирей в сад, в конце которого была ржавая железная дверь с огромным замом. « Тот, кто сможет открыть эту дверь с огромным замком, станет моим визирем», - сказал он отошел в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать дверь, но все они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим отходили от двери слуги падишаха. Но один визирь внимательно осмотрел дверь, ощупал замок и изо всех сил нажал дверь со словами: «Я смогу!» он толкнул ее и…о чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и быстрее, пока не раскрылась совсем. Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что не только полагаешься на то, что видишь и слышишь, но и веришь в собственные силы!»
Ребята, вы сегодня также должны поверить в свои собственные силы, и тогда у вас все получится.
2. Мобилизующий этап.
1.Обращение к афоризмам, записанным на доске:
- Знание есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения. (Герцен).
- Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. (Демокрит).
- Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу. (Грибоедов).
- Какая общая мысль объединяет данные высказывания?
(Знание – сила; от знаний всегда только польза).
- Какие пословицы близки по смыслу данным высказываниям?
(Грамоте учиться – всегда пригодиться…)
- Охарактеризуйте данные предложения с точки зрения синтаксиса.
Найдите «третье лишнее». Почему вы выбрали именно его?
- Запишите второе высказывание, оформив его как предложение с косвенной речью. Прочитайте. Какое получилось предложение? (с/п с двумя придаточными: изъяснительным и условия).
- Докажите, что второе предложение с придаточным условия( отвечает на вопрос: при каком условии? присоединяется союзом если).
2. Повторение теории.
Верно или неверно следующее утверждение?
- В СПП от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.
- Выделяются три группы СПП по значению придаточных предложений.
- Придаточные определительные отвечают на вопрос какой? и присоединяются к главному союзами и союзными словами.
- Союзы и союзные слова, связывающие части СПП, не являются членами предложения.
- В предложении «Там нет истины, где нет любви» употреблено придаточное места.
- В предложении «Настала минута, когда я понял всю цену этих слов» - придаточное времени с союзом когда.
3. Орфографическая пятиминутка.
(В)следствии.. непогоды (не)состоятся, задержались (по)неволе, отменить (в)виду морозов, (не)заметил (с)горяча, почему(то) (не)пришел.
- Каким членом предложения являются слова с пропущенными буквами?
(обстоятельствами)
- Что объединяет данные обстоятельства? Каково их значение? О чем будем говорить на уроке? ( Отвечают на вопрос: почему? По какой причине? Имеют значение причины, значит, тема урока – «Обстоятельственные придаточные предложения причины»).
3. Формулирование темы и цели урока.
Тема урока: Придаточные причины.
Цель урока: 1)Познакомиться с придаточными причины;
2)Учиться определять их вид; отличать от других придаточных; конструировать СПП с придаточными предложениями.
4. Изучение нового – самостоятельное «открытие» учащимися новых знаний.
Анализ предложений на карточках, выполнение заданий, вывод – составление схемы.
Первой группе:
1. Лес стоял тихий, молчаливый, потому что главные певцы улетели.
2.Так как сильно лил дождь, мы не могли выйти из палатки.
3. Вследствие того что мы рано встали, мы рано выступили с бивака.
4. Не бойся труда, ибо он силы не отбирает, а прибавляет.
5. На земле было тихо и тепло, оттого что облака почти касались верхушек берез.
6. Результаты лабораторной работы оказались неудовлетворительными, ввиду того что мы нарушили порядок её выполнения.
- Прочитайте предложения. Что у них общего?
- К чему относится придаточное?
- Какое место занимает придаточное по отношению к главному?
- На какой вопрос отвечает?
- Чем присоединяется к главному?
- Составить общую схему, сделать вывод о придаточных предложениях.
Второй группе:
Прочитайте предложения и ответьте на вопросы:
1. Результаты лабораторной работы оказались неудовлетворительными, ввиду того что мы нарушили порядок её выполнения.
2. Результаты лабораторной работы оказались неудовлетворительными ввиду того, что мы нарушили порядок её выполнения.
3. Ввиду того что мы нарушили порядок выполнения лабораторной работы, результаты её оказались неудовлетворительными.
- Где ставится запятая в 1 предложении?
- Если часть составного союза переходит в главное предложение и становится указательным словом, то запятая ставится …
(продолжи предложение)
- Если сложноподчинённое предложение начинается с придаточного с составным союзом, то запятая ставится …
(продолжи предложение)
Проверка (обращение к схемам):
Общая схема: почему? отчего? по какой причине?
1. [ ] , ( так как, потому что, оттого что, ибо,
вследствие того что…)
2. Союзы причины: Так как
Потому что
Оттого что
Вследствие того что
Благодаря тому что
Ввиду того что
Ибо
5. Закрепление знаний.
1. Упражнение 156 (устно). Прочитать, соблюдая правильную интонацию, с/п предложения с придаточными причины, которые присоединяются к главному различными союзами
2. Задания дифференцированного характера.
Для слабых учащихся – выписать из данных предложений только СПП с придаточными причины, расставить в них знаки препинания, выделить союзы. Остальным – указать тип придаточных во всех предложениях.
1)Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека. 2) Друзей нужно беречь так как настоящая дружба очень помогает в горе и в радости. 3) Близкого человека только тогда поймешь когда с ним расстанешься. 4) Ошибки которые не исправляются вот настоящие ошибки. 5) Оттого что облака почти касались верхушек берез на земле было тихо и тепло. 6) Любое живое дело можно загубить если делать его равнодушными руками. 7)Ввиду того что пошел сильный дождь наша прогулка в лес не состоялась. 8) Недаром говорится что дело мастера боится.
(самопроверка: компьютерный слайд
или карточка)
1. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. 2. Друзей нужно беречь, так как настоящая дружба очень помогает в горе и радости. 3. Оттого что облака почти касались верхушек берёз, на земле было тихо и тепло. 4. Ввиду того что пошёл сильный дождь, наша прогулка в лес не состоялась.
3.Схематический диктант.
Не записывая предложений, построить их схемы, определить вид придаточного.
1)Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость солдат были соединены со знанием военного дела.
2)Незнанием никогда не следует хвалиться, так как незнание есть бессилие.
3)Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.
4)Не завидуйте никому, ибо это смертный грех.
5)Там нет истины, где нет любви.
6)В связи с тем что зависимость от мобильного телефона приобретает угрожающие размеры, психологи изучают причины ее возникновения и средства ее преодоления.
7)Если бы искусство вдруг исчезло из нашей жизни, то жизнь невероятно обеднела бы.
(проверка – с помощью компьютера:
1.[глагол] , (чтобы) – изъясн.
2. [ ] , (так как) – прич.
3. [ Сущ., (которые),… ] - опред.
4. [ ] , (ибо ) – прич.
5. [ ] , (где) – места
6. (в связи с тем что), [ ] - прич.
7. (если), [ ] - условия )
4.Восстановление текста по схемам.
Посмотрите на данную запись. Можно ли ее считать текстом? Почему? Каковы признаки текста? Ознакомьтесь со схемами, прочитайте их и сформулируйте задания, которые нужно выполнить.
Совестливый – значит порядочный честный человек который наделен чувством достоинства справедливости и добротой.
Нравственное значение каждой личности живущей по неписаным законам совести неоценимо ибо всем окружающим она дарит свет и теплоту человечности.
Совестливый человек не обманет не украдет не сподличает не предаст не обидит слабого.
Он не унизит себя лицемерием и лестью так как это противоречит его внутренней сущности.
Если даже жизнь его не озарилась блеском какого-нибудь необыкновенного деяния на пользу общества все- таки его нравственное значение не потеряно.
Спокоен и счастлив тот кто живёт в ладу со своей совестью.
Схемы:
1. [ тот] ,(кто).
2. [о,о,о,о,о] .
3. [ ] ,(так как).
4. [ сущ. ], (который).
5. (если), [ ].
6. [ ] , (ибо).
Задания: используя схемы, составить из разрозненных предложений текст;
расставить и объяснить в нем знаки препинания;
определить вид придаточных.
Проверка (слайд на компьютере):
Спокоен и счастлив тот, кто живёт в ладу со своей совестью.
Совестливый человек не обманет, не украдёт, не сподличает, не предаст, не обидит слабого и не унизит себя лицемерием и лестью. Он не унизит себя лицемерием и лестью, так как это противоречит его внутренней сущности.
Совестливый – значит порядочный, честный человек, который наделён чувством достоинства, справедливости и добротой. Если даже жизнь его не озарилась блеском какого- нибудь необыкновенного деяния на пользу общества, всё-таки его нравственное значение не потеряно.
Нравственное значение каждой личности, живущей по неписаным законам совести, неоценимо, ибо всем окружающим оно дарит свет и теплоту человечности.(В. Ткаченко)
Вопросы по тексту:
- Какова тема текста? (Размышления о совести).
- Какова главная мысль? В каком предложении она заключена?
- Каков стиль и тип данного текста? Докажите, что это рассуждение.
- Какие яркие средства выразительности увидели?
- Назовите предложения с придаточными причины. Докажите, что это придаточные причины.
6.Итог урока. Рефлексия.
- Как мы поработали? Чему научились? Какие нравственные проблемы?
- Как оцените свою работу?
7. Задание на дом.
Выразить своё отношение к затронутой в тексте проблеме, используя СПП с различными видами придаточных.
:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....