Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок изучения нового материала по теме "Правописание приставок на з - с"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Правописание приставок на з - с" | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Технология: лабораторный метод.
Тема: Буквы з – с на конце приставок.
Цель урока: сформировать навык безошибочного написания приставок на з – с.
Ход урока.
Изучение нового:
1 . Слово учителя:
Сегодня мы будем говорить о приставках, которые оканчиваются на з – с. Это следующие приставки (обращение к табличке):
Раз – рас
Без – бес
Из – ис
Вз – вс
Низ - нис
Произнесём эти приставки. Как они произносятся? Что мы слышим на конце приставок? (с).
Можно ли правильно писать эти приставки со словами, опираясь лишь на произношение? По слуху?
Чему мы должны научиться на уроке?
(Знать, когда на конце приставки пишется з, а когда – с.)
2. Запись темы урока. Наблюдение за словами (на доске).
- В чём состоит основное правило правописания приставок?
Обратите внимание на графическое обозначение орфограммы.
- разжать – расширить;
- безграничный – бескрайний;
- избить – испить;
- вздрогнуть – восходить
- возгордиться – воскликнуть;
- низвергать – нисходить.
- Каково лексическое значение последних слов?
- От чего зависит написание буквы з – с на конце приставки? (от того, какая буква стоит после приставки).
- Что вы можете сказать о звуках ж, г, б, д, в?
- А какие звуки ш, к, п, х?
Кто сформулирует правило? Когда в приставках на з – с пишется з, когда – с?
3. Формулирование правила учащимися.
Чтение по учебнику – с. 171.
Закрепление знаний, умений и навыков.
- Списывание с объяснением (с использованием алгоритма действий):
- Выдели в слове корень;
- Определи на слух, с какого согласного – звонкого или глухого – начинается корень;
- Установи по этому звуку, какую букву – з или с – следует писать на конце приставки.
Упр. 408 (устно: «по цепочке» - пропущенную букву вставить карандашом).
- Упр. 409 (один учащийся работает у доски).
- Работа в парах (по вариантам).
Задание по карточкам: вставить пропущенную букву «З или С»?
1 в. И (з, с)править ошибку, ра(з, с)жать руки, бе(з, с) ценный подарок, ра(з, с) гадать загадку, в(з, с)бежать по лестнице, ра(з, с)пустить нитки, в(з, с)порхнуть в окно.
2 в. И(з, с)следовать местность, ра(з, с)чистить площадку, во(з, с)противиться словам, ра(з, с)жигать костёр, ра(з, с)говориться с другом, в(з, с)бежать по лестнице, бе(з, с)звёздное небо.
1 в. – проверить, 2 в. - сверить с доской.
- Групповая работа (по карточкам).
Задание: Узнать слово по его лексическому значению.
Записать его, объяснить орфограмму.
1 группе:
- Движение с целью набрать скорость (разбег).
- Раздвоение дороги, ствола дерева (развилка).
- Солёная вода для засолки овощей (рассол).
- Полное поражение противника (разгром).
- Время перед восходом солнца (рассвет).
- Снять седло с лошади (расседлать).
- Синоним слова высыпать (рассыпать).
- Небольшое художественное произведение в прозе (рассказ).
- Свобода (раздолье).
2 группе:
- Беседа (разговор).
- Молодые растения, выращенные для пересадки (рассада.)
- Гардероб (раздевалка).
- Здравый смысл, способность правильно мыслить (рассудок).
- Синоним слова вышитый (расшитый).
- Расставание (разлука).
- Невнимательный, постоянно путающий что-либо (рассеянный).
- Быстро разрубить чем-либо острым (рассечь).
- Часть текста, выделенная заглавием или номером (раздел).
(ответы сверяются с доской).
- Коллективная работа.
Распределительный диктант – упр.411.
Записать слова в 2 колонки: а) с з на конце приставки;
б) с с на конце приставки.
(2 человека работают на закрытых досках.
Самопроверка: методом сличения с доской).
- Контрольное индивидуальное действие. (по карточкам).
Вставить нужную букву.
(Оценивается сразу).
Итог урока:
- С чем познакомились на уроке?
- Как пишутся приставки на з – с?
- Как оцениваете свою работу?
Оценки.
Д/з: стр. 69, упр. 412
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....