Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфологический разбор деепричастия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Морфологический разбор деепричастия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme.docx | 20.84 КБ |
prilozhenie.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме «Морфологический разбор деепричастия»
Цели деятельности педагога | Познакомить с порядком морфологического разбора деепричастия; развивать умение проводить морфологический разбор деепричастий |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать порядок морфологического разбора деепричастия; уметь производить морфологический разбор деепричастия Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соотвеетствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Личностные: формирование ответственного отношения кучению на основе мотивации к обучению и познании; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; проблемный метод; анализ языковых явлений; индивидуальная , групповая |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, нетбуки, мультимедийный проектор |
Образовательные ресурсы | |
Демонстрационный материал | Интерактивный тест, презентация по теме урока |
Основные понятия | Сравнительный анализ морфологических признаков |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД | Промежуточный контроль |
1.Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала | Вступительное слово
Для плодотворной работы на сегодняшнем уроке нам необходимо обобщить знания, полученные при изучении темы «Деепричастие». Для того, чтобы вы вспомнили пройденный материал, выполните тест с помощью нетбуков. Результаты теста запишите в листы самооценки, лежащие у вас на столах. (Приложение № 1) | Слушают учителя, участвуют в диалоге | Фронтальная | Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия, операции | Листы обратной связи |
2.Актуализация и проблемное учебное действие. Включение в систему повторения 3. Выявление места и причины затруднения | Обобщение ранее полученных сведений, оценивание работы Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа | Выполнение интерактивного теста по теме «Деепричастие» Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы. Закройте нетбуки и возьмите в руки таблицы, лежащие у вас на столах. Мы продолжаем работу над повторением. В данном задании вам необходимо сопоставить по морфологическим признакам однокоренные причастия и деепричастия, сравнить их, указать в чём сходство, а в чём между ними разница, ведь очень часто эти части речи путают. ( Приложение №2)
Сравните свою работу с таблицей на слайде. Возьмите зелёные ручки и исправьте допущенные ошибки, оцените свою работу в листе самооценки. Давайте подведём итог вашей работы и обобщим наши знания в кластере. Составляют кластер.(Приложение № 3) | Отвечают на вопросы теста Обдумывают ответы на вопросы, применяют к ана лизу деятельности причастия морфологические знания и умения, участвуют в диалоге с учителем. | Групповая Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности Регулятивные: оценивают свою работу, испрвляют ошибки | Практическая работа, оценивание своих знаний Устные ответы, задают вопросы для уточнения информации |
4. Целеполагание и построение выхода из затруднения | Беседа по вопросам | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися Скажите, какая информация об этой части речи вам запомнилась? Что заинтересовало? Какую темы мы ещё с вами не изучили, говоря о деепричастии ? Как вы думаете, почему морфологический разбор мы изучаем в конце темы? Давайте познакомимся с порядком морфологического разбора деепричастия. Откройте учебники на с.88-89 и познакомьтесь с порядком разбора. На слайде: План разбора Причастие. Пример: Мальчик, поглядывающий по сторонам… Деепричастие. Пример: Мальчик, поглядывая по сторонам, читает книгу 1. Обобщающее значение Признак предмета по действию: какой? Добавочное действие: что делая? Что сделав? 2. Морфологические признаки Признак глаг. ? Несов. вид, наст. время, неперех. Признак глаг. ? Несов. вид, неперех. Признак прилаг. ? Ром муж., ед. число, И.п Признак нареч. ? Неизменяем. 3.Синтаксическая роль Определение Обстоятельство | Слушают учителя, участвуют в диалоге | Фронтальная | Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, участвуют по плану | Задают вопросы |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | Предлагаются карточки с разноуровневым заданием . (Приложение № 4) Карточка 1. Выпишите из текста в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида. Произведите морфологический разбор выделенных деепричастий. Это полезно знать. Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что, вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора. Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок. Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе. Карточка 2. (1) Впервые я увид…л бурундучка в тайге, за Соликамском. (2) Маленький юркий пуш…стый к…мочек ск…тился с дер…ва испуганно повёл мордочкой направил на меня бусинки круглых глаз и смело пош..л к открытой банке консервов, возле которой л…жал недоеде(н,нн)ый кусок булки. (3) Это же бурундуч…к шепнул мне товарищ (4) Ещё раз взглянув на нас и убедившись в нашем миролюбии зверёк опустил свой острый носик в открытую банку, на дне которой было несколько кусочков сайры энергично пошев..лил тонкими, как детский волос, усиками. (5) Подняв мордочку и бр…згливо морщась он обн…жил острые зубки и прыгнул в сторону булки. (6) Хлебный дух пр…шёлся зверьку по вкусу. (7) С насл…ждением несколько секунд вдыхал он булочный …ромат, и вдруг быстро-быстро на щеках забегали пушистые сумочки. (8) Они ра…давались вширь с каждым дв…жением, словно зверёк надувал их дразня и посмеиваясь над нами. (9) Запасливый х…зяин сказал я | Принимают участие в работе. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Групповая, индивидуальная | Познавательные: читают, слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | Выполняют задания на карточках |
6. Закрепление с комментированием во внешней речи и проверкой по эталону | Обобщение полученных знаний. оценивание работы по эталону | Давайте обменяемся карточками, возьмём в руки зелёные ручки и проверим работы вашим товарищам. Ключи для проверки я вам сейчас выдам. | Оценивают работы одноклассников | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки | Оценивание учащихся за работу на уроке |
7. Включение в систему знаний и повторений | Обобщение полученных знаний. | Заполните листы самооценки. Всё сложите, скрепите и сдайте мне на проверку. Я перепроверю работы, суммирую баллы и выведу оценку, которая будет известна завтра. Записывают домашнее задание | Оценивают работы одноклассников | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Лист самооценки №2
Ф. И. _____________________
Моя успешность на уроке
Вид работы | Знак (! ? ᴖ) |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
Итоговый балл |
- На уроке я работал активно/пассивно
- Своей работой я доволен/недоволен
- Урок для меня показался коротким/длинным
- За урок я не устал/устал
- Мое настроение стало лучше/стало хуже
- Материал урока мне был понятен/непонятен
Полезен/бесполезен
Интересен/неинтересен
- Я понял тему урока и
смогу рассказать ее друзьям и родителям_________________________
- Я смогу применить полученные
знания в самостоятельной работе___________________________________
Достигли ли мы цели?___________________________________________
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
__________________________________________________________________
Приложение № 2
Сопоставьте однокоренные причастия и деепричастия.
План разбора | Причастие. Пример: Мальчик, поглядывающий по сторонам… | Деепричастие. Пример: Мальчик, поглядывая по сторонам, читает книгу | ||||
1. Обобщающее значение | Признак предмета по действию: какой? | Добавочное действие: что делая? Что сделав? | ||||
2. Морфологические признаки | Признак глаг. | ? | Несов. вид, наст. время, неперех. | Признак глаг. | ? | Несов. вид, неперех. |
Признак прилаг. | ? | Ром муж., ед. число, И.п | Признак нареч. | ? | Неизменяем. | |
3.Синтаксическая роль | Определение | Обстоятельство |
Приложение № 4
Выпишите из текста в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида. Произведите морфологический разбор выделенных деепричастий.
Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что, вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора. Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок. Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите из текста в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида. Произведите морфологический разбор выделенных деепричастий.
Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что, вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора. Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок. Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Впервые я увид…л бурундучка в тайге, за Соликамском.
- Маленький юркий пуш…стый к…мочек ск…тился с дер…ва испуганно повёл мордочкой направил на меня бусинки круглых глаз и смело пош..л к открытой банке консервов, возле которой л…жал недоеде(н,нн)ый кусок булки.
- Это же бурундуч…к шепнул мне товарищ
- Ещё раз взглянув на нас и убедившись в нашем миролюбии зверёк опустил свой острый носик в открытую банку, на дне которой было несколько кусочков сайры энергично пошев..лил тонкими, как детский волос, усиками. (5) Подняв мордочку и бр…згливо морщась он обн…жил острые зубки и прыгнул в сторону булки.
- Хлебный дух пр…шёлся зверьку по вкусу. (7) С насл…ждением несколько секунд вдыхал он булочный …ромат, и вдруг быстро-быстро на щеках забегали пушистые сумочки. (8) Они ра…давались вширь с каждым дв…жением, словно зверёк надувал их дразня и посмеиваясь над нами.
(9) Запасливый х…зяин сказал я
- Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, в том числе при прямой речи, раскройте скобки.
- Докажите, что это текст.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Озаглавьте текст.
- Определите стиль текста. ______________________________________________________________________
- Составьте план текста
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выпишите из текста все деепричастия и произведите их морфологический разбор
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, которая отделяет деепричастный оборот.
Ещё раз взглянув на нас и убедившись в нашем миролюбии,(1) зверёк опустил свой острый носик в открытую банку,(2) на дне которой было несколько кусочков сайры,(3) энергично пошев..лил тонкими,(4) как детский волос,(5) усиками.
- Подчеркните в предложениях 5 и 8 деепричастные обороты как члены предложения.
- Разберите по членам предложение 6.
- Выполните морфемный и фонетический разбор слова миролюбие
Приложение № 3 Кластер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Деепричастие"
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Деепричастие, тип урока - повторительно-обобщающий. Составлена на основе требований ФГОС.Представлены методы работы по формированию УУД....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.
Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме :"Употребление деепричастий в речи"
Урок, построенный по новым требованиям ФГОС с использованием различного литературного материала для развития интереса у детей....
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе. Тема:" Понятие о деепричастии"
Описаны планируемые результаты, педагогические задачи, деятельность учителя и учеников...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. "Синтаксический разбор простого предложения"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОСУрок 109. Синтаксический разбор простого предложения...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. "Деепричастие".
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие и деепричастие" (урок-закрепления)
Представлен урок русского языка по теме "Причастие и деепричастие", на котором во время уроков отрабатываются знания благодаря ЦОР...