Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема урока: Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Автор, разработчик | Акыева Марина Руфимовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №105 г.о. Самара |
Предмет | Русский язык (рабочая программа составлена на основе ФГОС. Рабочей программы основного общего образования по русскому языку 5-9 кл. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. М., Просвещение,2011 |
Класс | 6 класс |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Технология урока | Технология проблемного обучения |
Тема | |
Учебник | Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2-х частях. Часть 2-я. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М., Просвещение,2013. |
Цель | Формирование орфографических умений и навыка по правописанию гласных в суффиксах глаголов. |
Задачи | Обучающая: познакомить с правописанием суффиксов –ова- -ева-, -ива- -ыва-; дать понятие об условии выбора орфограммы; закрепить навыки правописания личных окончаний глагола; отработать навыки правописания на практике; закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий. Развивающая: развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину, способность к самоанализу. |
Основные термины, понятия | Морфема, орфограмма, текст, тема текста, тип речи |
Планируемые результаты | Личностные УУД: -овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Регулятивные УУД: -проговаривание последовательности действий на уроке; -работа по схеме, осуществление самоконтроля. Познавательные УУД: -формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы; -построение логической цепи рассуждений; -выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: -умение слушать и понимать речь других; -формулирование и аргументация своего мнения и позиции; -умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. |
Формы работы | В парах, индивидуальная, фронтальная |
Ресурсы | -Учебники -рабочие листы -тексты -ноутбук, проектор -словари -карточки с заданиями |
Ход урока
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Орг.момент Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. 1 мин | Организация учащихся, включение в деловой ритм У: здравствуйте, ребята! Садитесь. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок | Л: положительное отношение к учебной деятельности |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | У: ребята, на одном из последних уроков вы писали сочинение. Помните? И вот, когда я проверяла ваши работы, обратила внимание на следующее. Одно слово некоторыми учениками было написано по-разному. Посмотрите! ( слайд 2): Папа рассказОвал мне, как учился в школе. Дедушка рассказЫвал о войне. Ветераны рассажИвались в зале. Гости рассажЕвались по местам. В какой морфеме затруднение? (слайд 3) Попробуем разобраться? Какие у вас есть предположения? Какой суффикс нужно писать в этом глаголе? –ова- или –ыва-? -ева- или –ива-? |
Да Читают В суффиксе Да Высказывают мнения | Л: мотивация, П: построение логической цепи рассуждений К: планирование сотрудничества с учителем и классом |
3.Постановка учебной задачи. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. | Знаете, какую гласную нужно писать? Какая же тема нашего урока? Да, правописание гласных в суффиксах глаголов. Возьмите ваши рабочие листы, подпишите их, запишите тему нашего урока. (слайд 4 - тема урока) Какая проблема возникла? (слайд 5) | Нет Гласные в суффиксах глаголов. Выяснить, когда в суффиксах глаголов пишутся буквы и-ы, а когда – о-е. | П: формулирование проблемы Р: целеполагание К: умение выражать свои мысли, сравнивать разные точки зрения |
4. Построение проекта выхода из затруднения. («открытие» учащимися нового знания) Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Как будем решать проблему? Какие учебные задачи поставим перед собой? Какие действия будем выполнять? В рабочих листах найдите задание № 1. Что вы видите? (на листах пары глаголов: Советовать-советовал Горевать-горевал Отплясывать-отплясывал Раскрашивать-раскрашивал) Поработайте в парах. (слайд 6) Определите вид глаголов, время, число, лицо/род. Выделите суффиксы глаголов Понаблюдайте за данными глаголами. Что вы заметили? Как вы думаете, для чего мы это выясняли? Каких именно суффиксов? Образуйте от данных глаголов форму 1лица единственного числа настоящего и будущего времени и запишите в 3-й и в 4-й столбик. Какое местоимение вам поможет? Что получилось? Понаблюдайте за глаголами. Что заметили? Что произошло с суффиксами, когда вы изменили глагол? Какой вывод можно сделать? Кто не согласен? Есть другие мнения? Подумайте, как в виде схемы можно показать данное правило? Выполните задание №2 на рабочих листах. Поработайте в парах. (слайд 7 с примерной схемой) Откройте учебники на странице 136. Может, мы с вами что-то упустили из виду? Сверим наш вывод с правилом. Обратите внимание, как выделяется новая орфограмма. (слайд 8 с орфограммой) Мы что-то упустили? | Будем наблюдать за разными глаголами, анализировать, сравнивать, делать выводы. Глаголы. Работают в парах Выделяют В каждой паре одинаковые суффиксы (ова-ова, ева-ева, ыва-ыва, ива-ива) Чтобы узнать, от чего зависит выбор гласной в суффиксе глагола. Ова-ева,ива-ыва. я (записывают): советую, горюю, накладываю, раскрашиваю; они заканчиваются на –ую,-юю, -ываю, -иваю. суффиксы ова-ева в настоящем времени изменились, а суффиксы ива-ыва не изменились. Отвечает каждая пара: Если в наст. вр. глагол оканчивается на ую-юю, то в неопр.форме и в пр.вр. напишем ова-ева. Если в наст.вр. глагол оканчивается на иваю-ываю, то суффикс не изменится – ыва-ива. Согласны Предлагают варианты схем, работают в парах. Одну-две показывают на доске. Например: меняется на Ова-ева ую-юю 1л.ед.ч. Ыва-ива не меняется Еще раз проговаривают вывод по схемам. Один ученик читает вслух. нет | П: анализ, наблюдение, самостоятельное создание способов решения проблемы Р: планирование, прогнозирование К: умение выражать свою точку зрения Р: контроль,коррекция К: сотрудничество с учителем и одноклассниками П: анализ,синтез,построение логической цепи рассуждений |
5.Первичное закрепление во внешней речи. Работа по учебнику. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. Цель: сменить вид деятельности. | Посмотрите упражнение 579 на стр.136. разберем его устно, комментируя выбор гласной в суффиксе глагола. ФИЗМИНУТКА Немного отдохнем? Руки кверху подними, А потом их опусти, А теперь их разверни, И к себе сильней прижми. Плечами поводи, Головой покрути, А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. Хорошо было похлопывать, ребята? А какая орфограмма есть в слове «похлопывать»? Еще раз повторим, какое открытие мы сделали. Скажите, а теперь поможет вам правило решить проблему с написанием глагола в ваших сочинениях? сможем написать правильно? | По одному слову каждый ученик объясняет. Проговаривают правило. Сможем! Те, кто допустил ошибку в слове рассказывал, объясняют, записывают слова на доске, выделяют орфограмму. | К: умение правильно строить свое высказывание, аргументация своего мнения |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Кто хочет попробовать выполнить задание самостоятельно? Задание №3 на ваших рабочих листах. (по вариантам) Поставь глаголы в форму 1л.ед.ч. н.вр. Выделите новую орфограмму. ( слайд 9 – с ответами) Проверьте, как справились с заданием. Есть вопросы? | Все Работают самостоятельно по вариантам. Самопроверка | Р: осуществление самоконтроля, проговаривание про себя последовательности действий. П: анализ информации в соответствии с поставленной задачей Л: самоопределение |
7. Включение в систему знаний и повторение. | А сейчас, ребята, задание посложнее. Поработаем с текстом. (слайд 10) Задание №4 на рабочих листах. Прочитайте. Беседа по тексту. О чем текст? Озаглавьте текст. Разделите текст на абзацы. Почему именно так разделили текст? что можно сказать о мальчике? О его учебе? Почему он не пошел гулять с друзьями? Как вы понимаете слово «осенило»? проверим по словарю? это слово однозначное или многозначное? В каком значении здесь употреблено? Как можно охарактеризовать семью в целом? приведите примеры из текста. Как вы думаете, что произошло дальше? Посмотрите, что предлагает автор. (на отдельных листах-последний абзац, 1 лист на парту). Удалось мальчику порадовать родителей? Докажите примерами из текста. Молодцы! А теперь поработайте самостоятельно в ваших рабочих листах, выполните задания к данному тексту. Закончили работу? Поменяйтесь листами. Взаимопроверка Даю карточки с правильными ответами. Оцените работу друг друга. | Читают текст озаглавливают делят объясняют Ищут значение слова в словаре Приводят примеры Предлагают варианты Читают в парах Приводят примеры Работают самостоятельно оценивают | К: учет разных мнений, планирование работы учебного сотрудничества П: смысловое чтение |
8. Рефлексия. Домашнее задание. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Ребята, сегодня мы с вами много работали. Какую проблему мы решали? (слайд 11) Решили мы эту проблему? Подсчитайте количество баллов, которые вы набрали за урок. Поставьте себе оценку. Домашнее задание предлагаю вам по выбору: (слайд 12) 1.мини-сочинение на тему «Чем я могу порадовать своих родителей?» с использованием изученной сегодня орфограммы; 2. записать по 5 слов с суффиксами ова-ева, ива-ыва; 3.упр.580. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Закончите предложения (на рабочих листах): На уроке я работал…. Урок показался мне… Домашнее задание кажется …. Своей работой я…. Сдайте ваши рабочие листы, я проверю вашу работу. Буду рада, если наши оценки совпадут. Спасибо за урок! | Выясняли, какие гласные пишутся в суффиксах глаголов Да Считают баллы, выставляют оценки Записывают в дневники домашнее задание Пишут Сдают листы | П: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Л: самооценка на основе критерия успешности К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения Р: оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...