Конспект урока русского языка в 9 классе по учебнику авторов: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Бурдина Татьяна Викторовна

Урок 12. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения (§ 9).Интонация сложного предложения (§ 10)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с назначением знаков препинания в сложном предложении, употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений, графическими способами их обозначения; 2) научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения, составлять схемы сложных предложений, уметь интонационно правильно читать указанные сложные предложения, интонационно правильно строить сложные предложения из указанных простых, составлять графические интонационные схемы сложных предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 9 классе по учебнику авторов: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова

учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ № 12

г.Балаково Саратовской области

Бурдиной Татьяны Викторовны

Урок 12. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения (§ 9).Интонация сложного предложения (§ 10)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с назначением знаков препинания в сложном предложении, употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений, графическими способами их обозначения; 2) научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения, составлять схемы сложных предложений, уметь интонационно правильно читать указанные сложные предложения, интонационно правильно строить сложные предложения из указанных простых, составлять графические интонационные схемы сложных предложений.

I. Повторение правописания гласных в личных окончаниях глаголов.

Проецируется текст с заданием: спишите, вставьте пропущенные гласные в личных окончаниях глаголов. Аргументируйте постановку запятых.

ЕЩЁ ТРОЙКА

Тройка мчится, тройка скач..т,

Вьётся пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плач..т,

И хохоч..т, и визжит.

По дороге голосисто

Раздаётся яркий звон,

То вдали отбрякн..т чисто,

То застон..т глухо он.

Словно леший ведьме втор..т

И аука..тся с ней,

Иль русалка таратор..т

В роще звучных камышей.

(П. А. Вяземский)

II. Изучение нового материала.

1. Учащиеся исследуют материал на с. 30, § 9, и отвечают на вопросы.

— Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?

— В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких — выделяют части сложного?

Действия учителя: в процессе исследования материала на с. 30 предлагает учащимся рассмотреть таблицу «Знаки препинания в сложных предложениях» (упр. 53).

2. Девятиклассники приходят к выводу, что знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

3. Далее учащиеся читают теоретический материал нас. 30—31.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 54 на с. 31 выписываются предложения в следующем порядке: а) с разделительными знаками препинания; б) с выделительными знаками препинания.

2. В упр. 53 рассматривается таблица, ученики подтверждают ответ примерами из диктанта в упр. 55, составляют сложные предложения, делают устное сообщение на тему «Знаки препинания в сложных предложениях.

IV. Материал для наблюдений на с. 32, § 10.

Учащиеся сравнивают по интонации простые предложения и сложное, далее читают выразительно отрывок из стихотворения Н. М. Рубцова на с. 32, наблюдают затем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение () и понижение тона ().

Девятиклассники отвечают на вопросы:

— С какой интонацией произносится каждая из частей сложного предложения?

— Обладает ли каждая из этих частей интонацией конца предложения, или эта интонация присуща только концу всего сложного предложения?

— В каких случаях интонация выступает грамматическим средством связи простых предложений в сложном самостоятельно, а в каких — одновременно с союзом?

Учащиеся делают вывод: интонация сложного предложения имеет три основных элемента: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное снижение голоса к концу предложения. Интонация вместе с союзами или без них соединяет отдельные простые предложения в единое целое, поэтому она и является средством связи в сложном предложении.

Читается вслух теоретический материал на с. 33.

V. Закрепление материала и проверка понимания темы.

1. Учащиеся выполняют упр. 56 (составляют сложные предложения из данных простых с помощью нужного по смыслу союза и без него).

Действия учителя: обращает внимание на то, с какой интонацией учащиеся будут произносить каждую из частей сложного предложения. Один учащийся выразительно читает сложные предложения, другие наблюдают, с какой интонацией он произносит каждую из частей сложного предложения, следят за повышением и понижением голоса, оценивают умение в произношении сложных предложений.

2. В упр. 57 учащиеся читают сложные предложения, учитель обращает внимание на произношение каждой из частей сложного предложения: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное понижение голоса к концу предложения. Далее девятиклассники составляют схемы сложных предложений, показывая графически особенности интонации.

VI. Подведение итогов урока. Выясняется, как ученики поняли материал, просьба сделать вывод о функциях знаков препинания в сложных предложениях, об особенностях интонации сложного предложения.

VII. Домашнее задание:

а) выучить теоретический материал на с. 30—31, § 9, и с. 33, § 10;

б) первая группа учащихся выполняет упр. 58;

в) вторая группа (более подготовленная) выполняет упр. 59;

г) повторить теоретический материал по теме 4 Сложное предложение (§ 7—10), подготовиться к зачёту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Рабочая программа. Русский язык. 7 класс (М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская)

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к ...

Урок русского языка 8 класс по учебнику М.Т.Разумовской

На данно уроке учащиеся знакомятся с жанром портретного очерка, особенностями композиции, его составными частями....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 3 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой

Данный конспект разработан к уроку русского языка в 3 классе "УМК Школа России" по учебнику Т.Г.Рамзаевой. Тема урока: "Сочинение по серии картинок". Работа проводится по упражнению 138 на странице 64...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

конспект урока русского языка 6 класс под ред Ладыженской по ФГОС

Данный коспект урока поможет учителю построить урок в соответствии с ФГОС...